Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 17:23, курсовая работа
Актуальность данной работы связанна с тем, что многие люди при выборе профессии ориентируются не на свои способности и уровень интеллекта, а на престижность профессии, учебного заведения и высокую заработную плату. В итоге это приводит к тому, что люди, совершенно не приспособленные по своим интеллектуальным и личностным качествам, занимают в университетах места людей, которые действительно подходят к выполнению данной деятельности.
Введение …………………………………………………………………………..2
1 Обзор литературы………………………………………………………………3
1.1 Психологическая характеристика труда юриста…………………………...2
1.2 Основы психологии личности юри-ста……………………………………....8
2 Практическая часть............................................................................................18
2.1 Психодиагностика профессиональной направленно-сти……………….….19
2.2 Психодиагностика стиля мышления, делового общения и
Поведения юриста…………………………………………………………….…22
Заключение ………………………………………………………………………29
Список использованных источников …………………………………………..31
Следует отметить, что правовое регулирование всей профессиональной деятельности отличает юридический труд от других профессий и постепенно накладывает свой отпечаток на личность каждого юриста. Вся деятельность следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса и т. д. при всей ее сложности и разнообразии всегда протекает в рамках правового регулирования. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующего законодательства, регламентирующими эти действия. Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональность труда. При этом в ряде случаев деятельность сопровождается отрицательными эмоциями, необходимостью их подавлять, а эмоциональная разрядка бывает отсрочена на сравнительно большой период времени. [6]
Профессиональная юридическая деятельность в основном деятельность государственная. Государство ставит перед правоохранительными органами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране. Государство создает специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования правоохранительных и судебных органов. Эти требования по мере роста юридической культуры всего общества повышаются по отношению как ко всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену, к каждому ее работнику.[4]
Труд многих юридических профессий (прокурора, судьи, следователя, оперативного работника и других) предполагает наличие у субъекта труда особых властных полномочий, наличие права и обязанности применять власть от имени закона. Наряду с этим правом у большинства перечисленных выше лиц развивается профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.
Ответственный и сложный труд работников юридических профессий предъявляет к ним повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее время считаются престижными, хотя многие молодые люди, выбирая для себя эти профессии, не имеют ясного представления о всей сложности этой деятельности и, главное, не предполагают, какие требования будут предъявляться к ним.[2]
Юридическая деятельность — это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное понятие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т. д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона.[10]
Для большинства юридических профессий характерной чертой является организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта: 1) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели, организация работы по уголовному делу в условиях ненормированного рабочего дня; 2) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и т. д.*
В уголовном судопроизводстве поиск истины — процесс творческий, поэтому следователю, прокурору, судье, адвокату необходимы чуткость, внимание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир человека и т. д.[6]
Психологическое изучение профессий является необходимым условием научной организации труда. Юридическая психология, изучая закономерности психической деятельности в следственной, судебной и иной юридической деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств, необходимых для следователя, судьи, оперативного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.[2]
Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии.
Одним из главных результатов психологического анализа юридической деятельности должно явиться создание юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение основных сторон этой деятельности, а также качеств, которые в ней реализуются*.
Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.
_____________________________
См.: Васильев, В. Л. Юридическая психология, М.: 1991, с. 137
В различных юридических профессиях с разной интенсивностью проявляются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та или иная сторона может доминировать _____________________________
*См.: Дулов А.В.
Судебная психология. С. 88.
на базе развития личностных качеств.
Поисковая сторона
Язык и речь, т. е. коммуникативная сторона деятельности — главные инструменты в юридической работе, которая представляет собой систему сложных взаимоотношений и взаимодействий юриста с участвующими в деле лицами, чтобы получить необходимую информацию от людей путем общения с ними.[3]
Формула «чтобы уметь — надо знать» точно передает соотношение знаний и умений юриста. Умения - это знания в их практическом применении. Под умением понимается приобретенная человеком способность целеустремленно и творчески пользоваться своими специальными знаниями в процессе практической деятельности. Доведенное до известной степени совершенства умение становится свойством человека - умелостью.[1]
Юристу постоянно приходится испытывать на себе массу посторонних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным, воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому он должен уметь организовать свое психическое состояние. Он должен стремиться обладать навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость — стержневое качество воли — выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения.[4]
Полученная следователем в результате поисковой и коммуникативной деятельности информация в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: постановления, протоколы и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью.
