Психофизиологичсекие особенности спортсменов-бильярдистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования являлось выявление параметров произвольного внимания и сенсомоторных способностей, позволяющих прогнозировать рост уровня спортивного мастерства.
Для этого решались следующие основные задачи:
1. Описать параметры произвольного внимания и сенсомоторных способностей и выделить психодиагностические методики для их измерения.
2. Исследовать параметры произвольного внимания и сенсомоторных способностей с помощью психодиагностических методик у бильярдистов разного уровня спортивного мастерства.
3. Выявить наиболее достоверные параметры для прогнозирования дальнейшего роста уровня спортивного мастерства.
4. Предложить для практического использования набор психодиагностических методик, позволяющий прогнозировать дальнейший рост уровня спортивного мастерства.

Содержание работы

Введение 2
1. Обзор литературы 5
Психофизиологическая характеристика бильярдного спорта (русский бильярд) 5
2. Организация и методики исследования 13
3. Результаты и обсуждение 16
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

328000.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

Анализ результатов проведенных исследований, представленный в табл. 1 свидетельствует, что общая оценка скорости реакции на двигающийся объект составляет 0,399 ± 0,076 усл. ед. Разброс этого показателя в исследуемой группе бильярдистов составляет 192,6 %. Это свидетельствует о значительных индивидуальных особенностях данной реакции у спортсменов.

Таблица 1

 

Другой вид двигательной реакции – скорость простой зрительно–двигательной реакции так же свидетельствует о значительном индивидуальном разбросе изучаемого показателя (рис. 4). Так, лучшее время реакции варьирует на 205,8 % усл. ед. В то же время среднее время реакции группы испытуемых отличается значительно меньшим диапазоном разброса (114,1 %). Таким же разбросом характеризуется разброс между оценкой наилучшего времени и среднего времени реакции – 114,7 %. И хотя средние данные расположены весьма близко коэффициенты, вариативности свидетельствуют о том, что вариации наилучшего времени реакции почти в 4 раза больше, чем средние реакции.

Рис. 4. Время простой зрительно–двигательной реакции у бильярдистов

 

Результаты статистического анализа третьего временного показателя – времени сложной двигательной на «цвет», «форму» и «цвет + форма» представлены на рис. 5.

Рис. 5. Время сложной зрительно-двигательной реакции на «цвет», «форму» и «цвет + форма» у бильярдистов

 

Как свидетельствую представленные данные, время сложной зрительно-двигательной реакции возрастает в такой последовательности раздражителей:

- время реакции на «цвет» раздражителя,

- время реакции на «форму» раздражителя,

- время реакции на «цвет + форма» раздражителей.

Такие изменения можно описать с мощью уравнения (3) регрессии 1-й степени в виде:

y = 35,9x + 277,7

при R2 = 0,9227;

где:

y – время простой зрительно-двигательной реакции группы бильядистов, мс;

x – время простой зрительно-двигательной реакции группы бильярдистов на определенный раздражитель, мс.

Приведенное уравнение представляет собой регрессионную модель изучаемого показателя и свидетельствует, что с коэффициентом правдоподобия 0,9227 может утверждать, что с возрастанием сложности раздражителя время выбора (время сложной реакции) также линейно возрастает.

Полученные данные позволяют проверить это допущение следующим образом. Необходимо сравнить данные между простой и сложной зрительно-двигательной реакциями (рис. 6).

Рис. 6. Сравнение времени простой и сложных зрительно-двигательных реакций на «цвет», «форму» и «цвет + форма» у бильярдистов

 

Как видно из представленных на рис. 6 данных наша регрессионная модель работает вполне удовлетворительной подтверждает пропорциональную зависимость между сложностью объекта выбора при зрительно-двигательной реакции и временем этой реакции. Причем, если между временем простой реакции и длительностью сложных реакций установлено статистически достоверное различие, то между длительностью различных сложных реакций такого различия не выявлено. Это обстоятельство так же свидетельствует об индивидуальном характере реакций на сложные раздражители. И в этом направлении было бы желательно провести углубленное исследование на более репрезентативной группе спортсменов.

Следующие результаты показывают особенности проявления очень важного в бильярде «темного мышечного чувства» на основе так называемой проприорецепции. Специфической особенностью исследования было то, что и пространство и время репродукции движения задавалось заранее и испытуемый (в соответствии с условиями опыта) мог провести определенный тренинг.

Анализ полученных данных показывает (рис. 7), что точность репродуцируемых параметров сравнительно не высока – в среднем по группе при репродукции:

- пространства – 0,229 ± 0,123 усл. ед.;

- времени – 0,229 ± 0,26;

- интегральной оценке – 0,245 ± 0,154.

