Психологическая мысль периода Воз-рождения конец XV – начало VII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать психологическую мысль периода Возрождения и ее отражение у наиболее ярких ее представителей.
Задачи работы:
1. Выявить наиболее яркие события связанные с эпохой Возрождения.
2. Исследовать наиболее ярких представителей психологической мысли периода Возрождения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРИОДА ……………………………..5
1.1 Идеология культуры Возрождения………………………………….6
1.2 Культура Возрождения - почва возникновения гуманистических идей о человеке……………………………………………………………..7
1.3 Основные направления развития антропологических и психологических идей в культуре Возрождения……………………………………..8
1.4 Моральная философия как сфера развития антропологических и психологических идей………………………………………………………….8
1.5 Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке……………………………………………………11
1.6 Развитие сенсуалистических идей в рамках натурфилософской мысли периода Возрождения. Натурфилософские идеи Бернардино Телезио и Джираламо Фракасторо………………………………………………….12
1.7 Идеи ренессанса в русле схоластики. Психологические взгляды Пьетро Помпонацци……………………………………………………….15
1.8 Концепция человека Леонардо-да Винчи…………………………..19
2 ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………………..22
2.1 Николай Кузанский……………………………………………………22
2.2 Бернардино Телезио………………………………………………….23
2.3 Хуан Луис Вивес………………………………………………………24
2.4 Гомес Перейра………………………………………………………….25
2.5 Николо Макиавелли – политическая философия…………………..25
2.6 Пико делла Мирандола……………………………………………….27
2.7 Джордано Бруно……………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..34

Файлы: 1 файл

кЛЕМЕНТЬЕВА.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

2) низшие  существа - животные: нуждающиеся для  того, чтобы познавать, в теле и познающие только частные свойства и явления;

3) человек, занимающий среднее место: люди  зависят от тела не как от  субъекта, а как от объекта; они  не созерцают всеобщее само  по себе, но и познают не только частное, а "постигают всеобщее в частном"

Принадлежность человека к божественному Помпонацци выводит из этических идей. Он говорит, что когда человеческая душа совершает дела, в которых сходится с духовными сущностями, она именуется божественной, превращается в Бога; когда же совершает поступки зверские, то обретает звериный вид. Помпонацци доказывает нравственность идеи смертности человека и обосновывает превосходство этой идеи над системой, опирающейся на страх загробных мучений и ожидание награды на небесах. Более того, принятие идеи посмертного воздаяния подрывает, по его мнению, общую нравственность, так как ею движет только страх за расплату за грехи. Добродетель же следует предпочесть ради нее самой, ибо в ней самой заложена награда, так же как в пороке - наказание. Земная жизнь - благо. Земное счастье - достижимо, утверждает мыслитель. Но если душа смертна, то в чем смысл (цель) человеческого счастья в земной жизни? Это - постижение высших, надындивидуальных благ, т.е. благо всего человечества.

Для достижения этой цели человек должен обладать тремя видами разума:

1) созерцательным (для разумного познания мира);

2) практическим (для различения добра и зла);

3) действующим (для развития механических искусств).

Другими словами, только интеллектуального созерцания недостаточно для достижения цели земной жизни. Доказывая, что счастье достижимо в земной жизни, Помпонацци развивает новую секуляризованную этику. Преимущество человека - не в бессмертии, а в способности к познанию и добродетели, утверждает он. Трактат "О бессмертии души" был сожжен по приговору Инквизиции в Венеции.

Помпонацци избежал той же участи благодаря помощи друзей. В работе "О причинах естественных явлений, или О чародействе" (1520) Помпонацци выступает против религиозных представлений и суеверий. Он доказывает, что все, происходящее в мире, должно найти свое рациональное, разумное, естественное объяснение. Отрицает демонов из мифов и народных суеверий, их контакты с людьми. "Чудесные" явления объясняются им естественными причинами: воздействием целебных трав, минералов, испарений, восприимчивостью человеческой психики и межпсихическими влияниями, индивидуальными особенностями воображения и

впечатлительности человека .

Помпонацци говорит о всеобщей причинности природных явлений, о космическом детерминизме, выступающем в виде философии вечного круговорота. "Закон движения - это закон вечного повторения и нет ничего, чему подобного не было в прошлом и не будет в грядущем; ничего не будет, чего бы ни было, и ничего не было, чего не будет вновь".

Известна также работа Помпонацци "О разуме, свободе воли и предопределении" (1520). Фатум у Помпонацци - воплощение всеобщей причинно-следственной связи в мире. Он отрицает существование случайных событий (беспричинных). Эта всеобщаяобусловленность происходящего универсальными причинами и есть фатум. Человеческое поведение включено в общую совокупность причинно-следственных связей. А воля, выбор человека определяется как внешними объектами, так и самой природой человека. Поведение человека инициативно и детерминировано. Помпонацци отрицает идею о божественном всеведении, говорит о личной ответственности человека.

