Психологическая совместимость членов служебного коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

При проведении работы над психологическим анализом понятия «психологическая совместимость» были использованы следующие методы исследования:
анализ существующей информационной базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
обобщение и синтез точек зрения, представленных в информационной базе (метод научного синтеза и обобщения).
Объектом изучения психологические отношения и взаимодействия в малой группе.
Предметом изучения является понятие «психологическая совместимость» членов служебного коллектива.
Гипотеза: локус контроля отдельно взятого человека в коллективе оказывает влияние на стиль его межличностного взаимодействия.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I. Теоретический анализ понятия «психологическая совместимость»
1.1 Общая характеристика понятия «психологическая совместимость». 6
1.2 Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных психологов ХХ века (У. Шутц, Л. Н. Собчик, Г. Ю. Айзенк). 14
1.3 Понятие «психологической совместимости» в служебных коллективах органов внутренних дел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Глава II.Эмпирическое исследование психологической совместимости членов служебного коллектива
2.1 Описание методов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Описание полученных результатов по опроснику межличностных отношений Т. Лири и тесту локуса контроля Дж. Роттера . . . . . . . . . . 38
2.3 Разработка психологических рекомендаций
Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

Понятие «психологической климат» рассматривается обычно в связи с психологической совместимостью. Высокий уровень совместимости является важнейшим фактором, оказывающим благоприятное влияние на социально-психологический климат коллектива. Однако необходимо разделять эти понятия. Психологическая совместимость – это соотношение личных качеств двух и более людей в организованной группе, являющиеся условием их целесообразного взаимодействия 7. Понятие «психологический климат» трактуется иначе. Это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе 8.

Директор Международного института соционики Александр Букалов среди факторов, влияющих на формирование психологического климата производственных групп выделяет следующие 9:

  • «Фактор макросреды». В качестве важнейшего из этих факторов выступает общественно-экономическая формация 10, в условиях которой осуществляется жизнь общества в целом и функционирование производственных и других государственных структур. В зависимости оттого, какое на данный момент в государстве состояние экономического развития, такой отпечаток и накладывается на психологический климат каждого отдельно взятого производственного коллектива. Организации, управляющие определёнными отраслями деятельности людей (производственной, правоохранительной, экономической и др.), в соответствии с требованиями всего общества, осуществляют определённые управленческие воздействия, выступая фактором влияния макросреды на социально-психологический климат рабочих групп. К факторам макросреды можно отнести так же деятельность администрации органов самоуправления и других общественных организаций.
  • «Фактор микросреды». К факторам микросреды относятся материальное и нравственное окружение личности как к членам первичного трудового коллектива. Другими словами, эта микросреда представляет собой поле непосредственного функционирования конкретного коллектива как единого целого.

Важной группой факторов микросреды является предметная сфера  деятельности коллектива, то есть весь комплекс технических, санитарно-гигиенических, экологических, организационных элементов, которые входят в понятие «производственная ситуация». К группе этих факторов относится также воздействие групповых процессов, происходящих в первичных производственных коллективах. Здесь прежде всего важен такой фактор, как характер официальных организационных связей между членами рабочих групп, которые могут быть11:

  • Совместно-индивидуальной деятельностью;
  • Совместно-последовательной деятельностью;
  • Совместно-взаимодействующей деятельностью;

Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический  климат коллектива огромное влияние оказывает его не формальная организационная структура. Товарищеские контакты на работе и после её окончания, сотрудничество и взаимопомощь формируют, естественно, более комфортный климат, чем недоброжелательные отношения, выражающиеся в ссорах и конфликтах. Следует учитывать не только специфику формальной и неформальной организационных структур каждой в отдельности, но и их конкретное взаимоотношение. Чем выше степень единства формальной и неформальной структуры, тем больше позитивных воздействий, формирующих, психологический климат коллектива.

