Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 10:57, курсовая работа
При проведении работы над психологическим анализом понятия «психологическая совместимость» были использованы следующие методы исследования:
анализ существующей информационной базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
обобщение и синтез точек зрения, представленных в информационной базе (метод научного синтеза и обобщения).
Объектом изучения психологические отношения и взаимодействия в малой группе.
Предметом изучения является понятие «психологическая совместимость» членов служебного коллектива.
Гипотеза: локус контроля отдельно взятого человека в коллективе оказывает влияние на стиль его межличностного взаимодействия.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Теоретический анализ понятия «психологическая совместимость»
1.1 Общая характеристика понятия «психологическая совместимость». 6
1.2 Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных психологов ХХ века (У. Шутц, Л. Н. Собчик, Г. Ю. Айзенк). 14
1.3 Понятие «психологической совместимости» в служебных коллективах органов внутренних дел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Глава II.Эмпирическое исследование психологической совместимости членов служебного коллектива
2.1 Описание методов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Описание полученных результатов по опроснику межличностных отношений Т. Лири и тесту локуса контроля Дж. Роттера . . . . . . . . . . 38
2.3 Разработка психологических рекомендаций
Заключение
Список используемой литературы
Характерные способы поведения в этой области формируются, прежде всего, на основе детского опыта. Отношения «родитель-ребенок» могут быть либо позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с родителями), либо негативными (родители игнорируют ребенка, их контакты минимальны). В последнем случае ребенок испытывает чувство того, что он незначительная личность, переживает страх, который пытается подавить либо устранением и замкнутостью, либо интенсивной попыткой включиться в другие группы. В зрелом возрасте появляются следующие типы межличностного поведения:
1) Социально дефициентный тип. Человек, у которого уровень включения невысок. Его можно назвать необщительным, избегающим контактов с людьми. Сознательно он, как правило, хочет сохранять дистанцию между собой и окружающими, мотивируя это тем, что стремится сохранить свою индивидуальность и не раствориться в толпе. На бессознательном же уровне определенно имеет место страх быть отвергнутым, страх одиночества и изоляции, человек чувствует себя бесполезным, не способным вызвать интерес и внимание окружающих. Боязнь недружелюбия, соединенная с чувством, что остальные его не понимают, может сопровождаться недостатком мотивации к жизни, снижением энтузиазма, упорства в достижении целей и т.п.
2) Социально чрезмерный тип. Экстраверт, личность, которая находится в постоянном поиске контактов, стремится к людям, активно добивается внимания и расположения. Бессознательно такой человек также испытывает страх быть отвергнутым, но на уровне поведения он делает все, чтобы любыми путями сконцентрировать на себе внимание (даже прямым навязыванием себя группе), сделать так, чтобы его заметили, достичь известности.
3) Социально выровненный тип. Индивид, у которого взаимоотношения в сфере включения были успешными с детства; установление контактов с людьми не представляет для него трудностей. Он уверенно чувствует себя и в одиночестве, и с людьми, способен на риск и вхождение в различные группы, но может и воздерживаться от риска и взаимодействий, если считает это неуместным. Он ощущает себя ценной и значимой личностью, способен сам искренне интересоваться другими.
4) Патология. Неуспешное установление отношений в области включения ведет к отчуждению и замкнутости, к попыткам человека создать свой собственный искусственный мир. Вероятно развитие функциональных психозов, аутизма, шизофрении.
В отношениях «родитель-ребенок» может быть два экстремума: От сильно ограниченного, регламентированного поведения (родитель полностью контролирует ребенка и принимает за него все решения) до полной свободы (родитель позволяет, чтобы ребенок все решал самостоятельно). В обоих случаях ребенок чувствует страх, что он будет неспособен справиться с ситуацией в критический момент и стремиться преодолевать этот страх либо доминированием над остальными и притом подчиняясь правилам, либо отвергает контролирование других людей или их контроль над собой. В зрелом возрасте диагносцируются следующие типы поведения в области контроля.
