Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:06, реферат
Спортивное соревнование - это очень важная и неотъемлемая ; часть спортивной деятельности. Известно, что обучение и тренировка спортсменов, являясь подготовительным этапом к участию в соревнованиях, не имеют значения сами по себе. Они призваны лишь обеспечивать успешность соревновательной деятельности. В этом смысле соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена. Но было бы ошибочно рассматривать спортивные соревнования только как экзамены. Кроме того, они, оказывая огромное влияние на развитие личности спортсмена, становятся определенным видом учебно-воспитательной работы.
Таким образом, ситуативное
управление включается в
^ 3. Основы планирования
В практическом решении
Речь идет об общем
Общий план (образец) психологической
подготовки спортсменов к
1) необходимо знать возраст спортсменов, для которых предназначена разработка;
2) следует учитывать уровень их спортивного мастерства;
3) важно определить цели и
задачи психологической
4) средства обучения и воспитания, включенные в план, должны быть распределены на общие (средства общей психологической подготовки), специальные (средства специальной психологической подготовки) и предназначенные для ситуативного управления (средства секундирования);
5) комплекс мероприятий следует планировать на годичный цикл подготовки;
6) важно определить средства
психодиагностики (отбор, переводные
мероприятия, средства для
7) необходимо включить в план
методы и средства
8) в комплекс следует включить методы и средства, направленные на формирование эмоциональной устойчивости спортсмена к экстремальным ситуациям соревновательного характера;
9) при составлении плана важно
использовать условное его
После составления общего
плана психологической
Важно отметить, что цели
и задачи психологической
Схема 1. Требования к составлению отдельного блока мероприятий психологической подготовки спортсменов к соревнованию13.
Конкретизируя план, во-первых,
необходимо внести коррективы, направленные
на обеспечение подготовки
Целесообразно представить
общий план психологической
Примерный план
Раздел 1. Общая психологическая подготовка.
Цели:
1) психодиагностика, определяющая
уровень подготовленности
2) развитие стремления к
3) совершенствование качеств
4) формирование способности
Таблица 2
№ п/п
Содержание подготовки
Задачи
Средства решения
Сроки выполнения
1
Общая диагностика уровня подготовленности
Диагностика
1 ) волевых качеств;
2) помехоустойчивости;
3) морально-этических качеств;
4) способности к произвольному управлению своим поведением в условиях аффекта
Комплекс исследовательских
2
Морально-этическое воспитание
1) воспитание идейной
1) проведение бесед;
2) моделирование на тренировках соревновательных условий
3
Волевая подготовка
Преодоление конкретных пробелов в развитии волевых качеств у каждого спортсмена
4
Подготовка к преодолению
Развитие
1 ) умения быстро овладевать
собой в экстремальных
2) способностей трезво оценивать ситуацию и принимать рациональные решения
Теоретическое и практическое решение интеллектуальных задач по методике Е.Н.Гогунова
5
Диагностика интеллектуальных качеств
Диагностика
1) аналитико-синтетических
Тест «Логичность», тест Векслера, тест с кольцами Ландольдта
6
Совершенствование интеллектуальных качеств
Совершенствование
1 ) аналитико-синтетических
2) наблюдательности
Разбор соревновательных ситуаций, логическое объяснение выполняемых действий, оценка и анализ выполнения другими спортсменами и собственного выполнения физических упражнений
7
Диагностика умения настраиваться на выполнение соревновательных упражнений
Диагностика
1) уровня знаний и умения
2) уровня знаний и умения
3) уровня знаний и умения
4) индивидуальных особенностей
длительности сосредоточения
Опрос на предмет знаний о способах самонастройки на выполнение соревновательного упражнения, приемах идеомоторной тренировки, практическое выполнение настраивания на выполнение упражнения;
а) с определением спортсменом момента готовности;
б) в различные промежутки времени, с последующей оценкой качества действий спортсмена
8
Совершенствование умений настраиваться на выполнение соревновательных упражнений
Совершенствование
1) приемов
2) приемов идеомоторной подготовки к выполнению упражнения;
3) умения определять момент
Закрепление индивидуальной длительности сосредоточения перед выполнением упражнения
Определение совместно со спортсменом контрольно-ориентировочных элементов деятельности, составление «модели соревновательного упражнения», практическое использование модели, отработка длительности сосредоточения, совершенствование «чувства готовности»
9
Диагностика умений саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний
Диагностика
1) умений осуществлять
2) умений проводить
Оценка уровня тревожности по шкале Спилберга, опросник «Стресссимптом-тест»,
опросник НПТ Т.А.Немчина, методика Ю.А.Цагарелли
10
Совершенствование приемов саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний
Совершенствование
1 ) самоконтроля за внешними
проявлениями эмоциональной
2) приемов произвольного
Беседы на тему «Внешние проявления эмоциональной напряженности», наблюдение за проявлениями напряженности у других спортсменов, спецкомплекс упражнений
11
Диагностика умений проводить аутогенную тренировку
Диагностика
1) знаний об аутогенной
2) умений осуществлять
Опрос о существенности, значении аутогенной тренировки, об отношении к аутогенной тренировке, об использовании ее на практике
12
Совершенствование умений проводить аутогенную тренировку
1) закрепление знаний об
2) совершенствование приемов
Комплекс гетеротренинга
13
Диагностика умений организовывать сохранение и восстановление нервнопсихической свежести
Диагностика
1) знаний о приемах сохранения
и восстановления нервно-
2) умений практического
Опрос о сущности, вариативности способов организации сохранения и восстановления нервно-психической свежести, тестирование по методике Ю.А.Цагарелли
14
Совершенствование способов сохранения и восстановления нервно-психической свежести
Совершенствование
1) приемов словесного
2) приемов отвлечения и
3) специальных приемов
Комплекс специальных
15
Общая диагностика уровня подготовленности
Диагностика
1) волевых качеств;
2) помехоустойчивости;
3) морально-этических качеств;
4) способности к произвольному управлению своим поведением в условиях аффекта
Комплекс исследовательских
Раздел 2. Специальная психологическая подготовка (к конкретному соревнованию).
Цель: формирование состояния психической готовности к соревнованию.
Таблица 3.
№ п/п
Содержание подготовки
Задачи
Средства решения
Сроки выполнения
1
Создание трезвой уверенности в своих силах, активного стремления до конца бороться за достижение лучшего результата
1) сбор и анализ информации
об условиях предстоящего
2) уточнение данных о
3) определение и формулировка цели;
4) определение значимости
Комплекс специальных
2
Совершенствование способности управлять своими действиями, чувствами и мыслями в соответствии с предлагаемыми условиями соревнования
1) вероятностное
2) специальная подготовка к встрече с неожиданными препятствиями в ходе соревнования;
3) закрепление способов
Интеллектуальное, экспериментальное представление будущих действий (вариативное), идеомоторная подготовка. моделирование будущих условий соревнования, аутогенная тренировка, выполнение соревновательных упражнений с обязательным использованием настройки
3
Создание и сохранение оптимального
возбуждения перед