Психологическая помощь застенчивым детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ЧАСТЬ I
1.1. Сущность и содержание понятия
психолого-педагогическое сопровождение ……………………………4

1.2. Особенности психологического развития детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………8

1.3. Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей
старшего дошкольного возраста ………………………………………10

Вывод по первой части ………………………………………………...17


ЧАСТЬ 2.
2.1. Обзор исследований застенчивости……………………………….18

2.2. Особенности проявления застенчивости у детей
дошкольного возраста…………………………………………………...20

2.3. Роль семьи в появлении застенчивости…………………………....22

Вывод по второй части…………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..28

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Психологическая помощь застенчивым детям..doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

3). Начните рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания деталей их жизни, сходных с жизнью ребенка ( например, мальчик живет в таком же доме, у него есть такой же брат или сестра, такая же собака или птичка). Имя вымышленного героя не должно прямо совпадать с именем ребенка, но может иметь некоторое сходство с ним по звучанию. Опишите его переживания в конкретной ситуации как можно подробнее. Например, если ребенок часто стесняется присоединиться к игре сверстников, вы можете сочинить историю про мальчика, который боялся, что дети считают его глупым, некрасивым, неуклюжим, что все будут смеяться над ним. Из-за этого он боялся смотреть в глаза ребятам, говорил очень тихо, не знал, как нужно попросить их принять его в игру.

4). По ходу рассказа обращайтесь к ребенку за дополнениями, чтобы он стал участником обсуждаемой проблемы и ситуации. Задайте ему вопросы, о том, что еще подумал герой, как можно было бы ему помочь.

5). Затем введите персонаж, который станет помощником ребенка в разрешении внутреннего конфликта. Это может быть мама, папа, старший брат или сестра, добрый волшебник. Придумайте диалог между ребенком и помощником, в котором они будут обсуждать разные способы поведения ребенка, а затем применять их в жизни. Учитывайте детские комментарии к рассказу. Привлекайте ребенка к поиску решения. Старайтесь сделать его активным участником и соавтором в придумывании истории.

6). Придуманная история должна иметь положительный результат.

7). После того, как вы вместе обсудите поведение вымышленного персонажа, понаблюдайте за поведением застенчивого ребенка в реальных ситуациях его жизни, проверьте, повлияла ли на него придуманная история. Постарайтесь сделать так, чтобы история имела продолжение в зависимости от поведения ребенка.

8). Старайтесь сделать рассказ живым, остроумным, вводите в него побольше диалогов различных персонажей, наполняйте его сказочными элементами.

9). Обязательно подключите к своей работе родителей. Хорошо, если они обсудят с ребенком придуманную историю, предложат свой вариант ее развития, включая в сюжет те ситуации, которые они наблюдали дома, в гостях и пр.

Предложенный способ можно использовать в любое свободное  время, например, во время прогулки детей.

 

У застенчивых детей нередко плохо сформированы навыки речевого общения. Поэтому важно научить их диалогическим формам взаимодействия. 
2. Хорошим материалом для развития речевого личностного общения ребенка и взрослого служат книги. Совместное чтение и обсуждение прочитанного способствует концентрации внимания детей на словах взрослого. При этом нужно не только читать текст, но и организовывать беседу: спрашивать детей, что им запомнилось, кто из персонажей понравился, кто вызвал неприязнь и почему.

 

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры- пантомимы.

3. Игра «Угадай эмоцию»

Цель игры - создание положительного эмоционального фона; развитие уверенности, дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход игры - ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию на лице, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко.

Лучше всего начинать с легко узнаваемых и угадываемых  эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали и т. д. Показывать эмоции следует утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (раздражение, возмущение, гнев, ярость, раздумье и т. д.).

Сперва лучше играть вдвоем. Затем, когда ребенок без  труда начнет справляться с заданиями, можете вовлечь в игру его приятелей.

Застенчивые дети с большим  удовольствием отдаются этой игре. Уже через некоторое время  можно будет заметить в них  перемены. Они станут активнее включаться в игру, больше фантазировать, свободнее чувствовать себя при показе сценок.

4. Упражнение «Добрый – злой, веселый – грустный»

Цель - расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

Содержание - Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т.д.)?» Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.

 

Застенчивым детям  важно научиться безбоязненно выражать свои чувства и мысли.

5. Игра «Что бывает зеленым?»    
Ход игры - Старайтесь привлечь к этой игре побольше детей. Ведущий задает вопрос "Что бывает...?" по очереди всем играющим, они отвечают. Выигрывает тот, кто даст наибольшее количество ответов. На место слова "зеленый" можно поставить любое другое, обозначающее цвет, форму, вкус  и т.п. Уровень сложности вопросов должен соответствовать возрасту и развитию детей.