1) Абдикрат. Личность с тенденцией к подчинению, отказу от власти («абдикрации») и отказу от влияния в межличностном поведении. Для таких людей характерно стремление к подчиненному положению, нерешительность в принятии решений, стремление переложить ответственность на других. Этот тип личности обычно последователь кого-либо или, самое большее, лояльный заместитель, но редко человек, который берет ответственность за принятие окончательного решения. Для таких людей наиболее характерной реакцией является попытка избегать, уходить от ситуаций, в которых они чувствуют себя беспомощными, некомпетентными, безответственными. Враждебность обычно выражается как пассивное сопротивление. Бессознательно индивид с таким типом поведения ощущает, что неспособен вести себя как взрослый человек с чувством ответственности, испытывает страх, что такую ответственность на него могут возложить. Как правило, у него отсутствует доверие к людям, которые могут отказать ему в помощи.
2) Автократ. Личность со склонностью к доминантному межличностному поведению. Она - искатель власти, конкурент, стремиться владеть другими людьми предпочитает иерархическую систему отношений, в которой сама стоит на вершине. Обычно ее потребность в контроле распространяется на самые разные области: интеллектуальное или физическое превосходство также могут служить прямыми средствами достижения власти, установления контроля над поведением и решениями окружающих людей. Скрытые, бессознательные чувства у автократа такие же, как и у абдикрата: ощущение собственной неспособности принимать ответственные решения, постоянное подозрение, что ему не доверяют, что его пытаются контролировать и принимать за него решения. Но все поведение направлено на то, чтобы любыми способами опровергнуть это чувство, как у других, так и у самого себя.
3) Демократ. Это человек, который успешно определил свои отношения в области контроля еще в детстве, для которого власть и контроль не являются проблемой. Он чувствует себя в равной мере уверенно, отдавая или не отдавая приказы, принимая или не принимая их - в зависимости от конкретной ситуации. Бессознательно он ощущает себя способным человеком с чувством ответственности, которого уважают окружающие, доверяют ему, и, следовательно, не испытывает потребности постоянно доказывать свою компетентность или увиливать от принятия решений.
4) Патология. Неспособность индивида к контролю или влиянию ведет к развитию психопатической личности.
1) Чувственно дефицитный тип. Индивид, очень слабо испытывающий чувство эмоциональной привязанности, стремящийся избегать близких личных отношений с окружающими. Он старается поддерживать контакты на поверхностном, дистантном уровне, и его устраивает, когда остальные поддерживают с ним такие же отношения. Подсознательно он постоянно ищет удовлетворительных эмоциональных отношений, но боится, что его никто не любит; даже искренне сам любя людей, он не доверяет их чувствам по отношению к себе. Прямым методом поддержания эмоционального расстояния выступает уход от контактов, избегание людей, даже если это ведет к враждебности. «Утонченный метод» - это внешне состоять в дружеских связях со всеми, чтобы избежать близкой связи с каким-либо одним человеком. В отличие от боязни «включения», заключающейся в осознании того, что личность малоинтересная, незначительная и бесполезная, боязнь аффектации проявляется в отношении к себе как неприятной, непривлекательной, недостойной любви личности.
2) Чувственно чрезмерный тип. Пытается сблизиться со всеми, хочет, чтобы окружающие изначально вели себя по отношению к нему доверительно. Быть любимым для него особенно важно, чтобы ослабить беспокойство от сознания того, что его могут отвергнуть и никогда не полюбят. Прямой способ добиться любви - это открытая попытка завоевать одобрение, быть чутким, расположить к себе, доверять людям. Более утонченный метод - манипулятивный: иметь много друзей, поддерживать приятельские отношения со всеми членами группы и незаметно предотвращать любую попытку с их стороны устанавливать дружеские отношения с кем-либо еще. Такие люди, как правило, обладают острой реакцией, их поступки мотивируются сильной потребностью в привязанности, они обладают более или менее выраженным чувством враждебности, основанном на подсознательном предчувствии отказа, отвержения со стороны окружающих.
