Психологическая подготовка спортсмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Современная тренировка по различным видам спорта, направленная на достижение высоких результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических резервов организма и психических возможностей. Предельный уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем, их сдвигов и снижению функционального состояния организма в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ:
Понятие «психологическая подготовка»……………………………..5
Проблемы психологической подготовки……………………………..6
Задачи психологической подготовки………………………………..11
Структура и содержание психологической подготовки…………....12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...…25

Файлы: 1 файл

Арихин А.Н..doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Так же задачей психологической подготовки является выработка устойчивости к эмоциональному стрессу [9].

Ещё одной из задач психологической подготовки является формирование эмоционально-волевой базы спортсмена. Она строится на использовании психолого-педагогических средств психопрофилактики и коррекции неадекватных адаптивных реакций на тренировочную нагрузку, направленных в первую очередь на:

- формирование реальной  самооценки;

- формирование реальной  установки;

- структурирование деятельности.

Каждому из этих разделов подготовки соответствуют конкретные средства, имеющие свой адресат.

К сожалению, существует тенденция некритичного применения любых методов психологической  подготовки, а также не дифференцированно  применять такие методы, без учета  возрастных, половых, профессиональных (деятельностных) и индивидуальных особенностей спортсменов. В то же время постоянно публикуются материалы, отражающие поиск различных универсальных приемов, обеспечивающих психическую готовность человека к деятельности в экстремальных условиях. Речь идет о различных способах саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам мобилизации спортсмена на максимальные волевые и физические усилия [10].

Формирование готовности к деятельности должно быть направлено на решение следующих частных задач:

- ориентацию на те социальные ценности, которые являются ведущими для спортсмена (например, стремление к значимой победе и признанию общества);

- формирование психических  "внутренних опор" (уверенность  в способности добиться успеха, надежда на высокий уровень собственного мастерства, даже на благоприятное стечение обстоятельств - везение);

- преодоление психических  барьеров, различных фобий, особенно  тех, которые возникают в борьбе  с конкретными обстоятельствами, с конкретными соперниками;

- психологическое моделирование  условий предстоящей борьбы;

- создание программы управления процессами релаксации и мобилизации [15].

 

1.4 Структура  и содержание психологической  подготовки

 

Элементы структуры, которые уже введены в систему психологической подготовки, не следует произвольно исключать из данной структуры, ибо произвольное игнорирование какого-либо ее элемента приводит к гибели целостного явления. Что касается модельной структуры психологической подготовки спортсмена, то исключение из данного процесса какого-нибудь абсолютно необходимого элемента рассматриваемой структуры приводит к грубому искажению содержания процесса и как следствие к грубейшим ошибкам в области социально-психологического воздействия на спортсмена.

Исходя из этого положения и  были определены следующие элементы структуры психологической подготовки спортсмена и описаны функции (и  задачи) каждого элемента:

1. Психологический паспорт избранного  вида спорта как система требований  к психике и личности спортсмена, занимающегося данным видом спорта, обуславливающих достижение высоких спортивных результатов. Этот элемент структуры характеризует те качества личности и психики, к которым надо стремиться в процессе спортивного совершенствования. Психологический паспорт избранного вида спорта выступает в виде модели будущих результатов психологической подготовки.

2. Психологическая характеристика  спортсмена как фактор оценки  проявляемых спортсменом психических  качеств и черт личности. Нельзя  проводить психологическую подготовку без знаний личности спортсмена, без учета того, с какими психологическими качествами (врожденными или приобретенными в процессе жизни) пришел к вам спортсмен.

3. Общая психологическая подготовка  спортсмена как основа становления  личности в процессе спортивной тренировки. Структуру рассматриваемого вида подготовки составляют: нравственная, волевая, эмоциональная, общегрупповая (коммуникативная) и интеллектуальная подготовки. Каждая из них решает свои специфические задачи.

