Психологическая помощь спортсменам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:06, реферат

Описание работы

Спортивное соревнование - это очень важная и неотъемлемая ; часть спортивной деятельности. Известно, что обучение и тренировка спортсменов, являясь подготовительным этапом к участию в соревнованиях, не имеют значения сами по себе. Они призваны лишь обеспечивать успешность соревновательной деятельности. В этом смысле соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена. Но было бы ошибочно рассматривать спортивные соревнования только как экзамены. Кроме того, они, оказывая огромное влияние на развитие личности спортсмена, становятся определенным видом учебно-воспитательной работы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

 Таким образом, ситуативное  управление включается в ритуал  предсоревновательного поведения  спортсмена наряду с саморегуляцией, помогая вскрыть резервные возможности. Кроме того, оно может успешно использоваться в ходе соревнований (перед началом следующего этапа соревнований).

 

^ 3. Основы планирования психологической  подготовки спортсменов к соревнованиям

 В практическом решении проблем  психологической подготовки спортсменов  к соревнованиям очень важным  является вопрос о ее планировании.

 

 Речь идет об общем планировании  психологической подготовки. Конкретный  план должен быть составлен  только самим тренером и исходить из комплекса особенностей: вид спорта, возраст и спортивное мастерство спортсменов, их индивидуальные особенности.

 

 Общий план (образец) психологической  подготовки спортсменов к соревнованию  имеет ряд общих требований12:

 

1) необходимо знать возраст спортсменов, для которых предназначена разработка;

 

2) следует учитывать уровень  их спортивного мастерства;

 

3) важно определить цели и  задачи психологической подготовки  и включать в план конкретные  мероприятия в полном соответствии  с ними;

 

4) средства обучения и воспитания, включенные в план, должны быть распределены на общие (средства общей психологической подготовки), специальные (средства специальной психологической подготовки) и предназначенные для ситуативного управления (средства секундирования);

 

5) комплекс мероприятий следует  планировать на годичный цикл  подготовки;

 

6) важно определить средства  психодиагностики (отбор, переводные  мероприятия, средства для определения  динамики роста личностного развития  и спортивного мастерства), средства психогигиены (контрольные средства слежения за психическим состоянием спортсмена, восстановительные мероприятия), средства общего психического развития (средства, предназначенные для развития памяти, интеллекта, волевых качеств и т.п.), средства специального психического развития (мероприятия, способствующие развитию таких психических качеств, способностей и свойств, которые особенно ценны в данном виде спорта);

 

7) необходимо включить в план  методы и средства гетеротренинга;

 

8) в комплекс следует включить методы и средства, направленные на формирование эмоциональной устойчивости спортсмена к экстремальным ситуациям соревновательного характера;

 

9) при составлении плана важно  использовать условное его разделение  на блоки, которые символизируют  определенную законченность развития, формирования или совершенствования какого-либо качества спортсмена (например, блок мероприятий, направленных на формирование волевых качеств спортсмена и т.п.). Необходимым условием разработки каждого блока является использование общей схемы построения (см. схему 1).

 

 После составления общего  плана психологической подготовки  спортсменов к соревнованиям  необходимо провести конкретизацию  разработки. Сущность этого процесса  определяется адаптацией общей  формы (общего плана для всех членов спортивной группы) к каждому спортсмену в отдельности (индивидуализация плана для каждого члена спортивной группы). Основой механизма реальной конкретизации общего плана становятся результаты психодиагностики, определяющие уровень подготовленности спортсменов к участию в соревнованиях, т.е. индивидуальные особенности в психическом развитии, сформированность личностных качеств и общих специальных умений каждого из спортсменов.

 

 Важно отметить, что цели  и задачи психологической подготовки  должны полностью соответствовать целям и задачам физической, технической и тактической подготовки. Сформулировав конкретные цели и задачи (общие для всех членов спортивной группы), перед определением средств обучения и воспитания тренер должен исследовать (провести диагностирование) уровень подготовленности спортсменов (определить уровень спортивного мастерства каждого члена спортивной группы) в психологическом аспекте. Затем следует разделить (условно) группу на три подгруппы (в соответствии с высокой, средней и низкой оценкой подготовленности спортсменов). Общий план психологической подготовки может быть ориентирован на подгруппу спортсменов с высокой или средней оценкой.

