Психологическая помощь застенчивым детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ЧАСТЬ I
1.1. Сущность и содержание понятия
психолого-педагогическое сопровождение ……………………………4

1.2. Особенности психологического развития детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………8

1.3. Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей
старшего дошкольного возраста ………………………………………10

Вывод по первой части ………………………………………………...17


ЧАСТЬ 2.
2.1. Обзор исследований застенчивости……………………………….18

2.2. Особенности проявления застенчивости у детей
дошкольного возраста…………………………………………………...20

2.3. Роль семьи в появлении застенчивости…………………………....22

Вывод по второй части…………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..28

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Психологическая помощь застенчивым детям..doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Вывод по первой части:

    Обобщая вышеизложенный материал следует отметить, что     психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных  методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная  технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежит психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Приступая к разработке программы развивающей работы с детьми дошкольного возраста, специалист должен ориентироваться на знания основных психологических закономерностей развития ребенка в разные периоды детства и учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка.

     Важной отличительной чертой старшего дошкольного возраста является формирование эмоционального переживания, когда ребёнок может предвидеть возможные результаты деятельности, предвидеть реакцию на его поведение со стороны других людей, что в свою очередь ведёт к расширению его эмоционального мира. Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать и понимать, что значит "Я радуюсь", "Я огорчен", "Я сердит", "Мне стыдно" и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации, возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности ("Я это не умею", "У меня так не получится", "Со мной никто не хочет играть"). Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. У ребенка возникают такие качества как смущение, неуверенность, тревожность, застенчивость и т.д.  Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

     Роль взрослого заключается в том, чтобы обратить внимание дошкольника на результаты своих действий; помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; создать условия для успеха в его деятельности.

    Организация эмоционально-положительного отношения к застенчивым детям, создание спокойной, дружелюбной обстановки в группе, подбор посильных заданий на занятиях, вовлечение детей в процесс общения таким образом, чтобы они сами могли дозировать степень своего в нём участия, отсутствие негативных оценок со стороны педагога – всё это заметно снижает уровень застенчивости, тревожности у детей и облегчает их жизнь в условиях детского сада. Повышение самооценки и развитие инициативности у детей гармонизируют их личностное развитие и снижают риск проявлений застенчивости, тревожности и в детском саду, и за его пределами.

    Работа с родителями направлена на ознакомление их с психологическими особенностями застенчивого ребенка, с методами  педагогического воздействия на него, с индивидуальным подходом к таким детям. Изменение неадекватной родительской позиции и закрепление эффективных форм родительского воздействия в процессе воспитания детей. 

 

ЧАСТЬ  2.

2.1. Обзор исследований застенчивости

     В психологии существует несколько подходов к проблеме застенчивости. Психоаналитики утверждают, что застенчивость  - это симптом, внешнее проявление глубинного бессознательного конфликта. Фрейд - основатель психоанализа, психические расстройства рассматривал как дисгармонию между Ид (Оно), Эго (Я) и Супер Эго (Сверх Я) - тремя основными компонентами личности. В этих терминах застенчивость расценивается как некоторый симптом неудовлетворённого эдипова комплекса (7, с. 28). Бихевиористы полагают, что застенчивые люди просто не овладели определёнными социальными навыками, необходимыми для эффективного общения. Они считают, что так, или иначе каждый из нас представляет собой продукт того, чему он научился. Согласно бихевиористской концепции, застенчивость может сформироваться у ребёнка в результате его попыток занять достойное место в том мире, где главенствуют взрослые. Социологи связывают застенчивость с чувством личного неблагополучия. Сторонники  экзистенциальной психологии (*) также   подчеркивают   связь


 

(*)Экзистенциа́льная психоло́гия — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека

застенчивости с чувством личной незащищенности, вызванным страхом быть отвергнутым другими людьми. Исследователи личностных черт рассматривают ее как повышенную чувствительность к опасности, имеющую врожденный характер. В контексте развития эмоций и чувств человека, застенчивость рассматривается то, как синоним чувства страха (Д. Болдуин, К. Гросс), то, как выражение чувства стыда или вины (В. Штерн, В. Зеньковский, Д. Изард). Вместе с тем все психологи отмечают связь застенчивости с особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.(8, с.28)

     Как отдельное самостоятельное свойство личности, застенчивость в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ И.С. Кона, А.Б. Добровича, В.Н. Кунициной, Н.В. Шингаева, Е.Н. Бойцовой, Л.Н. Галигузовой, Т.Л.Шишовой.

