Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 10:57, курсовая работа
При проведении работы над психологическим анализом понятия «психологическая совместимость» были использованы следующие методы исследования:
анализ существующей информационной базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
обобщение и синтез точек зрения, представленных в информационной базе (метод научного синтеза и обобщения).
Объектом изучения психологические отношения и взаимодействия в малой группе.
Предметом изучения является понятие «психологическая совместимость» членов служебного коллектива.
Гипотеза: локус контроля отдельно взятого человека в коллективе оказывает влияние на стиль его межличностного взаимодействия.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Теоретический анализ понятия «психологическая совместимость»
1.1 Общая характеристика понятия «психологическая совместимость». 6
1.2 Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных психологов ХХ века (У. Шутц, Л. Н. Собчик, Г. Ю. Айзенк). 14
1.3 Понятие «психологической совместимости» в служебных коллективах органов внутренних дел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Глава II.Эмпирическое исследование психологической совместимости членов служебного коллектива
2.1 Описание методов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Описание полученных результатов по опроснику межличностных отношений Т. Лири и тесту локуса контроля Дж. Роттера . . . . . . . . . . 38
2.3 Разработка психологических рекомендаций
Заключение
Список используемой литературы
Министерство внутренних дел Российской Федерации
«Уральский юридический институт МВД России»
Кафедра педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО
Методологии и методам исследования социально-психологического исследования коллектива
на тему: «Психологическая совместимость членов служебного коллектива».
Выполнил: курсант (слушатель, студент)
____________________ учебной группы
___________ курса _____________________
(факультет)
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Научный руководитель:
преподаватель кафедры_________________
______________________________
(должность, ученая степень, ученое звание)
______________________________
(специальное звание)
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Дата защиты:__________________
Оценка:_______________________
______________________________
Екатеринбург
2013
План
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Теоретический анализ понятия «психологическая совместимость»
1.1 Общая характеристика понятия «психологическая совместимость». 6
1.2 Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных психологов ХХ века (У. Шутц, Л. Н. Собчик, Г. Ю. Айзенк). 14
1.3 Понятие «психологической совместимости» в служебных коллективах органов внутренних дел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Глава II.Эмпирическое исследование психологической совместимости членов служебного коллектива
2.1 Описание методов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Описание полученных результатов по опроснику межличностных отношений Т. Лири и тесту локуса контроля Дж. Роттера . . . . . . . . . . 38
2.3 Разработка психологических рекомендаций
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение.
Люди в процессе социального взаимодействия сознательно и бессознательно объединяются в малые группы. Малая группа – это общность, состоящая из от 2 до 30 человек (верхняя граница обычно определяется возможностью непосредственно контактировать друг с другом) которую отличают: наличие общего дела, личное знакомство друг с другом, прямое взаимодействие между членами группы, наличие внутренней организованности (лидерства, групповых норм, групповой сплоченности) 1.
В процессе совместной деятельности членам малой группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих усилий для достижения какой – либо общей цели. От уровня такой координации всецело зависит продуктивность группы, каким бы видом деятельности в ней ни занимались. В свою очередь, этот уровень есть величина, выражающая собой величину психологической совместимости членов служебного коллектива. По другую сторону, психологическая несовместимость, возникающая на основе иногда даже неосознанной непонятной антипатии к человеку, негативному выражению своих чувств, поступков, эмоций на его взаимодействие ведет к тяжелым последствиям необъективного отношения к человеку и распространения ложного негативного мнения на остальных членов служебного коллектива, так как в большинстве случаев служебный коллектив имеет статус малой группы.
В большинстве случаев работники предпочитают благоприятный климат в служебном коллективе не только большему денежному вознаграждению за свой труд, но и перспективам карьерного роста. Для многих отсутствие тревожности в отношениях с коллегами на работе и положительные эмоциональные контакты в коллективе оказываются важнее. Актуальность данной темы состоит в понимании причин подобного поведения и разработки рекомендаций по определению благоприятного стиля взаимодействия сотрудников в служебном коллективе.
Научная разработанность проблематики данной темы состоит в том, что она уже анализировалась в работах видных отечественных и зарубежных психологах, таких как Т. Лири, Дж. Роттер, Л. Н. Собчик, У. Шутца, Г. Айзенка. Однако, до настоящего времени общей теории психологической совместимости, в отличие от психологического климата, не создано.
Теоретико-методологическую базу исследования составили две группы источников. К первой отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). Ко второй отнесены специализированные веб-сайты различных организаций.
При проведении работы над психологическим анализом понятия «психологическая совместимость» были использованы следующие методы исследования:
Объектом изучения психологические отношения и взаимодействия в малой группе.
Предметом изучения является понятие «психологическая совместимость» членов служебного коллектива.
Гипотеза: локус контроля отдельно взятого человека в коллективе оказывает влияние на стиль его межличностного взаимодействия.
Цель: рассмотрение понятия «психологическая совместимость» в общем понимании и со стороны известных зарубежных психологов ХХ века.
Задачами исследования являются:
В ходе работы будут использоваться следующие методики:
Данная методика предназначена для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики также выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Предназначена для определения психологического фактора, характеризующего склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни событиям и результатам своей деятельности внешним силам локус либо собственным способностям и усилиям.
