Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 12:33, курсовая работа
Цель работы: исследовать психологическую мысль периода Возрождения и ее отражение у наиболее ярких ее представителей.
Задачи работы:
1. Выявить наиболее яркие события связанные с эпохой Возрождения.
2. Исследовать наиболее ярких представителей психологической мысли периода Возрождения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРИОДА ……………………………..5
1.1 Идеология культуры Возрождения………………………………….6
1.2 Культура Возрождения - почва возникновения гуманистических идей о человеке……………………………………………………………..7
1.3 Основные направления развития антропологических и психологических идей в культуре Возрождения……………………………………..8
1.4 Моральная философия как сфера развития антропологических и психологических идей………………………………………………………….8
1.5 Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке……………………………………………………11
1.6 Развитие сенсуалистических идей в рамках натурфилософской мысли периода Возрождения. Натурфилософские идеи Бернардино Телезио и Джираламо Фракасторо………………………………………………….12
1.7 Идеи ренессанса в русле схоластики. Психологические взгляды Пьетро Помпонацци……………………………………………………….15
1.8 Концепция человека Леонардо-да Винчи…………………………..19
2 ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………………..22
2.1 Николай Кузанский……………………………………………………22
2.2 Бернардино Телезио………………………………………………….23
2.3 Хуан Луис Вивес………………………………………………………24
2.4 Гомес Перейра………………………………………………………….25
2.5 Николо Макиавелли – политическая философия…………………..25
2.6 Пико делла Мирандола……………………………………………….27
2.7 Джордано Бруно……………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..34
Министерство образования и науки РФ
ФБГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогической психологии
РЕФЕРАТ
По дисциплине «История психологии» на тему:
«Психологическая мысль периода Возрождения конец XV – начало VII вв.»
Выполнила:
Студентка группы 4ПП, ОЗО
Клементьева Л. В.
Проверила: к.и.н., доцент
Теучеж Н. К.
Майкоп 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-
1.1 Идеология культуры Возрождения………………………………….6
1.2 Культура Возрождения
- почва возникновения гуманистических
идей о человеке………………………………………
1.3 Основные направления развития антропологических и психологических идей в культуре Возрождения……………………………………..8
1.4 Моральная философия
как сфера развития
1.5 Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке……………………………………………………11
1.6 Развитие сенсуалистических
идей в рамках
1.7 Идеи ренессанса
в русле схоластики. Психологические
взгляды Пьетро Помпонацци……………………………………………………
1.8 Концепция человека
Леонардо-да Винчи…………………………..
2 ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………………..22
2.1 Николай Кузанский…………………………………
2.2 Бернардино Телезио………………………………………………….23
2.3 Хуан Луис Вивес………………………………………………………24
2.4 Гомес Перейра……………………………………………
2.5 Николо Макиавелли
– политическая философия………………
2.6 Пико делла Мирандола……………………………………………….27
2.7 Джордано Бруно…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..34
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха Возрождения занимает довольно продолжительный период с XIV по XVI века. Прелюдия эпохи Возрождения начинается в 14 веке с личности Франческо Петрарки, эпилог приходится на начало 17 века, на период творчества Кампанеллы - последнего представителя эпохи Возрождения.
Цель работы: исследовать психологическую мысль периода Возрождения и ее отражение у наиболее ярких ее представителей.
Задачи работы:
Гипотеза: Основными чертами единой традиции философии Возрождения является отхождение от служения Богу и проявление интереса к науке, призыв к опытному знанию, сенсуализм и магия, обожествление природы и психологизм.
XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений, не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.
Все это рождает в Италии новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения. Понятие “гуманизм” появляется в середине XV в. и означает то, что Цицерон и Тацит в свое время выразили термином “humanitas” - человеческий, человечный, образованный, т. е. качества свободного гражданина, необходимые для активного участия в жизни общества. Разрушение цеховокорпоративной структуры способствовало возникновению светской интеллигенции. Она складывается из купцов, знати, юристов, преподавателей, даже из ремесленников и крестьян. Так появляются кружки гуманистов, не связанных с университетами, где преобладала схоластика. Гуманисты-интеллигенты не связаны определенной профессией. Они представляют новую аристократию - “аристократию духа”; их этикофилософской доминантой является стремление к синтезу духовности. Они все направлены на изучение классической древней (греческой и латинской) литературы, философии, которые становятся эталоном культурной деятельности.