 

 

 
6. Игра «Вопросы»

Ход игры - В общем-то эта игра аналогична предыдущей, с той только разницей, что в ней можно задавать любые вопросы. Для облегчения задачи можно заранее оговорить  тематику.  Например, вопросы про животных, про растения, про времена  года, про сказки и т.п. Ведущего нет. Игрок, поймавший мячик  и  ответивший на вопрос, должен задать в свою очередь спросить  кого-то о чем-то и бросить мяч ему. Тот, кто не смог придумать ответ или не поймал мяч, выбывает из игры, либо -  если игроков много - получает штрафное очко. В  последнем случае надо оговорить предельно допустимое число штрафных очков.

 
7. Игра «Черного и белого не берите, да и нет не говорите»

Цель игры - повысить концентрацию внимания  и развивает гибкость мышления.  Стеснительных мальчиков и девочек эта игра, во-первых, вынуждает вести диалог, от которого они в жизни часто предпочитают уклоняться. Во-вторых, в роли водящего, который должен изобретать каверзные вопросы,  они получают возможность столь необходимого им самовыражения, и в-третьих, в интеллектуальном плане "да и нет не  говорите" учит застенчивых ребят по-боксерски уклоняться от удара. Не пасовать, не бросаться за помощью к маме, а ловко избегать опасности (вылет из игры) при помощи обходных маневров (оборотов речи, позволяющих обойтись без  запрещенных  слов).

Ход игры - Игроков два и более. Ведущий говорит: "Барыня прислала сто рублей. Черного и белого не берите, да и нет не говорите. Вы поедете на бал?" Дальше он задает любые вопросы, а игрок должен отвечать на них, ни в  коем случае не произнося слова "черный", "белый", "да" и "нет".  Соответственно, задача ведущего подловить его на этом. Тот, кто по оплошности скажет запретное слово, выбывает из игры.

     Все игры должны заканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           Приложение 7

РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ 

1. Не сравнивайте  своих детей с другими 

Главная ваша задача - верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и  “заразился” вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.

2. Наберитесь  терпения. Дайте ребенку время привыкнуть к новому

Торопить несмелого  ребенка - значит вводить его в состояние психологического давления, которого нежные и ранимые детки не выдерживают. Срабатывают защитные механизмы психики - дети еще больше замыкаются, уходят в себя.

3. Увещевания  и нотации не помогают 

Тревоги малыша иррациональны  по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами “здесь нет ничего страшного” бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?

4. Ни в коем случае не давите!

Застенчивому, робкому  ребенку нужно дать время познакомится, приглядеться, понять законы, которые  действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться.

5. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей

6. Повышенная  требовательность родителей - опасна 

7. Застенчивые  дети обладают большим творческим  потенциалом 

Им особенно важна  личная территория, возможность побыть в одиночестве. Наедине с собой они не скучают, а играют, адаптируясь и приспосабливаясь к сложным ситуациям, осмысливают и переживают все, прежде случившееся.

Мир фантазий у застенчивого малыша очень богат. И именно с  помощью творчества можно помочь крохе стать увереннее в себе и общительнее.

8. Позитивный  опыт – лекарство от застенчивости 

Не нужно “подставлять руки” на каждом шагу, нужно создать  условия для развития самостоятельности  и веры в себя. Родителям важно  предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которыми он пока не готов. Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашим детям…

9. Расширяйте круг общения своего ребёнка

Чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.

10. Привлекайте  ребёнка к выполнению разнообразных  поручений, связанных с общением.

Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с "чужими взрослыми": попросите его купить хлеба или  спросить в библиотеке книгу. При  этом старайтесь находиться рядом с  малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.

11. Поддерживайте ребёнка.

Подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.

 

 

 

 

 

Помочь  родителям  в работе с застенчивыми детьми могут  следующие книги:

1. Лютова Е. К., Монина  Г. Б. Шпаргалка для взрослых. СПб. М., 2002.

2. Лютова Е. К., Монина  Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с   

    детьми. СПб., 2000.

3. Шишова Т. Застенчивый  невидимка. М., 1997.

4. Клюева Н. В., Филиппова  Ю. В. Общение: дети 5—7 лет. Ярославль,

    2001.

5. Луговская А. Если малышу  трудно подружиться. М.,




Информация о работе Психологическая помощь застенчивым детям