Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 00:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать психологическую характеристику педагогической деятельности. Для этого необходимо решить следующие задачи:
o разобрать сущность педагогической деятельности;
o выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;
o психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.
Введение
Основная часть
1. Название главы №1 Общая характеристика учебной деятельности
2. Название главы №2 Психологическая характеристика учебной деятельности
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1. Название главы №1 Общая характеристика учебной деятельности
2. Название главы №2 Психологическая
характеристика учебной
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное.
Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно. Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель. Могут существовать, и интегрировано, в виде «образа профессии», возникающего на основе образов научной и художественной литературы, фольклора, и д.т.
Профессия педагога – специфический вид трудовой деятельности в системе отношений “человек – человек”, направленный на развитие обучающегося средствами учебных предметов и способами самой педагогической деятельности.
Под “способами педагогического воздействия” понимаются, прежде всего выработанные в процессе всего исторического развития общества способы воспитания и развития личности ребенка и взрослого с учетом накопленного знания возрастных, социо - культурных, этнических и других особенностей. Также к способам педагогического воздействия относятся разработанные с учетом возрастных особенностей и специфики изучаемого предмета дидактические и методические приемы, позволяющие достичь конечного результата обучения – усвоения определенных знаний.
Особенность труда педагога состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом его является человек, его внутренний мир. Специфика труда учителя выражается в постоянном общении с детьми, имеющими миропонимание, отличающееся от взрослого. Педагогический труд – это постоянное взаимодействие между человеком, овладевшим культурно-историческим опытом (учитель), и человеком, овладевающим им (ученик). В педагогической деятельности специфичен предмет труда – человек с неповторимостью его индивидуальных качеств. Наконец, в педагогической деятельности специфичны и средства труда, которыми учитель воздействует на ученика. Инструментом воздействия на ученика является личность учителя – его знания, умения, чувства, воля. Еще одной особенностью педагогической деятельности является результат труда – человек, овладевший общественной культурой. Помимо объекта, предмета, средств и результата труда педагогическая профессия имеет свои отличительные признаки:
i. по содержанию: профессиональная деятельность педагога представляет собой преобразовательную деятельность, направленную на изменение учебного плана, методов обучения, методики преподавания, уровня знаний учащихся, их тезауруса, а также многих сторон личности самого педагога;
ii. по форме: деятельность педагога – это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение;
iii. по структуре: педагогическая деятельность является ценностно-ориентационной деятельностью, направленной на формирование системы ценностей педагога и переноса ее на учащихся.
Цель курсовой работы – дать психологическую характеристику педагогической деятельности. Для этого необходимо решить следующие задачи:
o разобрать сущность педагогической деятельности;
o выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;
o психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.
1.1. Характеристика процесса обучения
Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.
Правильное понимание самого процесса обучения включает необходимые характеристики:
1)
обучение есть специфическая
человеческая форма передачи
общественного опыта: посредством
орудий и предметов труда, языка
и речи, специально организованной
учебной деятельности
2)
обучение невозможно без
3)
обучение – это не
Общие цели обучения:
1)
формирование знаний и
2)
повышение общего уровня
В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:
? стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;
? организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;
? развитие мышления, памяти, творческих способностей;
? совершенствование учебных умений и навыков;
? выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Следовательно, обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.
Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знаний и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.
1.2. Учение как деятельность
Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – общение, игра, учение, труд.
Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки, формы поведения и деятельности. Учение – специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).
В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности, но и потребности, мотивы, эмоции, воля.
Любая деятельность – это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых. Если учение – деятельность, то может ли она осуществляться без внешних и видимых форм? Исследования ученых показали, что кроме практической деятельности, человек способен ещё осуществлять особую гностическую деятельность. Цель её – познание окружающего мира.
