1) ограждение от всевозможного влияния,
способного повысить меру значимости
участия в соревновании;
2) определение наиболее приемлемых
по условиям данного соревнования
способов регулирования неблагоприятных
внутренних состоянии, сохранения
нервнопсихической свежести;
3) определение целесообразных форм,
времени и места секундирования
Комплекс специальных восстановительных
мероприятий
4
Восстановление психического состояния
после соревнования
1) восстановление психического
состояния после однократного
(день соревнования) участия в соревновании;
2) восстановление психического
состояния после соревнования
Комплекс специальных восстановительных
мероприятий
В приведенном примере практически
не говорится о сроках выполнения
и средствах решения задач психологической
подготовки, так как их нельзя обобщить
(они зависят от планов и программ по другим
видам подготовки спортсменов, календаря
соревнований и других особенностей спортивной
деятельности).
Психическая подготовка спортсменов
направлена на воспитание волевых качеств
личности и состоит из общей психологической
подготовки спортсменов, психологической
подготовки к соревнованиям и управления
нервно-психическим восстановлением спортсмена.
Общая психологическая подготовка предусматривает
формирование личности спортсменов и
межличностных отношений, развитие спортивного
интеллекта, специализированных психических
функций и психомоторных качеств.
Заключение
Средства и методы психолого-педагогических
воздействий должны быть включены
во все этапы и периоды круглогодичной
подготовки, постоянно повторяться и совершенствоваться.
Некоторые из них на том или ином этапе
обучения и тренировки годовых циклов,
особенно в связи с подготовкой к соревнованиям,
участием в них и восстановлением после
значительных тренировочных и соревновательных
нагрузок имеют преимущественное значение.
На этапе занятий, групп начальной подготовки
основное внимание должно уделяться нормированию
интереса к спорту, правильной спортивной
мотивации, нравственных и волевых качеств,
а также специфических, необходимых в
спорте (трудолюбие в тренировке, дисциплинированность,
чувство ответственности, уважение к тренеру
и товарищам по команде, сопернику, требовательность
к себе) положительных межличностных отношений
в спортивных группах, развитию простейших
сенсомоторных реакций, внимания, навыков
самоконтроля. На этапе занятий учебно-тренировочных
групп акцент делается на развитие спортивного
интеллекта, способности к саморегуляции,
нормировании волевых черт характера,
улучшении взаимодействий в спортивной
команде, развитии оперативного мышления
и памяти, специализированных восприятий,
создании общей психической подготовленности
к соревнованиям. На этапе занятий групп
спортивного совершенствования и высшего
спортивного мастерства основное внимание
в подготовке уделяется совершенствованию
волевых черт характера, специализированных
восприятий, сложных сенсомоторных реакций
и оперативного мышления, способности
к саморегуляции, нормированию специальной
предсоревновательной и мобилизационной
готовности, способности к нервно-психическому
восстановлению. В круглогодичном цикле
подготовки должен быть сделан следующий
акцент при распределении объектов психолого-педагогических
воздействий: в подготовительном периоде
выделяются средства и методы психолого-педагогических
воздействий, связанные с морально-психологическим
просвещением спортсменов, развитием
их спортивного интеллекта, разъяснением
цели и задач участия в соревнованиях,
содержания общей психологической подготовки
к соревнованиям, развитием волевых качеств
и специализированных восприятий, оптимизацией
межличностных отношений и сенсомоторным
совершенствованием общей психологической
подготовленности. В соревновательном
периоде подготовки упор делается на совершенствование
эмоциональной устойчивости, свойствах
внимания, достижении специальной психической
готовности к выступлению и мобилизационной
готовности к соревнованиям. В переходном
периоде используются преимущественно
средства и методы нервно-психического
восстановления спортсменов. В течение
всех периодов подготовки применяются
методы, способствующие совершенствованию
моральных черт характера и приемов психической
регуляции спортсменов. В ходе учебно-тренировочных
занятий также существует определенная
тенденция преимущественного применения
некоторых постоянно используемых средств
и методов психолого-педагогического
воздействия. В вводной части занятий
применяются психолого-педагогические
методы словесного (смешанного) воздействия,
направленные на развитие определенных
свойств личности юных спортсменов, сообщается
информация, способствующая развитию
интеллекта и психических функций в подготовительной
части занятий используются методы развития
внимания, сенсомоторики и волевых качеств;
в основной - совершенствуются специализированные
психические функции и психомоторные
качества, эмоциональная устойчивость,
способность к самоконтролю и саморегуляции,
повышается уровень психической специальной
готовности спортсменов. В ходе тренировки
особенно при состоянии значительного
утомления спортсменов необходима особая
корректность поведения тренера. В заключительной
части занятий совершенствуется способность
к саморегуляции и нервно-психическому
восстановлению. Разумеется, распределение
средств и методов психической подготовки
в решающей степени зависит от психических
особенностей спортсменов, задач их индивидуальной
подготовки, направленности тренировочных
занятий. Важным фактором является выявление
и учет при планировании учебно-тренировочного
процесса таких личностных характеристик
спортсмена, как монотонофильность, сенсомоторная
устойчивость и способность переносить
монотонную работу.
