Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 00:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать психологическую характеристику педагогической деятельности. Для этого необходимо решить следующие задачи:
o разобрать сущность педагогической деятельности;
o выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;
o психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.
Введение
Основная часть
1. Название главы №1 Общая характеристика учебной деятельности
2. Название главы №2 Психологическая характеристика учебной деятельности
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
2) процесс сличения этого образа и реального действия и
3)
принятие решения о
Одним известным ученым П.П. Блонским были намечены четыре стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала. 1 стадия характеризуется отсутствием всякого самоконтроля. Находящийся на этой стадии учащийся не усвоил материал и не может соответственно ничего контролировать. 2 стадия – полный самоконтроль. На этой стадии учащийся проверяет полноту и правильность репродукции усвоенного материала. 3 стадия характеризуется как стадия выборочного самоконтроля, при котором учащийся контролирует, проверяет только главное по вопросам. На 4 стадии видимый самоконтроль отсутствует, он осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных деталей, примет.
В учебной деятельности присутствуют многие психологические компоненты:
a. мотив, соответствующее желание, интерес, положительное отношение к учению;
b. осмысленность деятельности, внимание, сознательность, эмоциональность, проявление волевых качеств;
c. направленность и активность деятельности, разнообразие видов и форм деятельности;
d. практическое использование приобретенных знаний и умений в последующей деятельности, их уточнение и корректировка.
Частный вид мотивации определяется как учебная мотивация, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
• самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
• организацией образовательного процесса;
• субъектными особенностями обучающегося;
• субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
• спецификой учебного предмета.
Нужное условие для создания, у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – вероятность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем конструктивнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими занимающихся. Главное средство воспитания стабильного интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, вывод которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Главную роль в создании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут позволить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.
Все составляющие элементы структуры учебной деятельности и все её ингредиенты требуют особой системы, специального формирования. Всё это задачи комплексные, требующие для своего решения надлежащих знаний и немалого опыта и устойчивого каждодневного творчества.
2.1. Сущность педагогической деятельности
Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности учащихся, указанная на освоение учениками предметного социо-культурного опыта как основания и ситуации развития.
Средствами педагогической деятельности являются:
• научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
• носители знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при организованном учителе, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
• вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.
Методами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:
? объяснение;
? иллюстрация;
? совместная работа;
? непосредственная практика обучающегося;
? тренинги и другие.
Продукт педагогической деятельности - создаваемый у ученика персональный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных элементов. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене и зачетах, по критериям заключения задач, выполнения учебно-контрольных шагов. Результатом педагогической деятельности как выполнения, ее основной цели являются развитие обучающегося:
? его личностное совершенствование;
? интеллектуальное совершенствование;
? становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.
1) В целеполагающую группу входят следующие функции:
- ориентационная;
- развивающая;
- мобилизующая;
- информационная.
Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.
2) В организационно-структурную группу входят следующие функции:
? конструктивная;
? организаторская;
? коммуникативная;
? гностическая.
Конструктивная функция обеспечивает так:
a. отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;
b. проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;
c. проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
Организаторская функция осуществится через организацию:
-
информации в процессе
- различных видов деятельности учащихся;
-
собственной деятельности и
Коммуникативная функция предполагает:
I. установление правильных взаимоотношений с учащимися;
II. нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.
Исследовательская функция предусматривает изучение:
o содержания и способов воздействия на других людей;
o возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
o особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
Сфера профессионального труда преподавателя - это арена преодоления массы противоречий. Это противоречия между подобающими факторами:
? динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению;
? динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию;
? личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения;
? растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи;
? потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени учителя;
? уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров;
? возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп - и противоположной тенденцией сокращения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др.
Педагогическая деятельность располагает те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности, это, прежде всего:
- целенаправленность;
- мотивированность;
- предметность.
Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Выделяют пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
I. уровень - (минимальный) репродуктивный;
педагог может и умеет
II.
уровень - (низкий) адаптивный; педагог
умеет приспособить свое
III. уровень - (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса.
IV.