     В зарубежной  психологии следует особо отметить  исследования Ф. Зимбардо. Это  явление он называет социальным — заболевание, последствия которого могут быть самыми разрушительными. По словам Ф. Зимбардо, застенчивость – это «комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах: это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз».

     Все проявления застенчивости принято подразделять на:

- внешние (поведенческие)  - человек неохотно вступает в контакт с посторонними людьми; избегает смотреть в глаза; стесняется начать и поддержать беседу; не задает вопросов, на заданные вопросы отвечает с видимой неохотой, тихим голосом;

- внутренние (психоэмоциональные);

-физиологические - учащенный  пульс и сердцебиение,  потоотделение,  покраснение кожных покровов.

     Застенчивость  может быть временным явлением (возрастная и ситуативная) и  постоянной личностной чертой.

      Л.Н.Галигузова, изучавшая проявления робости и стеснительности у детей среднего и старшего дошкольного возраста, рассматривает застенчивость «как один из видов амбивалентного (противоречивого) отношения ребенка к другим людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях» (7, с.28).

     Амбивалентность, по мнению автора, заключается:

1. По отношению к  окружающим в борьбе двух противоположных  тенденций «приближение - удаление»  - застенчивый ребенок доброжелательно  относится к другим людям, стремится к общению с ними, но не решается проявить свои коммуникативные потребности;

2. По отношению к  самому себе в том, что застенчивый  ребенок имеет высокую общую  самооценку, считает себя самым  лучшим, и в то же время, сомневается  в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых.

     В своём  исследовании Л. Н. Галигузовой  выявлено, что застенчивость слабее  всего проявлялась у четырехлетних  детей, резко возрастала на  пятом году жизни, несколько  снижалась к шести и значительно  сокращалась к семи годам. Существенно и то, что после четырех лет расширяется сфера проявления застенчивости: если в четыре года ребенок проявлял застенчивость только в одной форме общения, то после четырех лет он начинал вести себя застенчиво и при других формах.  Данные Л. Н. Галигузовой (2000) дают основание говорить о сензитивном периоде застенчивости.

     Были выделены  четыре   основные   причины   застенчивого  поведения детей.

     Первая - и наиболее распространенная причина - отношение ребенка к оценке взрослым (как реальной, так и ожидаемой) его деятельности в целом или отдельных действий. У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки

     Вторая причина - собственное отношение ребенка к своим конкретным действиям вне зависимости от оценок взрослого. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях ожидания неуспеха в деятельности. Это ярко проявляется в новых для ребенка ситуациях, страх перед всем новым вообще характерен для застенчивых детей.

     Третья причина - общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого, в одновременном желании и боязни привлечь к себе его внимание, выделиться из группы сверстников, а в целом - оказаться в центре внимания. Эта особенность ярко проявляется в ситуациях встречи взрослого с ребенком, а также в начале любой совместной деятельности.

     Четвертая причина отражает особую, характерную для застенчивых детей потребность оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства. Эта потребность действует одновременно с доброжелательным отношением ребенка ко взрослому, желанием общаться с ним. У пяти, шестилетних детей в разных вариантах внеситуативно-личностного общения такая причина застенчивости встречается чаще всего

 

  2.2. Особенности проявления застенчивости у детей 
дошкольного возраста

     Проявление  застенчивости у ребёнка нетрудно  заметить. Вот типичная картина  поведения застенчивого ребенка  дошкольного возраста: во время  общения со сверстниками ребенок  держится в стороне от детских игр, хотя игра явно его интересует, наблюдает за играющими, но не решается присоединиться. Часто на приглашение включиться в игру ребенок отвечает отказом из-за страха сделать что-то неправильно.

