Следует выделить способы саморегуляции,
в основе которых лежит отражение спортсменом
своего социального «Я». Для них характерны
два приема6.
1. Регулирование цели.
Это умение вовремя поставить
цель в точном соответствии
со своими возможностями, отодвинуть
ее в состоянии эмоциональной напряженности,
а потом вновь актуализировать ее, когда
придет время, что доступно только спортсмену
с многолетним спортивным стажем и значительным
опытом выступлений на соревнованиях.
2. Ритуал предсоревновательного
поведения. В его основе лежат определенные
стереотипы, вследствие чего нарушать
его или изменять, особенно на крупных
соревнованиях, нецелесообразно, так что
его выполнение уже само по себе становится
успокаивающим фактором.
Упражнения в структуре общей
психологической подготовки спортсменов
Действенную помощь в осуществлении
психологической подготовки спортсменов
к соревнованиям оказывает такой
прием, как использование в
процессе тренировок специальных
упражнений, позволяющих постепенно
привыкать к соревновательным
условиям.
Действительно, самым эффективным
способом психологической подготовки
спортсмена к успешному выступлению
в соревнованиях является участие
в соревнованиях. Для того чтобы
решить эту противоречивую задачу,
необходимо реализовать соревновательные
условия в учебно-тренировочном процессе.
Известно, что соревновательные упражнения
достаточно часто и эффективно используются
тренерами в ходе подготовки спортсменов:
как при осуществлении технической и физической
подготовок, так и при передаче специальных
знаний. Существуют методы обучения и
тренировки спортсменов в целях подготовки
их к выполнению целостной соревновательной
деятельности: учебные игры в баскетболе,
футболе и т.д.
Кроме того, необходимо использовать
следующие способы психологической
подготовки спортсменов к соревнованиям7:
1. Контрольные мероприятия.
Проводятся в виде соревнований
в определенном спортивном коллективе
(внутригрупповые соревнования), для
которых характерны следующие
элементы психологической напряженности:
спортивная конкуренция, стремление
каждого спортсмена к победе, соревновательный
дух, желание показать высокие спортивные
результаты и т.п.
Важно, что присутствуют на
этих соревнованиях посторонние
люди (родители, знакомые, друзья спортсменов,
руководители спортивной организации),
что повышает значимость мероприятия
в глазах спортсменов-участников. Также
следует соблюдать основные для данного
вида спорта традиционные ритуалы, правила
ведения спортивной борьбы.
2. Товарищеские встречи.
Проводятся в виде соревнований
в определенной спортивной группе с приглашением
спортсменов из других спортивных коллективов
(межгрупповые соревнования) в присутствии
других людей и с соблюдением всех правил
и ритуалов в целях обеспечения высокой
значимости мероприятия для спортсменов-участников.
3. Психофизические упражнения.
Эти упражнения характеризуются
выполнением определенных тактических
задач при наличии физической
нагрузки и способствуют развитию
и совершенствованию не только
адаптационных возможностей спортсмена
к экстремальным условиям, но и
воспитанию его волевых и физических качеств.
Использование психофизических
упражнений требует: 1) постановки
и решения конкретной тактической
задачи; 2) наличия физической нагрузки
(в качестве «помехи» для решения
психологической задачи). Например,
перед легкоатлетом ставится тактическая
задача, связанная с прохождением дистанции
(1/2 - бежать в среднем темпе, затем в максимальном),
при этом на спортсмена одевается специальный
пояс, увеличивающий его вес (тяжесть пояса
зависит от тренированности спортсмена).
4. Психотехнические упражнения.
В их основе лежит выполнение
определенных психологических задач
в условиях максимальной точности
технических действий соревновательного
характера.
Осуществление этих упражнений
требует: 1) постановки и решения достаточно
сложных (в зависимости от уровня мастерства
спортсмена) психологических задач; 2)
использования для решения поставленной
задачи основных технических соревновательных
действий. Например, боксер должен по сигналу
тренера выполнить определенный удар
(или серию ударов), причем оценивается
и быстрота реакции спортсмена на сигнал
тренера, и быстрота и точность технических
действий. Или боксер должен за 10 с нанести
максимальное количество ударов, а оцениваться
при этом будут техническое исполнение,
количество и сила ударов.