уровень - (высокий) системно-моделирующий
знания учащихся; педагог владеет
стратегиями формирования
V. уровень - (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный.
2.2. Психологическая характеристика педагогической деятельности
В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем отображенных в Приложении А. важнейших из них можно выделить среди следующих:
A. Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;
B. Проблема профессионализма педагога;
C. Проблема психологической подготовки педагога;
D. Проблема подготовки педагогов к системам развивающего обучения;
E. Проблема повышения квалификации педагогов и др.
Практико-профессиональная парадигма психологической подготовки педагога основывается на представлении о принципиальном важном усилении практической составляющей в первичной профессиональной социализации педагогов. Практическая доля подготовки должна быть крайне значительной увеличена в объеме. Главной ее целью является, чтобы все приобретаемые теоретические знания педагогического, психологического и предметно-методического характера в ходе практической части профессиональной подготовки педагога были бы переведены на уровень соответствующих профессиональных умений. Практико-профессиональная парадигма подготовки педагога базируется, кроме того, на представлении о кардинальном увеличении объема педагогической, психологической и методической подготовки будущего педагога.
Образует
специфику ровно той составляющей профессиональной
подготовки именно в педагогическом вузе.
Два этих положения имеют равную силу
и работают только во взаимосвязи. Переход
к данной парадигме на практике требует
существенных организационно-
Формирование личностных профессиональных качеств составляющая, без реализации которой теряется специфика подготовки педагога. Эти личностные - образующие особенности учитываются в той или иной мере всеми исследователями, и именно они выступают «остовом», основанием, на котором будут формироваться профессиональные качества. Кроме того, личностные характеристики определяет направленность создания профессионально развивающего пространства и индивидуальную траекторию личностного роста. Естественно, что личностные особенности самого будущего педагога, выступающие как инструмент влияния на учащихся и взаимодействия с ними, должны быть разносторонне изучены студентами. Обучение должно обеспечить предвидение студентом будущий процесс профессионализации и предупредить возможные отклонения и деформации.
Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих его культивировать определенные личностные качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные. Процесс обратим: в свою очередь, качества, реализуясь в деятельности педагога и обеспечивая, ее успешность, приобретают новый личностный смысл — они необходимы для исполнения функций педагога, а исполнение этих функций тренирует и развивает их.
В процессе вузовского обучения должна быть обеспечена первичная профессиональная социализация педагога — приобретение профессионального социального опыта в процессе профессионального обучения, профессиональной подготовки. Вторичная профессиональная социализация — это приобретение профессионального социального опыта уже собственно в процессе профессиональной деятельности. Первичная профессиональная социализация может осуществляться не только за счет передачи определенных профессиональных, а за счет наущения и собственного опыта, наблюдения опыта других. Большинство исследователей процесса личностно - профессионального развития сходится в том, что первые этапы профессионального генеза играют в дальнейшем становлении специалиста решающую роль. Неверно выбранная профессия или неудачная адаптация в профессиональном сообществе деформируют впоследствии развитие личности. К сожалению, в современных вузах при подготовке специалистов данный аспект совершенно не учитывается.
Вторичная социализация происходит в профессиональной деятельности. Но и здесь профессиональный рост связываются с психологическим сопровождением профессиональной деятельности. Первичная психологическая социализация создает установки и готовность к личностному профессиональному росту через психологическое образование. Содержательная и организационная готовность психологов не соответствует запросам, связанным с удовлетворением этой потребности. Здесь не сложилась система психологического сопровождения. И учителя, аудитория весьма отзывчивая на различные психологические семинары, тренинги, получает далеко неполную помощь.
Содержание и структура психологического образования педагога - проблемное психологическое поле в деятельности педагога, которое характеризуется противоречиями между:
• необходимостью учитывать психологические особенности и отсутствием знаний об этих особенностях;
• необходимостью учитывать психологические особенности и отсутствием умений их учитывать;
• необходимостью адаптации способов изложения учебного материала к учащимся, имеющим различный уровень способностей, сенсорной организации, видов мышления и т. п., и отсутствием способностей эту адаптацию осуществлять;
Информация о работе Психологическая характеристика учебной деятельности