     В большинстве  случаев ребенок хочет общаться с другими людьми, но испытывает при общении большой дискомфорт, не знает, как этого избежать, из-за чего ему приходится подавлять свои желания и скрывать свои возможности.

     Если к застенчивому  ребенку обращается доброжелательно  настроенный взрослый человек (педагог), ребенок смущенно улыбается, ёрзает на стуле, втягивает голову в плечи, посматривает искоса – избегает прямого взгляда. Если следует просьба выполнить какие-либо действия, робко отказывается или выполняет, иногда не с первой попытки. Если взрослый задает вопрос – ребенок отвечает неуверенно, тихим голосом, шепотом или не отвечает совсем. Если взрослый настроен решительно, ведет себя резко и нетерпеливо, ребенок теряется, иногда даже пугается, просьбу выполняет торопливо или отказывается выполнять, часто путается и ошибается, на вопросы отвечает нерешительно или не отвечает совсем, отворачивается, избегает смотреть в глаза.

     Наиболее острые проявления  застенчивости можно наблюдать  во время проведения детских  утренников или других массовых мероприятий. Ребенок может быть хорошо подготовлен, но из-за стеснительности выученное стихотворение рассказывает скороговоркой, тихим голосом или шепотом, иногда совсем отказывается, и сам при этом очень расстраивается. Во время проведения коллективных публичных выступлений таких проблем, как правило, не возникает. Совместно с другими детьми застенчивый ребенок может и станцевать, и спеть. Таким образом, смущение вызывает привлечение общественного внимания к своей персоне.

     Наиболее сильно застенчивость проявляется при освоении детьми новых сфер деятельности; при поступлении в ясли, детский сад или школу. Переход ребенка из одной среды в другую, изменение окружающих условий заставляет детей чувствовать себя неуверенно, дети зачастую боятся проявить незнание или неумение и стесняются в этом признаться, затрудняются попросить помощь.

     Важной  особенностью застенчивых детей  является склонность к внутреннему  способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях. Такие дети почти никогда громко не смеются и не плачут. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-либо недозволенное.

     Иногда  ошибочно считается, что у застенчивых  детей снижен уровень интеллекта. Это мнение возникает из-за  того, что ребенок затрудняется  устно проявлять свои способности,  затрудняется с ответами, что производит впечатление незнания и неумения. Тем не менее, застенчивые дети не хуже других справляются с разного рода заданиями и всё же при выполнении их  ведут себя особым образом. Малейшее порицание может вызвать у него робость и смущение, тормозит деятельность, а иногда приводит к её прекращению.

     Традиционно  считается, что у застенчивых  детей снижена самооценка (оценивание  человеком своих собственных,  психологических качеств и поведения,  достижений и неудач, достоинств  и недостатков) (12, с.197), что они плохо думают о себе. Однако это не совсем так. Как правило, застенчивый ребёнок считает себя очень хорошим, самым лучшим, то есть отношение у него к себе как личности самое  положительное. Его проблема заключатся в другом. Ему представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивого ребёнка наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самим и другими людьми. Дети продолжают высоко оценивать себя, но всё ниже с точки зрения взрослых - родителей и воспитателей. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию  в самоощущение ребёнка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего Я.

     Случается  так, что на ребенка в школьном  или дошкольном учреждении просто не обращают внимания из-за его застенчивости. Если группой детей руководит нечуткий и невнимательный педагог, ребенку не предлагают участие в мероприятиях, на занятиях его практически не вызывают. Если у ребенка существуют проблемы общения со сверстниками, его не приглашают в детские игры, что еще сильнее усугубляет проблему застенчивости и автоматически обрекает ребенка на одиночество.

Информация о работе Психологическая помощь застенчивым детям