Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:44, реферат
Цель насилия – господство и контроль путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Насилие отождествляется со злом и провоцирует ложь, ненависть, лицемерие и пр. В насилие все больше вовлекается молодое поколение страны.
Многие дети и подростки постоянно живут и растут в контексте негативных социальных, психологических, экономических явлений, их окружающих. В настоящее время много детей-сирот, имеющих статус как полной, так и социальной сироты, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, с аморальной или криминальной атмосферой.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной их которых является насилие и жестокое обращение с детьми.
С каждым годом отмечается рост жертв детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения. Причины скрываются в политической, социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдо культур, изменений ценностных ориентаций родителей, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. [2]
Все это служит благодатной почвой для развития разных форм насилия, которое становится определяющей характеристикой реальности современного общества России.
Цель насилия – господство и контроль путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Насилие отождествляется со злом и провоцирует ложь, ненависть, лицемерие и пр. В насилие все больше вовлекается молодое поколение страны.
Многие дети и подростки постоянно живут и растут в контексте негативных социальных, психологических, экономических явлений, их окружающих. В настоящее время много детей-сирот, имеющих статус как полной, так и социальной сироты, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, с аморальной или криминальной атмосферой. У многих детей и подростков глубокая неудовлетворенность потребности в личностном общении с взрослыми, обида на их безразличие, непонимание. Это ведет к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, неустойчивой самооценке, к сложностям в становлении личности, к предрасположенности к асоциальным действиям, осложняет нормальное протекание процессов социализации и индивидуализации. Поэтому защита детей и подростков от негативных явлений современной жизни – приоритетная задача общества, обязанность всех взрослых, составляющих общество. [4]
Жестокое обращение с детьми – осуществление родителями физического или психического насилия над детьми; покушение на их половую неприкосновенность; применение недопустимых способов воспитания (грубость, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления); эксплуатация детей; плохое содержание детей (непредставление им продуктов питания) и пр.
Насильственные действия могут проявляться в разных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства.
В домашнем насилии часто различают пренебрежение (плохое обращение), жестокое обращение (издевательство, физическое насилие), сексуальное злоупотребление.
Особенно важной и мало разработанной в современной российской науке и практике является проблема насилия и жестокости по отношению к детям. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физическому состоянию. Оно несет собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становиться дополнительным источником межличностных конфликтов. [12]
Дети, подвергавшиеся жестокому отношению в семье имеют отклонения в физическом и личностном развитии, во многом отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в нормальных семьях. Если своевременно не изменить социальную ситуацию развития таких детей, это повлечет за собой тяжелые последствия.
Проблемой насилия и жестокости в детско-родительских отношениях в настоящее время озабочены многие исследователи. Среди зарубежных авторов можно отметить работу Хенри Кемпа о «синдроме избитого ребенка», работу С. Чесса и А. Томаса об интраиндивидуальных причинах трудностей в семейных отношениях, а так же исследования К. Хорни в области детско-родительских отношений. [5]
Понятия жестокости и насилия - более узкие и входят в понятие агрессия.
Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. [6]
Насилие - это нарушение чужого поведения (Философский словарь) .
В современной отечественной литературе выделяют следующие формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, обозначаемое некоторыми авторами как моральное насилие. [12]
Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку в возрасте до 18 лет родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.
Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьёзные нарушения физического или психического здоровья или отставания в возрастном развитии.
2. Характеристика детей переживших насилие.
Дети, которые пережили насилие, характеризуются следующим отношением к себе и к другим.
Во-первых, они ощущают себя не такими, как другие, недостойными любви, плохими, «грязными», бесполезными. Нередко это сочетается с представлением о себе как о маленьком, слабом и не способном изменить свою жизненную ситуацию. Ребенок испытывает неуверенность в своих силах и способностях, бессилие и беспомощность (позиция жертвы). Возможен и другой вариант: подросток внешне кажется «сильным парнем» или «крутой девчонкой», но за этой броней скрываются глубинный страх и то же чувство беспомощности, осложненное отчуждением от людей, голодом по любви и теплу.
По данным А.Л. Лихтарникова [8], у подростков, выросших в атмосфере насилия, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков группы риска об основных показателях счастья являются: еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Такие «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей.
Во-вторых, они никому не доверяют (и прежде всего, взрослым). Дети-жертвы насилия, как правило, боятся других людей, особенно взрослых, считают их опасными, враждебными и отрицают саму возможность обращения к ним за помощью. Часто девизом таких детей становятся слова: «Никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чем не проси». Часто они стремятся «спрятаться за спиной более сильного».
В-третьих, они имеют крайне слабый контакт со своим телом и со своими подлинными чувствами. В свое время жертвы насилия, для того чтобы выжить, были вынуждены подавить или вытеснить свои самые сильные чувства. Результатом такого подавления часто становится диссоциация, то есть расщепленность, раздельность «Я».