4. Психологическая подготовка к конкретной тренировке как система психолого-методических мероприятий, связанных: а) с формированием целевой установки на данную тренировку; б) с организацией внимания спортсмена, с программой направленности сознания на выполняемые им двигательные действия; в) с психологическим анализом проведенной тренировки.

5. Предсоревновательная  психологическая подготовка спортсмена  как система мероприятий, связанных  с мобилизацией готовности спортсмена  к конкретному соревнованию.

6. Предстартовая психологическая подготовка, включающая организацию жизни и деятельности спортсмена, его внимания в предстартовый период соревновательной деятельности; формирование настройки на выступления в соревнованиях, установку на достижение высокого спортивного результата.

7. Непосредственно соревновательная  психологическая подготовка, связанная  с развитием способности спортсмена  тактически и оперативно мыслить  в условиях жесткой соревновательной  борьбы, произвольно регулировать  свои эмоциональные состояния, реакции, отношения.

8. Постсоревновательная  психологическая подготовка, связанная  с анализом успешной и неуспешной  соревновательной деятельности  по отдельным сторонам управления  умственными и двигательными  действиями, в решении задач и  сверхзадач, поставленных перед спортсменом.

 Вторым методологическим положением, лежащим в основе функционирования системы психологической подготовки, является абсолютная необходимость и доказательность включения данного элемента в существование и жизнедеятельность такого сложного блока спортивной подготовки, как система социально-психологического воздействия. Теория и системный подход позволяют быстрее определить и доказать абсолютную необходимость того или иного элемента в структуре психологической подготовки.

Третье методологическое положение, лежащее в основе психологической подготовки, - взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность функционирования элементов системы между собой. Взаимосвязь элементов структуры обеспечивает строгую согласованность функционирования всех элементов системы и тем самым - ее существование и жизнедеятельность.

Под взаимозависимостью понимается проявление функций системы  в тесной связи всех психических  функций и качеств личности между  собой.

Что касается взаимообусловленности, то под этим фактором мы понимаем одновременное нормальное функционирование всей системы элементов. Так, например, проявление надежности и стабильности спортивной деятельности характеризуется показателями какой-то одной психической функции - быстроты реакции спортсмена или устойчивости его внимания, хотя они обусловлены другими психическими функциями. Бывает и так: спортсмена обвиняют в безволии, но сам факт многолетней тренировки, связанной с преодолением объективных и субъективных трудностей, говорит о том, что причиной неудачного выступления в соревнованиях может быть что-то другое. Поэтому взаимообусловленность элементов системы требует комплексного изучения результатов воздействия на спортсмена.

Четвертое методологическое положение общей теории структур в преломлении к психологической подготовке спортсмена - обусловленность (детерминированность) формирования психики и личности спортсмена внешней средой и характером спортивной деятельности. Проблема детерминированности спортивной деятельности сама по себе очень сложна, так как охватывает многие стороны двигательной деятельности спортсмена. Вместе с тем в этой проблеме есть один центральный вопрос - обусловлена ли результативность спортивной деятельности только работой сознания спортсмена. Теория и практика спортивной деятельности не дает основания считать, что этот вопрос решен. Как показал анализ, осознанная регуляция своих действий и состояний в спорте может быть обусловлена рядом факторов объективного и субъективного порядка, изучение которых позволяет раскрыть определенные закономерности проявлений психологической подготовленности спортсмена.

Обусловленность спортивной деятельности различными факторами  имеет общий и индивидуальный характер. К общим относятся предметно  направленная спортивная деятельность (вид спорта), уровень спортивного мастерства, биомеханические характеристики двигательного действия (спортивного упражнения), социальная среда и др.; к индивидуальным особенности взаимодействия анализаторов индивида, состояние тренированности, врожденные и приобретенные свойства личности.

Пятым методологическим положением является иерархия элементов  структуры психологической подготовки спортсмена. В свете данного принципа в системе психологической подготовки нет второстепенных элементов - все  они одинаковы и абсолютно  необходимы для данного вида подготовки. Однако между ними существует определенная иерархия, в основу которой положена значимость данного элемента в достижении наибольшей результативности в этом виде подготовки [16,11].

