Психологическая помощь спортсменам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:06, реферат

Описание работы

Спортивное соревнование - это очень важная и неотъемлемая ; часть спортивной деятельности. Известно, что обучение и тренировка спортсменов, являясь подготовительным этапом к участию в соревнованиях, не имеют значения сами по себе. Они призваны лишь обеспечивать успешность соревновательной деятельности. В этом смысле соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена. Но было бы ошибочно рассматривать спортивные соревнования только как экзамены. Кроме того, они, оказывая огромное влияние на развитие личности спортсмена, становятся определенным видом учебно-воспитательной работы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

 Следует выделить способы саморегуляции, в основе которых лежит отражение спортсменом своего социального «Я». Для них характерны два приема6.

 

1. Регулирование цели.

 

 Это умение вовремя поставить  цель в точном соответствии  со своими возможностями, отодвинуть  ее в состоянии эмоциональной напряженности, а потом вновь актуализировать ее, когда придет время, что доступно только спортсмену с многолетним спортивным стажем и значительным опытом выступлений на соревнованиях.

 

2. Ритуал предсоревновательного  поведения. В его основе лежат определенные стереотипы, вследствие чего нарушать его или изменять, особенно на крупных соревнованиях, нецелесообразно, так что его выполнение уже само по себе становится успокаивающим фактором.

 

 Упражнения в структуре общей  психологической подготовки спортсменов

 

 Действенную помощь в осуществлении  психологической подготовки спортсменов  к соревнованиям оказывает такой  прием, как использование в  процессе тренировок специальных  упражнений, позволяющих постепенно  привыкать к соревновательным условиям.

 

 Действительно, самым эффективным  способом психологической подготовки  спортсмена к успешному выступлению  в соревнованиях является участие  в соревнованиях. Для того чтобы  решить эту противоречивую задачу, необходимо реализовать соревновательные условия в учебно-тренировочном процессе. Известно, что соревновательные упражнения достаточно часто и эффективно используются тренерами в ходе подготовки спортсменов: как при осуществлении технической и физической подготовок, так и при передаче специальных знаний. Существуют методы обучения и тренировки спортсменов в целях подготовки их к выполнению целостной соревновательной деятельности: учебные игры в баскетболе, футболе и т.д.

 

 Кроме того, необходимо использовать  следующие способы психологической  подготовки спортсменов к соревнованиям7:

 

1. Контрольные мероприятия.

 

 Проводятся в виде соревнований  в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые соревнования), для  которых характерны следующие  элементы психологической напряженности:  спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к победе, соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты и т.п.

 

 Важно, что присутствуют на  этих соревнованиях посторонние  люди (родители, знакомые, друзья спортсменов,  руководители спортивной организации), что повышает значимость мероприятия в глазах спортсменов-участников. Также следует соблюдать основные для данного вида спорта традиционные ритуалы, правила ведения спортивной борьбы.

 

2. Товарищеские встречи.

 

 Проводятся в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов из других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости мероприятия для спортсменов-участников.

 

3. Психофизические упражнения.

 

 Эти упражнения характеризуются  выполнением определенных тактических  задач при наличии физической  нагрузки и способствуют развитию  и совершенствованию не только  адаптационных возможностей спортсмена  к экстремальным условиям, но и воспитанию его волевых и физических качеств.

 

 Использование психофизических  упражнений требует: 1) постановки  и решения конкретной тактической  задачи; 2) наличия физической нагрузки (в качестве «помехи» для решения  психологической задачи). Например, перед легкоатлетом ставится тактическая задача, связанная с прохождением дистанции (1/2 - бежать в среднем темпе, затем в максимальном), при этом на спортсмена одевается специальный пояс, увеличивающий его вес (тяжесть пояса зависит от тренированности спортсмена).

 

4. Психотехнические упражнения.

 

 В их основе лежит выполнение  определенных психологических задач  в условиях максимальной точности  технических действий соревновательного  характера.

 

 Осуществление этих упражнений  требует: 1) постановки и решения достаточно сложных (в зависимости от уровня мастерства спортсмена) психологических задач; 2) использования для решения поставленной задачи основных технических соревновательных действий. Например, боксер должен по сигналу тренера выполнить определенный удар (или серию ударов), причем оценивается и быстрота реакции спортсмена на сигнал тренера, и быстрота и точность технических действий. Или боксер должен за 10 с нанести максимальное количество ударов, а оцениваться при этом будут техническое исполнение, количество и сила ударов.

 

5. Интеллектуальные задачи (безфизической  нагрузки и технических действий).

 

 Этот прием требует: 1) разработки  специальных задач, включающих  в себя теоретические описания  соревновательных ситуаций (экстремальных); 2) решение их спортсменом за определенное время (срок зависит от опытности спортсмена); 3) последующего обсуждения принятого спортсменом решения (эффективность, рациональность, оптимальность предполагаемых действий).

 

^ 2. Специальная психологическая  подготовка спортсмена к соревнованиям

 Основная задача специальной  психологической подготовки спортсмена  к конкретному соревнованию —  создание состояния его психической  готовности к выступлению в  соревнованиях.

 

 Как утверждает А. Ц. Пуни, состояние психической готовности к соревнованию — целостное проявление личности спортсмена. Оно представляет собой динамическую систему, элементы которой даны в табл. 1.

