Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний юношеского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена проблемам дружбы и любви в юношеском возрасте.
Объектом данной курсовой работы является юношеский возраст.
Предметом данной курсовой работы выступает проявление особенностей юношеского возраста в любви и дружбе.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей проявления юношеского возраста в любви и дружбе.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
изучить научную литературу по избранной теме;
выполнить теоретическое исследование по избранной теме;
сделать необходимые выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Возрастно-психологические аспекты юношеских
1.2 взаимоотношений
1.1.Переживание любви в юношеском возрасте
.Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений
2. Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний юношеского возраста
2.1.Консультативная помощь юношам и девушкам
2.2.Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте.docx

— 50.63 Кб (Скачать файл)

Во все времена дружба всегда считалась высшей нравственной ценностью. Психологические закономерности юношеской дружбы, будь то её идеал  или реальные свойства, отличаются удивительной устойчивостью и проявляются  в самых различных социальных и культурных средах. Другое дело, что  дружба разных людей никогда не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации.

Возрастная динамика дружбы, как и прочих межличностных отношений, измеряется, прежде всего, степенью её избирательности, устойчивости и интимности.

Рост потребности в  интимном общении неизбежно психологизирует понятие дружбы. Все эти качества с переходом от детства к отрочеству и от отрочества к юности возрастает. «Если школьники и младшие школьники не разграничивают дружбу и товарищество, то подростки уже считают дружбу исключительным, индивидуальным отношением»12. «Группе подростков было дано такое задание: дописать незаконченное предложение: «Друг и приятель не совсем одно и то же, т.к…» Некоторые подчёркивали близость и доверительность дружбы («друг знает о тебе всё», «с приятелем никогда не поделишься тем, что доверяешь другу»). Остальные отмечали большую прочность, устойчивость дружбы («друга выбирают на всю жизнь»), взаимопомощь («приятель подведёт, друг – никогда(!)) Ещё более рельефную картину даёт распределение ответов по предложению: «Друг – это тот, кто…» В предложениях не связанных рамками сравнения, преобладают два мотива: требование взаимопомощи и верности и ожидание сочувственного понимания со стороны друга. Если дружба и приятельство разграничиваются более или менее строго, то число друзей не должно быть особенно велико, один – два максимум. Эта гипотеза находит своё подтверждение. Число друзей с 7 по 10 классы уменьшается, а приятелей – возрастает. Это свидетельствует о растущей индивидуализации и избирательности дружбы. Рост избирательности дружеских отношений сопровождается ростом их устойчивости, поэтому самый важный сдвиг в психологии дружбы переходного возраста – рост её глубины и психологической интимности. В сфере межличностных отношений это выражается в росте терпимости: ссора, которая у младших подростков означала бы конец дружбы, в юности воспринимается как частность, которой можно пренебречь ради сохранения более глубокой общности»13.

Юношеская дружба по своей  природе полуфункциональна. Этим объясняется многообразие её форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых лежит какая-то совместная деятельность, дружба является, прежде всего, эмоциональной привязанностью. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека.

Очень интересно, какой тип  друга выбирают старшеклассники. Юноши  и девушки 15 – 16 лет тянутся к  старшим, жадно вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со взрослыми для них дорога и желанна. Потребность в эмоциональном контакте со старшим иногда принимает форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение идеала. Но потребность в дружбе со сверстником ещё сильнее. «Отвечая на вопрос: «Человека, какого возраста вы предпочли бы иметь своим ближайшим другом – старше себя, своего возраста или младше?» - юноши всех возрастов отдают решительное предпочтение сверстнику (75-80% всех ответов), реже – старшему (от 11-12 до 18-19%) и совсем редко (от 1-4%) младшему»14. У девушек на первом месте тоже стоит ровесница, однако девушки значительно чаще, чем юноши отдают предпочтение старшим, а младших же не выбирают вовсе.

