Психофизиологичсекие особенности спортсменов-бильярдистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования являлось выявление параметров произвольного внимания и сенсомоторных способностей, позволяющих прогнозировать рост уровня спортивного мастерства.
Для этого решались следующие основные задачи:
1. Описать параметры произвольного внимания и сенсомоторных способностей и выделить психодиагностические методики для их измерения.
2. Исследовать параметры произвольного внимания и сенсомоторных способностей с помощью психодиагностических методик у бильярдистов разного уровня спортивного мастерства.
3. Выявить наиболее достоверные параметры для прогнозирования дальнейшего роста уровня спортивного мастерства.
4. Предложить для практического использования набор психодиагностических методик, позволяющий прогнозировать дальнейший рост уровня спортивного мастерства.

Содержание работы

Введение 2
1. Обзор литературы 5
Психофизиологическая характеристика бильярдного спорта (русский бильярд) 5
2. Организация и методики исследования 13
3. Результаты и обсуждение 16
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

328000.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

Спортивные интересы всегда играли большую роль в развитии любого общества. В XX веке роль этих интересов возросла чрезвычайно. Последнее десятилетие внесло существенные изменения в отношении многих людей к занятиям физическими упражнениями и спортом. Появился целый ряд новых, нетрадиционных видов спорта и оздоровительной деятельности. Новая социальная дифференциация, изменение образа жизни многих социальных групп, приводит к распространению так называемого гедонистического представления о жизни, согласно которому работа рассматривается как источник средств для использования досуга, а свободное время призвано служить не только для подготовки к новому рабочему дню, но и для удовлетворения личных потребностей человека.

Занимающиеся физическими упражнениями и спортом в этом случае не ставят перед собой цели достижения спортивных результатов, а получают в процессе занятий возможность общения, улучшения самочувствия, снятия стресса, агрессивности, улучшения настроения и т.п. Есть виды спорта и физической активности, которые сочетают в себе возможности и отдыха, и общения, и психологической разгрузки, и многое другое. Именно многофункциональность игры в бильярд, её стремительное развитие и распространение заслуживает того, чтобы быть предметом исследования с разных точек зрения: социально-экономической, культурологической, социологической, социально-педагогической, а также исторической.

Бильярд широко распространен и весьма популярен во многих странах мира. Невозможно подсчитать количество людей, увлекающихся теми или иными разновидностями этой игры. В данном виде спорта проводятся соревнования самого различного масштаба. Организована и действует Всемирная конфедерация бильярда. Недавно бильярд признан олимпийским видом спорта [1]. Вполне возможно, что бильярд скоро будет включен и в программу Олимпийских игр.

В бывшем СССР на протяжении многих лет бильярд несправедливо притеснялся как вид игорного бизнеса, однако бильярдный спорт всегда имел очень большое число почитателей, особенно его русский вариант.

Сегодня в нашей стране заметно изменилось отношение к бильярду не только как к виду спорта, но и как к одному из средств активного отдыха. Правда, справедливости ради отметим, что из всех дисциплин в бильярдном спорте у нас наиболее представлен русский пул. В то же время в мировом масштабе, особенно в Англии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке и др., снукер – самая популярная игра [1, 2, 3, 4]. Например, во время чемпионата Европы 1984 года в Лондоне телевидение освещало поединки ежедневно по 10 часов.

Бильярдный спорт развивает умственные способности, внимание, умение логически мыслить, умение быстро принимать осознанные решения, аккуратность, собранность, интуицию. Помимо всего вышеперечисленного бильярд развивает и физическую выносливость, так как человек может в среднем проходить около 3-х километров во время одного тренировочного занятия. Также бильярд укрепляет мускулатуру рук и ног.

Бильярд развивает глазомер, улучшает зрение и учит умению рассчитывать траекторию, пространственному воображению и психологическому общению.

Бильярдный спорт – это игра, где мастерству нет предела. В этом виде спорта можно постоянно совершенствовать свое мастерство, причем возраст при этом не имеет никакого значения.

Современный бильярд предъявляет свои особые требования к психофизиологическим особенностям спортсмена. Поэтому изучение роли психофизиологических характеристик является одним из актуальных вопросов прогнозирования уровня спортивного мастерства. Выделение таких характеристик, из общего числа и использование при отборе спортсменов может повысить эффективность отбора. Все вышесказанное обуславливает важность поиска оптимальных путей прогнозирования уровня спортивного мастерства в бильярде. Этим объясняется актуальность исследования.

Целью настоящего исследования являлось выявление параметров произвольного внимания и сенсомоторных способностей, позволяющих прогнозировать рост уровня спортивного мастерства.

