Психологическая мысль периода Воз-рождения конец XV – начало VII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать психологическую мысль периода Возрождения и ее отражение у наиболее ярких ее представителей.
Задачи работы:
1. Выявить наиболее яркие события связанные с эпохой Возрождения.
2. Исследовать наиболее ярких представителей психологической мысли периода Возрождения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРИОДА ……………………………..5
1.1 Идеология культуры Возрождения………………………………….6
1.2 Культура Возрождения - почва возникновения гуманистических идей о человеке……………………………………………………………..7
1.3 Основные направления развития антропологических и психологических идей в культуре Возрождения……………………………………..8
1.4 Моральная философия как сфера развития антропологических и психологических идей………………………………………………………….8
1.5 Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке……………………………………………………11
1.6 Развитие сенсуалистических идей в рамках натурфилософской мысли периода Возрождения. Натурфилософские идеи Бернардино Телезио и Джираламо Фракасторо………………………………………………….12
1.7 Идеи ренессанса в русле схоластики. Психологические взгляды Пьетро Помпонацци……………………………………………………….15
1.8 Концепция человека Леонардо-да Винчи…………………………..19
2 ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………………..22
2.1 Николай Кузанский……………………………………………………22
2.2 Бернардино Телезио………………………………………………….23
2.3 Хуан Луис Вивес………………………………………………………24
2.4 Гомес Перейра………………………………………………………….25
2.5 Николо Макиавелли – политическая философия…………………..25
2.6 Пико делла Мирандола……………………………………………….27
2.7 Джордано Бруно……………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..34

Файлы: 1 файл

кЛЕМЕНТЬЕВА.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

Труд оценивается Альберти как источник морального подъема: "В праздности люди становятся слабыми и ничтожными". Деятельность, наоборот, раскрывает возможности человека, воспитывает и просвещает его: "Искусство жить постигается в деяниях".

Идею личного совершенства отстаивал также известный гуманист, один из основателей Платоновской академии во Флоренции Кристофоро Ландино. "Быть или не быть благородным, зависит от самого человека, его разума, воли, нравственного совершенства". С благородством не связаны титулы, родовитость, - доказывал он.

 Утверждается культ разума  и знания: человек должен развивать  способность к самопознанию, знанию мира, свои творческие начала.            Выдвигается идея о возможности самосовершенствования индивида и общества путем освоения культуры и исторического опыта человечества.

Проблеме достоинства человека, его превосходствам, возможностям посвящает специальный труд "О достоинстве и превосходстве человека" (1450) Джанноцо Манетти (1396-1459) . Он описывает все, что выделяет человека из других живых существ, говорит о его высоких возможностях. Человек, пишет он, - смертный, возвышающийся над другими существами разумом, безграничны его творческие возможности ипотенциалы.

Отстаивая интересы человека, Манетти активно выступает против _аскетизма_. Он развивает идею о богатстве эмоционального мира человека, в силу чего он имеет право на _чувственные удовольствия_. Это был новый взгляд на человека, впервые утверждающийся в общественной мысли, так как античность приносила чувственность в жертву разуму, а средневековая _схоластика_отрицала ее с позиций идеи аскетизма как низменное и греховное проявление человека.

Представляют интерес также идеи Пико делла Мирандола Джованни (1463-1494), итальянского философа гуманиста, сторонника _аверроизма_, автора трактата "Речь о достоинстве человека" (1486).

Основа его взглядов - антропологическое учение о свободе воли человека как главном свойстве его достоинства.. Человек, по его мнению, обладает абсолютной свободой самоформирования. Он - основа и узел мира, связывающий материю и дух. "Ничего нет более замечательного, чем человек", - пишет мыслитель. Как самодеятельное существо человек сам определяет путь своего развития. Он может силой разума как подняться до высоты мирового интеллекта, так и опуститься до уровня низменных тварей.

Отсюда делается важный вывод - человек ответственен за свободу определения своего жизненного пути, за свои действия. Соответственно главные средства воспитания - развитие знаний, разума, познаний в области моральной философии и философии природы.

 

1.5 Сфера педагогических  воззрений как  область развития

гуманистических  идей о человеке

Вопросы обучения и воспитания рассматривались  в трактатах _Пьетро Верджерио_, _Леонардо Бруни_, Мефео Веджо и других гуманистов.

Главная цель воспитания определялась ими как формирование человека-гражданина с высокоразвитым самосознанием и патриотическими убеждениями. Ставилась задача формирования свободного, всесторонне развитого человека, самостоятельно мыслящего, духовно и физически гармоничной личности.

В основном практика обучения осуществлялась по-прежнему в рамках схоластики и сводилась к тренировке памяти, оттачиванию _логики, развитию ораторского искусства, способности интерпретации текстов.

Ученики рассматривалась и выступали реально как пассивные проводники чужих мыслей. Самостоятельность суждений не стимулировалась. В этом контексте особенно значимой являлась деятельность гуманистов и выдающихся педагогов периода _Возрождения_, выступивших за создание новой педагогики, за утверждение светской ориентации образования.