Работа
юриста требует разностороннего развития
его внимания. Он должен воспитывать в
себе целенаправленное, произвольное
внимание. Это связано с интересом к своей
работе. При отсутствии же такого интереса
все усилия, направленные на развитие
внимания, могут оказаться безрезультатными.
[7]
Поисковая деятельность в значительной степени зависит от ряда личностных качеств и навыков юриста, обеспечивающих выделение именно тех объектов, которые являются носителями значимой информации.
Для юриста должно быть характерно умение организовать поступление нужной информации, правильно систематизировать и анализировать нее, отбрасывая ненужное.[6]
Наблюдательность необходима при выполнении любой деятельности. С помощью нее отыскивается дополнительная информация. Как отмечает К.К. Платонов, наблюдательность является свойством личности, как способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные для определенной цели детали как «фигуры» на малозначимом фоне*. Наблюдательность проявляется не только при изучении внешности людей, но и при взаимодействии следователя с изучаемым человеком. Для следователя важны прежде всего такие компоненты изучаемого человека, которые говорят о его облике, поведении, внутреннем мире и наиболее значимы для следствия по делу. Кроме того, наблюдательность выражается в умении подмечать и внешние проявления внутреннего мира людей, в особенности проникать в их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознавать опытом психические свойства личности , угадывать психологические мотивы дей-
____________________________
*См.: Платонов
К.К. Краткий словарь системы
психологических понятий. М., 1981,
с.74
ствий и поступков.
Психологическая
Психологическая наблюдательность — необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для следователя целях.
Коммуникативный аспект в деятельности следователя является одним из доминирующих, так как он, пожалуй, в первую очередь должен иметь незаурядные способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.[6]
Сущность удостоверительной деятельности заключается в переводе добытой информации в новую, преимущественно письменную форму. Юрист получает исходную информацию в виде конкретных образов , устной человеческой речи (допрос, очная ставка и др.), а также в виде письменной речи (документы, протоколы и т. д.). Всю полученную информацию юрист после ее анализа и отбора в результате удостоверительной деятельности фиксирует в специальных, предусмотренных законом формах: постановлениях, протоколах и т. п. [2]
Остановимся и на реконструктивной деятельности юриста, рассматривая ее связи с другими сторонами.
В реконструктивной деятельности реализуются такие интеллектуальные качества юриста, как воображение, память, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция. Интуиция как часть творческого мышления не исключает, а предполагает сознательное дискурсивное мышление, способное развернуть догадку в системе доказательств, обнаружить ее фактические основания, объяснить процесс ее формирования и, в конце концов обнаружить ее правильность или ошибочность. Видение отдельных деталей ничего не дает без обобщения и перехода к событию в целом. А это требует конкретного и абстрактного в мышлении, которое позволяет воссоздать картину в целом и увидеть отдельные ее штрихи. «Мышление человека, в отличие от чувственного познания, начинается в связи с возникновением у него задачи, вопроса и даже удивления»*. Юристу постоянно приходится разрешать те или иные задачи, которые ставит перед ним расследование дела.[10]
Дискурсивное мышление само по себе, без включения других компонентов. является вполне достаточным средством исследования и доказывания в случаях: 1) когда даны все необходимые условия и предпосылки для решения задачи и ответ достигается в результате выведения одного положения из другого и 2) когда связь между искомым ответом, доказываемым положением и предпосылками однозначна или ограничена небольшим числом и строго определенными формами. Тогда действительно ход рассуждения идет от одного довода к другому, пока искомое не станет вполне ясным и доказанным.[1]
Всякое мышление включает в себя два необходимых компонента: знание и действие. Наши знания, то есть представления о чем-либо, еще не мышление, а лишь его предпосылка либо его результат. Можно хорошо знать закон и не уметь его применять, можно знать криминалистику и не уметь расследовать преступления. Мышление выражается в применении знаний для решения определенных задач. Этот процесс слагается из мыслительных действий, каждое из которых решает конкретно одну элементарную задачу. Совокупность действий и образует мыслительную деятельность.
Участие образных
компонентов в мышлении следователя
укрупняет информационные элементы,
которыми оперирует он в процессе мышления,
способствует стимулированию мыслительного
процесса, влечет за собой увеличение
количества правильных суждений и уменьшение
ошибочных по мере появления образных
компонентов в процессе мышления.[7]
________________________
Информация о работе Психофизиология профессиональной деятельности юристов