3) Чувственно уравновешенный тип. Индивид с позитивным опытом в области эмоциональных отношений с детства. Он одинаково хорошо чувствует себя в ситуации, требующей тесных эмоциональных связей, и там, где требуется эмоциональная отдаленность, дистантность. Для него также важно быть любимым, но если его не любят, он способен признать этот факт спокойно, как результат конкретно складывающихся отношений с конкретным человеком. Подсознательно он чувствует, что привлекателен для тех, кто его хорошо знает, что он способен внушить истинную привязанность и любовь.
4) Патология. Трудности в данной области обычно ведут к неврозам.
Свои исследования структуры личности Г. Айзенк начал с изучения материалов психиатрического обследования 700 солдат-невротиков. Часть этих данных касалась внешних факторов (возраст, профессия, занятость, семейное положение), но в основном они содержали описания психиатрических симптомов. Полученные им значения корреляции между 39 использованными переменными были в целом невелики. Удалось выявить всего 4 фактора, 2 из которых - “нейротизм” (характеризует эмоциональную устойчивость/неустойчивость (другими словами стабильность/нестабильность)) и “экстраверсия - интроверсия” (степень коммуникативности) - Айзенк решил сохранить как заслуживающие внимания. В результате многочисленных исследований и анализа большого количества работ других авторов Айзенку и его сотрудникам удалось показать, что эти два фактора являются фундаментальными параметрами структуры личности 15.
В психологии принято выделять четыре модели поведения, обусловленные влиянием особенностей организации высшей нервной деятельности: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик16.
Холерик характеризуется импульсивностью, легкой возбудимостью – процессы возбуждения преобладают над торможением. Его движения стремительны, энергичны, резки. С учетом высокой эмоциональной восприимчивости это крайне неуравновешенный человек.
Этот тип темперамента склонен к резкой смене настроения, подвержен эмоциональным срывам. Вследствие быстрой истощаемости ресурсов нервной системы в работе для него характерна цикличность: то он увлеченно, страстно отдается любимому делу, заряжает своей энергией других людей, то становится апатичным и равнодушным ко всему. Ему трудно сдерживать проявление своих эмоций, он зачастую бывает излишне резок.
Для сангвиника характерны большая подвижность, энергичность, работоспособность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, общительность. Он быстро говорит, причем речь сопровождается живой мимикой и активной жестикуляцией. Сангвиник ориентирован на новое, гибок в общении с окружающими людьми. Он стрессоустойчив, сравнительно легко переживает свои неудачи. Однако в неблагоприятных условиях у сангвиника могут сформироваться такие отрицательные качества, как неумение сосредоточиваться, поспешность, поверхностность.
Флегматик - это человек, у которого чувства и настроения обычно отличаются постоянством, у него преобладает спокойное, ровное настроение. Он медлителен и стрессоустойчив. Ему трудно переключаться с одного вида деятельности на другой и приспосабливаться к новой обстановке. В неблагоприятной обстановке у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразной работы. Он интроверт, и интенсивное общение с большим количеством людей для него является, скорее, проблемой, чем потребностью, как для сангвиника.
Меланхолика отличает высокая эмоциональная восприимчивость, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. Он чувствует себя более уверенно в знакомой, привычной обстановке, у него низкая устойчивость к стрессу и быстрая утомляемость. Чтобы добиться от меланхолика эффективной работы, нужен постоянный доброжелательный нажим и поддержка со стороны руководителя.
Наиболее важно учитывать
особенности темперамента в совместной
трудовой деятельности работников с
целью обеспечения их психологической
совместимости и сработанности (в
частности, не смогут сработаться по
причине психологической
Метод диагностики межличностных
отношений представляет собой модифицированный
вариант интерперсональной
Информация о работе Психологическая совместимость членов служебного коллектива