Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:19, курсовая работа
Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ЧАСТЬ I
1.1. Сущность и содержание понятия
психолого-педагогическое сопровождение ……………………………4
1.2. Особенности психологического развития детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………8
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей
старшего дошкольного возраста ………………………………………10
Вывод по первой части ………………………………………………...17
ЧАСТЬ 2.
2.1. Обзор исследований застенчивости……………………………….18
2.2. Особенности проявления застенчивости у детей
дошкольного возраста…………………………………………………...20
2.3. Роль семьи в появлении застенчивости…………………………....22
Вывод по второй части…………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..30
Вывод по первой части:
Обобщая вышеизложенный материал следует отметить, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежит психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Приступая к разработке программы развивающей работы с детьми дошкольного возраста, специалист должен ориентироваться на знания основных психологических закономерностей развития ребенка в разные периоды детства и учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка.
Важной отличительной чертой старшего дошкольного возраста является формирование эмоционального переживания, когда ребёнок может предвидеть возможные результаты деятельности, предвидеть реакцию на его поведение со стороны других людей, что в свою очередь ведёт к расширению его эмоционального мира. Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать и понимать, что значит "Я радуюсь", "Я огорчен", "Я сердит", "Мне стыдно" и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации, возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности ("Я это не умею", "У меня так не получится", "Со мной никто не хочет играть"). Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. У ребенка возникают такие качества как смущение, неуверенность, тревожность, застенчивость и т.д. Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.
Роль взрослого заключается в том, чтобы обратить внимание дошкольника на результаты своих действий; помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; создать условия для успеха в его деятельности.
Организация эмоционально-положительного отношения к застенчивым детям, создание спокойной, дружелюбной обстановки в группе, подбор посильных заданий на занятиях, вовлечение детей в процесс общения таким образом, чтобы они сами могли дозировать степень своего в нём участия, отсутствие негативных оценок со стороны педагога – всё это заметно снижает уровень застенчивости, тревожности у детей и облегчает их жизнь в условиях детского сада. Повышение самооценки и развитие инициативности у детей гармонизируют их личностное развитие и снижают риск проявлений застенчивости, тревожности и в детском саду, и за его пределами.
Работа с родителями направлена на ознакомление
их с психологическими особенностями
застенчивого ребенка, с методами педагогического
воздействия на него, с индивидуальным
подходом к таким детям. Изменение неадекватной
родительской позиции и закрепление эффективных
форм родительского воздействия в процессе
воспитания детей.
ЧАСТЬ 2.
В психологии существует несколько подходов к проблеме застенчивости. Психоаналитики утверждают, что застенчивость - это симптом, внешнее проявление глубинного бессознательного конфликта. Фрейд - основатель психоанализа, психические расстройства рассматривал как дисгармонию между Ид (Оно), Эго (Я) и Супер Эго (Сверх Я) - тремя основными компонентами личности. В этих терминах застенчивость расценивается как некоторый симптом неудовлетворённого эдипова комплекса (7, с. 28). Бихевиористы полагают, что застенчивые люди просто не овладели определёнными социальными навыками, необходимыми для эффективного общения. Они считают, что так, или иначе каждый из нас представляет собой продукт того, чему он научился. Согласно бихевиористской концепции, застенчивость может сформироваться у ребёнка в результате его попыток занять достойное место в том мире, где главенствуют взрослые. Социологи связывают застенчивость с чувством личного неблагополучия. Сторонники экзистенциальной психологии (*) также подчеркивают связь
(*)Экзистенциа́льная психоло́гия — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека
застенчивости с чувством личной незащищенности, вызванным страхом быть отвергнутым другими людьми. Исследователи личностных черт рассматривают ее как повышенную чувствительность к опасности, имеющую врожденный характер. В контексте развития эмоций и чувств человека, застенчивость рассматривается то, как синоним чувства страха (Д. Болдуин, К. Гросс), то, как выражение чувства стыда или вины (В. Штерн, В. Зеньковский, Д. Изард). Вместе с тем все психологи отмечают связь застенчивости с особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.(8, с.28)
Как отдельное самостоятельное свойство личности, застенчивость в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ И.С. Кона, А.Б. Добровича, В.Н. Кунициной, Н.В. Шингаева, Е.Н. Бойцовой, Л.Н. Галигузовой, Т.Л.Шишовой.