 Схема 1. Требования к составлению  отдельного блока мероприятий  психологической подготовки  спортсменов к соревнованию13.

 

 

 Конкретизируя план, во-первых, необходимо внести коррективы, направленные  на обеспечение подготовки спортсменов  с низкой оценкой подготовленности, затем уже изменить план для  членов оставшихся подгрупп (или  с высокой, или со средней оценкой), а в заключение организовать индивидуальную конкретизацию плана (для каждого спортсмена). Таким образом, процесс конкретизации общего плана психологической подготовки можно представить в виде соотношения 1:3:6 — 24 (на первом этапе работы — общий план): 3 (на втором этапе — общие планы для подгрупп): 6 — 24 (на третьем этапе — конкретные индивидуальные планы для каждого спортсмена).

 

 Целесообразно представить  общий план психологической подготовки, который отвечает всем вышеуказанным  требованиям и может служить образцом для организации самостоятельной работы тренера по планированию психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в любом виде спорта (см. табл. 2 и 3).

 

 Примерный план психологической  подготовки спортсменов к соревнованиям (по А. Ц. Пуни)14.

 

 Раздел 1. Общая психологическая  подготовка.

 

 Цели:

 

1) психодиагностика, определяющая  уровень подготовленности спортсменов  к участию в соревнованиях;

 

2) развитие стремления к достижению  наивысших спортивных результатов  в условиях соревнования;

 

3) совершенствование качеств личности, важных для спортсмена;

 

4) формирование способности адаптироваться  к условиям соревнований.

 

 Таблица 2

№ п/п 

Содержание подготовки 

Задачи 

Средства решения 

Сроки выполнения

 

1  

Общая диагностика уровня подготовленности  

Диагностика

1 ) волевых качеств;

2) помехоустойчивости;

3) морально-этических качеств;

4) способности к произвольному  управлению своим поведением  в условиях аффекта  

Комплекс исследовательских мероприятий   

 

 

2  

Морально-этическое воспитание  

1) воспитание идейной направленности; 2) развитие способности произвольно  управлять поведением в условиях  соревнований  

1) проведение бесед;

2) моделирование на тренировках  соревновательных условий  

 

 

3  

Волевая подготовка  

Преодоление конкретных пробелов в развитии волевых качеств у каждого спортсмена  

  

 

 

4  

Подготовка к преодолению экстремальных  ситуаций соревновательного характера   

Развитие

1 ) умения быстро овладевать  собой в экстремальных условиях;

2) способностей трезво оценивать ситуацию и принимать рациональные решения  

Теоретическое и практическое решение  интеллектуальных задач по методике Е.Н.Гогунова  

 

 

5  

Диагностика интеллектуальных качеств   

Диагностика

1) аналитико-синтетических качеств;2) уровня развития наблюдательности  

Тест «Логичность», тест Векслера, тест с кольцами Ландольдта  

 

 

Совершенствование интеллектуальных качеств 

Совершенствование

1 ) аналитико-синтетических умений;

2) наблюдательности 

Разбор соревновательных ситуаций, логическое объяснение выполняемых действий, оценка и анализ выполнения другими спортсменами и собственного выполнения физических упражнений 

 

 

Диагностика умения настраиваться  на выполнение соревновательных упражнений 

Диагностика

1) уровня знаний и умения использовать приемы контрольно-ориентировочной деятельности;

2) уровня знаний и умения использовать  приемы идеомоторной подготовки  к выполнению упражнения;

3) уровня знаний и умения определять  момент готовности к выполнению  упражнения;

4) индивидуальных особенностей  длительности сосредоточения перед  началом выполнения упражнения 

Опрос на предмет знаний о способах самонастройки на выполнение соревновательного  упражнения, приемах идеомоторной тренировки, практическое выполнение настраивания на выполнение упражнения;

а) с определением спортсменом момента  готовности;

б) в различные промежутки времени, с последующей оценкой качества действий спортсмена 

 

 

8  

Совершенствование умений настраиваться  на выполнение соревновательных упражнений  

Совершенствование

1) приемов контрольноориентировочной  деятельности;

2) приемов идеомоторной подготовки к выполнению упражнения;

