Психологическая помощь застенчивым детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ЧАСТЬ I
1.1. Сущность и содержание понятия
психолого-педагогическое сопровождение ……………………………4

1.2. Особенности психологического развития детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………8

1.3. Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей
старшего дошкольного возраста ………………………………………10

Вывод по первой части ………………………………………………...17


ЧАСТЬ 2.
2.1. Обзор исследований застенчивости……………………………….18

2.2. Особенности проявления застенчивости у детей
дошкольного возраста…………………………………………………...20

2.3. Роль семьи в появлении застенчивости…………………………....22

Вывод по второй части…………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..28

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Психологическая помощь застенчивым детям..doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Областное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального  образования

Ульяновский социально-педагогический колледж №1

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

на тему: Психологическая помощь застенчивым детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

33 группы

Клементьева Татьяна

Руководитель:

Королёва Татьяна Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск

                                                                 2013

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ЧАСТЬ I

1.1. Сущность и содержание  понятия

психолого-педагогическое сопровождение ……………………………4

 

1.2. Особенности психологического  развития детей старшего 

дошкольного возраста……………………………………………………8

 

1.3. Психолого-педагогическое  сопровождение застенчивых детей 

старшего дошкольного  возраста ………………………………………10

 

Вывод по первой части ………………………………………………...17

 

 

ЧАСТЬ  2.

2.1. Обзор исследований застенчивости……………………………….18

 

2.2. Особенности проявления  застенчивости  у  детей 

дошкольного возраста…………………………………………………...20

 

2.3. Роль семьи в появлении застенчивости…………………………....22

 

Вывод по второй части…………………………………………………..24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..28

 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования.

 

     Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.

     Застенчивые люди испытывают большие трудности в установлении межличностных контактов; пассивны в деятельности и жизнедеятельности в целом; чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми; более зависимы от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружения. Эти особенности, присущие застенчивым людям, делают их очень уязвимыми в условиях современной жизни. Застенчивость затрудняет их адаптацию в обществе.

     В зарубежной психологии проблему застенчивости исследовали такие ученые, как Ф.Зимбардо, Д.Филдипс, Р.Кеттел, Д.Дениелс, С.Суоми,  Д.Каган  и  другие. В отечественной психолого-педагогической науке данной проблемой занимались Л.Н.Галигузова,  Е.П.Ильин,   А.Б.Добрович, В.Н.Куницина, Н.В. Шингаева, Т.Л.Шишова, Е.О. Смирнова, В.М..Холмогорова и др.

     На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

     Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша. Её возникновение может быть связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие.

     Помочь ребёнку преодолеть застенчивость - это важная и общая задача, как для педагогов, так и для родителей. Она разрешима, но делать это необходимо пока ребенок еще маленький. Дошкольное детство - период, когда закладываются основные личностные механизмы, когда у ребенка возникает система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми. Важно, именно, в этот период сформировать у ребёнка дошкольного возраста, необходимые навыки общения со взрослыми и сверстниками, которые способствовали бы его полноценному развитию. Ведь малая общительность, неуверенность в себе, застенчивость - это черты характера, которые могут тормозить развитие активности ребёнка, а в дальнейшем закрепиться в таких нежелательных качествах, как чрезмерная робость, нерешительность, безынициативность.  
     С возрастом у застенчивого ребёнка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в своем «недостатке». Поэтому так важно выявить особенности педагогического взаимодействия с застенчивыми детьми, направленными на предупреждение и преодоление застенчивости у детей дошкольного возраста. Данный аспект недостаточно разработан в педагогической литературе. Практика показывает, что воспитатели не всегда используют индивидуальный подход в работе с застенчивыми детьми дошкольного возраста, не знают особенностей педагогического взаимодействия с данной категорией детей. Это и определило проблему исследования. Решение данной проблемы составило 
Цель исследования: выявить особенности методов и средств педагогического воздействия, направленных на преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста. 
Предмет исследования: особенности работы педагога с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста.  В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность  и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение на основе анализа психолого-педагогической литературы;

2. Охарактеризовать основные  особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста;

3. Охарактеризовать особенности психолого-педагогического сопровождения застенчивых детей дошкольного возраста.