Возраст «идеального друга» приоткрывает некоторые, не всегда осознаваемые психологические потребности. Ориентация на сверстника говорит о стремлении к более или менее равным отношениям. Дружба с ним основывается на принципе сходства и равенства: «С другом моего  возраста мне легче общаться»; «Ему можно всё сказать, не боясь насмешек»; «С ним я свободней, я могу показаться ему как есть, не стараясь выглядеть умнее». Выбор старшего друга выражает, напротив, потребность в примере, опеке, руководстве. Здесь преобладают ссылки на то, что: «Старший может служить образцом»; «Может поделиться опытом, рассказать о том, чего я ещё не знаю»; «На него можно положиться», то есть подчёркивается момент зависимости. Но и потребность в общении с младшим, желание быть вожаком у них, делиться опытом, опекать отнюдь не редкость в юношеском возрасте. Общение с младшим, позволяя юноше проявить положительные качества и почувствовать себя взрослым и значительным, благотворно влияет на его самоуважение, самооценку. Но как, ни приятно юноше чувствовать себя сильным и нужным, этот тип отношений всё-таки не отвечает его представлению о дружбе. Хотя общение с младшим и важно, оно воспринимается скорее как дополнение дружбы со сверстниками, чем как её альтернатива. У тех, кто дружит исключительно с младшими, выбор в большинстве случаев вынужденный. Либо это следствие отставания в развитии, когда по кругу интересов и поведению юноша объективно ближе к младшим, чем к сверстникам, либо результат каких-то психологических трудностей: застенчивости, боязни соревновательности, особенно свойственной мальчишеским компаниям, несоответствия уровня притязаний и возможностей. Перенос эмоциональной привязанности на младших в этом случае компенсаторный.

Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду юношеских привязанностей. «На вопрос: «Часто ли встречается настоящая  дружба среди ваших сверстников?»  от 45 до 72% старшеклассников ответили, что редко, причём доля оптимистических ответов снижается. Это говорит, прежде всего, о повышении уровня требований к дружбе о об усложнении её критериев. Психологическая близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и собственной откровенности ними в юности максимальна и значительно превосходит все прочие взаимоотношения. От друга юноша ждёт не только оценок близких к его собственной самооценке, но и превышающих её. В действительности всё происходит точно так же. Это служит косвенным подтверждением мысли о том, что одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности»15. Юношеская дружба уникальна так же и в возрастном плане. Как первая самостоятельно выбранная глубокая индивидуальная привязанность, она не только предвосхищает её, но отчасти включает её в себя.

Однако в дружбе юношей отчётливо проявляются и противоречия этого возраста. Известная неопределённость и неустойчивость представлений  о собственном «Я» рождают  желание проверить себя путём  разыгрывания каких-то несвойственных ролей. Юноша страдает от того, что  у него не хватает средств и  возможностей выразить свой внутренний мир.

Нуждаясь в сильных  эмоциональных привязанностях, молодые  люди подчас не замечают реальных свойств  их объекта. При всей их исключительности, дружеские отношение в таких  случаях обычно кратковременны. Юность эмоциональна; старшеклассники бурно  увлекаются новыми людьми, идеями, делами. Подростковый и юношеский эгоцентризм  суживает возможности межличностной  коммуникации, порождает своеобразную псевдоинтимность, когда при внешней близости друзья фактически не слышат друг друга.

Психология юношеской  дружбы тесно связана с особенностями  личности. Коммуникативные свойства весьма устойчивы. Индивидуально-типологические особенности дружбы, проявляющиеся, в частности, в степени её глубины  и исключительности, изучены слабо. «Важным фактором является, по-видимому, темперамент; импульсивные люди легче  раскрываются перед другими, и это  вызывает ответный эмоциональный отклик, облегчая установление дружеского контакта. Есть люди, у которых потребность  в психологической дружбе вообще мало развита. Это бывает следствием не только эгоизма или эмоциональной бедности, но и гипертрофии мотива достижения: человек, целиком поглощённый предметной деятельностью, уделяет меньше внимания собственным переживаниям и окружающим людям»16.

Одна из самых распространённых проблем юношеского возраста – застенчивость, однако благоприятный климат в коллективе и интимная дружба помогают юношам и девушкам преодолеть застенчивость  и имеют в этом смысле большую  психотерапевтическую ценность.

Вопрос о соотношении  генезиса самосознания и психологической  интимности стал предметом спора  двух американских психологов – Э.Г. Эриксона и Г.С. Саллливэна. По мнению Э.Эриксона, становление идентичности, то есть целостного самосознания, предшествует вызреванию у личности способности к устойчивой психологической близости с другим человеком. «Только когда формирование идентичности в основном завершено, становится возможной истиная интимность, которая фактически является одновременно и слиянием, и противопоставление индивидуальностей… Юноша, который не уверен в своей идентичности, избегает межличностной интимности или же склонен к такой интимности, в которой есть только видимость «совместимости», но без подлинного слияния или реального самозабвения»17. Э. Эриксон считает, что прежде человек должен завершить строительство своего Я, а затем заводить друзей.

В противоположность Э. Эриксону, Г.С. Салливэн полагает, что именно психологическая интимность, подтверждение и одобрение со стороны близкого человека открывает личности её истинную сущность и позволяет обрести устойчивое «Я». Поэтому он придаёт особое значение, близкой дружбе юношей, видя в ней средство формирования отзывчивости к переживаниям другого и общей альтруистической установки. Таким образом, именно друг позволяет человеку построить своё «Я».