Обобщая многочисленные работы В.В. Медведев вносит в содержание психологической подготовленности такие компоненты: а) свойства личности, т.е. мотивация, притязания, черты характера, темперамента, обеспечивающие высокий уровень работоспособности и стабильные выступления на соревнованиях; б) психические процессы и функции, способствующие совершенному овладению приемами техники и тактики; в) стабильные (положительные) психические состояния, проявляемые в трудных условиях тренировки и соревнований.

Вместе с этим авторы данной статьи отметили одну особенность современного развития представлений на психологическую подготовку. Внутри этих исследований появляется новое представление и новый подход - психологическое обеспечение, как наиболее общее и целостное видение работы психолога в спорте. Выделим основные моменты нового представления, расширяющего наше видение и открывающего новые перспективы развития практической спортивной психологии. Термин "психологическое обеспечение" появился в лексике спортивных специалистов относительно недавно (В.М. Мельников, В.Н. Непопалов, 1985; В.В.Медведев, 1989; Г.Б.Горская, 1995). Несмотря на то, что спорт к этому времени качественно, содержательно и функционально изменился, большинство спортивных специалистов по прежнему мыслило в категориях "подготовки спортсменов". Поэтому и новый термин, в силу традиции и устоявшегося способа мышления, был отнесен к процессу подготовки. Другими словами, речь шла о психологическом обеспечении подготовки спортсмена, а не новой реальности и открывающимся перспективам развития психологической науки в сфере практики спорта. На наш взгляд, оценивая в целом, можно отметить, что даже такая фиксация нового направления и связанное с этим появление понятия "психологическое обеспечение подготовки спортсменов", отражает изменение подхода к психологическим аспектам работы со спортсменами, которое, в свою очередь, является следствием изменения подхода к процессу их подготовки в целом. [7]

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Экспериментальная часть  работы будет осуществляться при  помощи тестирования спортсменов разных видов спорта в г. Сыктывкаре, в феврале -  марте 2013 года.

В ходе эксперимента будет  исследовано 30 человек: по 10 спортсменов мужского и женского пола, занимающихся баскетболом; 10 исследуемых, занимающихся мини футболом; 10 волейболистов выступающих за университетские команды.

В предварительной беседе с испытуемыми  будет получено их добровольное согласие на участие в эксперименте.
Среди обследуемых лиц будет проведено  тестирование для определения психоэмоциональных состояний спортсменов. Будут изучаться следующие показатели: эмоциональные состояния, оценка самочувствия, активности и настроения (Методика САН), измерение тревожности (опросник Спилберга).

 В процессе решения поставленных целей и задач нами использовались следующие методы исследования:

  1. Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования
  2. Метод социологического опроса (беседа)

В ходе исследования будет  рассказано о целях и задачах  данной работы, проведена беседа со спортсменами разных видов спорта на предмет их собственного желания принять участие в эксперименте, который позволит определить их психоэмоциональное состояние на данный момент.

3. Тестирование

Исследование будет  проведено с помощью нескольких опросников: опросник самооценки эмоционального состояния (А. Уэсман и Д. Рикс), опросник по методике САН, опросник Спилберга, который определяет уровень тревожности.

1. Опросник самооценки эмоционального состояния (А. Уэсман и Д. Рикс)

Методика применяется  для самооценки эмоциональных состояний  и степени бодрствования. Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени. Простота выполнения задания делают ее весьма оперативным инструментом. При этом можно как вычерчивать кривые изменения отдельных показателей, так и работать только с интегральным результатом. К недостаткам вышеописанной методики можно отнести следующие:

1) Утверждения, включенные  в 1-3 разделы, описывают эмоциональное  состояние человека лишь в  диапазоне понятий «тревога/спокойствие» и «подъем/депрессия», не отражая выраженность других эмоций, таких, например, как гнев, обида, разочарование, гордость и др.

Информация о работе Психологическая подготовка спортсмена