Психофизиологичсекие особенности спортсменов-бильярдистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования являлось выявление параметров произвольного внимания и сенсомоторных способностей, позволяющих прогнозировать рост уровня спортивного мастерства.
Для этого решались следующие основные задачи:
1. Описать параметры произвольного внимания и сенсомоторных способностей и выделить психодиагностические методики для их измерения.
2. Исследовать параметры произвольного внимания и сенсомоторных способностей с помощью психодиагностических методик у бильярдистов разного уровня спортивного мастерства.
3. Выявить наиболее достоверные параметры для прогнозирования дальнейшего роста уровня спортивного мастерства.
4. Предложить для практического использования набор психодиагностических методик, позволяющий прогнозировать дальнейший рост уровня спортивного мастерства.

Содержание работы

Введение 2
1. Обзор литературы 5
Психофизиологическая характеристика бильярдного спорта (русский бильярд) 5
2. Организация и методики исследования 13
3. Результаты и обсуждение 16
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

328000.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

Протекающая в условиях постоянного соперничества состязательная игра в бильярд требует оперативного разгадывания замыслов противника при отыгрывании каждого отдельного шара. Этот процесс носит сложный конфликтный характер и отличается большим психологическим напряжением.

Деятельности спортсмена в бильярде присущи подвижность, координационно-техническая сложность, скорость, взрывной характер усилий, точность, большой диапазон наступательных ударов, осуществляемых по всей широте и глубине игрового пространства [2].

Ситуация перед каждым новым обменом ударами является предстартовым состоянием. Не следует понимать это буквально, в том смысле, что психическое состояние спортсмена обязательно меняется после каждого удара; но динамика состояний во время розыгрыша очка имеет место, причем бывают и кардинальные изменения. Традиционная теория предстартовых состояний А. Ц. Пуни, О. А. Черниковой и др., считает, что предстартовое состояние предопределяет результат соревнований. Возможно, в некоторых видах спорта это действительно так, однако, как показывает опыт, в бильярде психическое состояние спортсмена за время соревнований успевает многократно измениться, что не может не отразиться на результатах деятельности. Часто на соревнованиях приходится наблюдать, как спортсмен выходит играть встречу в одном состоянии, а спустя некоторое количество разыгранных очков у него уже другое состояние.

Это связано с огромным количеством эмоционально значимых событий - розыгрышей очка. В любой игре забитый мяч, гол вызывает бурные эмоции. В бильярде же, «голы» забиваются раз в несколько минут. А за день соревнований спортсмен получает сотни эмоциональных импульсов: выиграл шар - позитивный импульс, проиграл - негативний. Не следует забывать и о том, что спортсмен чувствует эмоции не только от оценки только что разыгранного очка. Он оценивает и стратегическую ситуацию (возможность выигрыша/проигрыша) в партии, во встрече и даже в целиком взятых соревнованиях. А можно представить ситуацию, в которой и соревнования не являются верхним оцениваемым уровнем: например, если речь идет о выполнении норматива мастера спорта. В редких видах спорта человек получает такую сильную психологическую нагрузку [10].

Таким образом, результат соревнований (и каждой отдельной встречи) в бильярде зависит в основном не от предстартового состояния, в котором находится спортсмен перед началом выступления, а от его текущих операциональных состояний, их динамики. Предстартовому состоянию, в традиционном его понимании, принадлежит роль лишь одного из факторов, опосредующих эту динамику.

Двигательные навыки бильярдистов связаны с высокой степенью развития специальной чувствительности руки, с точной зрительно-моторной координацией, быстротой и точностью сложных реакций, большой концентрацией и устойчивостью внимания. Двигательные навыки бильярдистов также связаны с развитием точных зрительных восприятий пространственного положения и перемещения шара и противника. Заученые приемы бильярдист применяет, ориентируясь во внешней обстановке, главным образом, зрительно.

Основным  содержанием зрительных восприятий бильярдиста являются пространственные взаимоотношения объектов - их местоположение и перемещение.

При этом шар  является основным объектом восприятия в промежуток времени после удара  противника и до осуществления собственного удара. Потом основным объектом восприятия становятся действия противника.

Как и во многих других видах спорта, в бильярде есть свой, специализированый вид восприятия. Это «чувство шара», которое определяется как специализированое проявление зрительной реакции и отчетливости двигательных ощущений. Чувство шара обеспечивается взаимодействием зрительного, слухового, кожного и мышечно-двигательного анализаторов, причем в него, как и в любой психический процесс, органично включается мышление. Говоря обычным языком, чувство шара - это то, что позволяет бильярдисту отправить шар туда и так, куда и как он того хочет, возможность управлять шаром, умение придавать шару необходимую силу, скорость и вращение. Чувство шара тесно связано с физической подготовкой, еще теснее с технической и психологической [11].