 Таблица 1 – Элементы готовности  спортсмена к соревнованиям (по  А. Ц. Пуни8)

№ п/п 

Элементы готовности 

Характеристика

 

1  

Трезвая уверенность в своих  силах  

Основана на определении соотношения  своих возможностей и сил противника с учетом условий предстоящих  соревнований

 

2  

Стремление упорно и до конца  бороться за достижение соревновательной цели, за победу  

Выражается в целеустремленности спортсмена, в его готовности до последнего мгновения вести соревновательную борьбу за достижение цели

 

3  

Оптимальный уровень эмоционального возбуждения  

Эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям соревновательной деятельности, индивидуально-психологическим особенностям спортсмена, масштабу и рангу соревнований

 

4  

Высокая помехоустойчивость  

Выражается по отношению к неблагоприятным  внутренним и внешним влияниям, проявляется  в «нечувствительности» к разнообразным помехам или в активном противодействии к их отрицательному влиянию

 

5  

Способность произвольно управлять  своими действиями, чувствами, поведением  

При любой вариативности соревновательной обстановки спортсмен должен принимать  целесообразные решения, регулировать свои действия, согласовывать их с партнерами, управлять своими эмоциями, строить свое поведение соответственно морально-этическим нормам

 

 

 Система специальной психологической  подготовки спортсмена к конкретному  соревнованию включае9т:

 

1) сбор  информации о предполагаемых  условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для  формирования состояния готовности  к соревновательной борьбе); содержание  и характер информации (зависят  от вида спорта: в лыжных гонках  — важно знать место проведения, в некоторых других случаях — основой является информация о соперниках и т.п.);

 

2) определение  и формулировку соревновательной  цели (в цели находят выражение  объективно существующие возможности  достигнуть определенного результата, она является главным регулятором деятельности спортсмена);

 

3) формирование  и актуализацию мотивов участия  в соревновании (побуждения, вытекающие  из понимания спортсменом общественной  значимости достижения намеченной  цели, могут быть побуждения только  личного значения; мотивы повышают интерес к соревнованию, способствуя созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели);

 

4) вероятностное  программирование соревновательной  деятельности (осуществляется в  ходе разработки тактического плана действий; всегда носит вероятностный характер);

 

5) саморегуляцию  неблагоприятных внутренних состояний  (при подготовке к соревнованию  спортсмен пользуется эффективными  и наиболее приемлемыми для  него способами саморегуляции, которыми овладел в процессе общей психологической подготовки; от соревнования к соревнованию использование приемов саморегуляции все более становится своеобразным ритуалом предсоревновательного поведения);

 

6) сохранение  и восстановление нервно-психической свежести (имеются в виду особенности поведения спортсмена за некоторое время до соревнований, когда необходимо правильно построить режим дня, уметь отвлекаться от мыслей о соревновании и т.п. — все эти мероприятия должны быть источником накопления нервно-психического потенциала).

^ 2.1 Ситуативное  управление состоянием и поведением  спортсмена в условиях соревнований

 

 Весь  процесс психологического обеспечения  спортивной деятельности можно  представить как управление подготовительной  деятельностью и соревновательной деятельностью. Особенно выделяется своей сложностью управление соревновательной деятельностью спортсмена. Это связано в первую очередь с тем, что в соревнованиях часто бывают такие ситуации, в которых определенное вмешательство будет полезным и необходимым.

 

 Порой  случается, что спортсмен, обладающий  сильным спортивным характером  и хорошей психологической готовностью  к соревнованиям, практически  не нуждающийся в управлении  его состоянием и поведением, теряется или не может найти  правильного решения в определенных соревновательных обстоятельствах. Часто подобные ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен стремится использовать все возможные методы и средства для достижения высокого, рекордного результата10.

 

 В таких  случаях срочное вмешательство  в деятельность спортсмена может  помочь. Управление деятельностью  спортсмена достаточно целесообразно  и в случаях явных пробелов  в психической готовности спортсмена  к определенным экстремальным  ситуациям, поэтому в психологии спорта особенное место занимает понятие ситуативное управление.

2.2 Секундирование

 

 Мероприятия  по управлению предсоревновательными  и соревновательными состояниями  спортсмена издавна называют  секундированием. Обычно этот  термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах спорта.

 

 Определяющим звеном для  проведения сеанса секундирования  обычно служит чрезмерно высокий  уровень эмоционального возбуждения,  поэтому главной задачей секундирования  является снижение психического  напряжения. Процесс секундирования  включает в себя несколько этапов11.

 

 Первый этап

 

 Решается специальная задача  — снижение общей психической  активности и уровня бодрствования.  Для этого необходимо провести  сеанс релаксации, желательно в  отдельном помещении (в условиях  соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в массажной, в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований...). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т.д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (разглаживание складок лица, последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры психологов и т.п.).

 

 Второй этап

 

 После сеанса релаксации, если  еще есть время, спортсмену  предлагается провести самостоятельный  сеанс сюжетного представления.  Он должен сам выбрать вариант,  который позволяет: 1) как можно  больше отвлечься от всего окружающего; 2) четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т.д.; 3) воспроизвести приятные чувства, которые спортсмен испытывает обычно в той ситуации.

 

 Третий этап

 

 В заключение спортсмену  делаются следующие внушения:

 

1) он должен быть спокоен  и уверен в себе, работать с  полной отдачей сил, полностью  реализовать все, что заложено  в подготовительном периоде (учебно-тренировочные  занятия), не сомневаться, что  находится в прекрасной спортивной  форме;

 

2) ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т.д.;

 

3) ему необходимо поднять боевой  дух (он должен неудержимо стремиться  к борьбе, к победе, к успеху);

 

4) ему следует напомнить о содержании деятельности (это зависит от вида спорта).

 

 Сеанс секундирования проводится  исключительно на добровольных  началах.

 

 Известно, что некоторые спортсмены  предпочитают в процессе секундирования  только релаксацию, другие - мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить практически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности к соревнованию и т.п.

Информация о работе Психологическая помощь спортсменам