4. Раскрыть понятие «застенчивость».

5. Исследовать особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста. 
6. Раскрыть причины застенчивости у детей старшего дошкольного возраста. 
7. Рассмотреть влияние семьи на формирование застенчивого поведения у детей.

 

ЧАСТЬ I

 

1.1. Сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение

     Жизнь ребёнка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребёнка со сверстниками и детьми  другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми.

     По своему  содержанию эта среда может  быть эмоциональной, интеллектуальной, эстетической, бытовой и т.п.  Ребёнок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни: как учиться и как строить свои отношения со взрослыми, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям, правилам и многое другое. В помощь предлагается окружающие ребёнка взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личной позиции могут оказать ему разнообразную поддержку. Прежде всего - это педагог, родитель и психолог.

     Термин "сопровождение" впервые появился  в работах по практической  психологии в книге Г.Бардиер,  Н.Ромазан, Т.Чередниковой (1993) в сочетании  со словом "развитие" - "Психологическое  сопровождение естественного развития  маленьких детей". Этот термин в настоящее время широко известен и активно используется (Э. Александровская, М. Битянова, Т. Дворецкая, Е. Казакова, Е. Козырева, А. Колеченко, В. Семикин, Т. Чиркова и др.).

     Сопровождать – не значит вести за руку, решать всегда за ребенка, оберегать от всех возможных опасностей. Это значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, сорадоваться успехам, помогать преодолевать возникающие трудности .

     Наиболее развернутое и образное определение «сопровождения» дала отечественный психолог М. Р. Битянова: «...сопровождать ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем  мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги — право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным, — это большая удача».

     Ниже представлены  взгляды ведущих исследователей в области психолого-педагогического сопровождения:

     Э.М. Александровская  (2002). Особый вид помощи ребенку,  технология, предназначенная для  оказания помощи на определенном  этапе развития в решении возникающих  проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса. 
     Е.И.Казакова (1998). Такая помощь ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы. Мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития.

     Е.А. Козырева (2000). Система профессиональной деятельности  педагога-психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношения детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.

     Т.И.Чиркова  (1999). Позиция психолога по отношению  к субъектам взаимодействия и основные принципы его работы: осторожное, обоснованное, продуманное, четко рассчитанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие ребёнка и педагогический процесс  взрослых; вмешательство, предполагающее постепенную передачу функций управления на саморегуляцию, самоконтроль самих субъектов взаимодействия с психологом.

     Таким  образом, с целью раскрытия  понятия психолого-педагогическое  сопровождение в качестве основных  смысловых единиц используются такие понятия как взаимодействие, сотрудничество, создание условий, помощь, деятельностная направленность, работа с объектом.

     Анализ  литературных источников показал,  что психолого-педагогическое сопровождение   можно рассматривать в нескольких  аспектах:

- как профессиональную  деятельность педагога-психолога,  способного 

  оказать  помощь и поддержку в индивидуальном  образовании  

  ребенка;

- как процесс,  содержащий комплекс целенаправленных 

  последовательных  педагогических действий, помогающих ребёнку

  сделать  нравственный самостоятельный выбор  при решении  

  образовательных  задач;

- как взаимодействие  сопровождающего и сопровождаемого;

- как технологию, включающую ряд последовательных  этапов 

  деятельности  педагога, психолога и др. специалистов по

  обеспечению  учебных достижений учащимися;

- как систему,  характеризующую взаимосвязь и 

  взаимообусловленность  элементов: целевого, содержательного, 

  процессуального и результативного. (1, с.13)

     Интенсивное  развитие теории и практики  психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

     В основу  сопровождения были положены  следующие принципы:

1. Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.

2. Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы.

3. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

4.Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития. 

5. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно, преемственность и последовательность сопровождения. (15)

    Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Информация о работе Психологическая помощь застенчивым детям