И это при сравнении с идеальной оценкой, которая составляет 1,0 усл. ед. Другими словами – точность воспроизведения заданных параметров движения составила только 22,9 % при оценке пространства и времени, и при интегральной оценке – 24,5 %.

Таким образом, ошибки достигали 77,1 % при воспроизведении пространства и времени и 77,5 % – по интегральной оценке этих параметров.

Рис. 7. Среднегрупповые оценки точности репродукции заданного пространства в заданном времени (усл. ед.) бильярдистов

 

Данные свидетельствуют, что установлена недостоверная тенденция лучшего (более точного) выполнения временного параметра движения.

Следует обратить внимание и на то, что при задании спортсменам воспроизводить пространственную компоненту длиной 100 мм они, в среднем по группе, делали 135,2 мм, т.е. переоценивали ее на 35,2 мм и, при этом, не чувствовали этой ошибочной оценки. Практически ошибка составляла 1/3 заданного пространства и это у весьма квалифицированных спортсменок для специальной деятельности, которых точность пространственной компоненты движения является доминирующей особенностью их технического мастерства.

Подобные оценки характерны и для оценки воспроизведения заданного времени. Отличие состояло в том, что спортсмены более чем трехкратно переоценивали заданное время. При необходимости выполнять движение за 100 мс, они делали движение за 345,3 ± 81,35 мс.

Таким образом, мы вновь наблюдаем те же закономерности – а именно:

- невысокую точность репродукции заданных параметров движения,

- преимущественную переоценку, как времени, так и пространства,

- высокую индивидуальную вариативность при точном воспроизведения простейшего произвольного движения.

Последний, проведенный нами тест, позволял оценить особенности проявления различных показателей работоспособности спортсменов. Результаты приведены на рис. 8.

Анализ изучаемых показателей свидетельствует о том, что наибольшая средняя частота (темп) движения составила 8,818 ± 0,874 движений в секунду. При этом коэффициент вариативности составил 9,91.

А диапазон индивидуальных показателей лежал в пределе от 7,5 до 10 движений в секунду. Как видно из данных, приведенных на рис. 8 и табл. 1 при проявлении максимально возможных способностей спортсмена вариативность индивидуальных показателей значительно уменьшается.

Рис. 8. Показатели общей работоспособности бильярдистов

Следует так же отметить, что между всеми приведенными на рис. 8 данными выявлено статистически достоверное различие.

Таким образом, теоретическим основанием, проведенных исследований, служила классическая теория координационных (информативных) двигательных способностей (КДС), рассматриваемых как интегративные психомоторные особенности, детерминированные функциями центральной нервной системы. Она позволяет, учитывая различия, происходящие в организации информации, выделить определенные группы форм регулирующих процессов, описывающих возможности в аспекте их точности, быстроты и подвижности. Они представляют интегрированный фундамент КДС, который позволяет одновременно описать и единство оперативных процессов (сенсорных, интеллектуальных) системы организации информации. Анализ этих процессов касается и психофизиологических особенностей так называемых реакций на движущийся объект, скорость простой, сложной реакций и реакций с выбором, различий типов зрительной и двигательной памяти, скорости единичного движения, максимальной частоте движений и сопротивляемости утомлению.

Данное исследования было проведено с использование батареи компьютерных тестов избранных психомоторных способностей бильярдистов высокой квалификации. По своей сущности эти тесты относились к группе показателей, которые позволяли оценить такие особенности восприятия движений как изменения поведения в ответ на изменение внешних условий. Эта способность может рассматриваться в контексте такого понятия, как подвижность нервных процессов. Это понятие включает в себя так же и такие подвижность нервных процессов играет существенную роль в процессе адаптации, и она связана с познавательными способностями человека.

Показано, что зрительно-двигательная координация составляет основу успеха в обучении бильярдистов. Это мнение весьма правдоподобно, т.к. в двигательной координации очень важным является способность точно оценивать пространственный параметр движения. При этом отражается способность устанавливать эффективные отношения между зрительными формами как способ ориентации положения своего тела и соперницы и одновременно расстояния между ними.

Направляющим эффектом проведенных исследований был поиск количественных оценок мышечной чувствительности (проприорецепции), а в данном случае чувства расстояния и времени. Эта способность имеет существенное значение для успешной борьбы в бильярде.

