Психологическая характеристика личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 04:29, контрольная работа

Описание работы

Мотивы выбора данной личности в качестве объекта изучения

Изучаемая личность выбрана мой, так как это человек является для меня близким и мне хотелось бы узнать о типе и свойстве его темперамента, есть или нет психопатии, так же его Я-концепцию, уровень его самооценки. Хотелось бы больше узнать о том, как он будет вести себя в той или иной ситуации. Заодно и проверить на сколько хорошо он открыт для меня, достаточно хорошо ли я его знаю.

Содержание работы

1. Общие сведения об изучаемой личности
2. Мотивы выбора данной личности в качестве объекта изучения
3. Методы психологического исследования, использованные для изучения выбранной личности
4. Тип телосложения выбранной личности по Кречмеру, по Шелдону
5. Тип и свойства темперамента по Кречмеру, Шелдону, Павлову, Юнгу.
6. Психопатии (если есть) и акцентуации характера (обосновать эмпирическими данными)
7. Общие и специальные способности
8. Направленность личности (преобладающие потребности и интересы)
9. Локус контроля
10. Я-концепция (я-образ, самооценка, уровень притязания)
11. Выводы: на сколько выбранная личность реализована в жизни, что мешает ему быть счастливым, что можно посоветовать
12. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

к.р. по психологии.docx

— 246.08 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

  1. Общие сведения об изучаемой личности
  2. Мотивы выбора данной личности в качестве объекта изучения
  3. Методы психологического исследования, использованные для изучения выбранной личности
  4. Тип телосложения выбранной личности по Кречмеру, по Шелдону
  5. Тип и свойства темперамента по Кречмеру, Шелдону, Павлову, Юнгу.
  6. Психопатии (если есть) и акцентуации характера (обосновать эмпирическими данными)
  7. Общие и специальные способности
  8. Направленность личности (преобладающие потребности и интересы)
  9. Локус контроля
  10. Я-концепция (я-образ, самооценка, уровень притязания)
  11. Выводы: на сколько выбранная личность реализована в жизни, что мешает ему быть счастливым, что можно посоветовать
  12. Список использованной литературы

 

 

Общие сведения об изучаемой личности

1.ФИО: Исаев Константин  Викторович

2.Пол: Мужской

3. Возраст: 22

4. Семейной положение: не женат

5. Профессия: студент

6. Социальный статус: предписанный: мужчина, русский, сын, брат

 

Мотивы выбора данной личности в качестве объекта  изучения

Изучаемая личность выбрана  мой, так как это человек является для меня близким и мне хотелось бы узнать о типе и свойстве его темперамента, есть или нет психопатии, так же его Я-концепцию, уровень его самооценки. Хотелось бы больше узнать о том, как он будет вести себя в той или иной ситуации. Заодно и проверить на сколько хорошо он открыт для меня, достаточно хорошо ли я его знаю.

 

Методы психологического исследования, использованные для изучения данной личности

  1. Наблюдение.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития и педагогической психологии, в социальной психологии, а с начала XX века - в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение "внешней" валидности.

Наблюдение как метод  исследования характеризуется рядом  предъявляемых к его проведению требований. К ним относятся требование сохранения условий естественности прохождения исследуемых явлений, требование целенаправленного изучения и поэтапной фиксации результатов.

 

В теории выделяют такие виды наблюдения. По длительности проведения – кратковременное (срез) и лонгитюдноге (продолжительное). По охвату – выборочное (наблюдаются отдельные параметры явлений и процессов) и сплошное (фиксируются все изменения объекта в пределах ситуации). По степени участия исследователей – непосредственное (прямая вовлеченность) и опосредованное (с помощью привлечения вспомогательных средств, аппаратуры).

 

В зависимости от объекта: внешнего (поведение, физиологические  изменения, действия) или внутреннего (мысли, переживания, психические процессы или состояния) различаются вариации этого метода: самонаблюдение и объективное наблюдение:

 

    • Объективное наблюдение как метод социологического исследования является стратегией исследования, при которой регистрируются внешние характеристики или изменения наблюдаемых объектов. Такое наблюдение часто выступает предварительным этапом перед проведением экспериментов.