Особенно следует отметить взгляды известного славянского просветителя _Я.А. Коменского_, выдвинувшего идею о необходимости смотреть на ребенка не как на сосуд, который можно наполнить любым содержанием, а как на активного субъекта педагогического процесса.

Внимание уделяется не только интеллектуальной, но и эмоциональной сфере в процессе обучения. Акцент делается на похвалу, стимулирование ребенка, а не на наказание. Отстаивается принцип добровольности и сознательного выбора в овладении знаниями. Яркий пример - творчество _Эразма Роттердамского_, в котором выдвигается идея сочетания наглядности с положительными эмоциями во время усвоения знаний (методика "печеных букв", которые съедались детьми), направленного на реализацию принципа "управляемых эмоций".

Вюртембергский школьный закон 1559 г. требовал доставлять ребенку любовь и радость, учить в соответствии с индивидуальными особенностями детей (неслучайно одна из школ называлась "Домом радости").

Однако проблема психического развития ребенка в это время еще не была поставлена. За основу в поиске методов обучения брался не внутренний мир ребенка, а природа, внешний мир, принципы и методы обучения: переход от простого к сложному, принцип наглядности и т.д. Не выделялись и не исследовались еще стадии развитии психики ребенка.

 

1.6 Развитие сенсуалистических идей в рамках натурфилософской мысли периода Возрождения. Натурфилософские идеи Бернардино Телезио и Джираламо Фракасторо

 

На фоне развития экономической жизни и интереса к изучению природы возникают  широкие натурфилософские обобщения. Стимулом служит обращение к научным знаниям  древности и заимствование созвучных духу Возрождения идей - эмпиризма,  чувственного познания реальности.

Во главе эмпирико-натурфилософского направления в Италии стоял Бернардино Телезио (1509-1588), который, окончив университет в г. Падуе, являющемся центром свободомыслия в то время, создает в Неаполе Общество (Академию) естествоиспытателей (опытного изучения). Это стало примером и стимулировало возникновение научных обществ и в других городах Италии. Известен труд Телезио "О природе вещей" в девяти книгах (1565-1586).

В концепции Телезио Бог выносился за пределы физической картины мира, хотя и признавался его творцом. Создав природу, он дает ей возможность развиваться далее самостоятельно. Таким образом, в соответствии с натурфилософскими воззрениями, природа развивается по своим собственным законам. Изучение природы, утверждал Телезио, должно вестись в соответствии с ее собственными началами, без оглядки на теологию.

Телезио, сторонник опытного познания, считал, что познание действительности, свойств вещей должно опираться на ощущения, опыт. В этом проявлялся его эмпиризм и сенсуализм.

Он считал, что в основе природы лежат 2 начала: теплота (расширение, разряжение) и холод (сжатие, конденсация), выступающие как основные противоборствующие принципы. Теплота производит движение и жизнь, являясь материальным носителем возникающих психических процессов. Телезио восстанавливает идею пневмы.

Божественная пневма, или "жизненный дух", воплощается в развитии мира (макрокосма), а затем через легкие, артерии, мозг становится материалом души, представляемой им как особое тонкое вещество, называемое, по аналогии со взглядами Лукреция, "духом". Все познание основано, согласно его подходу, на внешнем опыте - запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий. Из сравнений и связи чувственных впечатлений складывается разум.

Обосновывая свои эмпирические идеи, Телезио пишет, что даже геометрия, казалось бы, независимая от чувственности наука - нуждается в опыте, так как построена на сравнении фактов и их переработке путем аналогии.

Материя, движимая силами разряжения и конденсации, действует целесообразно и ориентирована на сохранение достигнутого состояния. Так как психическое (спиритус) есть определенное состояние материи, то ум, чувства и т.д. также подчиняются природному закону самосохранения.

Эту же идею Телезио использовал при разработке теории аффектов: в положительных аффектах проявляется сила, стремящаяся к самосохранению, в отрицательных - слабость.

Он отстаивал взгляд на личность как на высшую ценность и, несмотря на свою естественно-научную ориентацию, считал, что одним движением материи не объяснить особого положения человека, которого отличает бессмертная душа, данная ему Богом. Сходные идеи о зависимости динамики психических процессов от материальных факторов выдвигали Джироламо Фракасторо (1488-1553) и ученик Телезио Томас Кампанелла (1568-1639).

Фракасторо рассматривал знание как постижение не общих сущностей, а индивидуальных, находящихся в движении тел, отстаивая, таким образом, идеи номинализма. Но, в отличие от У. Оккамы, он отклонил "знаковую" теорию и пытался на новых началах восстановить теорию образов.

Исходные идеи Фракасторо:

- не может  быть действия без физического  контакта;

- сама по  себе душа не может изменяться;

- изменения  в ней вызывают только внешние  толчки: "от объекта должно  быть послано 

- нечто  такое, что непосредственно толкнет  душу и изменит ее".