Список литературы:
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.
Словарь-справочник по психодиагностике.
— М.; Харьков; Минск, 1999.
Ганюшкин А.Д. Задачи, формы
и методы совместной работы психолога
и тренера. — Смоленск, 1989.
Генов Ф. Психологические
особенности мобилизационной готовности
спортсмена. — М., 1971.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика
спорта. - М., 1986.
Гуревич К.М., Борисова Е.М.
и др. Психологическая диагностика:
Учеб. пособие. — М., 1997.
Келлер B.C. Деятельность спортсменов
в вариативных конфликтных ситуациях.
— М., 1977.
Кретти Дж. Психология в современном
спорте. — М., 1978.
Майнберг Э. Основные проблемы
педагогики спорта / Пер. с нем.
-М., 1995.
Пилоян Р.А. Мотивация спортивной
деятельности. — М., 1984.
Платонов В.Н. Подготовка
квалифицированных спортсменов.
— М., 1986.
Найдиффер P.M. Психология соревнующегося
спортсмена. — М., 1979.
Прогнозирование в спорте / В.И.Баландин,
Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко. - М., 1986.
Психология: Учеб. для ИФК / Под
ред. В. М. Мельникова. - М., 1987.
Психология физического воспитания
и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова
и А.Ц.Пуни. — М., 1979.
Пуни А.Ц. Психологическая
подготовка к соревнованиям
в спорте. — М., 1969.
Родионов А.В. Влияние психологических
факторов на спортивный результат.
— М., 1983.
Родионов А.В. Спортсмен прогнозирует
решение. — М., 1971.
Сурков Е.Н. Психомоторика
спортсмена. - М., 1984.
Шайхтдинов Р.З. Личность
и волевая готовность в спорте.
- М., 1987.
Основы психодиагностики: Учеб.
пособие для студ. педвузов / Под
общ. ред. А.Г.Шмелева. — М.; Ростов
н/Д, 1996.
1 Психология: Учеб. для ИФК / Под
ред. В. М. Мельникова. - М., 1987
2 Кретти Дж. Психология в современном
спорте. — М., 1978
3 Кретти Дж. Психология в современном
спорте. — М., 1978
4 Психология физического воспитания
и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова
и А.Ц.Пуни. — М., 1979
5 Пуни А.Ц. Психологическая подготовка
к соревнованиям в спорте. —
М., 1969
6 Пуни А.Ц.
Психологическая подготовка к
соревнованиям в спорте. — М.,
1969
7 Генов
Ф. Психологические особенности
мобилизационной готовности спортсмена.
— М., 1971
8 Пуни А.Ц.
Психологическая подготовка к
соревнованиям в спорте. — М.,
1969
9 Генов
Ф. Психологические особенности мобилизационной
готовности спортсмена. — М., 1971
10 Генов
Ф. Психологические особенности
мобилизационной готовности спортсмена.
— М., 1971
11 Родионов
А.В. Влияние психологических
факторов на спортивный результат.
— М., 1983
12 Ганюшкин
А.Д. Задачи, формы и методы
совместной работы психолога
и тренера. — Смоленск, 1989
13 Ганюшкин
А.Д. Задачи, формы и методы
совместной работы психолога
и тренера. — Смоленск, 1989
14 Пуни А.Ц.
Психологическая подготовка к
соревнованиям в спорте. — М., 1969