Психологическая помощь детям перенесшим физическое насилие в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:44, реферат

Описание работы

Цель насилия – господство и контроль путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Насилие отождествляется со злом и провоцирует ложь, ненависть, лицемерие и пр. В насилие все больше вовлекается молодое поколение страны.
Многие дети и подростки постоянно живут и растут в контексте негативных социальных, психологических, экономических явлений, их окружающих. В настоящее время много детей-сирот, имеющих статус как полной, так и социальной сироты, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, с аморальной или криминальной атмосферой.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

4. Технологии оказания психологической и психотерапевтической помощи детям – жертвам насилия.

Первичная беседа. Посттравматическая интервенция в кризисную ситуацию ребенка – жертвы насилия начинается с первичной беседы, которая предполагает решение следующих задач:

- сбор информации для подтверждения  факта насилия и установления  его виновника;

- конкретизация плана беседы, предполагающего исключение возможности оказания на ребенка давления, как со стороны специалиста (консультанта), так и любого другого лица;

- выбор места и создание оптимальных  психологических комфортных условий  для интервьюирования детей, пострадавших  от насилия.

Первичное консультирование может включать в себя информирование, выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные формы эмоциональной и психологической поддержки.

До начала беседы необходимо осуществить сбор информации из различных источников о случившемся для выяснения характера перенесенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подозреваемого, реакции ребенка на случившееся.

Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая информацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родственниками и детско-родительских отношениях, распорядке дня, интересах и увлечениях ребенка. Целесообразно получить информацию о ребенке из детского учреждения, узнать, как он учится, каковы его отношения со сверстниками, каков он по характеру и не отмечались ли в последнее время эпизоды немотивированного изменения его поведения. Эти сведения помогут дополнить рассказ ребенка, увидеть случившееся в более широком контексте. Необходима также информация из медицинских учреждений, позволяющая оценить интеллектуальное и физическое развитие ребенка, данные о перенесенных им заболеваниях, частоте и причинах обращения за медицинской помощью и т. д. Все эти сведения необходимы для того, чтобы в дальнейшем оптимально спланировать беседу, которая для ребенка, как правило, тяжелое испытание.

До начала беседы следует составить план интервьюирования, в котором должны быть указаны наиболее важные вопросы, требующие уточнения. Следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть быть им понятыми с учетом уровня интеллектуального развития. Важным этапом подготовки является время планирования беседы, определение ее оптимальной продолжительности. Если не удается получить необходимые сведения в ходе первой беседы, то в этом случае целесообразно провести тем же консультантом повторное, дополнительное интервью. [10]

При планировании беседы необходимо учитывать, так называемую, готовность ребенка к признанию. По этому фактору дети и подростки делятся на четыре группы:

1) дети и подростки, готовые подробно  рассказать о случившемся одному  или нескольким людям;

2) дети и подростки, которые могут  сделать лишь частичное признание  – они либо преуменьшают, либо  скрывают информацию о насилии;

3) дети и подростки, которые психологически не готовы к признанию, так как факт их насилия был открыт без их воли и участия;

4) дети и подростки, в отношении  которых факт насилия только  подозревается, причем сами они  по разным причинам не хотят  рассказывать о случившемся.

К основным мотивам отказа детей и подростков от сообщения информации о фактах перенесенного насилия можно отнести:

- недоверие к взрослым, ожидание  новых неприятностей с их стороны;

- чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к ним  хуже относиться;

- страх или привязанность к насильнику;

- опасение огорчить родителя, не  совершающего насилия, страх возможности  развода родителей.

Место, выбранное для проведения беседы, должно, прежде всего, отвечать удобствам ребенка. При выборе времени беседы обязательно учитывается режим дня ребенка. Во время беседы присутствие родителей или лиц, осуществляющих воспитание ребенка нецелесообразно, поскольку ребенок будет стараться говорить то, что эти взрослые хотят от него услышать. Однако зачастую дети младше шести лет испытывают страх, оставаясь наедине с незнакомыми взрослыми. В этих случаях можно допустить присутствие во время беседы близких ребенку людей, которые будут находиться где-то рядом, чтобы он в любой момент к ним обратился.

Проведение интервью - это наиболее сложный и ответственный этап работы с ребенком, пострадавшим от насилия. На этом этапе целесообразно выделить следующие стадии:

1. Установление консультантом  контакта с ребенком.

Несомненно, для того, чтобы добиться доверия ребенка, необходимо длительное время. Поэтому на этапе установления контакта необходимо начинать беседу с безопасных тем, например, с рассказа о себе и своей роли или любимых героев книг или телепередач ребенка.

2. Оценка развития ребенка.

Сложность задаваемых ребенку вопросов, используемые взрослым слова должны соответствовать интеллектуальному уровню ребенка и его жизненному опыту. Индивидуальные психологические особенности определяются через анализ соответствия возрасту, развития памяти, запаса знаний, способности понимать происходящие события, уровня психологической зрелости.

3. Получение информации.

Общим принципом интервьюирования детей и подростков - жертв насилия является получение полного объема сведений в процессе спонтанного рассказа ребенка. Если не удается вызвать ребенка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о случившемся, используя уже имеющуюся информацию. Беседа начинается с открытых общих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (о характере насилия, времени и обстоятельствах, о человеке, совершившем насилие.). Важное значение имеют стимулирующие вопросы, направленные на уточнение и дополнение рассказа. Вопросы с несколькими заданными вариантами ответа, прямые и наводящие вопросы необходимо задавать, если все остальные возможности получения сведений от ребенка не дают эффекта.

4. Завершение беседы.

