Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 04:29, контрольная работа
Мотивы выбора данной личности в качестве объекта изучения
Изучаемая личность выбрана мой, так как это человек является для меня близким и мне хотелось бы узнать о типе и свойстве его темперамента, есть или нет психопатии, так же его Я-концепцию, уровень его самооценки. Хотелось бы больше узнать о том, как он будет вести себя в той или иной ситуации. Заодно и проверить на сколько хорошо он открыт для меня, достаточно хорошо ли я его знаю.
1. Общие сведения об изучаемой личности
2. Мотивы выбора данной личности в качестве объекта изучения
3. Методы психологического исследования, использованные для изучения выбранной личности
4. Тип телосложения выбранной личности по Кречмеру, по Шелдону
5. Тип и свойства темперамента по Кречмеру, Шелдону, Павлову, Юнгу.
6. Психопатии (если есть) и акцентуации характера (обосновать эмпирическими данными)
7. Общие и специальные способности
8. Направленность личности (преобладающие потребности и интересы)
9. Локус контроля
10. Я-концепция (я-образ, самооценка, уровень притязания)
11. Выводы: на сколько выбранная личность реализована в жизни, что мешает ему быть счастливым, что можно посоветовать
12. Список использованной литературы
ПЛАН
Общие сведения об изучаемой личности
1.ФИО: Исаев Константин Викторович
2.Пол: Мужской
3. Возраст: 22
4. Семейной положение: не женат
5. Профессия: студент
6. Социальный статус: предписанный: мужчина, русский, сын, брат
Мотивы выбора данной личности в качестве объекта изучения
Изучаемая личность выбрана мой, так как это человек является для меня близким и мне хотелось бы узнать о типе и свойстве его темперамента, есть или нет психопатии, так же его Я-концепцию, уровень его самооценки. Хотелось бы больше узнать о том, как он будет вести себя в той или иной ситуации. Заодно и проверить на сколько хорошо он открыт для меня, достаточно хорошо ли я его знаю.
Методы психологического исследования, использованные для изучения данной личности
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития и педагогической психологии, в социальной психологии, а с начала XX века - в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение "внешней" валидности.
Наблюдение как метод исследования характеризуется рядом предъявляемых к его проведению требований. К ним относятся требование сохранения условий естественности прохождения исследуемых явлений, требование целенаправленного изучения и поэтапной фиксации результатов.
В теории выделяют такие виды наблюдения. По длительности проведения – кратковременное (срез) и лонгитюдноге (продолжительное). По охвату – выборочное (наблюдаются отдельные параметры явлений и процессов) и сплошное (фиксируются все изменения объекта в пределах ситуации). По степени участия исследователей – непосредственное (прямая вовлеченность) и опосредованное (с помощью привлечения вспомогательных средств, аппаратуры).
В зависимости от объекта: внешнего (поведение, физиологические изменения, действия) или внутреннего (мысли, переживания, психические процессы или состояния) различаются вариации этого метода: самонаблюдение и объективное наблюдение:
Преимущества метода наблюдения
Недостатки метода наблюдения
Этапы исследования методом наблюдения
Средства наблюдения
Наблюдение может
Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - эксперементальный метод психродиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.
Тесты предъявляют требования:
- строгая формализация всех этапов тестирования,
- стандартизация заданий и условий их
выполнения,
- квантификация полученных результатов
и их структурирование по заданной программе,
- интерпретации результатов на основе
предварительно полученного распределения
по изучаемому признаку.
Каждый тест, соответствующий критериям
надежности, кроме набора заданий включает
в себя следующие компоненты:
1) стандартная инструкция для испытуемого
о цели и правилах выполнения заданий,
2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов
заданий со шкалами измеряемых качеств,
указывающее, какой пункт заданий к какой
шкале относится,
3) кодировочный ключ, позволяющий подсчитать,
сколько баллов вносит в шкалу тот или
иной вариант ответа,
4) ключ интерпретации полученного индекса,
представляющий собой данные нормы, с
которыми соотносится полученыный результат.
Тест состоит из двух частей:
а) стимулирующего материала (задача, инструкция
или вопрос)
б) указаний относительно регистрации
или интнграции полученых ответов.
Разработка теста состоит
из четырех этапов.
- На первомэтапе развивается исходная
концепция с формулировкой основных пунктов
испытания или основных вопросов, носящих
предварительный характер;
- на втором - производится отбор предварительных
пунктов испытания с из последующей селекцией
и приведением к окончательному виду,
осуществляется одновременно оценка по
качественным критериям надежности и
валидности;
- на третьем этапе тест проверяется повторно
на той же самой популяции;
- на четвертом - калибруется по отношению
к возрасту, уровню образования и другим
признакам популяции.