Эпоху гуманизма называют также Возрождением (Ренессансом). Сами гуманисты, выражая свой порыв, говорили о “воскрешении, обновлении” образцов античного мира в противоположность средневековью, которое ими понималось как “время... бедных умами ученых” (Лоренцо Балла), как “время темного тумана”, время грубости и несоразмерности (Дж. Вазари). Когда творческой дух Возрождения угас, понятие гуманизма осталось в культуре в качестве обозначения научных дисциплин, занятых осмыслением внутреннего мира человека. Так появляется термин - гуманитарные науки.
Мысль эпохи Возрождения направлена на постижение самого человека в его взаимоотношениях с миром. Божество не отрицалось, но земное заслонило его. Специфическая черта философии Возрождения - деперсонализация Бога. Либо он растворен в природе (“природа есть Бог в вещах”, - повторял Дж. Бруно), либо мир погружен в Бога (Н. Кузанский). Такой пантеизм и гилозоизм наделял природу способностью к бессознательному творчеству, ее собственным “ языком ”, понимание которого вселяло надежду на познание и изменение этого мира. Отсюда появляется “натуральная магия”, весьма популярны астрология, алхимия.
1 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-
Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место. Культура этого периода тысячами нитей связана с переменами в жизни общества, ее усложнением и противоречиями в условиях начавшегося перехода от средних веков к раннему Новому времени.
Традиционная система
Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохи Возрождения усиливается в связи с формированием нового типа государственности - _абсолютной монархии_, а также в итоге межконфессиональной борьбы, вызванной _Реформацией_и _Контрреформацией_.
Реформация началась в 1517 г. с принятием _М. Лютером католической доктрины на основе "новой теологии". Евангелизм стал теоретической базой требований радикального переустройства католической церкви, важной предпосылкой развития реформаторских настроений в Германии и других странах. Это привело к расколу римской церкви и возникновению новых христианских вероучений (_протестантизма_и других религиозных течений).
Начавшееся вслед за этим наступление католической церкви на оппозиционные силы получило название "Контрреформация".
Мощным фактором воздействия не только на экономику, но и на мировоззрение эпохи стали великие географические открытия, расширившие кругозор европейцев, обогатившие их знаниями об иных цивилизациях и народах.
Указанный период характеризуется развитием интереса к проникновению в тайны природы на основе опыта, наблюдения, эксперимента; серьезными достижениями в математических науках, естествознании, технике; крупными открытиями в области астрономии (от _Коперника_до _Галилея Галилео_). Все это способствовало формированию новых представлений о действительности, изменению установившейся картины мира.
1.1 Идеология культуры Возрождения
Понятие "Возрождение" возникло в Италии в XVI в. как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи. Этим понятием обозначали первый со времени античности блестящий рассвет культуры, гуманитарных наук, искусства, начавшийся после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры. Время упадка идеологами Возрождения стало именоваться"Средними веками". В XIX в. применительно к эпохе Возрождения утвердился французский термин "Ренессанс", прочно вошедший в русскую речь.
Девизом и основной идеей культуры Возрождения становится обращение к "первоисточникам знания", восстановление во многом утраченных в средние века связей с культурными традициями античности - как с христианскими, так и с языческими; как с латинскими, так и с древнегреческими.
_Античность_стала важнейшим
Но нельзя забывать, что и культура средних веков, несмотря на ее отрицательную оценку творцами Ренессанса, оказывала существенное и непосредственное воздействие на культуру Возрождения, прежде всего в силу преемственности общего для них христианского мировоззрения. По сути, _Возрождение_впервые после _патристики_и в гораздо более крупных масштабах осуществило широкий и многогранный синтез двух культурных миров - языческого и христианского. В культуре Возрождения переплелись основы христианского вероучения, языческая мудрость и светские подходы в разных областях знания.