Для этого решались следующие основные задачи:

1. Описать параметры произвольного внимания и сенсомоторных способностей и выделить психодиагностические методики для их измерения.

2. Исследовать параметры произвольного внимания и сенсомоторных способностей с помощью психодиагностических методик у бильярдистов разного уровня спортивного мастерства.

3. Выявить наиболее достоверные параметры для прогнозирования дальнейшего роста уровня спортивного мастерства.

4. Предложить для практического использования набор психодиагностических методик, позволяющий прогнозировать дальнейший рост уровня спортивного мастерства.

 

1. Обзор литературы

Психофизиологическая характеристика бильярдного спорта (русский бильярд)

 

Среди всего  спектра средств двигательной активности, которые пользуются популярностью, благотворно влияют на уровень физического  и психического состояния и интересны, эмоционально окрашенными рекреационными занятиями выделяют бильярд. Среди его видов пул занимает место массового, благодаря своей динамичности, широкому арсеналу выбор игр, доступности овладение его технико-тактическими основами. Но экспериментальные исследования в этой области посвящены в основном исследованием методических особенностей организации спортивной подготовки бильярдистов и не рассматривались с точки зрения рекреации.

Тренировки по бильярдному спорту проходят в закрытых помещениях –  бильярдных клубах, внешние условия  однообразны, что угнетающе действует на психику спортсмена. Спортсмен-бильярдист пользуется таким спортивным инвентарем как: кий, мел, машинка, удлинитель, треугольник и т.д. [5]

Из-за того, что шары белого цвета, а не цветные как, например, в американском пуле, то это может привести к монотонии.

Соревнования зачастую, в отличие от Чемпионатов мира и Чемпионатов Европы, проходят в бильярдных клубах, где зрители могут непосредственно влиять на спортсменов, как психологически, так и физически. Зрители оказывают влияние на психику спортсмена, как положительно – болеют за этого бильярдиста, отрицательно – болеют против спортсмена, так как часто снижают уверенность. В день соревнований может проходить от 1 до 6-7 встреч. Между встречами перерыв может составлять от 15 минут до нескольких часов и более в зависимости от количества участников и от класса их игры. Длительность соревнований составляет в среднем от 7 до 9 часов, но бывали случаи, что соревнования и до поздней ночи. Длительные состязания могут привести к сильной физической и психической усталости.

По правилам соревнований бильярдисту отводится 45 секунд на удар. Этот лимит может вызвать повышенную напряженность спортсмена. В день соревнований может проходить от 1 до 6-7 встреч. Между встречами перерыв может составлять от 15 минут до нескольких часов и более в зависимости от количества участников и от класса их игры. Длительность соревнований составляет в среднем от 7 до 9 часов, но бывали случаи, что соревнования и до поздней ночи. Длительные состязания могут привести к сильной физической и психической усталости. Соревнования зачастую, в отличие от Чемпионатов мира и Чемпионатов Европы, проходят в клубах, где зрители могут непосредственно влиять на спортсменов, как психологически, так и физически. Зрители оказывают влияние на психику спортсмена, как положительно – болеют за этого бильярдиста, отрицательно – болеют против спортсмена, так как часто снижают уверенность [2].

В бильярде достаточно высокая конкуренция, так как постоянно показывать хорошие результаты в течение даже месяца очень тяжело.

Бильярд как вид спорта развивается быстро. Сегодня ты выполняешь удар, который никто не умел делать, а завтра этот удар выполняют все.

Оценка деятельности спортсмена является достаточно объективной  - забитый шар. Это положительно влияет на психику спортсмена, придает ему уверенность, но может влиять и отрицательно – появляется самоуверенность, в результате чего появляются ошибки в технике, спортсмен перестает контролировать игровую ситуацию.

Бильярд характеризуется сравнительно простой координацией. Для бильярда характерно большое количество разных по характеру движений и действий. Этот вид спорта не является травмоопасным, так как спортивные травмы возникают редко из-за неправильной разминки или её отсутствия, неправильного выполнения удара.

Наиболее важными физическими качествами являются сила (дозированная) и выносливость. В бильярде играют важную роль специализированные ощущения и восприятия, такие как зрительные, мышечно-двигательные, которые позволяет рассчитать силу и точность удара, оценить ситуацию. Большое внимание уделяется антиципации, которая позволяет предугадать, спрогнозировать расклад шаров. Также формируются волевые качества, такие как целеустремленность, решительность, упорство, терпеливость, самообладание, смелость.

Среди причин неудачного выступления можно выделить неуверенность, низкую самооценка, эмоциональную неустойчивость, тревожность, агрессивность, страх перед соперником или конкретным ударом, что будет составлять слабую психическую подготовленность спортсмена-бильярдиста [1].