 

Заключение

 

Выводы

На основе анализа в процессе педагогических наблюдений и собственного опыта работы тренером по бильярду выявлены особенности процесса обучения основам пула в физкультурно-оздоровительных  занятиях, заключаются:

- в дифференциации учащихся  по группам, сходными по признакам и использовании методических рекомендаций по обучению технических элементов в пуле с учетом полового диморфизма;

- в использовании научно обоснованных  аутентичных специализированных  тестов из пула с целью педагогического  и психофизиологического контроля в процессе обучения основам бильярда;

- в эффективности предложенной  методики обучения технико-тактического  мастерства в пуле с рекомендацией  ее использования в физкультурно-оздоровительных  и спортивных занятиях пула.

- рассчитанные регрессионные модели работает вполне удовлетворительно, и подтверждают пропорциональную зависимость между сложностью объекта выбора при зрительно-двигательной реакции и временем этой реакции. При этом между временем простой реакции и длительностью сложных реакций установлено статистически достоверное различие, а между длительностью различных сложных реакций такого различия не выявлено. Это обстоятельство отражает индивидуальный характер реакций бильярдиста сложные раздражители.

 

 

Список литературы

 

  1. Балин, И.В. В мире бильярда / И.В. Балин. – СПб., 2002. – 480 с.
  2. Голуб, И. В. Прогностические критерии адаптационных способностей организма человевека к экстремальным средовым условиям / И. В. Голуб, В. И. Голуб, Я. В. Голуб // Сб. научн. основ физического воспитания и спортивной тренировки Республиканский сборник научных трудов по проблеме высшего спортивного мастерства». - СПб., 1996. - С. 123–126.
  3. Готовцев В.Л. Бильярдный спорт: Учеб. пособие для студентов вузов физического воспитания и спорта. — К.: Олимпийская литература, 2001. -216 с.
  4. Данилова, Н. Н. Психофизиология / Н. Н. Данилова. - М.: Спект-Пресс, 1999. - 320 с.
  5. Железнев, В.П. Бильярд. Секреты обучения и техники игры / В.П. Железнев. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 288 с.
  6. Заостровцев А.В., Готовцев В.Л., Нагорна В О. Більярдний спорт: Навчальна програма для дитячо-юнацьких спортивних шкіл, шкіл вищої спортивної майстерності та шкіл більярду. — К., 2003.-48 с.
  7. Здобников, Н.С. Бильярд. Самоучитель / Н.С. Здобников. – Минск: Соврем. шк., 2006. – 224 с.
  8. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
  9. Йорген Сэндман. Право на кий (пул-бильярд). — К.: Олимпийская литература, 1999. — 196 с.
  10. Кроль, В. М. Психофизиология человека / В. М. Кроль. - СПб.: Питер, 2003. - 304 с.
  11. Макаренко Н.В. Теоретические основы и методики профессионального психофизиологического отбора военных специалистов. — К., 1996. — 336 с.
  12. Нагорная В.О. Бильярд (пул) как средство реабилитации при снижении остроты зрения // Актуальные вопросы спортивной медицины, лечебной физической культуры, физиотерапии и курортологии: Материалы VI Международной научной конференции студентов и молодых ученых. – М., 2007. – С. 40–41.
  13. Начинская С.В. Основы спортивной статистики. — К.: Вища шк., 1987. - 188 с.
  14. Никитин, А.А. Прогнозирование уровня спортивного мастерства в бильярдном спорте / А.А. Никитин // Вестник Балтийской Педагогической Академии. – 2006. – Вып. 69. – С.147-150.
  15. Платонов В Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — К.: Олимпийская литература, 1997. — 584 с.
  16. Сэндман, Й. Право на кий / Й. Сэндман. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 195 с.
  17. Таймазов, В. А. Психофизиологическое состояние спортсмена (Методы оценки и коррекции) / В. А. Таймазов, Я. В. Голуб. - СПб.: Издательство «Олимп СПб», 2004. - 400 с.
  18. Шахлина Л.Г. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин. — К.: Наук, думка, 2001. — 326 с.
  19. Starosta W. Motoryczne zdolności koordynacyjne: znaczenie, struktura, uwarunkowania, kszta łtowanie; Międzynarodowe Stowarzyszenie Motoryki Sportowej. Wyd. 2 popr. i uzup. Warszawa: Instytut Sportu, 2003.- 568 s.
  20. Tkaczuk W., Rowny A., Jagiełło W. Assessment of sensory functional system in managing movement. UGDYMAS. KUNO. KULTURA. SPORTAS. Education Physical Training Sport. Lithuania Academy of Physical Education. № 1, 2004. – С.57-67.

Информация о работе Психофизиологичсекие особенности спортсменов-бильярдистов