  • «Фактор влияния индивидуальных особенностей членов коллектива». Этот фактор имеет существенное значение в формирование психологического коллектива, поскольку именно сквозь призму личностных свойств индивидов преломляются все влияния как производственного так и социального характера. Отношения человека к данным влияниям выражается в его личном мнении, настроении, поведении и является его индивидуальным вкладом в формирование психологического климата группы. Важно также учитывать мотивации взаимных предпочтений членов группы.
  • Важным фактором, влияющим на психологический климат, является характер руководства группой. Это проявляется в определенном стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными. Такие отношения могут характеризоваться единством основных устремлений руководителей и подчиненных или их конфронтацией. Изучение влияния стиля руководства на социально-психологический климат производственного коллектива предполагает учет как особенностей личности руководителя, так и психологической совместимости. В одной и той же организации можно выявить разные показатели психологического климата в связи с совместимостью непосредственного начальника и членами рабочей группы, что вызвано представлениями о начальнике как руководителе в данной отрасли производства. Также стиль межличностного взаимодействия между официальным руководителем и подчиненными можно изучить по методике диагностики межличностных отношений Тимоти Лири.

Значительную роль в формировании психологической совместимости играют также возрастные и половые различия12. Особенности мужской и женской психологии накладывают свой отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Коллективы, полностью состоящие из женщин, более динамичны и адаптивны к различным изменяющимся условиям окружающей среды. Также эти коллективы обладают более развитой эмоциональностью, ситуативностью, в них чаще возникают ролевые конфликты, соперничество. «Мужские» коллективы более жесткие, рациональные, ригидные. Они обладают большей прагматичностью, имеют тенденцию к деловым конфликтам, конкуренции. Поэтому наиболее благоприятным фактором для формирования хорошего психологического климата и здорового развития группы является сочетание мужчин и женщин.

Каждый возрастной период также имеет свои психологические  особенности, которые нельзя не учитывать  при взаимодействии в группах. Среди  сотрудников одного возраста, особенно молодых сотрудников, более возможно образование различных неформальных межличностных отношений, симпатий, взаимопонимания. Если сравнить социально-психологические характеристики одновозрастных коллективов, то можно сделать вывод о том, что молодежные коллективы позиционируются как более эмоциональные, экспансивные. Они чаще склонны к ситуативным конфликтам. Коллективы зрелых и пожилых людей более рациональны, эмоционально сдержанны и менее конфликтны. Значит, при формировании производственных групп следует также рассматривать перспективы их развития по возрастному составу и периоду профессиональной деятельности (начало или завершение), их эффективности.

 

Глава 1.2 Проблема межличностных отношений  в трудах отечественных и зарубежных психологов XХ века (У. Шутц, Л. Н. Собчик, Г. Ю. Айзенк) 

 

Вообще, понятие «психологической совместимости» часто используется в психологической, а особенно часто в популярной публицистической литературе. Однако, до настоящего времени общей теории психологической совместимости, в отличие от психологического климата, не создано. Тем не менее, исследования в направлении определения понятия «психологической совместимости» ведутся. Среди наиболее известных можно выделить опросник межличностной совместимости  Тимоти Лири по его теории взаимосвязи категорий «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность»; теории трех потребностей (включения, контроля и аффекта) У. Шутца  (а также созданный на её основе опросник FIRO-B) и гипотезы Г. Айзенка о совместимости темпераментов. Чуть менее распространены: гипотеза Акоффа и Эмери о совместимости установок и методика ДМО (диагностики межличностных отношений) Л. Н. Собчик, являющаяся мофицированным вариантом интерперсональной диагностики Салливэна.

Последовательной теорией  психологической совместимости  можно было бы назвать соционику (а конкретно — теорию интертипных отношений), которая и создавалась для этих целей. Многочисленные специальные исследования, проведенные на базе ряда университетов на выборках в сотни и тысячи человек, включая авиационные экипажи и коллективы (выборка более 2300 чел.) также подтверждают законы соционики.

Рассмотрим наиболее известные теории поподробнее:

  • Теория трех потребностей (включения, контроля и аффекта) Уильяма К. Шутца.

Теория межличностных отношений, разрабатывалась Уильямом Шутцем в период с 1955 по 1966 годы. Она является совокупностью гипотез, стремящихся объяснить межличностное поведение. Основной ее мыслью является та, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение 13.

В теории делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей: включения, контроля и аффекта. Рассмотрим их поподробнее.