На всех этапах разработки теста необходимо
учитывать:
а) диагностируемое свойство личности
(размер, положение, индикатор) или только
наблюдаемые его пpоявления (напpимеp, способности,
уpовень знаний, темпеpамент, интеpесы,
установки);
б) связанную с этим валидизацию метода
, т.е. опpеделение того, насколько он измеpяет
тpебуемое свойство;
в) величину выбоpки из популяции, на котоpой
должна пpоводиться оценка метода;
г) стимулиpующий матеpиал (таблички, изобpажения,
игpушки, фильмы);
д) влияние исследователя в пpоцессе инстpуктиpования,
постановки задач, pазъяснений, ответов
на вопpосы;
е) условия ситуации;
ж) такие фоpмы поведения испытуеого, котоpые
свидетельствуют об измеpяемом свойстве;
з) шкалиpование pелевантных фоpм поведения;
и) сведение pезультатов по отдельным измеpяемым
пунктам в общие значения (напpимеp, суммиpование
ответов типа "Да");
к) фоpмулиpовку pезультатов в ноpмиpованной
шкале оценок.
Опрос — это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) — непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей социальной практики. С помощью этого метода можно получить информацию о любых проблемах в жизни современного общества. Познавательные возможности его практически безграничны, а огромное преимущество состоит в результативности опроса большого количества людей в максимально короткие сроки. Различают две основные разновидности метода опроса: анкетирование, когда его проведение опосредовано применением анкеты, и интервьюирование, когда оно носит характер непосредственного общения социолога с респондентом.
Виды опросов:
- письменные (анкеты, тесты)
- устные (интервью)
- очные
- заочные
Специфика опросов
Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.
Тип телосложения изучаемой личности (по Кречмеру, Шелдону)
Тип телосложения - это один из вариантов нормы конституции человека. В этом смысле конституция (фенотипическая) даёт характеристику человеческому организму через строение и показатели мышечной и костной ткани конкретного организма - совокупность устойчивых биологических, конструктивных и функциональных особенностей. Эти показатели всецело обусловлены наследственными предрасположенностями (хотя нужно отметить, что небольшая коррекция типа телосложения в раннем возрасте все же возможна).
Тип телосложения личности по Кречмеру.
Тип телосложения |
Вешние признаки |
Особенности характера |
Пикник (от греч. толстый, полный) |
Среднего или малого роста, со слабой мускулатурой, с богатой жировой тканью, расплывшимся туловищем, круглой головой на короткой шее. Имеет широкое лицо, высокий выпуклый лоб, часто двойной подбородок, склонность к облысению. |
Отличается перепадами настроения, общительностью, открытостью, мягкостью, чувствительностью, добродушием, спокойствием. |
Астеник (от греч. слабый) |
Имеет хрупкое телосложение, высокий рост, узкие покатые плечи, длинную худую шею, плоскую грудную клетку, длинные узкие руки, вытянутое лицо, острый угловатый профиль, длинный тонкий нос, покатый подбородок. |
Робкий, склонный к одиночеству и умственной деятельности, сложная натура, сдержанный внешне, рассудительный, чувствительный и ранимый. |
Атлетик (от греч. борьба, хватка) |
Имеет крепкое телосложение, высокий или средний рост, хорошую мускулатуру, широкий плечевой пояс и узкие бедра, сильно развитую грудь, грубые руки, выпуклые лицевые кости, грубые черты лица, широкие брови, мощный подбородок, широкий тупой нос. |
Уверенный внешне, спокойный, стабильный, стремящийся к доминированию, склонный к приключения и занятию спортом. |
Тип телосложения изучаемой личности.
Изучив типологию телосложения Кречмера, я сделала вывод, что изучаемая мной личность обладает пикническм телосложением, так как по внешним признакам он среднего роста, со слабой мускулатурой, Имеет высокий выпуклый лоб, широкое лицо. Расплывшееся туловище и круглая голова на короткой шее так же свидетельствует о том, что данная личность относится к этому типу телосложения.
Что касается особенностей характера, то этот человек достаточно открытый, добродушный и общительный. Но я бы не сказала, что он отличается перепадами настроения, так как в течение дня проведенного со мной, его настроение было вполне стабильно и не вызывало каких-либо реакций на определенные ситуации, которые свидетельствовали бы о его смене настроения. Так же, хочу отметить, что назвать этого человека мягким не могу. Об этом свидетельствует его всегда твердая и уверенная позиция, в ответ на какие-либо «внешние факторы», требующие такового.
Тип телосложения личности по Шелдону
МЕЗОморф (атлетический тип,
нормостеник, из мезодермы образуется мышечн
Имеет широкие сильные плечи, трапецевидное туловище с относительно узким тазом. Мощный выпуклый рельеф мышц на крепком костяке. Сильные руки и ноги, крупные кисти и стопы, широкие плечи, узкие бедра. Ноги по сравнению с верхними частями тела и особенно гипертрофичным плечевым поясом кажутся иногда тонкими. Крепкую удлиненную голову, свободную крепкую шею с резко выраженной трапецевидной мышцей. Лицо с резкими чертами, продолговатой формы. Густые волосы на голове, вторичное оволоснение без особенностей. Характерен высокий или средний рост.
Отличается любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Часто высокомерен, смел и очень самоуверен.
У ЭНДОморфа (пикнический тип, гиперстеник, из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы, висцеротонический ) тело округлое и мягкое, с выраженной жировой тканью. Характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее. Такие люди обычно не любят заниматься спортом, они с трудом добиваются результатов в культуризме, хотя "классическим" эктоморфам приходится не в пример тяжелее. Впрочем, любому бодибилдеру-эндоморфу сложно добиться атлетических изменений в своем теле. Ведь сначала надо избавиться от лишнего жира. А это дело непростое.