Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:19, курсовая работа
Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ЧАСТЬ I
1.1. Сущность и содержание понятия
психолого-педагогическое сопровождение ……………………………4
1.2. Особенности психологического развития детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………8
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей
старшего дошкольного возраста ………………………………………10
Вывод по первой части ………………………………………………...17
ЧАСТЬ 2.
2.1. Обзор исследований застенчивости……………………………….18
2.2. Особенности проявления застенчивости у детей
дошкольного возраста…………………………………………………...20
2.3. Роль семьи в появлении застенчивости…………………………....22
Вывод по второй части…………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..30
Областное государственное
бюджетное образовательное
Среднего профессионального образования
Ульяновский социально-педагогический колледж №1
Курсовая работа
на тему: Психологическая помощь застенчивым детям.
Выполнила:
Студентка 3 курса
33 группы
Клементьева Татьяна
Руководитель:
Королёва Татьяна Сергеевна
Ульяновск
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1. Сущность и содержание понятия
психолого-педагогическое сопровождение ……………………………4
1.2. Особенности психологического развития детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………8
1.3. Психолого-педагогическое
сопровождение застенчивых
старшего дошкольного возраста ………………………………………10
Вывод по первой части ………………………………………………...17
ЧАСТЬ 2.
2.2. Особенности проявления застенчивости у детей
дошкольного возраста…………………………………………………...
2.3. Роль семьи в появлении застенчивости…………………………....22
Вывод по второй части…………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Актуальность исследования.
Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.
Застенчивые люди испытывают большие трудности в установлении межличностных контактов; пассивны в деятельности и жизнедеятельности в целом; чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми; более зависимы от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружения. Эти особенности, присущие застенчивым людям, делают их очень уязвимыми в условиях современной жизни. Застенчивость затрудняет их адаптацию в обществе.
В зарубежной психологии проблему застенчивости исследовали такие ученые, как Ф.Зимбардо, Д.Филдипс, Р.Кеттел, Д.Дениелс, С.Суоми, Д.Каган и другие. В отечественной психолого-педагогической науке данной проблемой занимались Л.Н.Галигузова, Е.П.Ильин, А.Б.Добрович, В.Н.Куницина, Н.В. Шингаева, Т.Л.Шишова, Е.О. Смирнова, В.М..Холмогорова и др.
На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.
Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша. Её возникновение может быть связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие.
Помочь ребёнку преодолеть застенчивость
- это важная и общая задача, как для педагогов,
так и для родителей. Она разрешима, но
делать это необходимо пока ребенок еще
маленький. Дошкольное детство - период,
когда закладываются основные личностные
механизмы, когда у ребенка возникает
система представлений об окружающей
действительности, о своих возможностях
и отношениях с окружающими людьми. Важно,
именно, в этот период сформировать у ребёнка
дошкольного возраста, необходимые навыки
общения со взрослыми и сверстниками,
которые способствовали бы его полноценному
развитию. Ведь малая общительность, неуверенность
в себе, застенчивость - это черты характера,
которые могут тормозить развитие активности
ребёнка, а в дальнейшем закрепиться в
таких нежелательных качествах, как чрезмерная
робость, нерешительность, безынициативность.
С возрастом у застенчивого
ребёнка уже складывается определенный
стиль поведения, он начинает отдавать
себе отчёт в своем «недостатке». Поэтому
так важно выявить особенности педагогического
взаимодействия с застенчивыми детьми,
направленными на предупреждение и преодоление
застенчивости у детей дошкольного возраста.
Данный аспект недостаточно разработан
в педагогической литературе. Практика
показывает, что воспитатели не всегда
используют индивидуальный подход в работе
с застенчивыми детьми дошкольного возраста,
не знают особенностей педагогического
взаимодействия с данной категорией детей.
Это и определило проблему исследования.
Решение данной проблемы составило
Цель исследования: выявить
особенности методов и средств педагогического
воздействия, направленных на преодоление
застенчивости у детей старшего дошкольного
возраста.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение
застенчивых детей старшего дошкольного
возраста.
Предмет исследования:
особенности работы педагога с застенчивыми
детьми старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были сформулированы
следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение на основе анализа психолого-педагогической литературы;
2. Охарактеризовать основные особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста;
3. Охарактеризовать особенности психолого-педагогического сопровождения застенчивых детей дошкольного возраста.
4. Раскрыть понятие «застенчивость».
5. Исследовать особенности проявления
застенчивости у детей дошкольного возраста.
6. Раскрыть причины застенчивости у детей
старшего дошкольного возраста.
7. Рассмотреть влияние семьи на формирование
застенчивого поведения у детей.
ЧАСТЬ I
1.1. Сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение
Жизнь ребёнка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребёнка со сверстниками и детьми другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми.
По своему содержанию эта среда может быть эмоциональной, интеллектуальной, эстетической, бытовой и т.п. Ребёнок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни: как учиться и как строить свои отношения со взрослыми, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям, правилам и многое другое. В помощь предлагается окружающие ребёнка взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личной позиции могут оказать ему разнообразную поддержку. Прежде всего - это педагог, родитель и психолог.
Термин
"сопровождение" впервые
Сопровождать – не значит вести за руку, решать всегда за ребенка, оберегать от всех возможных опасностей. Это значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, сорадоваться успехам, помогать преодолевать возникающие трудности .
Наиболее развернутое и образное определение «сопровождения» дала отечественный психолог М. Р. Битянова: «...сопровождать ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги — право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным, — это большая удача».
Ниже представлены взгляды ведущих исследователей в области психолого-педагогического сопровождения:
Э.М. Александровская
(2002). Особый вид помощи ребенку,
технология, предназначенная для
оказания помощи на
Е.И.Казакова (1998). Такая помощь
ребенку, его семье и педагогам, в основе
которой лежит сохранение максимума свободы
и ответственности субъекта развития
за выбор решения актуальной проблемы.
Мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый
единством усилий педагогов, психологов,
социальных и медицинских работников;
органическое единство диагностики проблемы
и субъектного потенциала ее разрешения,
информационного поиска возможных путей
решения, конструирования плана действий
и первичная помощь в его осуществлении;
помощь в формировании ориентационного
поля, где ответственность за действия
несет сам субъект развития.
Е.А. Козырева
(2000). Система профессиональной
Т.И.Чиркова
(1999). Позиция психолога по
Таким
образом, с целью раскрытия
понятия психолого-
Анализ
литературных источников
- как профессиональную
деятельность педагога-
оказать
помощь и поддержку в
ребенка;
- как процесс,
содержащий комплекс
последовательных педагогических действий, помогающих ребёнку
сделать
нравственный самостоятельный
образовательных задач;
- как взаимодействие
сопровождающего и
- как технологию,
включающую ряд
деятельности педагога, психолога и др. специалистов по
обеспечению учебных достижений учащимися;
- как систему, характеризующую взаимосвязь и
взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного,
процессуального и результативного. (1, с.13)
Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.
В основу сопровождения были положены следующие принципы:
1. Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.
2. Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы.
3. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
4.Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.
5. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно, преемственность и последовательность сопровождения. (15)
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Информация о работе Психологическая помощь застенчивым детям