Обобщая все вышеизложенной в данной главе, можно сделать  следующие краткие выводы:

Любовь в юношеском  возрасте – это одно из важнейших  событий этого возраста. Память о  нем сохраняется, как правило, на всю жизнь, благодаря ярким и незнакомым переживаниям;

Юношеский возраст характеризуется  новым типом общения, предметом  которого является сам молодой человек  как субъект отношений. Поэтому  и в любви и в дружбе развивается  самосознание юноши, оформляются его  жизненные планы;

Юношеская мечта о любви  выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты;

В юношеском возрасте формируется  морально-психологическая готовность к семейной жизни;

Дружба – важнейший  вид эмоциональной привязанности  и межличностных отношений юношеского возраста;

Одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности;

Юношеская дружба помогает развитию личности и индивидуальности юноши.

2. Психологическая  помощь в преодолении негативных  переживаний юношеского возраста

 

2.1.Консультативная  помощь юношам и девушкам

 

Юноши и девушки, ищущие помощи у консультанта или психотерапевта по проблемам взаимоотношений со сверстниками, находятся в состоянии  тревоги и страха. Если с самого начала клиент отнесется к консультанту с доверием, то в процессе консультирования он станет смелее делиться своими чувствами, мыслями, страхами, которые не так  легко обсуждать с чужим человеком. Консультант должен не оценивать, а  слушать, слышать и понимать. Подростки  и юноши часто слышат от близких: «Твои проблемы надуманы, не морочь мне голову». А между тем, речь идет очень часто не об объективно существующих затруднениях, а о переживаниях по поводу значимых отношений, их нарушения или невозможности их построить;

Искренность – одно из важнейших  условий консультирования юношей. По мнению К. Роджерса, конгруэнтность означает, что «в межличностных отношениях консультант непринужденно и самобытно выражает свои переживания... Конгруэнтность представляет собой осознанную или неосознаваемую противоположность демонстрации фасада... Известно, что проявление самости не считается в психотерапии идеальным стилем. Терапевту вовсе и не следует демонстрировать интегрированность высшей степени на каждом шагу. Достаточно оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта»18.

Эмпатия является непременным условием консультирования. Проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире.

Один из часто встречающихся  запросов – переживания по поводу разрыва с любимым человеком. В юношеском возрасте отношения  отличаются скоротечностью и неустойчивостью, поэтому разрывы часты и болезненны. Как это ни странно, но переживание  утраты сродни переживанию смерти близкого человека, так как он уходит из внутреннего  мира клиента, перестает служить  источником мотивов, а, следовательно, порождает схожую динамику переживаний. Р. Кочюнас отмечает: «Разрыв - это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства»19. В таких случаях консультанту необходимо иметь в виду, что, прежде чем выстраивать новые отношения с бывшим возлюбленным, молодой человек, так или иначе, скорее всего, проделает то, что З.Фрейд называл «работой скорби». Она проходит несколько более-менее выраженных этапов20:

1)Этап отрицания. Первоначально  реальность происшедшего отрицается. Обычно человек затрачивает на  близкие отношения много времени,  энергии и чувств, поэтому трудно  сразу смириться с разрывом. Душевная  боль юноши столь велика, что  может казаться, что жизнь кончена.  На этой стадии ситуация разрыва  воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения: «Ничего такого не случилось», «Наконец он (она) от меня отвязался»;

2)Этап озлобленности. На  этой стадии от душевной боли  защищаются озлобленностью по  отношению к партнеру. Подростки  и юноши способны «собрать»  команду сочувствующих, которые  из дружеских чувств к «брошенному»  могут также выражать неприязненные  чувства к инициатору разрыва;

3)Этап переговоров. Третья  стадия самая сложная. Предпринимаются  попытки восстановить отношения,  и используется множество манипуляций  по отношению друг к другу,  включая сексуальные отношения,  угрозу беременности или беременность.

4)Этап депрессии. Угнетенное  настроение наступает, когда отрицание,  агрессивность и переговоры не  приносят никаких результатов.  Человек чувствует себя неудачником,  резко снижается уровень самооценки, что часто не позволяет заняться  каким-нибудь делом, чтобы хотя  бы отвлечься.

5)Этап адаптации. Когда  консультант встречается с клиентом, имеющим такую проблему, во время  одной из вышеназванных стадий, его цель - помочь клиенту «перейти»  в стадию приспособления к  изменившимся условиям жизни.

Информация о работе Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний юношеского возраста