Психологическая подготовка спортсмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Современная тренировка по различным видам спорта, направленная на достижение высоких результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических резервов организма и психических возможностей. Предельный уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем, их сдвигов и снижению функционального состояния организма в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ:
Понятие «психологическая подготовка»……………………………..5
Проблемы психологической подготовки……………………………..6
Задачи психологической подготовки………………………………..11
Структура и содержание психологической подготовки…………....12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...…25

Файлы: 1 файл

Арихин А.Н..doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Студент 931 группы

Арихин А.Н.

 

Научный руководитель:

к.б.н., Н.Л.Сатосова

 

 

 

 

 

 

 

ЗАЩИТА_______________

Оценка_________________

Зав. Кафедрой___________

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Понятие «психологическая подготовка»……………………………..5
    2. Проблемы психологической подготовки……………………………..6
    3. Задачи психологической подготовки………………………………..11
    4. Структура и содержание психологической подготовки…………....12

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...…25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Спорт специфичен тем, что без выраженной психической напряженности, без стресса, невозможна полноценная адаптация к нагрузкам, как невозможен и высокий уровень тренированности спортсмена.

Современная тренировка по различным видам спорта, направленная на достижение высоких  результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических резервов организма и  психических возможностей. Предельный уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем, их сдвигов и снижению функционального состояния организма в целом. На фоне выраженных физиологических проявлений перетренированности, зачастую скрытыми, но очень важными являются психологические изменения, поскольку участие спортсменов в соревнованиях различного уровня требует, в первую очередь, внутренней устойчивости человека.

Нагрузки, которые могут явиться причиной определенных патологий и физиологических изменений в организме спортсмена, вынуждают его снизить объем тренировок или вообще уйти из спорта. Если эти изменения будут зафиксированы в стадии их возникновения, то ряд профилактических мер будут способствовать их прекращению. Для этого тренер и сам спортсмен должны помнить, что успех в спорте зависит от целого ряда условий, в том числе и от особенностей процесса обучения, воспитания, подготовки к соревнованиям. Эти процессы необходимо строить и осуществлять не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом конкретных психологически обоснованных методов и приемов педагогического воздействия, способов организации деятельности занимающихся, приспосабливаемых к индивидуальным свойствам нервной системы и темпераменту тренирующегося [2,4].

Актуальность данной работы связана с необходимостью учёта психологической подготовки спортсменов, как неотъемлемой части тренировочного процесса.

Целью работы является изучение психологической подготовки спортсменов.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть психологическую подготовку как составную часть тренировочного процесса.
  2. Выявить содержание и структуру психологической подготовки спортсменов
  3. Обосновать значимость психологической подготовки спортсменов.

 

Объект исследования: процесс психологической подготовки спортсмена

Предмет исследования: состояние психологической готовности спортсмена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.1 Понятие  «психологическая подготовка»

 

Психологическая подготовка спортсмена представляет собой сложное методическое образование, состоящее из отдельных частей или элементов. Каждый элемент данной системы несет в себе определенную функцию, не совпадающую с функциями других частей или элементов. В рабочую модель структуры процесса психологической подготовки могут быть включены только те средства данного вида подготовки, которые для него абсолютно необходимы, те средства воздействия, которые то применяются, то отсутствуют в процессе психологической подготовки и не могут включаться в его структуру [16].

В то же время психологическая подготовка - это комплекс мероприятий по работе с психикой спортсмена. Физиологической основой психики является нервная система, которая функционирует подобно другим системам - мышечной, сердечнососудистой, дыхательной и т. д., но гораздо чувствительнее к различным воздействиям. И это естественно, так как именно нервная система и психика управляют деятельностью организма, координируя работу всех его систем. Поэтому игнорирование психологической подготовки в спорте высших достижений просто недопустимо [18].

Существующие концепции  психологического обеспечения подготовки спортсменов принципиально ориентированы  на психологически обоснованное проектирование подготовки спортсменов. Эта ориентация базируется на понимании психики не как препятствия, создающего помехи на пути к высоким достижениям, а как источника неиспользованных резервов, раскрытие которых создает предпосылки полноценной реализации возможностей спортсменов [14].