Наиболее частая форма проявления диссоциации – расщепленность телесных ощущений и осознания. Когда-то, в момент жестокого обращения, диссоциация помогла ребенку выжить, справиться с невыносимой физической и/или душевной болью. Ребенок как бы представляет, что это произошло не с ним, а с кем-то другим. Он научается разъединять свои эмоциональные реакции и реакции тела. Например, исполняя роль «сильного парня», он как бы «замораживает боль», «каменеет», «немеет», чтобы ничего не чувствовать, чтобы выжить. Затем он нередко пытается восстановить утерянную интенсивность чувств, прибегая к алкоголю или наркотикам.
В-четвертых, у таких детей происходит нарушение границ личностного пространства. Они становятся либо излишне жесткими, либо, наоборот, нечеткими, спутанными.
Также отметим, что вся активность такого ребенка направлена на собственную защиту. Но она может идти в разных направлениях.
Во-первых, это может быть отчуждение от людей и агрессивная активность, нацеленная на преодоление препятствия любой ценой (такую активность часто характеризуют словами: «Не человек, а танк», «Пойдет по головам»).
Во-вторых, отчуждение от себя и своих ресурсов, поиск того, кто разрешит ситуацию (поиски возможностей прилепиться к сильному, к тому, кто защитит).
В-третьих, пассивное, обороняющееся поведение (уход).
В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение рассматривается как одна из ведущих причин асоциального детства. Как определенные последствия различных видов насилия изучаются особенности детей, которые остаются вне семьи, беспризорных и безнадзорных детей.
3. Формы и методы работы с детьми,
пережившими физическое насилие в семье.
Специалисты в области работы с детьми и подростками, подвергшимися насилию, полагают, что общепринятой формулы кризисного вмешательства не существует. Интервенции в форме кризисного вмешательства и краткосрочное психологическое консультирование эффективны в случае единичного инцидента, а при длительном насилии необходима и длительная работа, причем не только с ребенком, но и со всей семьей.
Общие рекомендации учителям, родителям и психологам:
1. Внимательно выслушивать
2. Сверяться с ребенком, понимает
ли взрослый смысл
3. Обсуждать на примерах, что такое «хорошие» и «плохие» прикосновения.
4. Обсуждать права ребенка, кто может до него дотрагиваться и кому не стоит этого позволять, кого ребенок имеет право трогать сам.
5. Объяснять ребенку, что «нехорошие» прикосновения могут исходить от близких людей.
6. Обучать ребенка говорить «нет»
7. Обсуждать с ребенком необходимость рассказывать взрослым о любых инцидентах, которые его смущают и вызывают неловкость. Убедить в том, что его никто ни в чем не будет обвинять.
В целом исследователи считают, что наиболее сложная и длительная работа с детьми и подростками, пережившими насилие, происходит тогда, когда помимо факта совершенного насилия у ребенка существуют давние психологические и поведенческие проблемы. Тем не менее, выделяются общие рекомендации для проведения психотерапии с такими детьми.
1. Основная цель работы психолога и психотерапевта с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации травматических переживаний.
2. В процессе консультирования
этих детей и подростков
3. Основные техники консультирова
4. Задачи, стоящие перед психологом и психотерапевтом:
- способствовать уменьшению, у ребенка чувств стыда, вины, бессилия;
- помочь в укреплении чувства собственной значимости;
- сформировать новые
- способствовать
- способствовать развитию
5. Консультирование лучше
По данным исследований, игровая деятельность детей, переживших насилие, как правило, примитивна и хаотична, что отражает поведенческие проблемы. Также эти дети чувствуют себя бессильными повлиять на поведение окружающих. Следовательно, именно посредством организации игровой деятельности психолог обучает ребенка контролировать свои импульсы, поддерживать социально одобряемое взаимодействие со взрослыми.
6. Дети и подростки, пережившее физическое насилие, нуждаются в усиленном внимании, понимании и поддержке со стороны психолога. Наличие сильного чувства вины не позволяет детям и подросткам обсуждать свою проблему с психологом: они считают, что каким-то образом спровоцировали атаку или должны были бы сделать что-нибудь, чтобы ее предотвратить. Поэтому при интервьюировании детей и подростков следует избегать закрытых или направляющих вопросов, которые могли бы повлиять на ответы.
7. Детям и подросткам необходимо научиться определять, какое поведение взрослых, то есть какие поведенческие формы насилия, являются неподобающими и как реагировать в соответствующих ситуациях.
8. Детей и подростков необходимо научить немедленно обращаться за помощью в случае возможного или уже случившегося насилия, несмотря на то, что взрослые-агрессоры убеждают их все держать в секрете. Детям и подросткам необходимо помочь разобраться, какая информация должна быть конфиденциальной, а что следует сообщить окружающим, с кем им стоит поделиться своими проблемами и что делать в случае, если взрослый им не поверит.
9. У детей и подростков, переживших насилие, проблема доверия к окружающим, и взрослым, в частности, одна из самых актуальных. Групповые дискуссии и упражнения могут помочь детям и подросткам решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными.
10. В целом специалисты придерживаются эклектичного подхода в работе с такими детьми и подростками. Наиболее эффективными считаются визуализация, гипноз, работа с эмоциями, ведение дневника, написание писем, когнитивное переструктурирование, техника «пустого стула», психодрама, арттерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия. [3]
Информация о работе Психологическая помощь детям перенесшим физическое насилие в семье