Глава I. Теоретический анализ понятия «психологическая совместимость»
1.1
Общая характеристика понятия
«психологическая
В общем, при составлении любой группы, необходимо помимо учитывания индивидуально-психологических личностных качеств человека, сформированных в результате его развития, прогнозировать возможные результаты совместной деятельности этих людей, которые будут обусловлены их взаимодействием в этой самой составленной группе. Исходя из оценки результатов этого взаимодействия, можно определить уровень психологической совместимости членов служебного коллектива. Определяется этот уровень как сходством каких-либо индивидуально-психологических качеств членов коллектива, так и их различием. Любой коллектив нельзя рассматривать как простую совокупность входящих в нее индивидов. Существует понятие «групповой совместимости2», раскрывающееся как «социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий её членов в условиях совместной деятельности». Также можно указать на достаточно распространенный принцип интегративности, часто применяемый вместе с психологической совместимостью, рассматривающий группу, как единый, неразрывно связанный механизм.
Наличие высокой психологической совместимости коллектива способствует их лучшей срабатываемости, а в итоге – высокой эффективности труда. Выделяются следующие критерии оценки совместимости и срабатываемости:
Выделяют несколько
уровней психологической
I уровень - назван «психофизиологической совместимостью». Выражается этот уровень в сходстве природных свойств людей: типе нервной системы (одним из четырех темпераментов), физической выносливости, работоспособности, эмоциональной устойчивости и д. р. Этот уровень имеет очень важную роль, так как в некоторых видах профессиональной деятельности требуются именно такие качества. В пример можно привести деятельность команды для автомобиля категории «Формула-1». Отставание какого – то участника команды из-за снижения работоспособности вследствие усталости ведет за собой снижение общей эффективности деятельности команды и вызывает конфликт с остальными членами коллектива (в таком случае отстающий должен уйти). По точной, пунктуальной работе на конвейере, в массовых спортивных играх, в переработке информации с различных пультов управления необходима определенная скорость и согласованность действий людей, делающая их совместный труд эффективным.
II уровень – «психологический». Этот уровень проявляется в совпадении свойств, являющихся результатом обучения и воспитания. Также к этому уровню относится совпадение черт характера, профессиональных интересов, уровня интеллектуального развития, моральных качеств людей. В пример можно привести, такие профессии как, например, работа космонавтов, руководителей различных уровней, группы оперативных работников правоохранительных органов и т. п., так как эти профессии требуют не столько физическую выносливость, сколько высокий уровень сформированности познавательных процессов: памяти и внимания, мышления, профессионального опыта, признания общих моральных норм и т. п.
III уровень – «социально-психологический». Выражается в сходстве личностных свойств, необходимых для социального взаимодействия на основе общности их мировоззренческих взглядов: общности интересов, коммуникативности, принципиальности, социальных установок, политических взглядов, ценностных ориентаций. Указанные свойства необходимы для принятия решений в высших слоях руководства в социальных системах управления, социально-политических организациях и в какой-то мере в рядовых рабочих группах, где люди проявляют интерес к социальным проблемам и общению 4.
При совпадении людей по всем уровням можно говорить о их полной психологической совместимости. При полном же их несовпадении могут возникать психологические и коммуникативные барьеры, из-за которых люди не желают общаться, не воспринимают друг друга, не желают сотрудничать ни в какой мере. Однако как при полной совместимости, так и при полной несовместимости барьер возникает сравнительно редко. Чаще можно наблюдать преимущественную совместимость по ряду психологических свойств индивидов, оценивая ее уровень с точки зрения требований определенной деятельности. Так, чем глубже несовместимость сотрудников, тем выше вероятность возникновения конфликтов и как следствие - распад рабочих групп.
Проведенные эксперименты с целью изучения психологической совместимости, свидетельствует о необходимости выделения четырех типов коммуникативного поведения людей в группах, решающих совместные задачи:
Такие типы коммуникативного поведения зависят не только от социально-психологических качеств личности, их привычек и способностей. Также разделение людей по этим типам сильно зависит от характера решаемых задач. Как, например, в экспериментах с операторами, перерабатывающими визуальную информацию и принимающими совместные решения, оптимальными оказались те группы, члены которых были наиболее активны и коммуникабельны и наиболее часто обменивающиеся информацией. Также поставленная задача наиболее часто решалась за счет интеллектуальных усилий одного участника – лидера при подчинении других членов коллектива, додумывающих данный метод решения проблемы. В других же группах, ориентированных на индивидуальную творческую деятельность и постижение какой-либо общей задачи преобладали больше «индивидуалистические» и «конформистские» типы взаимодействия.
Похожие исследования5, которые проводились в реальных производственных группах, показали, что проблемы повышения эффективности труда нельзя решить только подбором в комплектуемые коллективы рабочих с одинаковым уровнем личных социально-психологических и психофизиологических качеств. Оказалось, что наличие этих способностей не является первостепенным условием, определяющим скорость работы. Некоторые члены группы, обладающие необходимыми профессиональными качествами, просто не хотели работать быстрее. Из этого можно сделать вывод о влиянии на эффективность выполнения поставленных задач социально – психологической направленности, другими словами, мотивации на получение каких-либо положительных последствий (повышение заработной платы, возможности обучения и т.д.) в успешном выполнении данной деятельности. По этому показателю членов коллектива можно было разделить на две подгруппы. Первую составляли те, кто ориентировался на постоянную работу в этом коллективе и хороший заработок, другими словами, с «социальной мотивацией». Вторую группу образовали те, кто больше ориентировался на возможность повышение своего социального статуса, «индивидуалисты», путём повышения уровня образования, а заработок для них был на втором месте 6.
Информация о работе Психологическая совместимость членов служебного коллектива