Психологическая подготовка "охватывает" три уровня: команды, личности и индивидуальных особенностей. Эти уровни связаны с особенностями  организма. Но в центре всей проблематики остается человек, независимо от того, кто он: тренер, организатор, спортсмен и пр. Поэтому акцент современных исследований смещается в сторону личности человека спортсмена как высшей инстанции управления не только психическими процессами, но и психофизиологическими функциями. Понятно, что процессы обучения, управления, организации и формирования в рамках подготовки и тренировочного цикла протекают эффективнее, если они опосредуются личностью спортсмена. Следовательно, раскрытие структуры личности, ее конкретное экспериментальное наполнение и практическое ограничение (направленность) должны составить основное содержание работ [5].

1.2 Проблема  психологической подготовки спортсменов

 

В отечественной психологии спорта сложилось так, что большая  часть исследований посвящена изучению проблем психологической подготовки спортсмена. Несомненно, это сыграло свою положительную роль в становлении и развитии психологии спорта, однако в настоящее время делается очевидным, что понятие "психологическая подготовка" не отражает, по-видимому, всего реального содержания практической работы психолога в спорте. Психологическая подготовка - это только часть психологической работы со спортсменом или командой. Целью психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию, согласно А.Ц. Пуни, является формирование у него состояния готовности. Это, по существу, означает, что психологическая работа заканчивается в тот момент, когда для спортсмена наступает самое главное, - он начинает соревноваться. Не умаляя важности проблемы психологической подготовки к соревнованию, просто укажем на не менее важную психологическую проблему - построение и осуществление эффективного соревновательного поведения. Другими словами, предлагается перенести фокус практической работы психолога, а также теоретических исследований состояния спортсмена на то, что и как он делает в соревновании.

И то и другое вместе составляют общую проблему каузального объяснения ситуативного поведения индивида. Когда  делается акцент на формировании состояния  готовности спортсмена к соревнованию, то предполагается, что оно существенно влияет на поведение спортсмена в процессе соревнования и, следовательно, может служить причинным объяснением его исхода. Однако реальное поведение осуществляется в конкретных условиях, которые также влияют на поведение и с не меньшей силой, т.е. исход соревновательного поведения может быть объяснен влиянием факторов соревновательной ситуации. Преуменьшение наблюдателем влияния на поведение индивида ситуативных факторов и преувеличение влияния фактора его состояния (или внутренних диспозиций) получило в психологии название фундаментальной ошибки каузальной атрибуции [6].

 Центральной проблемой  психологии спорта является разработка  основ психологической подготовки  и формирования личности, при  этом они тесно взаимосвязаны  между собой. Первая составляет цель всех исследований, а вторая является собственным содержанием первой. В этом не только диалектичность их взаимосвязи, но и важнейшее условие системного исследования [5].

Впервые проблема психологической  подготовки спортсмена была выдвинута в советской психологии спорта в 1956 г. на 1 Всесоюзном совещании по психологии спорта. Естественно, и до этого в учебно-тренировочном процессе использовались отдельные разделы психологической подготовки. Но именно с 1956 г. этот раздел подготовки стал рассматриваться как составной в комплексном педагогическом процессе и получил название психологической подготовки. Психологическая подготовка, введенная для коррекции отдельных элементов психического уклада человека, например: "воспитание воли" в рамках морально-волевой подготовки - к 80-м годам расширила круг исследования проблем. Центр исследований сместился на изучение проблем, связанных с оценкой особенностей личности спортсмена: характера, темперамента, направленности личности, интересов, уровня притязаний в спорте; максимальных возможностей спортсмена, его различных психических качеств, которые непосредственным образом влияют на эффективность спортивной деятельности. С развитием социальной психологии в поле интересов спортивных психологов появились вопросы, связанные с социально-психологическими особенностями личности и спортивной команды (психологический климат; формирование межличностных отношений и т.д.). За последнее время круг интересов сместился на оценку психических состояний спортсмена и их регуляции, а также на разработку средств достижения максимальной или оптимальной психической работоспособности [12].

 Характеризуя современное состояние психологии спорта и ее прикладной потенциал, можно констатировать, что интерес к психологическим аспектам подготовки спортсменов со стороны специалистов разного профиля, занимающихся подготовкой спортсменов, богатый и разнообразный материал, накопленный спортивными психологами, создают благоприятную почву для развития прикладной психологии спорта, для создания практической психологической службы. Но, несмотря на наличие благоприятных предпосылок, психологическая служба даже на уровне сборных команд развита недостаточно.

Можно назвать, по крайней  мере, две причины этой ситуации. Одна из них - особенности "социального заказа", снижающего интерес к стратегическим проблемам психологического обеспечения подготовки спортсменов, практически сводящего деятельность психолога к решению экстренных проблем коррекции неблагоприятных психических состояний во время соревнований. Другой причиной недостаточного практического интереса к систематической долговременной работе над совершенствованием психологических предпосылок для высоких спортивных достижений, без чего невозможно добиться полной самореализации потенциала спортсменов, является недостаточная разработанность психологической теории спортивной деятельности [3].

