Психологическая помощь спортсменам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:06, реферат

Описание работы

Спортивное соревнование - это очень важная и неотъемлемая ; часть спортивной деятельности. Известно, что обучение и тренировка спортсменов, являясь подготовительным этапом к участию в соревнованиях, не имеют значения сами по себе. Они призваны лишь обеспечивать успешность соревновательной деятельности. В этом смысле соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена. Но было бы ошибочно рассматривать спортивные соревнования только как экзамены. Кроме того, они, оказывая огромное влияние на развитие личности спортсмена, становятся определенным видом учебно-воспитательной работы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

1) ограждение от всевозможного влияния, способного повысить меру значимости участия в соревновании;

2) определение наиболее приемлемых  по условиям данного соревнования  способов регулирования неблагоприятных  внутренних состоянии, сохранения  нервнопсихической свежести;

3) определение целесообразных форм, времени и места секундирования   

Комплекс специальных восстановительных  мероприятий  

  

 

 

 

 

4  

Восстановление психического состояния  после соревнования  

1) восстановление психического  состояния после однократного (день соревнования) участия в соревновании;

2) восстановление психического  состояния после соревнования   

Комплекс специальных восстановительных  мероприятий  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В приведенном примере практически  не говорится о сроках выполнения и средствах решения задач психологической подготовки, так как их нельзя обобщить (они зависят от планов и программ по другим видам подготовки спортсменов, календаря соревнований и других особенностей спортивной деятельности).

 

 Психическая подготовка спортсменов направлена на воспитание волевых качеств личности и состоит из общей психологической подготовки спортсменов, психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсмена. Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсменов и межличностных отношений, развитие спортивного  интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств. 

 

Заключение

 Средства и методы психолого-педагогических  воздействий должны быть включены во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяться и совершенствоваться. Некоторые из них на том или ином этапе обучения и тренировки годовых циклов, особенно в связи с подготовкой к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных тренировочных и соревновательных нагрузок имеют преимущественное значение. На этапе занятий, групп начальной подготовки основное внимание должно уделяться нормированию интереса  к спорту, правильной спортивной мотивации, нравственных и волевых качеств, а также специфических, необходимых в спорте (трудолюбие  в тренировке, дисциплинированность, чувство ответственности, уважение к тренеру и товарищам по команде, сопернику, требовательность к себе) положительных межличностных отношений в спортивных группах, развитию простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля. На этапе занятий учебно-тренировочных групп акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, нормировании волевых черт характера,  улучшении взаимодействий в спортивной команде, развитии оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создании общей психической подготовленности к соревнованиям. На этапе занятий групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основное внимание в подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, способности к саморегуляции, нормированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности, способности к нервно-психическому восстановлению. В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий: в подготовительном периоде выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях, содержания общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности. В соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойствах внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к соревнованиям. В переходном периоде используются преимущественно средства и методы нервно-психического восстановления спортсменов. В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера и приемов психической регуляции спортсменов. В ходе учебно-тренировочных занятий также существует определенная тенденция преимущественного применения некоторых постоянно используемых средств и методов психолого-педагогического воздействия. В вводной части занятий применяются психолого-педагогические методы словесного (смешанного) воздействия, направленные на развитие определенных свойств личности юных спортсменов, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций в подготовительной части занятий используются методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств; в основной - совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции, повышается уровень психической специальной готовности спортсменов. В ходе тренировки особенно при состоянии значительного утомления спортсменов необходима особая корректность поведения тренера. В заключительной части занятий совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению. Разумеется, распределение средств и методов психической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной  подготовки, направленности тренировочных занятий. Важным фактором является выявление и учет при планировании учебно-тренировочного процесса таких личностных характеристик спортсмена, как монотонофильность, сенсомоторная устойчивость и способность переносить монотонную работу.

Список литературы:

 

 

 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.  Словарь-справочник по психодиагностике. — М.; Харьков; Минск, 1999.

 

 Ганюшкин А.Д. Задачи, формы  и методы совместной работы психолога и тренера. — Смоленск, 1989.

 

 Генов Ф. Психологические  особенности мобилизационной готовности  спортсмена. — М., 1971.

 

 Горбунов Г.Д. Психопедагогика  спорта. - М., 1986.

 

 Гуревич К.М., Борисова Е.М.  и др. Психологическая диагностика: Учеб. пособие. — М., 1997.

 

 Келлер B.C. Деятельность спортсменов  в вариативных конфликтных ситуациях.  — М., 1977.

 

 Кретти Дж. Психология в современном  спорте. — М., 1978.

 

 Майнберг Э. Основные проблемы  педагогики спорта / Пер. с нем. -М., 1995.

 

 Пилоян Р.А. Мотивация спортивной  деятельности. — М., 1984.

 

 Платонов В.Н. Подготовка  квалифицированных спортсменов.  — М., 1986.

 

 Найдиффер P.M. Психология соревнующегося  спортсмена. — М., 1979.

 

 Прогнозирование в спорте / В.И.Баландин, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко. - М., 1986.

 

 Психология: Учеб. для ИФК / Под  ред. В. М. Мельникова. - М., 1987.

 

 Психология физического воспитания  и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова  и А.Ц.Пуни. — М., 1979.

 

 Пуни А.Ц. Психологическая  подготовка к соревнованиям  в спорте. — М., 1969.

 

 Родионов А.В. Влияние психологических  факторов на спортивный результат.  — М., 1983.

 

 Родионов А.В. Спортсмен прогнозирует  решение. — М., 1971.

 

 Сурков Е.Н. Психомоторика  спортсмена. - М., 1984.

 

 Шайхтдинов Р.З. Личность  и волевая готовность в спорте. - М., 1987.

 

 Основы психодиагностики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под  общ. ред. А.Г.Шмелева. — М.; Ростов  н/Д, 1996.

 

 

 

 

1 Психология: Учеб. для ИФК / Под  ред. В. М. Мельникова. - М., 1987

 

2 Кретти Дж. Психология в современном спорте. — М., 1978

 

3 Кретти Дж. Психология в современном  спорте. — М., 1978

 

4 Психология физического воспитания  и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова  и А.Ц.Пуни. — М., 1979

 

5 Пуни А.Ц. Психологическая подготовка  к соревнованиям в спорте. —  М., 1969

 

6 Пуни А.Ц.  Психологическая подготовка к  соревнованиям в спорте. — М., 1969

 

7 Генов  Ф. Психологические особенности  мобилизационной готовности спортсмена. — М., 1971

 

8 Пуни А.Ц.  Психологическая подготовка к  соревнованиям в спорте. — М., 1969

 

9 Генов  Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. — М., 1971

 

10 Генов  Ф. Психологические особенности  мобилизационной готовности спортсмена. — М., 1971

 

11 Родионов  А.В. Влияние психологических  факторов на спортивный результат.  — М., 1983

 

12 Ганюшкин  А.Д. Задачи, формы и методы  совместной работы психолога  и тренера. — Смоленск, 1989

 

13 Ганюшкин  А.Д. Задачи, формы и методы  совместной работы психолога  и тренера. — Смоленск, 1989

 

14 Пуни А.Ц.  Психологическая подготовка к  соревнованиям в спорте. — М., 1969


Информация о работе Психологическая помощь спортсменам