Таким образом, П. Помпонацци - лидер движения антиклерикалов, подготовивший путь к развитию опытного изучения природы и человека, утверждению естественно-научных подходов в познании.

 

1.8 Концепция человека Леонардо-да Винчи

 

Леонардо да Винчи (1452-1519) - титан Возрождения, гений, блестящий художник, инженер, конструктор машин, ученый-экциклопедист, знаток анатомии человеческого тела, скульптор, архитектор, мыслитель. Это воплощение гуманистического идеала, всесторонне развитой личности. Он значительно опередил свое время. Леонардо да Винчи борется за восстановление роли и значения чувственного познания. Он утверждает, что созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности - средство познания закономерного строя вещей. В понимании сущности и природы чувственного познания он преодолевает механистические традиции, согласно которым чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом. Опосредованное же, проникающее вглубь объекта знание связывалось этой традицией с понятием и словом и относилось к интеллигибельному уровню. Как художник Леонардо да Винчи выступает против этого умаления роли чувственности в познании мира. Предметом его специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, - человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения - изображения. Именно они, а не слово отражают реальность и становятся в этом случае посредниками между ней и сознанием, источниками ее познания.

Зрительное воображение рассматривается им как важное средство практического преобразования действительности. Живопись - основа техники и инженерии. В этом проявилось стремление Леонардо да Винчи соединить естественные знания и искусство. Воображение, таким образом, впервые соединяется с творчеством.

Следует отметить, что фантазия начиная с античности считалась "дурной субъективностью". Познавательная ценность отводилась исключительно разуму, имеющему божественную природу. Леонардо да Винчи в качестве высшей ценности провозглашает творения субъекта, созданные им на основе подражания природе. Вводится соответственно новый критерий оценки человека - по образу его деятельности, направленной на преобразование природы. Сущность человека выражается в его творческой деятельности, отмечал Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию и биомеханику организма, что объяснялось не только эстетически-познавательными, но и практическими задачами: изучить принципы работы живого организма, способного выполнять недоступные человеку функции, чтобы воссоздать их в специальной инженерной конструкции. Например, он строил схемы летательных устройств на основе изучения мышечного аппарата птиц и насекомых. Им проводились многочисленные эксперименты по изучению поведения разных животных с целью изучения их двигательной активности, была создана экспериментальная модель спинномозговой лягушки, ставшая классической для нервно-мышечной

физиологии ХIХ в. Многие его идеи и замыслы сохранились в набросках, эскизах, чертежах, и они свидетельствуют об оригинальности мысли и гениальности его замыслов.

Он стремился быть в обществе ученых - естествоиспытателей, т.е. мятежников, а не художников. Много размышлял о познании. Считал, что опыт - главный источник знаний о человеке и о мире. "Мудрость есть дочь опыта", - говорил он. Познание, не прошедшее через опыт, и ощущения, с которых оно начинается, не дают истины о действительности.

Опыт понимался им широко - это и наблюдение над природными явлениями, и физический эксперимент, и рисунок, и инженерная конструкция. Он выдвигает тезис о единстве теории и практики.

Леонардо да Винчи - пантеист. Он считал, что в природе размыто "разумное божественное начало, которое открыто человеку как части природы". Верил в силу разума и знания, в созидательную мощь человека. Особо велики, как он полагал, возможности художника, создающего нечто новое. Художника он приравнивал к ученому.

 

2 ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Наиболее яркими представителями эпохи Возрождения были Николай Кузанский (1401-1464), Джордано Бруно (1548-1600), Николо Макиавелли(1469-1527), Пико делла Мирандола (1463-1494) Мишель Монтен (1533-1592), Леонардо да Винчи(1452–1519), Томас Мор и Томмазо Кампанелла и другие.

2.1 Николай Кузанский


 Возрожденческая  трактовка диалектики и принцип совпадения противоположностей.

Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский (1401-1464). Анализ его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия. Его основные работы: "Об ученом незнании", "О предпосылках", "Об охоте за мудростью".

Основными моментами его учения стал:

  • ориентация на традиции неоплатонизма.
  • переосмысление понятия "единого": единое ничему не противоположно (у Платона единое противоположно "иному", не-единому, беспредельному). Вывод: "единое есть все".
  • возникновение пантеизма - противовес христианскому отличающего творение ("все") от творца (единого) и неоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со "всем". Бог отдельно от природы не существует и разлит в ней. Всякое существо включает в себя универсум и Бога. Человек - микрокосмос на двух уровнях: общеонтологическом (так же, как микрокосмосом является любая вещь) и на специально онтологическом уровне, поскольку он обладает разумом и сознанием. Человек - тоже Бог.
  • единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть, Кузанец поэтому называет его "максимумом"; единое же - это "минимум". Открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) - максимума и минимума.

Согласно Кузанцу, центр и окружность космоса - это бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.