Высокие требования к  соревновательной деятельности спортсменов, долговременный и творческий процесс  их подготовки с привлечением различных  специалистов, все нарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность ее условий порождают новые задачи и связанные с ними трудности психологической подготовки. Завоевание спортивных рекордов требует от спортсмена наивысшего напряжения физических и психических сил. Ф. Штампфл (по праву считавшийся за рубежом международным тренером) писал: «Опыт убедил меня в том, что для достижения спортивного величия нужно тело и душу спортсмена превратить в одну динамическую силу»[8]. Но само это требование предполагает развитие определенных индивидуальных способностей, которые, в свою очередь, зависят от определенных структур личности, в том числе от идейных и нравственных ее основ. Именно от содержательных характеристик личности спортсмена зависит успешность его выступлений на соревнованиях и уровень подготовки к ним. Но отсутствие представления о роли личности в общей профессиональной «картине видения» у специалистов приводит к тому, что упор при подготовке спортсменов делается на эффективность функционирования соматических проявлений, а не на формирование необходимых личностных качеств.

К настоящему времени  сложилось упрощенное мнение, согласно которому «техника в сочетании с  тактикой являются основой спортивного  мастерства, а остальные стороны  подготовки призваны обслуживать эту результирующую деятельность» [1]. В то же время привычными стали претензии тренеров и организаторов спорта к психологической подготовке. Вместе с тем в тренировке как таковой нет объективно выраженного «места» для психологической подготовки и тем более «психологической тренировки». Утверждается, что спортивная тренировка представляет собой специализированный процесс физического воспитания, осуществляемый в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием спортсмена [17]. Это действительно так, но каждый раз именно процесс формирования базовых структур личности спортсмена происходит стихийно, то есть неуправляемо и неорганизованно, так как направленность тренировки связана лишь с условиями совершенствования двигательной деятельности. Исходя из этого, происходит разрыв между назначением (функциями) физического воспитания и его реальным воплощением [7].

Также при психологической подготовке возникает проблема изучения психических состояний в спорте и особенно - состояния готовности к спортивной деятельности. Перед ней формируется установка, связанная с ожиданием наиболее вероятного исхода соревнований. Нередко установка формируется на неосознаваемом уровне, однако чем сложнее по своей структуре предстоящая деятельность, тем больше в формирующейся установке преобладают осознаваемые, волевые компоненты. Установка как целостная модификация субъекта фокусируется в каждый конкретный момент времени в зависимости от его индивидуальных особенностей и, по существу, определяет не только расположенность к началу действия, но и содержание всей деятельности [15].

В психологии спорта так  же разрабатывается проблема воли в  контексте спорта, как специфического вида деятельности, где преодоление  соревновательных препятствий занимает центральное место. Соответственно достаточно подробно анализировались препятствия и трудности в спортивной деятельности (А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, Б.Н. Смирнов, А.С. Егоров и др.).

Основоположником изучения соревновательных препятствий и  трудностей является А.Ц. Пуни, который  впервые описал и развел понятия "препятствие" и "трудность" по разным критериям. "Препятствиями следует считать объективные и изменяющиеся условия внешней среды, состояния внутренней среды организма, в которой развертывается деятельность спортсмена и которые являются помехами в достижении намеченной цели, в решении конкретных задач деятельности" [13]. Трудности, по его мнению - это объективные признаки препятствий, например вес штанги, длина дистанции. П.А. Рудиком было введено деление препятствий на субъективные и объективные.

Актуальным и важным представляется нам высказывание А.Ц. Пуни о препятствиях как о важном вопросе проблемы воли, "который  до сего времени в общей психологии не привлекал внимания ни исследователей-психологов, ни авторов работ по проблеме воли". Ясно, что проблема воли с акцентом на глубоком психологическом изучении факторов препятствия и трудности была заявлена, но в дальнейшем задача их преодоления не была до конца решена. В психологии спорта проблема воли разрабатывалась в русле формирования и развития волевых качеств спортсмена с учетом особенностей спортивной специализации, а также в методике волевой подготовки.

1.3 Задачи психологической  подготовки спортсменов

 

Задача психологической  подготовки спортсменов - формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте, укрепление и совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до уровня, определяющего рекордные достижения [17].

Информация о работе Психологическая подготовка спортсмена