Заученные приемы, применяемые во время игры в бильярд, преимущественно носят характер реакций, являясь осознанными ответными действиями на различные внешние условия. Бильярдист, восприняв обстановку игры в приближении шара, реагирует определенным технико-тактичным приемом; он подготавливает выполнение этого приема, перемещаясь по площадке в зависимости от действий противника и движений шара.

 

2. Организация и методики исследования

 

Контингент испытуемых – спортсмены, занимающиеся бильярдом разного уровня спортивного мастерства.

Предмет исследования – взаимосвязь параметров произвольного внимания и сенсомоторных способностей и уровня спортивного мастерства.

Гипотеза исследования: Совершенствование контроля побуждает поиск или создание простого, доступного и одновременно информативного и эффективного метода этапного педагогического контроля в учебно-тренировочном процессе бильярдистов.

При корректном тренировочном процессе в определенные моменты времени  показатели спортивной или физкультурно-оздоровительной  деятельности должны изменяться. Это  означает, что необходимо проводить четкий контроль за ходом учебно-тренировочного процесса, сравнивая отдельные промежуточные этапы тренировки. Сравнение возможно осуществить благодаря оценке статистической достоверности различий - при наличии достоверных сдвигов процесс обучения основам пула корректный, т.е. предоставляет соответствующий положительный эффект. В основу такого сравнительного анализа положены следующие параметры тренировки: техническая и тактическая подготовленность, результативность игровой деятельности, улучшения результатов двигательных тестов (дифференциация двигательных усилий), специальная работоспособность, показатели психофизиологических тестов.

Цель исследования - разработать  и обосновать педагогические и психофизиологические специализированные тесты как метод контроля в физкультурно-оздоровительных занятиях из пула.

Методы исследования: анализ специальной  литературы, анкетирование.

Медико-биологические методы исследования: измерение базальной температурой, определение гормонального статуса.Психофизиологические методы исследования: Определение сосредоточения и распределения внимания по таблице Шульте и по специализированным для бильярдистов тестом.

Определение показателей краткосрочной  памяти по методике М.В. Макаренко и  по специализированным для бильярдистов тестом.

Определение дифференциального порога мышечных усилий методом динамометрии и по специализированным для бильярда тестом.

Педагогические методы исследования: педагогическое наблюдение, тест для  выявления технической и технико-тактической подготовленности бильярдистов, педагогический контроль игровой результативности.

Методы математической статистики.

Для выявления  тенденций строились уравнения  линейной регрессии по следующей  формуле:

 

у = а±bх,     

где

у - теоретический (расчетный) уровень;

х - порядковый номер года исследования;

а - пороговый  уровень;

b - коэффициент,  указывающий на величину возрастания  или убывания.

Для оценки коэффициентов  а и b используется метод наименьших квадратов. Когда имеется только одна независимая переменная х, коэффициенты а и b вычисляются по следующим формулам :

 

,    

 

 

,    

 

где n - количество наблюдений.

Коэффициент детерминированности R2 показывает, насколько хорошо уравнение, полученное с помощью регрессионного анализа, объясняет взаимосвязи между переменными. При этом сравниваются фактические значения у и значения, получаемые из уравнения прямой. Для каждой точки вычисляется квадрат разности между прогнозируемым значением у и фактическим значением у. Сумма этих квадратов разностей называется остаточной суммой квадратов. Затем подсчитывается сумма квадратов разностей между фактическими значениями у и средним значением у, которая называется общей суммой квадратов. Чем меньше остаточная сумма квадратов по сравнению с общей суммой квадратов, тем больше значение коэффициента детерминированности R2.[13]

Коэффициент детерминированности  нормируется от 0 до 1. Если он равен 1, то имеет место полная корреляция с моделью, т.е. нет различия между  фактическим и оценочным значениями у. В противоположном случае, если коэффициент детерминированности равен 0, то уравнение регрессии неудачно для предсказания значений у.

В зависимости  от величины коэффициента детерминированности  оценивается устойчивость ряда:

от 0,7 до 1 - ряд с выраженной устойчивой тенденцией;

от 0,4 до 0,69 - с  неустойчивой тенденцией;

от 0 до 0,39 - ряд  с отсутствием тенденции или  неясной тенденцией.

 

 

3. Результаты и обсуждение

 

Для решения поставленной цели исследования использованы алгоритм выполнения экспериментально-теоретической работы:

1. Определение особенностей построения  процесса обучения технико-тактического мастерства в пуле с учетом особенностей контингента.