Вообще, эти потребности развиваются в детстве во взаимодействии со взрослыми, прежде всего, с родителями. Так развитие потребности включения в первую очередь зависит от того, насколько ребенок был включен в семью; потребность контроля зависит от того, были ли отношения между родителями и детьми свободными или контролируемыми; потребность аффекта зависит от степени, в которой ребенок был эмоционально принят или отвержен его ближайшим окружением. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя незначительным, некомпетентным и недостойным любви. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения, наблюдаемые при межличностном контакте.

Способы поведения двух индивидов, наиболее часто показываемые в межличностном взаимодействии, могут быть либо совместимыми, либо нет. Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя или более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения межличностных потребностей. Для определения меры взаимного удовлетворения межличностных потребностей необходимо принять во внимание следующее: выражает ли индивид (условно назовем его «первым») поведение, требуемое индивидом номер «два»; а также удовлетворяет ли индивида номер «один» поведение, выражаемое индивидом номер «два».

Основные положения теории были сформулированы У. Шутцем в виде четырех основных постулатов 14.

I. Постулат  межличностных потребностей

Этот постулат включает в себя несколько основных положений:

  1. Каждый индивид имеет три межличностные потребности: включение, контроль и аффект.
  2. Включение, контроль и аффект позволяют предсказать и объяснить межличностное поведение индивида.

II. Постулат  непрерывности отношений

Наблюдаемое межличностное  поведение взрослого индивида —  это поведение, подобное тому, с которым  он встречался в своих взаимоотношениях в детстве, прежде всего, со своими родителями. Оно возникает на основе следующих принципов:

  1. Принцип постоянства: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно той, которая имела место в детстве в его отношениях «родитель—ребенок», то его взрослое поведение будет соответствовать поведению в детстве по отношению к родителям и другим авторитетам.
  2. Принцип идентификации: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно позиции своего родителя в его детских взаимоотношениях с ним его взрослое поведение будет соответствовать поведению родителя (или других авторитетов) по отношению к нему.

III. Постулат  совместимости

Если совместимость  группы А больше, чем совместимость  группы В, то группа А ближе чем группа В к уровню своего оптимального функционирования.

IV. Постулат  развития группы 

Формирование  и развитие межличностных отношений  двух или более индивидов протекает  в определенном порядке:

  1. Принцип групповой интеграции — от момента, когда группа вступает в жизнь, вплоть до начала распада, преобладающей областью взаимодействия первоначально является включение, затем следует контроль и в конце концов — аффект. Этот цикл может повторяться.
  2. Принцип распада группы — на последних этапах перед предполагаемым распадом группы преобладающие области межличностного поведения сменяют друг друга в обратном порядке: аффект, контроль, включение.

Типы межличностного поведения как адаптивные механизмы возникли, как утверждает У. Шутц, определенным способом: слишком большое включение ведет к социально чрезмерному, а слишком маленькое — к социально дефицитному поведению; слишком много контроля — к автократическому, слишком мало — к абдикратическому; слишком сильная аффекция ведет к чувственно чрезмерному, а слишком слабая — к чувственно дефицитному поведению. Позже У. Шутц пришел к мнению, что слишком большое или наоборот, недостаточное удовлетворение потребности может перейти в любой тип поведения.

Для каждой из областей межличностного поведения У. Шутц описывает следующие типы поведения:

  1. Дефицитное — предполагающее, что лицо прямо не пытается удовлетворить свои потребности.
  2. Чрезмерное — индивид неустанно пытается удовлетворить свои потребности.
  3. Идеальное — потребности адекватно удовлетворяются.
  4. Патология.

Предполагается, что страх, вызванный предыдущим опытом, ведет к поведению первого, второго и четвертого типа, а успешное овладение в детстве межличностными отношениями ведет к тому, что индивид способен функционировать в данной области без страха.

Рассмотрим каждую из потребностей, условленных Уильямом Шутцем:

  • Потребность «включения» создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. С точки зрения самооценки данная потребность проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью, нравиться, привлекать внимание и интерес, в стремлении добиться признания, известности и одобрения. Быть человеком, не похожим на других, т.е. быть индивидуальностью - другой аспект потребности «включения». Основным в этом выделении из массы других является то, что для достижения полноценных взаимоотношений с людьми нужно добиться понимания, почувствовать, что окружающие видят присущие лишь индивиду черты и особенности.

Информация о работе Психологическая совместимость членов служебного коллектива