Психологическая характеристика личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 04:29, контрольная работа

Описание работы

Мотивы выбора данной личности в качестве объекта изучения

Изучаемая личность выбрана мой, так как это человек является для меня близким и мне хотелось бы узнать о типе и свойстве его темперамента, есть или нет психопатии, так же его Я-концепцию, уровень его самооценки. Хотелось бы больше узнать о том, как он будет вести себя в той или иной ситуации. Заодно и проверить на сколько хорошо он открыт для меня, достаточно хорошо ли я его знаю.

Содержание работы

1. Общие сведения об изучаемой личности
2. Мотивы выбора данной личности в качестве объекта изучения
3. Методы психологического исследования, использованные для изучения выбранной личности
4. Тип телосложения выбранной личности по Кречмеру, по Шелдону
5. Тип и свойства темперамента по Кречмеру, Шелдону, Павлову, Юнгу.
6. Психопатии (если есть) и акцентуации характера (обосновать эмпирическими данными)
7. Общие и специальные способности
8. Направленность личности (преобладающие потребности и интересы)
9. Локус контроля
10. Я-концепция (я-образ, самооценка, уровень притязания)
11. Выводы: на сколько выбранная личность реализована в жизни, что мешает ему быть счастливым, что можно посоветовать
12. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

к.р. по психологии.docx

— 246.08 Кб (Скачать файл)

Влечение — недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, временна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаётся.

Некоторые авторы к неосознанным массивам относят также гипнотические  внушения, но они носят искусственный  характер, сформированный «извне», в  то время как установки и влечения формируются естественным путём  в течение жизни человека. К  осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, желания, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения.

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на ее процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые — его значением для личности (содержанием).

Склонность— это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность.

Желание— это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна.

Стремление — это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как мечта — созданный фантазией образ желаемого; страсть — мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой; идеал — мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец.

Намерение — это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, и средства их достижения.

Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания о мире, определённое его понимание.

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности, прежде всего, отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонностей.

 

Чтобы определить направленность изучаемой личности, я использовала тест-опросник Басса.

Всего 27 вопросов.

Результат:

Направленность на себя-8

Направленность на дело-11

Направленность на коллектив-8

 

Расшифровка:  
"на себя" - честолюбив, властен, ориентирован на успех, если умен - не считает команду балластом и тащит за собой, если глуп - поднимается через предательство.  
"на дело" - делает работу как можно лучше, не очень обращая внимание на то, сколько за это заплатят, если глуп - то гонит волну, невзирая на уставших и отстающих - может быть жесток.  
"на коллектив" - старается создать наилучшие условия для всех, если глуп - то даже в ущерб работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Локус контроля (доказать)

Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

Склонность приписывать  результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля» (экстернальность). Склонность к внешней атрибуции повышает беспомощность человека.

Склонность приписывать  результаты деятельности внутренним факторам называется «внутренний локус контроля» (интернальность). Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, и т. п. Люди, которые считают себя ответственными за состояние своих дел (внутренняя атрибуция), способны добиваться большего успеха. Но также склонны больше испытывать чувства вины за события, которые с ними происходят.

«Локус контроля» называют также «локализацией контроля волевого усилия».

Например, если ученик получил  неудовлетворительную оценку, то обладая  внешней локализацией контроля он возложит вину на внешние факторы (например «к родителям пришли гости и отвлекали  меня от выполнения домашнего задания», «задание было плохо написано на доске» и т. п.), а обладая внутренней —  на внутренние (например «я не успел  должным образом подготовиться  к предмету», «я так и не смог найти  решение задачи», «этот предмет мне неинтересен», и т. п.).

Для определения локуса контроля изучаемой личности, я использовала тест Роттера «Локус контроля».

29 вопросов.

Результат:

  • Экстернальность: 17
  • Интернальность: 6
  • Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстернальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми.

О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над  другим.

Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей.

Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.

 

 

Я-концепция (я-образ, самооценка, уровень притязания)

 

Я-концепция — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом:

  • «настоящее Я»,
  • «динамическое Я»,
  • «фактическое Я»,
  • «вероятное Я»,
  • «идеализированное Я».

 

Для определения Я-концепции, я выбрала методику исследования самоотношения  С.Р. Пантелеев (МИС).

110 вопросов.

Обработка результатов  и интерпретация

При обработке используется специальный "ключ", с помощью  которого получают так называемые "сырые" баллы.

Совпадение ответа обследуемого с "ключом" оценивается в 1 балл. Сначала подсчитываются совпадения ответов по признаку "согласен", затем - по признаку "не согласен". Полученные результаты суммируются. Затем сумма "сырых" баллов по каждой из шкал с помощью специальной таблицы переводится в стены. Стены служат основанием для интерпретации.

 

Замкнутость-9

Самоуверенность-7-8

Саморуководство-9-10

Отраженное самоотношение-6-7

Самоценность-8

Самопринятие-9

Самопривязанность-7-8

Внутренняя конфликтность-2

Саообвинение-3-4

 

 

  1. Шкала "Закрытость" определяет преобладание одной из двух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубоко осознания себя, внутренней честности и открытости.

Высокие значения (8-10 стенов) отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми. Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой; причиной может быть или недостаточность навыков рефлексии, поверхностное видение себя, или осознанное нежелание раскрывать себя, признавать существование личных проблем.

Средние значения (4-7 стенов)означают избирательное отношение человека к себе; преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях.

Низкие значения (1-3 стена) указывают на внутреннюю честность, на открытость отношений человека с  самим собой, на достаточно развитую рефлексию и глубокое понимание  себя. Человек критичен по отношению  к себе. Во взаимоотношениях с людьми доминирует ориентация на собственное  видение ситуации, происходящего.

  1. Шкала "Самоуверенность" выявляет самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать.

Высокие значения (8-10 стенов) характеризуют выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного "Я", высокую смелость в общении. Доминирует мотив успеха. Человек уважает себя, доволен собой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются как преодолимые. Проблемы затрагивают неглубоко, переживаются недолго.

Средние значения (4-7 стенов) свойственны тем, кто в привычных для себя ситуациях сохраняет работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. При неожиданном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство.

Низкие значения (1-3 стена) отражают неуважение к себе, связанное  с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Человек не доверяет своим решениям, часто сомневается в способности  преодолевать трудности и препятствия, достигать намеченные цели. Возможны избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность.

  1. Шкала "Саморуководство" отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного "Я", либо внешних обстоятельств.

Высокие значения (8-10 стенов) характерны для тех, кто основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считает себя. Человек переживает собственное "Я" как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает его способным прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими. Он ощущает себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий. Человеку свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя.

Средние значения (4-7 стенов) раскрывают особенности отношения к своему "Я" в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях существования, в которых все возможные изменения знакомы и хорошо прогнозируемы, человек может проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности "Я" ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям.

Низкие значения (1-3 стена) описывают веру субъекта в подвластность  своего "Я" внешним обстоятельствам  и событиям. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Основным источником происходящего с человеком признаются внешние обстоятельства. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного "Я" сопровождаются внутренним напряжением.

  1. Шкала "Отраженное самоотношение" характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. При интерпретации необходимо учитывать, что шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишь субъективное восприятие сложившихся отношений.

Высокие значения (8-10 стенов) соответствуют человеку, который воспринимает себя принятым окружающими людьми. Он чувствует, что его любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Он ощущает в себе общительность, эмоциональную открытость для взаимодействия с окружающими, легкость установления деловых и личных контактов.

Информация о работе Психологическая характеристика личности