Николай Кузанский создает оригинальный метод познания, который называет "ученым незнанием". В основном, когда устанавливается истина относительно различных вещей, - неопределенное сравнивается с определенным, неизвестное с известным, поэтому, когда исследование ведется в рамках вещей конечных, познавательное суждение вынести нетрудно, либо очень трудно, если речь идет о сложных вещах. Но в любом случае оно возможно. Истина может быть в точности измерена самой же истиной. Наш разум не является истинным и, следовательно, не может постичь истину точно. Но мы можем приблизиться к истине (самой по себе недостижимой), сосредоточиваясь на мысли, что в бесконечности имеет место совпадение противоположностей.

2.2 Бернардино Телезио

 

Бернардино Телезио (1509-1588) первым организовал в Неаполе общество естествоиспытателей, ставившее своей целью изучать природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой. Ориентировался на учение Парменида и стоиков. Сама по себе материя пассивна; источником ее движения и энергии являются тепло и холод, свет и темнота, способность к расширению и проникновению и пр. эти силы находятся во взаимном проникновении, создавая образования, концентрирующие в себе определенные силы. Это источники любого развития. Главная цель природы – сохранить достигнутое состояние (впервые изложена идея гомеостаза на уровне науки того времени). Закону самосохранения подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. В положительных эмоциях проявляется сила души, удлиняющая жизнь, а в отрицательных – ее слабость, мешающая самосохранению. Телезио признавал существование Бога и высшей бессмертной души.

 

2.3 Хуан Луис Вивес


Хуан Луис Вивес (1492-1540) написал книгу "О душе и жизни". Природа существует сама по себе. Познать ее необходимо путем опыта и эксперимента. Познание души должно строиться на изучении ее конкретных проявлений и свойств.

Ощущения и чувства – первичные формы психического, преобразующиеся за счет ассоциаций по сходству и контрасту в сложные психические структуры. Он предлагал новый способ обобщения чувственных данных – индукцию. Отдельные проявления души человека открываются ему самому в основном с помощью внутреннего опыта и самонаблюдения. Вивес выделил, опираясь на самонаблюдения, некоторые основные и важнейшие характеристики побуждений и эмоциональных состояний:

  • различную степень интенсивности (силу или слабость) эмоциональных переживаний – легкие, средние, сильные;
  • длительность эмоциональных состояний от кратковременных до более продолжительных;
  • качественное содержание эмоциональных реакций, разделение их на приятные (положительные) и неприятные (отрицательные).

Одним из первых Вивес пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием.

Правильно воспитывать ребенка позволяет только практика, опирающаяся на теорию, поэтому он выступает против схоластики в защиту опытного знания.

2.4 Гомес Перейра


Гомес Перейра (1500-1560). Написал книгу "Антониана Маргарита", отрицавшая чувствующую душу у животных.

Впервые в истории науки он представил животных в качестве "апсихических тел", управляемых не душой, а прямыми воздействиями внешних объектов и следами этих воздействий. Животные ничего не слышат, не видят и не чувствуют. Их поведением движут знаки. Все это противоречило учению католической церкви о животных как низших душах, и от инквизиции его спасло только противопоставление животных человеку как богоподобному существу с бессмертной душой.

 

2.5 Николо Макиавелли – политическая философия


Учение Николо Макиавелли возникло в связи со сложной социальной ситуацией в Италии, порождающей борьбу и конфликты в обществе. Конфликты, по его мнению, были и будут, они будут сопровождать нашу жизнь как болезни. В основных сочинениях "Государь" и "Рассуждения" автор анализирует концепцию человека. Главным стимулом поведения за Макиавелли есть интерес, который выявляется многогранно, но связанный с желанием людей сберечь свою собственность. Макиавелли говорил, что люди быстрее простят смерть отца, чем ликвидацию собственности.

В произведении "Государь" автор исследует как центральную проблему различные виды государств: наследственные, вновь образованные и смешанные. При этом для него важно, какими путями - с помощью своего или чужого оружия, благодаря счастью, судьбе или доблести - государство получают. От этого зависит его прочность: если государство, например, наследственно, оно обычно прочно, и напротив, вновь приобретённое часто нестабильно.

Макиавелли рассматривает разные формы правления: одни трудно завоевать, но легко сохранить, а вторые легко приобрести, но трудно удержать. Те, кто добывает княжества злодеяниями должны пойти на конфликт с самим собой и со всеми, кто от него так или иначе зависят. Макиавелли говорил "..., что овладевая государством, захватчик должен обдумать все необходимые жестокости и совершить их сразу, чтобы не пришлось каждый день повторять их и можно было, не прибегая к ним вновь, успокоить людей и привлечь к себе благодеяниями".

Т.о., новым объектом размышления писателя выступает личность государя. Он рассуждает на тему, следует ли государю для его же пользы слыть бережливым или расточительным, добиваться, чтобы его любили или, наоборот, ненавидели. Быть или не быть конфликту. Сложно разглядеть опасность, вызванную советами экспертов и министров, которых государь держит у себя на службе. Отсюда, опять-таки конфликт, только внутренний, но он может превратиться и в межгосударственный.

Информация о работе Психологическая мысль периода Воз-рождения конец XV – начало VII вв