Гностическая деятельность, как и практическая, может быть предметной и внешней. Это может быть также перспективная деятельность или символическая деятельность. В отличие от практической деятельности, гностическая деятельность может быть еще и внутренней, или, по крайней мере, не наблюдаемой. Так, восприятие часто осуществляется с помощью внешне не наблюдаемых перспективных действий, обеспечивающих формирование образа предмета. Процессы запоминания реализуются путем специальных мимических действий. Специальные исследования обнаружили, что наиболее развернутые формы мышления осуществляются посредством особых умственных действий, выполняемых человеком «про себя». В процессе учения эти виды деятельности обычно тесно переплетены. Так, изучая классификацию растений, ученик рассматривает их, отделяет основные части цветка, описывает то, что видит, зарисовывает и т.д. В разных случаях соотношение этих видов деятельности различно, но во всех случаях учение выражается в активной гностической деятельности, которая часто имеет внутренние формы.
Работы многих психологов показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации, благодаря которой предметное действие отражается в сознании и мышлении человека. Например, предметное действие разделения, разборки вещи на части при решении соответствующих задач замещается действием в уме (расчленением вещи на основе её образа или понятия о ней). Предметное действие превращается в процесс интериоризации, в действие мысленного анализа. Системы таких мысленных (умственных) действий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность.
Установлено, что основным средством интериоризации является слово. Оно позволяет человеку как бы «оторвать» действие от самого предмета и превратить его в действие с образами и понятием о предмете.
Внешняя гностическая деятельность обязательная для учения, когда в сознании человека ещё не сформированы образы, понятия о предмете и соответствующие им действия. Если же образы, понятия и действия, необходимые для усвоения новых знаний и умений у ребенка уже имеются, то для теории достаточно, внутренней гностической деятельности.
Решая вопрос о характере учебной деятельности, надо, прежде всего, проанализировать, каких знаний и умений требует усвоение нового материала. Если ученик не владеет ещё определенными образами, понятиями и действиями, то учение надо начинать с предметной гностической деятельности. Ученик должен своими руками осуществить соответствующие действия. Затем, выделяя и закрепляя их с помощью слов, он постепенно должен переводить их выполнение в идеальный внутренний план. Если же ученик уже владеет арсеналом необходимых исходных понятий и действий, то учение он может начинать прямо с внутренней гностической деятельности. В этом случае ученику можно преподносить соответствующие слова, поскольку он уже знает, что они означают, и какие действия с ними необходимы. На этом основано традиционное обучение методом общения и показа. Ему соответствуют такие способы обучения, как слушание, чтение, наблюдение.
Учебная деятельность – ведущая деятельность в школьном возрасте. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются новообразования, соответствующие возрасту (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Особенно интенсивно формируется учебная деятельность в период младшего школьного возраста.
В ходе учебной деятельности происходят изменения:
? в уровне знаний, умений и навыков;
? в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;
? в умственных операциях, особенностях личности, т.е. в уровне общего и умственного развития.
Учебная деятельность – это, прежде всего, индивидуальная деятельность. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и труд, учебная деятельность характеризуется целями и задачами, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем, как, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно не делает, т.е. он не обладает навыками учебной деятельности. В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи, находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
1.3. Структура учебной деятельности. Психологические компоненты
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов:
? учебные ситуации и задачи – как наличие мотива, проблемы, её принятия учащимися;
? учебные действия, направленные на решение соответствующих задач;
? контроль - как соотношение действия и его результата с заданными образцами;
? оценка – как фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.
Любому из элементов структуры этой деятельности присущи свои особенности. Вместе с тем, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется той же конституцией, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана, исполнением и контролем.
Учебная задача выдается как определенное учебное задание, имеющее четкую цель, но для того чтобы реализовать эту цель, надо учесть условия, в которых операция должно осуществиться. По мере выполнения учебных задач случается модифицирование самого ученика. Учебная деятельность может быть показана как система учебных задач, которые даются в назначенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия. Выдвигается как сложная система сведения о каком-то объекте, процессе, в котором четко обусловлена лишь часть сведений, а прочая неизвестна, которую и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгоритмы заключения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.
В совместной структуре учебной деятельности полноценное место отводится действиям контроля и оценки. Это определяется тем, что всякое другое учебное действие делается произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности.
Контроль предполагает три звена:
1) модель, образ потребного, желаемого результата действия;
Информация о работе Психологическая характеристика учебной деятельности