2. Разработка методики обучения  технических приемов и элементов  тактики в пуле.

3. Определение критериев оценки  эффективности предложенной методики.

4. Разработка тестов для определения  эффективности учебно-тренировочного  процесса.

5. Определение методических рекомендаций  по построению процесса обучения  в пуле с учетом особенностей контингента.

Педагогическое наблюдение за работой  ведущих специалистов-тренеров по бильярду Йоргена Сендмана (Швеция), Рапьфа Экерт (Германия), Мартина Кшеминського (Польша), а также опроса по методике обучения основам технико-тактического мастерства в бильярде помогло провести структурный анализ особенностей процесса обучения в пуле [20].

После прохождения учебного курса  из пула бильярдисты выполняли в  течение каждого из трех месяцев  с равным временным интервалом педагогический тест. Проведение педагогического анализа успешности выполнения предложенных в тесте упражнений позволило сгруппировать показатели в зависимости от их направления и временного интервала выполнения, распределив их на три основные тесты, содержащие средние арифметические результаты каждого из упражнений пяти выполненных в течение месяца тестов. Метод средних величин позволил нам сравнить одноразмерный величины одной и той же группы (20 мужчин и 20 женщин), но в течение трех месяцев с равноудаленным интервалом времени между выполнением трех тестов, благодаря чему получено динамику роста результатов тестов. На рис. 1 приведены результаты тестов, отвечающих роста технического мастерства, на рис. 2 и 3 - рост технико-тактического мастерства и результативности игровой деятельности. Таким образом, ход тренировочного процесса можно считать корректным [5].

Рис. 1. Показатели роста технического мастерства (п = 40)

 

Рис. 2. Показатели роста технико-тактического мастерства бильярдистов (п = 40)

 

Рис. 3. Показатели роста результативности игровой деятельности бильярдистов (n = 40)

 

С целью определения степени  роста различных показателей  в процессе обучения с учетом полового диморфизма [7,8], результаты педагогических тестов рассчитывались отдельно для  женщин и мужчин.

Сравнение полученных показателей свидетельствует о том, что у женщин эффективность выполнения удара "оттяжка" на первом и втором этапах тестирования почти вдвое ниже, чем у мужчин (53,8 и 60,8% соответственно), и только на третьем этапе бильярдисткы выполняют упражнения с результатом 74,3% от показателей мужчин.

Тестирование избранных психомоторных  способностей бильярдистов проводились  с помощью комплексной методики.

Для сравнения результатов тестирования и получения целостной оценки состояния организма спортсмена, все показатели представлялись в единой шкале (от 0 до 1 с точностью до 0,01). Указанный метод позволял оценить:

- реакцию на движущийся объект,

- скорость реакции (простой, сложной и выбора);

- различные виды зрительной и двигательной памяти,

- скорость единичного движения,

- максимальную частоту движений,

- точность воспроизведения заданных показателей пространства и времени (проприорецепции),

- сопротивляемостьк утомлению.

Аутентичность разработанного специализированного  для пула теста, т.е. его надежность и информативность, оценивалась с помощью коэффициента корреляции.

Связь между приведенными признаками достаточно тесная и положительный (+) по направлению. Таким образом, предложенное специализированное тестовое задание  информативное по отношению к  научно обоснованным общеизвестных методик, что позволяет его использование в практике спорта и физкультурно-оздоровительных занятиях пула.

Показатели дозировки силы определяли с помощью метода динамометрии - дифференциальный порог мышечных усилий (ДПМЗ). С помощью специализированного для пула теста дозировки силы удара оценивали по возможности в выборе скорости, которую должен получить шар для прохождения расстояния 212 см. Испытуемый располагается у верхнего борта и выполняет удар по битку с такой силой, чтобы пуля прошла дистанцию от верхней точки до нижнего борта и остановилась ближе к резине. Расстояние от борта, на котором биток останавливается, измеряется сантиметровой лентой со знаком "+" или в зависимости от того, сильнее или слабее был выполнен удар по заданной скорости. Следующий удар необходимо выполнять без зрительного контроля. На выполнение каждого удара предоставляется три попытки.

Сравнительная характеристика результатов  у мужчин и женщин свидетельствует  о том, что показатели дозирования  силы на коротком расстоянии у женщин, даже с учетом МЦ, ниже, чем у мужчин. Это нужно учитывать при выборе тактического решения в игровой ситуации - выбирать варианты с использованием ударов "стоп" и "накат", а не "оттяжка", при выполнении которой женщины имеют низкие результаты. На тренировке бильярдисткам нужно больше времени уделять удара "оттяжка".

Информация о работе Психофизиологичсекие особенности спортсменов-бильярдистов