В конце беседы необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодотворна была беседа. Если ребенок взволнован, то необходимо его успокоить, оказать психологическую поддержку, укрепив уверенность в его защищенности. При анализе полученной информации необходимо учитывать возможность искажения информации, поэтому очень важно использовать информацию, полученную из разных источников. Как правило, дети из-за отсутствия у них навыка рассказа о сложных событиях сообщают мало сведений о насилии, жертвой которого они стали. Это обстоятельство делает неизбежным получение дополнительной информации, причем максимально объективной.

5. Анализ полученных  сведений.

Основными принципами проведения анализа являются объективность, профессионализм, опора на факты. Кроме того, следует проанализировать возможные искажающие влияния (искажения в показаниях ребенка) и оценить их интенсивность. В качестве обстоятельств, подтверждающих достоверность показаний ребенка, могут выступать данные, полученные при его медицинском осмотре, наличие вещественных доказательств, особенности поведения ребенка во время беседы. [11]

Общие правила психологической поддержки ребенка, пострадавшего от насилия:

1. во время беседы уделять  внимание, прежде всего самому  ребенку, анализу его эмоционального  самочувствия и психологического  состояния;

2. устанавливать максимально возможные  доверительные, поддерживающие отношения  между консультантом и ребенком;

3. создавать условия для адекватной оценки специалистом личностного потенциала пострадавшего от насилия ребенка;

4. использовать много вариантность  беседы для создания психологически  комфортных условий;

5. обеспечивать защиту ребенка  и создавать условия для восстановления его личностного статуса, в том числе и в глазах близких ему людей.

 

5. Работа с группой  взрослых, непосредственно несущих  ответственность за ребёнка.

Параллельно с детской группой должна формироваться группа взрослых, в которую могут входить родители, приемные родители, опекуны и другие лица не причастные к насилию, но непосредственно несущие ответственность за ребенка. Для этого требуется тщательно проанализировать их индивидуальные психологические особенности. Исходя из опыта ведения родительских групп Дж.Г.Мэнделл и Л.Дамон сформулировали ряд ограничений для отдельных категорий взрослых.

К этим категориям были отнесены люди:

1. имеющие различные формы психических  расстройств, злоупотребляющие алкоголем  или наркотиками;

2. отрицающие правдивость рассказов собственных детей и продолжающие поддерживать теплые и дружеские отношения с насильником;

3. отрицающие факт насилия по  отношению к их детям;

4. испытывающие психологическую зависимость от собственных детей;

5. имеющие высокий уровень конфликтности и желающие проходить эту группу совместно с супругом (в этом случае консультант должен настоять на участии только одного из супругов). [3]

На протяжении всей работы группы необходимо постоянно уточнять и повторно оценивать индивидуальные и ситуативные особенности конкретной семьи. В некоторых случаях психотерапевты бывают вынуждены предложить какой-нибудь семье досрочно прекратить участие в групповой терапии. Например, семьи, которые, несмотря на неоднократные предупреждения, продолжают систематически пропускать собрания группы или опаздывать на значительное время к началу занятий, должны быть исключены из группы.

В том случае, если досрочное завершение работы одной из семей пойдет на пользу группе в целом, психотерапевт должен действовать решительно, стараясь, чтобы это событие не отразилось на групповой сплоченности. Тем не менее, нужно быть готовым к тому, что на какое-то время процесс терапии замедлится, возможен даже некоторый регресс в развитии групповых отношений. В таких случаях целесообразно скорректировать план работы, учитывая особенности сложившейся в группе ситуации.

6. Результаты психотерапии.

В процессе групповой и индивидуальной психотерапии мы собираемся достичь следующих результатов:

1. Снятие психо-эмоционального стресса.

2. Позитивная открытость по отношению к себе и другим.

3. Обеспечение свободы выбора.

4. Создание чувств уверенности, самоценности.

Терапия считается успешной, когда удается прервать порочный круг, в котором дети, подвергшиеся физическому жестокому обращению и пренебрежению, создают со своими родителями и другими лицами оригинальные садомазохистские взаимосвязи, ведущие в будущем к отвержению и травматизированию. Своевременное вмешательство может предотвратить трансформацию таких детей в родителей, злоупотребляющих детьми. [9]

Готовность к продуктивному общению и взаимодействию на основе взаимного доверия и поддержки. Активная личностная позиция.

Активация или формирование познавательных интересов и положительных форм мотивации к посещению занятий, улучшению успеваемости в школе, к внешкольной содержательной досуговой деятельности.

Нормализация внутрисемейных отношений и микросоциальных межличностных отношений.

 

7. Оказание правовой помощи детям - жертвам

семейного насилия.

Жестокость в отношении детей, равно как и безразличие к судьбам детей, оказавшихся в особо трудных условиях, - симптомы тяжелой болезни общества. Права детей России нарушаются сегодня как в семье, так и в госучреждениях. [1]

Однако, это происходит в первую очередь в семьях. В связи с этим в настоящее время актуальной задачей остается совершенствование российского законодательства в области охраны прав детей и семейной политики. [7]

Целый ряд и других статей УК предусматривает ответственность за совершение насильственных действий в отношении детей. [7]

Статья 69 Семейного кодекса РФ свидетельствует, что родители могут быть лишены родительских прав, если они:

- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

- злоупотребляют своими родительскими правами;

- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое и психологическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. [9]

Однако все эти меры не исключают необходимости продолжения работы по совершенствованию действующего законодательства, в том числе и такой проблемы, как возрождение в России системы ювенильной юстиции, разрушенной после 1917 г. В настоящее время в Государственной Думе Федерального собрания РФ проводится работа над рядом законопроектов, направленных на защиту прав ребенка. [7]

Информация о работе Психологическая помощь детям перенесшим физическое насилие в семье