В этих своих позициях Фракасторо выступает как продолжатель механистического детерминизма Демокрита в психологии.

Для объяснения генезиса и структуры образа им использовалась корпускулярная гипотеза (корпускулы отличаются от атомов делимостью и отсутствием пустых промежутков между ними). Фракасторо утверждал, что от вещей отделяются сочетания корпускул (симулакры) - образы, изображения, действующие на органы чувств и оставляющие в них свой отпечаток. Таким образом, ученый развивает особый подход в объяснении психологических явлений - телесный, психофизиологический.

Познание определялось им как отделение истинного от ложного. Чтобы перейти от перцепции к подлинному знанию, душа должна произвести отбор в непрерывном и смешанном потоке чувственных элементов. Для этого она развивает собственную разумную деятельность, но при этом не формирует понятия, а только отбирает и комбинирует идущий извне материал. В этих утверждениях обосновывается первичность внешнего воздействия, главная роль чувственного познания.

 

1.7 Идеи ренессанса в русле схоластики. Психологические взгляды Пьетро Помпонацци

Наиболее яркий пример философской мысли Возрождения, развивающейся в русле схоластики - творчество крупнейшего перипатетика, схоласта Пьетро Помпонацци (1462-1525). Он родился в зажиточной семье в Мантуе, окончил Падуанский университет и преподавал философию там же, а с 1512 г. - в Болонском университете. Его труды, на первый взгляд чист схоластического характера, определяли традицию так называемого "падуанского свободомыслия", хотя в целом его мировоззрение формировалось в традициях схоластики. Его творчество - рождение нового философского содержания в устаревшей форме.

Помпонацци - активный участник ренессансной философской мысли. Он говорил о необходимости "обновления философии". Выступал против схоластической закостенелости мысли, боролся с этим, хотя и в рамках традиции. Обвинял схоластику в самоуверенном невежестве, говоря вслед за Сократом: "Я знаю, что я ничего не знаю". Свой трактат "О фатуме, свободе воли и предопределении" он пишет, дабы преодолеть "собственное невежество". Он мучается, сомневается, ищет истину. Тем самым в его творчестве проявляется новое отношение к познанию, не присущее схоластике.

Одна из главных проблем Помпонацци - соотношение разума и веры. Он отстаивает линию "двойственной истины". При этом истины философии у него рациональны, опираются на разумное познание, базируются на разуме и ощущениях, не подлежат искажению ради их согласования с положениями веры. Философствовать надо, считал он, "исходя из естественных начал". Истина едина и достигается именно разумным признанием человека. Она - прерогатива философского знания. Вероучение как закон установления нравственности в народе, согласно Помпонацци, не содержит в себе "ни истины, ни лжи". Отсюда делается вывод о разных задачах религии и философии - воспитании и познании, об их независимости.

В 1516 г. Помпонацци пишет "Трактат о бессмертии души". Эту проблему он рассматривает в связи с двумя группами вопросов:

1) показывает, что ее решение зависит от теории познания, понимания сущности

человеческого разума;

2) анализирует  этическую сторону проблемы, значение  тех положений, что следуют 

из смертности или бессмертия души, для человеческой нравственности.

Его выводы: душа индивида, включая интеллект, уничтожается вместе с телом; душа материальна и смертна. Известно, что наиболее спорный момент у Аристотеля и Ибн Рушда - зависимость мышления от тела. Помпонацци считал, что мышление предполагает телесные процессы и невозможно без них. Оно невозможно без органов чувств, без ощущений, чувственных образов, представлений. При этом он ссылается на опыт, на Аристотеля, подчеркивает, что поскольку душа есть форма тела, то и разум есть "акт органического, физического тела и, следовательно, во всяком своем действии зависит от органа".

Вывод Помпонацци - разум неотделим от материи, от тела.

"Аристотель, - писал Помпонацци, - никогда не  думал о такой бессмыслице (как отделимое от тела мышление). Человеческая душа, высшая и наиболее совершенная из материальных форм, начинает и прекращает свое существование вместе с телом; она никогда не может каким-либо образом действовать или существовать без тела". Но в определенном смысле душа, согласно Помпонацци, нематериальна: когда человек, поднимаясь над животными, проявляет способность к рефлексии, к мышлению, образованию общих понятий, не зависящих от его индивидуальных актов. С этой точки зрения Помпонацци исследует место человека в иерархии сущностей.

Он считает, что человек, обладая "не простой, а множественной, не твердо установленной, а двойственной природой, должен быть расположен посреди смертных и бессмертных сущностей".

Он находит в структуре мироздания 3 вида одушевленных существ:

1) высшие  существа - небесные сущности: нематериальные, духовные, способные к высшему  знанию, постижению всеобщего без  посредства ощущений, не нуждающиеся в теле и органах;

Информация о работе Психологическая мысль периода Воз-рождения конец XV – начало VII вв