В зарубежной
психологии следует особо
Все проявления застенчивости принято подразделять на:
- внешние (поведенческие) - человек неохотно вступает в контакт с посторонними людьми; избегает смотреть в глаза; стесняется начать и поддержать беседу; не задает вопросов, на заданные вопросы отвечает с видимой неохотой, тихим голосом;
- внутренние (психоэмоциональные);
-физиологические - учащенный пульс и сердцебиение, потоотделение, покраснение кожных покровов.
Застенчивость может быть временным явлением (возрастная и ситуативная) и постоянной личностной чертой.
Л.Н.Галигузова, изучавшая проявления робости и стеснительности у детей среднего и старшего дошкольного возраста, рассматривает застенчивость «как один из видов амбивалентного (противоречивого) отношения ребенка к другим людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях» (7, с.28).
Амбивалентность, по мнению автора, заключается:
1. По отношению к
окружающим в борьбе двух
2. По отношению к
самому себе в том, что
В своём
исследовании Л. Н.
Были выделены четыре основные причины застенчивого поведения детей.
Первая - и наиболее распространенная причина - отношение ребенка к оценке взрослым (как реальной, так и ожидаемой) его деятельности в целом или отдельных действий. У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки
Вторая причина - собственное отношение ребенка к своим конкретным действиям вне зависимости от оценок взрослого. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях ожидания неуспеха в деятельности. Это ярко проявляется в новых для ребенка ситуациях, страх перед всем новым вообще характерен для застенчивых детей.
Третья причина - общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого, в одновременном желании и боязни привлечь к себе его внимание, выделиться из группы сверстников, а в целом - оказаться в центре внимания. Эта особенность ярко проявляется в ситуациях встречи взрослого с ребенком, а также в начале любой совместной деятельности.
Четвертая причина отражает особую, характерную для застенчивых детей потребность оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства. Эта потребность действует одновременно с доброжелательным отношением ребенка ко взрослому, желанием общаться с ним. У пяти, шестилетних детей в разных вариантах внеситуативно-личностного общения такая причина застенчивости встречается чаще всего
2.2. Особенности проявления
застенчивости у детей
дошкольного возраста
Проявление
застенчивости у ребёнка
В большинстве случаев ребенок хочет общаться с другими людьми, но испытывает при общении большой дискомфорт, не знает, как этого избежать, из-за чего ему приходится подавлять свои желания и скрывать свои возможности.
Если к застенчивому
ребенку обращается
Наиболее острые проявления застенчивости можно наблюдать во время проведения детских утренников или других массовых мероприятий. Ребенок может быть хорошо подготовлен, но из-за стеснительности выученное стихотворение рассказывает скороговоркой, тихим голосом или шепотом, иногда совсем отказывается, и сам при этом очень расстраивается. Во время проведения коллективных публичных выступлений таких проблем, как правило, не возникает. Совместно с другими детьми застенчивый ребенок может и станцевать, и спеть. Таким образом, смущение вызывает привлечение общественного внимания к своей персоне.
Наиболее сильно застенчивость проявляется при освоении детьми новых сфер деятельности; при поступлении в ясли, детский сад или школу. Переход ребенка из одной среды в другую, изменение окружающих условий заставляет детей чувствовать себя неуверенно, дети зачастую боятся проявить незнание или неумение и стесняются в этом признаться, затрудняются попросить помощь.
Важной
особенностью застенчивых
Иногда
ошибочно считается, что у
Традиционно
считается, что у застенчивых
детей снижена самооценка (оценивание
человеком своих собственных,
психологических качеств и
Случается
так, что на ребенка в
Информация о работе Психологическая помощь застенчивым детям