5. Интеллектуальные задачи (безфизической
нагрузки и технических действий).
Этот прием требует: 1) разработки
специальных задач, включающих
в себя теоретические описания
соревновательных ситуаций (экстремальных);
2) решение их спортсменом за определенное
время (срок зависит от опытности спортсмена);
3) последующего обсуждения принятого
спортсменом решения (эффективность, рациональность,
оптимальность предполагаемых действий).
^ 2. Специальная психологическая
подготовка спортсмена к соревнованиям
Основная задача специальной
психологической подготовки спортсмена
к конкретному соревнованию —
создание состояния его психической
готовности к выступлению в
соревнованиях.
Как утверждает А. Ц. Пуни,
состояние психической готовности
к соревнованию — целостное проявление
личности спортсмена. Оно представляет
собой динамическую систему, элементы
которой даны в табл. 1.
Таблица 1 – Элементы готовности
спортсмена к соревнованиям (по
А. Ц. Пуни8)
№ п/п
Элементы готовности
Характеристика
1
Трезвая уверенность в своих
силах
Основана на определении соотношения
своих возможностей и сил противника
с учетом условий предстоящих
соревнований
2
Стремление упорно и до конца
бороться за достижение соревновательной
цели, за победу
Выражается в целеустремленности
спортсмена, в его готовности до
последнего мгновения вести соревновательную
борьбу за достижение цели
3
Оптимальный уровень эмоционального
возбуждения
Эмоциональное возбуждение должно
соответствовать условиям соревновательной
деятельности, индивидуально-психологическим
особенностям спортсмена, масштабу и рангу
соревнований
4
Высокая помехоустойчивость
Выражается по отношению к неблагоприятным
внутренним и внешним влияниям, проявляется
в «нечувствительности» к разнообразным
помехам или в активном противодействии
к их отрицательному влиянию
5
Способность произвольно управлять
своими действиями, чувствами, поведением
При любой вариативности соревновательной
обстановки спортсмен должен принимать
целесообразные решения, регулировать
свои действия, согласовывать их с партнерами,
управлять своими эмоциями, строить свое
поведение соответственно морально-этическим
нормам
Система специальной психологической
подготовки спортсмена к конкретному
соревнованию включае9т:
1) сбор
информации о предполагаемых
условиях предстоящего соревнования
(является исходным пунктом для
формирования состояния готовности
к соревновательной борьбе); содержание
и характер информации (зависят
от вида спорта: в лыжных гонках
— важно знать место проведения,
в некоторых других случаях — основой
является информация о соперниках и т.п.);
2) определение
и формулировку соревновательной
цели (в цели находят выражение
объективно существующие возможности
достигнуть определенного результата,
она является главным регулятором деятельности
спортсмена);
3) формирование
и актуализацию мотивов участия
в соревновании (побуждения, вытекающие
из понимания спортсменом общественной
значимости достижения намеченной
цели, могут быть побуждения только
личного значения; мотивы повышают интерес
к соревнованию, способствуя созданию
увлеченности процессом подготовки и
самой соревновательной борьбой, стремлению
достигнуть цели);
4) вероятностное
программирование соревновательной
деятельности (осуществляется в
ходе разработки тактического плана действий;
всегда носит вероятностный характер);
5) саморегуляцию
неблагоприятных внутренних состояний
(при подготовке к соревнованию
спортсмен пользуется эффективными
и наиболее приемлемыми для
него способами саморегуляции, которыми
овладел в процессе общей психологической
подготовки; от соревнования к соревнованию
использование приемов саморегуляции
все более становится своеобразным ритуалом
предсоревновательного поведения);
6) сохранение
и восстановление нервно-психической
свежести (имеются в виду особенности
поведения спортсмена за некоторое время
до соревнований, когда необходимо правильно
построить режим дня, уметь отвлекаться
от мыслей о соревновании и т.п. — все эти
мероприятия должны быть источником накопления
нервно-психического потенциала).