 

    • Метод самонаблюдения используется для получения данных эмпирического характера посредством наблюдения за собой. Особенно часто используется такое наблюдение как метод психологического исследования. Элементы такого метода лежат в основе большинства психологических исследований состояний и процессов. Сопоставляя результаты самонаблюдения с аналогичным самонаблюдением других людей, можно установить родство или сравнить данные внутреннего опыта с проявлениями психики на внешнем уровне.

 

 

 

 

Преимущества  метода наблюдения

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
  • Оперативность получения информации
  • Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения

  • Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)
  • Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения

 

Этапы исследования методом  наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной

 

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и  фиксации его результатов. В их число  входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

 

  1. Опросы и тестирования

 

Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - эксперементальный метод психродиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида. 

 

Тесты предъявляют требования:  
 
- строгая формализация всех этапов тестирования,  
 
- стандартизация заданий и условий их выполнения,  
 
- квантификация полученных результатов и их структурирование по заданной программе,  
 
- интерпретации результатов на основе предварительно полученного распределения по изучаемому признаку.  
 
Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:  
 
1) стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий,  
 
2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится,  
 
3) кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа,  
 
4) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученыный результат. 

 

Тест состоит из двух частей:  
 
а) стимулирующего материала (задача, инструкция или вопрос)  
 
б) указаний относительно регистрации или интнграции полученых ответов. 

Разработка теста состоит  из четырех этапов.  
 
- На первомэтапе развивается исходная концепция с формулировкой основных пунктов испытания или основных вопросов, носящих предварительный характер;  
 
- на втором - производится отбор предварительных пунктов испытания с из последующей селекцией и приведением к окончательному виду, осуществляется одновременно оценка по качественным критериям надежности и валидности;  
 
- на третьем этапе тест проверяется повторно на той же самой популяции;  
 
- на четвертом - калибруется по отношению к возрасту, уровню образования и другим признакам популяции.  
 
На всех этапах разработки теста необходимо учитывать:  
 
а) диагностируемое свойство личности (размер, положение, индикатор) или только наблюдаемые его пpоявления (напpимеp, способности, уpовень знаний, темпеpамент, интеpесы, установки);  
 
б) связанную с этим валидизацию метода , т.е. опpеделение того, насколько он измеpяет тpебуемое свойство;  
 
в) величину выбоpки из популяции, на котоpой должна пpоводиться оценка метода;  
 
г) стимулиpующий матеpиал (таблички, изобpажения, игpушки, фильмы);  
 
д) влияние исследователя в пpоцессе инстpуктиpования, постановки задач, pазъяснений, ответов на вопpосы;  
 
е) условия ситуации;  
 
ж) такие фоpмы поведения испытуеого, котоpые свидетельствуют об измеpяемом свойстве;  
 
з) шкалиpование pелевантных фоpм поведения;  
 
и) сведение pезультатов по отдельным измеpяемым пунктам в общие значения (напpимеp, суммиpование ответов типа "Да");  
 
к) фоpмулиpовку pезультатов в ноpмиpованной шкале оценок. 

 

 

Опрос — это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) — непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей социальной практики. С помощью этого метода можно получить информацию о любых проблемах в жизни современного общества. Познавательные возможности его практически безграничны, а огромное преимущество состоит в результативности опроса большого количества людей в максимально короткие сроки. Различают две основные разновидности метода опроса: анкетирование, когда его проведение опосредовано применением анкеты, и интервьюирование, когда оно носит характер непосредственного общения социолога с респондентом.

 

Виды опросов:

- письменные (анкеты, тесты)

- устные (интервью)

- очные

- заочные

 

Специфика опросов

Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

 

 

Тип телосложения изучаемой личности (по Кречмеру, Шелдону)

Тип телосложения - это один из вариантов нормы конституции человека. В этом смысле конституция (фенотипическая) даёт характеристику человеческому организму через строение и показатели мышечной и костной ткани конкретного организма - совокупность устойчивых биологических, конструктивных и функциональных особенностей. Эти показатели всецело обусловлены наследственными предрасположенностями (хотя нужно отметить, что небольшая коррекция типа телосложения в раннем возрасте все же возможна).

 

Тип телосложения личности по Кречмеру.