1.2 Культура Возрождения - почва возникновения гуманистических идей о человеке
На почве новых культурных тенденций формируются новые гуманистические представления о человеке. В центре внимания деятелей периода Возрождения - "земное царство человека", образ человека - творца собственной судьбы. Человек занимает достойное его место в системе общественных ценностей. _Антропоцентризм_- характерная черта ренессансной культуры.
Утверждается величие человека, сила его разума и воли, его высокое предназначение в мире. Под сомнение был поставлен один из основных постулатов средневекового общества - принцип сословного разделения людей, возникает идея о том, что ценить человека надо по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости и состоянию. В это время, по мнению Л.М. Баткина, в определении человека происходит переход от понятия "индивид" к понятию "индивидуальность", в котором уже фиксируется оригинальность, уникальность и личностная неповторимость каждого индивида, его право на свободу индивидуального самоопределения. А это, в свою очередь, ведет к формированию нового идеала социальности, представляющего модель индивида, а не общества, образ чувственный реальности, пронизанный высшим мировым смыслом. Человек универсиализируется, рассматривается как центр бытия. В дальнейшем история покажет, что, исходя только из самодеятельности индивидуального человека, его внутренних возможностей, нельзя построить счастливое существование. Осознание этой идеи привело к тому, что к середине XVI в. ренессансный идеал социального начал превращаться в утопию.
Таковы новые гуманистические ценности, утвердившиеся в культуре Возрождения и отличающиеся от средневековых схоластических представлений о человеке.
1.3 Основные направления развития антропологических
и психологических идей в культуре Возрождения
Гуманистические психологические и антропологические идеи развиваются в культуре Возрождения в разных сферах: в моральной философии, схоластике, в естественнонаучно ориентированных областях знания, в литературе и искусстве.
Рассмотрим главные из них.
1.4 Моральная философия как сфера развития антропологических и психологических идей
Моральная философия становится центром гуманистических знаний. В ней четко обозначаются новые идеи формирующейся светской _этики_. Главные ее проблемы - проблема достоинства человека, его свободы, путей и факторов его совершенствования.
Акцент делается не на происхождении, а на индивидуальных достоинствах человека. Особое внимание уделяется этике, которая разрабатывает проблемы достоинства человека, основанного не на знатности происхождения или богатстве, а на высоких нравственных качествах и способности личностного самосовершенствования человека.
Дается новая оценка труда, творчества, волевой активности личности. Яркий пример - трактат Поджо Браччолини (1380-1459) о благородстве человека (1440). В нем доказывается, что труд - одно из главных условий достоинства человека, основа развития общества и культуры, утверждается приоритет активной жизни сравнительно с созерцательной, уединенной. Браччолини отмечает, что даже в древнем Риме занятия торговлей, сельским хозяйством не считались зазорными. Наоборот, благороден, по его мнению, созидающий человек.
Не отрицая значения знатности рода, Браччолини делает акцент на личной добродетели, достигаемой самим человеком в труде, в праведных делах. Он указывает, что истинное благородство является плодом индивидуальной добродетели, завоевывается собственными силами, а не чужой работой, и источником его является активная деятельная жизнь человека. Одновременно он резко критикует праздность, оценивая ее как проявление безнравственности.
Об этом же пишет _Леон Баттиста Альберти_(1404-1472), для которого предметом размышления и воспевания является "человек деятельный". Он осуждает мнение _Эпикура_о том, что высшее счастье - "ничегонеделание", утверждает, что самый большой порок - безделие, никчемность. Созерцание без действия оценивается им как лишенное всякого смысла. Альберти опирается на идею стоиков: "Человек природой устроен так, чтобы быть и мудрым и производящим". Мыслитель категоричен в своем убеждении: "человек рождается не для того, чтобы умереть и сгнить, но для того, чтобы производить", чтобы "упражняться в вещах великих и славных… чтобы использовать совершенства добродетели, и таким образом добывать счастье". Основное предназначение человека, его главное отличие от животного - в его созидательной способности, в творчестве. Последнее понимается им широко: от труда ремесленника до научной и художественной деятельности.
Информация о работе Психологическая мысль периода Воз-рождения конец XV – начало VII вв