^ 2.1 Ситуативное
управление состоянием и поведением
спортсмена в условиях соревнований
Весь
процесс психологического обеспечения
спортивной деятельности можно
представить как управление подготовительной
деятельностью и соревновательной
деятельностью. Особенно выделяется своей
сложностью управление соревновательной
деятельностью спортсмена. Это связано
в первую очередь с тем, что в соревнованиях
часто бывают такие ситуации, в которых
определенное вмешательство будет полезным
и необходимым.
Порой
случается, что спортсмен, обладающий
сильным спортивным характером
и хорошей психологической готовностью
к соревнованиям, практически
не нуждающийся в управлении
его состоянием и поведением,
теряется или не может найти
правильного решения в определенных
соревновательных обстоятельствах. Часто
подобные ситуации возникают в соревнованиях
высокого ранга, когда значимость их очень
высока, когда спортсмен стремится использовать
все возможные методы и средства для достижения
высокого, рекордного результата10.
В таких
случаях срочное вмешательство
в деятельность спортсмена может
помочь. Управление деятельностью
спортсмена достаточно целесообразно
и в случаях явных пробелов
в психической готовности спортсмена
к определенным экстремальным
ситуациям, поэтому в психологии спорта
особенное место занимает понятие ситуативное
управление.
2.2 Секундирование
Мероприятия
по управлению предсоревновательными
и соревновательными состояниями
спортсмена издавна называют
секундированием. Обычно этот
термин используют в единоборствах. В
современной практике метод секундирования
спортсмена разрешается использовать
в различных видах спорта.
Определяющим звеном для
проведения сеанса секундирования
обычно служит чрезмерно высокий
уровень эмоционального возбуждения,
поэтому главной задачей секундирования
является снижение психического
напряжения. Процесс секундирования
включает в себя несколько
этапов11.
Первый этап
Решается специальная задача
— снижение общей психической
активности и уровня бодрствования.
Для этого необходимо провести
сеанс релаксации, желательно в
отдельном помещении (в условиях
соревнований это редко возможно,
поэтому такое мероприятие проводят
в массажной, в углу зала, просто в стороне
от основного места соревнований...). Сглаживают
неблагоприятное воздействие соревновательной
обстановки приемами словесных формулировок
(направленных на расслабление, успокоение
и т.д.) или включением в процесс секундирования
специального массажа (разглаживание
складок лица, последовательное расслабление
рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто
используются заранее подготовленные
магнитофонные записи (шум горного ручья,
специальные речевые наговоры психологов
и т.п.).
Второй этап
После сеанса релаксации, если
еще есть время, спортсмену
предлагается провести самостоятельный
сеанс сюжетного представления.
Он должен сам выбрать вариант,
который позволяет: 1) как можно
больше отвлечься от всего окружающего;
2) четко воссоздать представляемую обстановку,
предметы, их расстановку, цвет и т.д.; 3)
воспроизвести приятные чувства, которые
спортсмен испытывает обычно в той ситуации.
Третий этап
В заключение спортсмену
делаются следующие внушения:
1) он должен быть спокоен
и уверен в себе, работать с
полной отдачей сил, полностью
реализовать все, что заложено
в подготовительном периоде (учебно-тренировочные
занятия), не сомневаться, что
находится в прекрасной спортивной
форме;
2) ему следует напомнить о характере
поведения при выходе на старт и на старте:
твердый уверенный взгляд, четкие уверенные
движения, раскованность и т.д.;
3) ему необходимо поднять боевой
дух (он должен неудержимо стремиться
к борьбе, к победе, к успеху);
4) ему следует напомнить о содержании
деятельности (это зависит от вида спорта).
Сеанс секундирования проводится
исключительно на добровольных
началах.
Известно, что некоторые спортсмены
предпочитают в процессе секундирования
только релаксацию, другие - мобилизирующие
мероприятия. Есть спортсмены, желающие
заполнить практически все время сеанса
внушениями уверенности в себе, в готовности
к соревнованию и т.п.