Тип телосложения

Вешние признаки

Особенности характера

Пикник (от греч. толстый, полный)

Среднего или малого роста, со слабой мускулатурой, с богатой жировой тканью, расплывшимся туловищем, круглой головой на короткой шее. Имеет широкое лицо, высокий выпуклый лоб, часто двойной подбородок, склонность к облысению.

Отличается перепадами настроения, общительностью, открытостью, мягкостью, чувствительностью, добродушием, спокойствием.

Астеник (от греч. слабый)

Имеет хрупкое телосложение, высокий рост, узкие покатые плечи, длинную худую шею, плоскую грудную  клетку, длинные узкие руки, вытянутое  лицо, острый угловатый профиль, длинный  тонкий нос, покатый подбородок.

Робкий, склонный к одиночеству и умственной деятельности, сложная натура, сдержанный внешне, рассудительный, чувствительный и ранимый.

Атлетик (от греч. борьба, хватка)

Имеет крепкое телосложение, высокий или средний рост, хорошую  мускулатуру, широкий плечевой пояс и узкие бедра, сильно развитую грудь, грубые руки, выпуклые лицевые кости, грубые черты лица, широкие брови, мощный подбородок, широкий тупой нос.

Уверенный внешне, спокойный, стабильный, стремящийся к доминированию, склонный к приключения и занятию спортом.


 

 

Тип телосложения изучаемой личности.

 

Изучив типологию телосложения Кречмера, я сделала вывод, что изучаемая мной личность обладает пикническм телосложением, так как по внешним признакам он среднего роста, со слабой мускулатурой, Имеет высокий выпуклый лоб, широкое лицо. Расплывшееся туловище и круглая голова на короткой шее так же свидетельствует о том, что данная личность относится к этому типу телосложения.

Что касается особенностей характера, то этот человек достаточно открытый, добродушный и общительный. Но я бы не сказала, что он отличается перепадами настроения, так как в  течение дня проведенного со мной, его настроение было вполне стабильно  и не вызывало каких-либо реакций  на определенные ситуации, которые  свидетельствовали бы о его смене  настроения. Так же, хочу отметить, что  назвать этого человека мягким не могу. Об этом свидетельствует его  всегда твердая и уверенная позиция, в ответ на какие-либо «внешние факторы», требующие такового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип телосложения личности по Шелдону

 

МЕЗОморф (атлетический тип, нормостеник, из мезодермы образуется мышечная ткань, соматотонический) отличается жёсткостью и угловатостью облика, развитой мускулатурой, которая от природы (без тренировок) сильна и заметна, и почти полным отсутствием жира. Туловище крепкое. Кости толстые, мышцы объемные. Люди с таким телосложением больше всего способны к успехам в бодибилдинге. Насколько красивыми будут мышцы - это другой вопрос, но потенциал для роста и силы огромен. Бывают эктоморфные мезоморфы и эндоморфные мезоморфы, поэтому не все люди с преобладанием мезоморфного компонента могут нарастить одинаково крупные мышцы. Но у всех них потенциал к наращиванию мышц гораздо больше, чем у всех остальных.

Имеет широкие сильные  плечи, трапецевидное туловище с относительно узким тазом. Мощный выпуклый рельеф мышц на крепком костяке. Сильные руки и ноги, крупные кисти и стопы, широкие плечи, узкие бедра. Ноги по сравнению с верхними частями тела и особенно гипертрофичным плечевым поясом кажутся иногда тонкими. Крепкую удлиненную голову, свободную крепкую шею с резко выраженной трапецевидной мышцей. Лицо с резкими чертами, продолговатой формы. Густые волосы на голове, вторичное оволоснение без особенностей. Характерен высокий или средний рост.

Отличается любовью к  приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Часто высокомерен, смел и очень самоуверен.

 

 

У ЭНДОморфа (пикнический тип, гиперстеник, из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы, висцеротонический ) тело округлое и мягкое, с выраженной жировой тканью. Характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее. Такие люди обычно не любят заниматься спортом, они с трудом добиваются результатов в культуризме, хотя "классическим" эктоморфам приходится не в пример тяжелее. Впрочем, любому бодибилдеру-эндоморфу сложно добиться атлетических изменений в своем теле. Ведь сначала надо избавиться от лишнего жира. А это дело непростое.

Информация о работе Психологическая характеристика личности