3) умения определять момент готовности  к началу действия 

Закрепление индивидуальной длительности сосредоточения перед выполнением  упражнения  

Определение совместно со спортсменом  контрольно-ориентировочных элементов деятельности, составление «модели соревновательного упражнения», практическое использование модели, отработка длительности сосредоточения, совершенствование «чувства готовности» 

 

 

9  

Диагностика умений саморегуляции  неблагоприятных внутренних состояний  

Диагностика

1) умений осуществлять самоконтроль  за внешними проявлениями эмоциональной  напряженности; 

2) умений проводить саморегуляцию   

Оценка уровня тревожности по шкале  Спилберга, опросник «Стресссимптом-тест»,

опросник НПТ Т.А.Немчина, методика Ю.А.Цагарелли  

 

 

10 

Совершенствование приемов саморегуляции  неблагоприятных внутренних состояний   

Совершенствование

1 ) самоконтроля за внешними  проявлениями эмоциональной напряженности; 

2) приемов произвольного расслабления  мышц, регуляции дыхания, переключения внимания, мыслей, словесной саморегуляции  

Беседы на тему «Внешние проявления эмоциональной напряженности», наблюдение за проявлениями напряженности у  других спортсменов, спецкомплекс упражнений  

 

 

11  

Диагностика умений проводить аутогенную тренировку 

Диагностика

1) знаний об аутогенной тренировке;

2) умений осуществлять аутогенную  тренировку  

Опрос о существенности, значении аутогенной тренировки, об отношении  к аутогенной тренировке, об использовании  ее на практике  

 

 

12 

Совершенствование умений проводить  аутогенную тренировку  

1) закрепление знаний об аутогенной  тренировке;

2) совершенствование приемов аутогенной  тренировки  

Комплекс гетеротренинга  

 

 

13  

Диагностика умений организовывать сохранение и восстановление нервнопсихической свежести  

Диагностика

1) знаний о приемах сохранения  и восстановления нервно-психической  свежести;

2) умений практического использования  этих знаний  

Опрос о сущности, вариативности  способов организации сохранения и  восстановления нервно-психической свежести, тестирование по методике Ю.А.Цагарелли  

 

 

14  

Совершенствование способов сохранения и восстановления нервно-психической  свежести  

Совершенствование

1) приемов словесного самовоздействия;

2) приемов отвлечения и переключения;

3) специальных приемов аутогенной  тренировки в сочетании с физическими  упражнениями  

Комплекс специальных упражнений, сеансы специального гетеротренинга  

 

 

15  

Общая диагностика уровня подготовленности  

Диагностика

1) волевых качеств;

2) помехоустойчивости;

3) морально-этических качеств;

4) способности к произвольному  управлению своим поведением  в условиях аффекта  

Комплекс исследовательских мероприятий   

 

 

 

 

Раздел 2. Специальная психологическая  подготовка (к конкретному соревнованию).

 

 Цель: формирование состояния психической готовности к соревнованию.

 

 Таблица 3.

№ п/п 

Содержание подготовки 

Задачи 

Средства решения 

Сроки выполнения 

 

 

 

 

Создание трезвой уверенности  в своих силах, активного стремления до конца бороться за достижение лучшего результата  

1) сбор и анализ информации  об условиях предстоящего соревнования  и о противниках; 

2) уточнение данных о собственной  подготовленности, состоянии и возможностях;

3) определение и формулировка  цели;

4) определение значимости соревнования   

Комплекс специальных мероприятий   

  

 

 

 

 

2  

Совершенствование способности управлять  своими действиями, чувствами и мыслями  в соответствии с предлагаемыми  условиями соревнования  

1) вероятностное программирование  деятельности;

2) специальная подготовка к встрече с неожиданными препятствиями в ходе соревнования;

3) закрепление способов настроить  участников перед выполнением  соревновательных упражнений  

Интеллектуальное, экспериментальное  представление будущих действий (вариативное), идеомоторная подготовка. моделирование будущих условий соревнования, аутогенная тренировка, выполнение соревновательных упражнений с обязательным использованием настройки 

  

 

 

 

 

3  

Создание и сохранение оптимального возбуждения перед соревнованием  и входе него  

Информация о работе Психологическая помощь спортсменам