Психофизиология профессиональной деятельности юристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы связанна с тем, что многие люди при выборе профессии ориентируются не на свои способности и уровень интеллекта, а на престижность профессии, учебного заведения и высокую заработную плату. В итоге это приводит к тому, что люди, совершенно не приспособленные по своим интеллектуальным и личностным качествам, занимают в университетах места людей, которые действительно подходят к выполнению данной деятельности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..2
1 Обзор литературы………………………………………………………………3
1.1 Психологическая характеристика труда юриста…………………………...2
1.2 Основы психологии личности юри-ста……………………………………....8
2 Практическая часть............................................................................................18
2.1 Психодиагностика профессиональной направленно-сти……………….….19
2.2 Психодиагностика стиля мышления, делового общения и
Поведения юриста…………………………………………………………….…22
Заключение ………………………………………………………………………29
Список использованных источников …………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

     Следует отметить, что правовое регулирование  всей профессиональной деятельности отличает юридический труд от других профессий и постепенно накладывает свой отпечаток на личность каждого юриста. Вся деятельность следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса и т. д. при всей ее сложности и разнообразии всегда протекает в рамках правового регулирования. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующего законодательства, регламентирующими эти действия. Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональность труда. При этом в ряде случаев деятельность сопровождается отрицательными эмоциями, необходимостью их подавлять, а эмоциональная разрядка бывает отсрочена на сравнительно большой период времени. [6]

     Профессиональная  юридическая деятельность в основном деятельность государственная. Государство ставит перед правоохранительными органами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране. Государство создает специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования правоохранительных и судебных органов. Эти требования по мере роста юридической культуры всего общества повышаются по отношению как ко всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену, к каждому ее работнику.[4]

     Труд  многих юридических профессий (прокурора, судьи, следователя, оперативного работника и других) предполагает наличие у субъекта труда особых властных полномочий, наличие права и обязанности применять власть от имени закона. Наряду с этим правом у большинства перечисленных выше лиц развивается профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.

     Ответственный и сложный труд работников юридических профессий предъявляет к ним повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее время считаются престижными, хотя многие молодые люди, выбирая для себя эти профессии, не имеют ясного представления о всей сложности этой деятельности и, главное, не предполагают, какие требования будут предъявляться к ним.[2]

     Юридическая деятельность — это деятельность, связанная с нормами права, и  отдельные ее виды в самом названии содержат это основное понятие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т. д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона.[10]

     Для большинства юридических профессий характерной чертой является организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта: 1) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели, организация работы по уголовному делу в условиях ненормированного рабочего дня; 2) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и т. д.*

     В уголовном судопроизводстве поиск  истины — процесс творческий, поэтому  следователю, прокурору, судье, адвокату необходимы чуткость, внимание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир человека и т. д.[6]

     Психологическое изучение профессий является необходимым  условием научной организации труда. Юридическая психология, изучая закономерности психической деятельности в следственной, судебной и иной юридической деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств, необходимых для следователя, судьи, оперативного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.[2]

Повышение качества труда юриста невозможно без учета  индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии.

Одним из главных  результатов психологического анализа юридической деятельности должно явиться создание юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение основных сторон этой деятельности, а также качеств, которые в ней реализуются*.

     Деятельность  каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.

_____________________________

См.: Васильев, В. Л. Юридическая психология, М.: 1991, с. 137

  1. Социальная деятельность. Она охватывает политический аспект в деятельности следователя, прокурора, оперативного работника, воспитателя ИТУ и т. д. как организаторов борьбы с преступностью на Порученном им участке. Деятельность эта включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для возвращения его к социальной норме поведения.
  2. Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.
  3. Реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование работы есть также результат реконструктивной деятельности.
  4. Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения*. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов. оперативных работников, воспитателей ИТУ.
  5. Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи.
  6. Удостоверительная деятельность — приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т. д.).[4]

В различных  юридических профессиях с разной интенсивностью проявляются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та или иная сторона может доминировать _____________________________

*См.: Дулов А.В.  Судебная психология. С. 88. 

на базе развития личностных качеств.

       Поисковая сторона деятельности  юриста имеет особое значение, она дает ему возможность с достоверностью представить событие с такой степенью точности, как этого требует закон. В решении этих задач, безусловно, велика роль личностных факторов юриста, его профессиональный и жизненный опыт.[6]

     Язык  и речь, т. е. коммуникативная сторона  деятельности — главные инструменты  в юридической работе, которая представляет собой систему сложных взаимоотношений и взаимодействий юриста с участвующими в деле лицами, чтобы получить необходимую информацию от людей путем общения с ними.[3]

     Формула «чтобы уметь — надо знать» точно  передает соотношение знаний и умений юриста. Умения - это знания в их практическом применении. Под умением понимается приобретенная человеком способность целеустремленно и творчески пользоваться своими специальными знаниями в процессе практической деятельности. Доведенное до известной степени совершенства умение становится свойством человека - умелостью.[1]

     Юристу постоянно приходится испытывать на себе массу посторонних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным, воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому он должен уметь организовать свое психическое состояние. Он должен стремиться обладать навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость — стержневое качество воли — выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения.[4]

Полученная следователем в результате поисковой и коммуникативной деятельности информация в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: постановления, протоколы и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью.

