Психологическая подготовка спортсмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Современная тренировка по различным видам спорта, направленная на достижение высоких результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических резервов организма и психических возможностей. Предельный уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем, их сдвигов и снижению функционального состояния организма в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ:
Понятие «психологическая подготовка»……………………………..5
Проблемы психологической подготовки……………………………..6
Задачи психологической подготовки………………………………..11
Структура и содержание психологической подготовки…………....12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...…25

Файлы: 1 файл

Арихин А.Н..doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

2) Утверждения, составляющие 4 раздел, характеризуют в основном  когнитивную сферу (убеждения  человека, касающиеся его возможностей), а не сферу эмоций.

3) Обращает внимание  различие в системе оценок  утверждений, составляющих четыре  разных раздела методики. Так,  повышение оценок, присваиваемых  утверждениям 1 раздела, отражает  повышение степени психической  адаптации испытуемого, при этом самая высокая оценка по этому разделу указывает на наивысший уровень психической адаптации. Однако во 2 и 3 разделах наивысшие значения присваиваются таким утверждениям («Порыв, не знающий преград, жизненная сила выплескивается через край» и «Сильный подъем, восторженное веселье»), которые отражают уже не столько состояние психической адаптации, сколько патологическое гипоманиакальное состояние. В этой связи общая шкала, получаемая при суммировании оценок по всем четырем разделам, представляется нелинейной: то время как низкие значения интегрального показателя свидетельствуют о выраженной психической дезадаптации, высокие значения интегрального показателя не могут трактоваться столь однозначно. Иначе говоря, интегральный показатель данной методики более чувствителен к состоянию психической дезадаптации, чем к состоянию адаптации.

2. Опросник по методике САН.

Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние  с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между  тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является его повторимость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.

При обработке эти  цифры перекодируются следующим  образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).

Итак, положительные состояния  всегда получают высокие баллы, а  отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее  арифметическое как в целом, так  и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие – 5,4; активность – 5,0; настроение – 5,1.

Следует упомянуть, что  при анализе функционального  состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

3. Опросник Спилбергера.

 Шкала реактивной  и личностной тревожности Спилбергера

Вводные замечания. Измерение  тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение  субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность  субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к  категории высокотревожных, склонны  воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать  весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных  методов измерения тревожности  позволяет оценить только или  личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей  дифференцировано измерять тревожность  и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе работы было выявлено, что психологическая подготовка спортсмена является неотъемлемой частью тренировочного процесса. Психологическая подготовка спортсмена является весьма сложной составляющей тренировочного процесса в целом и имеет свои задачи, формы, содержание и структуру и так же имеет свои проблемы, решению которых уделяется большое внимание. Так же было раскрыто понятие  «психологическая подготовка». Психологическая подготовка спортсмена представляет собой сложное методическое образование, состоящее из отдельных частей или элементов [16]. Так же раскрыты основные проблемы психологической подготовки: разработка основ психологической подготовки и формирования личности, проблема изучения психических состояний в спорте и особенно - состояния готовности к спортивной деятельности, проблема воли в контексте спорта. Раскрыты задачи психологической подготовки: формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности. Раскрыты содержание и структура психологической подготовки спортсмена в которые входят: психологический паспорт, психологическая характеристика, общая психологическая подготовка, психологическая подготовка к конкретной тренировке, предсоревновательная психологическая подготовка, предстартовая психологическая подготовка, соревновательная психологическая подготовка и постсоревновательная  психологическая подготовка спортсмена. Обоснована значимость психологической подготовки, которая состоит в том, что тренировочный процесс который проходит без психологической подготовки спортсмена является не полноценным, так как без психологической подготовки и контроля спортсменов невозможно добиться максимальных результатов. Психологическая подготовка - это комплекс мероприятий по работе с психикой спортсмена. Физиологической основой психики является нервная система, которая функционирует подобно другим системам - мышечной, сердечнососудистой, дыхательной и т. д., но гораздо чувствительнее к различным воздействиям. И это естественно, так как именно нервная система и психика управляют деятельностью организма, координируя работу всех его систем. Поэтому игнорирование психологической подготовки в спорте высших достижений просто недопустимо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волков В. П.  Исследование технико-тактической и физической подготовленности борцов- самбистов [текст] / В. П. Волков // Автореферат кандидатская диссертация М. : 1972. 27 с.
  2. Волков И. П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов [текст] / И. П. Волков. СПБ. : Питер, 2002. 384 с.
  3. Давыдов В. В. Современная общая психология и психология спорта [текст] /В. В. Давыдов //Теория и практика физической культуры. 1975, № 2, С. 9-13
  4. Ильин Е. П. Психология физического воспитания [текст] / Е. П. Ильин. М.: Физкультура и спорт, 1978. 320 с.
  5. Курилко Н. Ф. Особенности психологической подготовки в игровых видах спорта [текст] / Н. Ф. Курилко // Физическое воспитание студентов. 2010. №6. С. 40-43.
  6. Мальчиков А. В. Психологические аспекты построения соревновательного поведения в спорте [текст] / А. В. Мальчиков // теория и практика физической культуры. 2000. №9. С. 13-16.
  7. Мельников В. М. Непопалов В. Н. Некоторые проблемы психологической подготовки спортсменов [Электронный ресурс – www документ] / Режим временного доступа: http://www.voppsy.ru/issues/ 
  8. Морозов Г. Д. «Штампфл Ф. О психологической стороне при подготовке спортсменов» [текст] /Г. Д. Морозов // Спорт за рубежом. М. : 1958. С. 61-70.
  9. Мунтян В. С. Интегральная специальная подготовка как фактор повышения уровня подготовленности спортсменов [текст] / В. С. Мунтян // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2009. №1 С. 101-109.
  10. Озолин Э. С. Методические рекомендации зарубежных психологов спорта [текст] / Э. С. Озолин // Спортивный психолог 2009. №3. С. 73-78.
  11. Психология: учебник для институтов физической культуры [текст] / Под ред. Рудика П. А. М. : Физкультура и спорт, 1979. 512 с.
  12. Психология и современный спорт: сборник научных статей психологии спорта социалистических стран. М. : Физкультура и спорт, 1973. - 210 с.
  13. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте [текст]: учебное пособие. / А. Ц. Пуни. Л. : 1977.
  14. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте [текст] / М. : Физкультура и спорт, 1969.
  15. Родионов А. В. Проблемы психологии спорта [текст] / А. В. Родионов // Теория и практика физической культуры. 2006. №6. С. 2-4.
  16. Савенков Г. И. Структура психологической подготовки спортсмена в свете идей П. А Рудика [текст] / Г. И. Савенков // Теория и практика физической культуры. 2006. №11. С. 2-4.
  17. Савченко Н. И. Совершенствование методики и практики в психологической подготовке пловцов [текст] / Н. И. Савченко // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2009. №4. С. 148-154.
  18. Сивицкий В. Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности [текст] / В. Г. Сивицкий // Теория и практика физической культуры. 2006. №6. С. 40-43.
  19. Теория и методика физического воспитания [текст]: План-конспект учебника.  М. : 1963. 144 с.
  20. Теория и методика физического воспитания [текст]: Учебник. Ч.1/ Под ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. М. : 1974. 256 с.



Информация о работе Психологическая подготовка спортсмена