Современная техника бильярда включает в себя множество компонентов, среди  которых центральное место занимают технические приемы контроля и управления битком (накат, плоский удар, оттяжка). Уникальность лобового плоского удара  заключается в том, что предполагаемое положение битка после соударения с прицельным шаром известно заранее с точностью до миллиметра, - это дает возможность измерить погрешность выполненного удара (отклонения в направлении и скорости движения битка относительно заданных условий).

Для успешного ведения игровой деятельности необходимо правильно подбирать соотношение высоты удара и придаваемой битку начальной поступательной скорости, которое в полной мере характеризуют предложенные нами показатели (плотность удара, состояние битка в момент соударения с прицельным шаром, погрешность по резке).

В бильярдном спорте результативность любого удара во многом определяется прямолинейностью ударно-махового движения; она закладывается уже на стадии разминочных маховых движений, поэтому  необходимо обеспечить их точность в горизонтальной плоскости, сводя отклонения от линии прицеливания к минимуму.

Совершенствование технического мастерства занимает одно из центральных мест в системе многолетней подготовки спортсменов и является актуальной научно-практической задачей современного бильярдного спорта. Техническое мастерство характеризуется степенью овладения спортивной техникой, обеспечивающей достижение высоких результатов с наименьшими затратами сил и энергии, которая не существует в универсальной форме: она вырабатывается в соответствии со стандартом, а затем преобразуется в решающей зависимости от способностей спортсмена, уровня развития его физических и психических качеств [13].

Совершенствование технического мастерства осуществляется поэтапно, и на каждом этапе необходимо получать объективную информацию о технической подготовленности спортсмена с учетом как его индивидуальных возможностей, так и общих закономерностей становления мастерства в конкретном виде спорта, это выступает важным условием рационального построения тренировочного процесса, подбора средств педагогического воздействия, планирования соревновательной деятельности и задания целевых ориентиров.

Для обоснованных суждений о техническом  мастерстве учитывают ряд показателей, качественно и количественно описывающих состояние техники, все их многообразие невозможно оценить достаточно оперативно с привлечением ограниченного числа специалистов, поэтому среди них следует выбирать такие, взаимосвязь динамики которых послужит основой для более эффективного управления технической подготовкой.

Несмотря на большое количество учебной и методической литературы, в бильярдном спорте до сих пор  отсутствует единое понимание техники  бильярда: отдельные ее компоненты не находятся в логической взаимосвязи, представляются независимо друг от друга и не образуют систему, что подтверждается результатами опроса в форме бесед с ведущими российскими пулистами и тренерами. Очевидно, что для целостной характеристики техники ключевое значение имеет структурирование разнообразного по составу объема технических элементов, приемов и способов их выполнения, обеспечивающих наиболее успешное решение игровых задач.

Психологические особенности игры в бильярд, как и других спортивных игр, зависят от объективных условий самой игры, а также от индивидуальных особенностей ее участников. К объективным условиям относятся: само содержание игры, ее общепринятые правила, установленные границы поля действий игроков, число участников и так далее. Этими условиями определяются: двигательное содержание навыков бильярдистов, требования пространственной ориентации, характер реагирования, особенности внимания, особенности тактического мышления, требования к проявлению волевых качеств, осмысление игровых действий. Вместе с тем от индивидуальных особенностей участников зависят динамика игры, ее стиль, результативность, темпераментность, эмоциональность и ряд других психологичных особенностей. Бильярд как вид деятельности характеризуется широким диапазоном решения технико-тактических и психолого-педагогических задач, что придает ему творческий, познавательный характер. Процесс совершенствования в бильярде включает значительную часть жизни, требуя больших физических, нервно-психических и интелектуальных ресурсов. Эффективность процесса немыслима без целенаправленной, целесообразной мотивации [4].

Технико-тактические особенности бильярда предъявляют немалые требования к свойствам личности спортсмена. Данный вид спорта представляет собой сложно координированную деятельность в вариативных ситуациях. Неопределенность условий игровой деятельности осложнена жестким лимитом времени и малой информативностью действий соперника, что предопределяет сложность технико-тактических задач, непрерывно решаемых спортсменом в ходе встречи. Чрезвычайная динамика соотношения в счете, чередование фаз успеха и неудачи, необходимость демонстрировать активную наступательную игру, рисковать в ситуациях повышенной значимости определяют высокий эмоциональный фон деятельности. Специфическая структура бильярда характеризуется тем, что ситуация перед каждым новым ударом воспринимается как предстартовое состояние, способное оказать мощное стрессогенное воздействие на организм спортсмена.

Информация о работе Психофизиологичсекие особенности спортсменов-бильярдистов