     Работа  юриста требует разностороннего развития его внимания. Он должен воспитывать в себе целенаправленное, произвольное внимание. Это связано с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интереса все усилия, направленные на развитие внимания, могут оказаться безрезультатными. [7] 

     Поисковая деятельность в значительной степени зависит от ряда личностных качеств и навыков юриста, обеспечивающих выделение именно тех объектов, которые являются носителями значимой информации.

Для юриста должно быть характерно умение организовать поступление нужной информации, правильно систематизировать и анализировать нее, отбрасывая ненужное.[6]

     Наблюдательность  необходима при выполнении любой деятельности. С помощью нее отыскивается дополнительная информация. Как отмечает К.К. Платонов, наблюдательность является свойством личности, как способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные для определенной цели детали как «фигуры» на малозначимом фоне*. Наблюдательность проявляется не только при изучении внешности людей, но и при взаимодействии следователя с изучаемым человеком. Для следователя важны прежде всего такие компоненты изучаемого человека, которые говорят о его облике, поведении, внутреннем мире и наиболее значимы для следствия по делу. Кроме того, наблюдательность выражается в умении подмечать и внешние проявления внутреннего мира людей, в особенности проникать в их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознавать опытом психические свойства личности , угадывать психологические мотивы дей-

____________________________

*См.: Платонов  К.К. Краткий словарь системы  психологических понятий. М., 1981, с.74 
 

ствий и поступков. Психологическая наблюдательность в сочетании с практическими знаниями является тем ключом, который открывает «душу» человека.[1]

Психологическая наблюдательность — необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для следователя целях.

Коммуникативный аспект в деятельности следователя является одним из доминирующих, так как он, пожалуй, в первую очередь должен иметь незаурядные способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.[6]

     Сущность  удостоверительной деятельности заключается  в переводе добытой информации в  новую, преимущественно письменную форму. Юрист получает исходную информацию в виде конкретных образов , устной человеческой речи (допрос, очная ставка и др.), а также в виде письменной речи (документы, протоколы и т. д.). Всю полученную информацию юрист после ее анализа и отбора в результате удостоверительной деятельности фиксирует в специальных, предусмотренных законом формах: постановлениях, протоколах и т. п. [2]

     Остановимся и на реконструктивной деятельности юриста, рассматривая ее связи с другими сторонами.

В реконструктивной деятельности реализуются такие  интеллектуальные качества юриста, как воображение, память, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция. Интуиция как часть творческого мышления не исключает, а предполагает сознательное дискурсивное мышление, способное развернуть догадку в системе доказательств, обнаружить ее фактические основания, объяснить процесс ее формирования и, в конце концов обнаружить ее правильность или ошибочность. Видение отдельных деталей ничего не дает без обобщения и перехода к событию в целом. А это требует конкретного и абстрактного в мышлении, которое позволяет воссоздать картину в целом и увидеть отдельные ее штрихи. «Мышление человека, в отличие от чувственного познания, начинается в связи с возникновением у него задачи, вопроса и даже удивления»*. Юристу постоянно приходится разрешать те или иные задачи, которые ставит перед ним расследование дела.[10]

Дискурсивное  мышление само по себе, без включения  других компонентов. является вполне достаточным средством исследования и доказывания в случаях: 1) когда даны все необходимые условия и предпосылки для решения задачи и ответ достигается в результате выведения одного положения из другого и 2) когда связь между искомым ответом, доказываемым положением и предпосылками однозначна или ограничена небольшим числом и строго определенными формами. Тогда действительно ход рассуждения идет от одного довода к другому, пока искомое не станет вполне ясным и доказанным.[1]

     Всякое  мышление включает в себя два необходимых  компонента: знание и действие. Наши знания, то есть представления о чем-либо, еще не мышление, а лишь его предпосылка либо его результат. Можно хорошо знать закон и не уметь его применять, можно знать криминалистику и не уметь расследовать преступления. Мышление выражается в применении знаний для решения определенных задач. Этот процесс слагается из мыслительных действий, каждое из которых решает конкретно одну элементарную задачу. Совокупность действий и образует мыслительную деятельность.

Участие образных компонентов в мышлении следователя  укрупняет информационные элементы, которыми оперирует он в процессе мышления, способствует стимулированию мыслительного процесса, влечет за собой увеличение количества правильных суждений и уменьшение ошибочных по мере появления образных компонентов в процессе мышления.[7] 
 

________________________

Информация о работе Психофизиология профессиональной деятельности юристов