Психологическая совместимость партнеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:16, реферат

Описание работы

В современной психологии существует множество актуальных проблем, среди которых супружеская совместимость. В работе определены основные показатели, типы совместимости. Выделены наиболее распространенные теории и концепции. Наиболее важной частью работы является определение совместимости у партнеров и построение прогноза развития отношений в паре.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………………...3
Глава 1. Проблема психологической совместимости партнёров
Определение психологической совместимости……………………….5
Основные подходы к изучению психологической совместимости партнёров……………………………………………………………….…8
Основные факторы психологической совместимости………………..13
Глава 2. Обзор диагностического инструментария для определения психологической совместимости пары……………………………..…………17
Заключение………………………….………………………………...………...22
Список использованной литературы…………………………………….…….24
Приложения……………………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Психологическая совместимость.doc

— 922.50 Кб (Скачать файл)

    Взаимообменная совместимость характеризуется взаимным проявлением любви, контроля и включенности. В ее основе лежит принцип подобия. Максимальная совместимость между индивидами наблюдается в случае одинаковой степени выраженности потребностей. Инициаторная совместимость основывается на принципе комплементарности (контраста) потребностей, когда один из членов диады является субъектом инициативы, а другой - ее объектом. Реципрокная совместимость характеризуется степенью, с которой выраженное поведение каждого субъекта совпадает с желаниями другого в соответствующей потребностной сфере. Чем значительнее расхождение между поведением, демонстрируемым одним из членов диады, с поведением, которое было бы желательно другому, тем более несовместима диада. В. Шутц разработал опросник FIRO-B, позволяющий оценивать совместимость в диаде, а для определения конкретных показателей совместимости используются специальные формулы.

   В основе исследований, проводимых в рамках поведенческого подхода, лежит допущение, что индивидуально-психологические особенности партнеров по взаимодействию определяют типичные модели поведения, способные вызывать совместимость или несовместимость между ними.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволил Н.Н. Обозову и А.Н. Обозовой (1981) выделить три подхода к исследованию психологической совместимости [8]:

  1. структурный;
  2. функциональный;
  3. адаптивный.

   Каждый из этих подходов имеет как положительные стороны, так и ограничения.

   Так, в русле структурного подхода совместимость рассматривается ими как устойчивая адаптивная структура по подобию и различию партнеров [8, с. 24]. Сочетание психологических характеристик рассматривается авторами как гармоничная, целостная структура. Совместимость понимается как взаимодействие однородных свойств личности по принципам подобия (сходства) и контраста (взаимодополнения).

    Функциональный подход (А.С. Алексеева, 1981; И.Ю. Дундулите, 1981; А.Н. Волкова, 1979 и др.) рассматривает партнеров как носителей определенных функций, носителей социальных ролей. Совместимость в этом случае выступает как согласованность в социальных и ролевых ожиданиях партнеров. Существенно то, что в данном подходе практически не исследуются личностные характеристики индивидов, необходимые для исполнения ролей, а основной акцент делается на изучении функций системы, структуре распределения ролей.

    Адаптивный подход авторы характеризуют как исследование результатов совместимости: интеграции, сплоченности, взаимопонимания, которые, как подчеркивают исследователи, поддаются коррекции. В основе его лежит тот факт, что совершенствование процессов общения и регуляция чувств и эмоций, которые испытывают друг к другу члены группы, оказывают позитивное влияние на совместимость людей, входящих в группу. Всякое улучшение в сфере общения, более адекватное восприятие, демонстрация позитивного отношения приводят к улучшению психологических характеристик группы, ее стабильности и результативности, однако при наличии необходимых структурных и целевых предпосылок формирования группы.

   Другой подход, предложенный отечественным психологом Р.Л. Кричевским совместно с И.Б. Антоновой основывается на положениях, вытекающих из основных принципов исследования малой группы. Совместимость рассматривается в связи с двумя основными типами внутригрупповой активности: инструментальным (деловая, трудовая сфера групповой активности) и эмоциональным, или экспрессивным (сфера внутригруппового общения). В соответствии с ними выделяют совместимость индивидов в сфере деловой активности группы и совместимость членов группы в сфере внутри-группового общения [1].

   Включение в анализ психологической совместимости различных индивидуально-психологических свойств, значимых в ее проявлении, позволяет выделить следующие виды (уровни) совместимости:

  1. психофизиологическую (темперамент, эмоциональность, реактивность

организма, психомоторные реакции и т.д.);

  1. психологическую (характер, стереотипы поведения и т.п.);

3) социально-психологическую (социальные установки, отношения, интересы, ценностные ориентации и др.) ;

4) социальную (статус личности, ее социальная роль, образование, социально-экономическое положение и др.).

 

   В соответствии со степенью выраженности совместимости можно выделять:

  1. высокосовместимого партнёра;
  2. нейтрального партнёра;
  3. низкосовместимого партнёра.

   Основными характеристиками психологической совместимости являются:

  1. уровень выраженности (высокий-низкий);
  2. подобие или различие (контраст);
  3. комплементарность (взаимное дополнение);
  4. конгруэнтность (взаимное соответствие) психологических качеств и свойств индивидов.

 

 

    1. Основные факторы психологической совместимости

 

   При исследовании феномена межличностной совместимости рядом авторов были установлены закономерные сочетания различных факторов для совместимых групп.

    М.А. Новиков в экспериментах с парной словесной пробой на автономных группах выявил, что совместимые, успешно выполняющие задания пары демонстрируют сближение амплитуд колебания пульса и синхронизацию колебаний [4].

   Н.Н. Обозов и его сотрудники, исследуя студенческие диады на кибернометре, установили, что совместимые, дружеские пары чаще имеют сходные низкие показатели силы нервной системы, чем сходные высокие. Однако одинаково высокая активированность нервной системы чаще связана с взаимной привлекательностью партнеров, чем одинаково низкая [7]. Изучая связь совместимости и темперамента, Обозов выявил, что для дружеских пар характерен контраст темпераментов, а во взаимоотвергающих парах часто встречались сочетания: "холерик - холерик", "сангвиник - сангвиник", "флегматик - сангвиник".

   В ряде отечественных исследований изучались сочетания собственно психологических, социально-психологических и других характеристик. Психологический уровень совместимости обычно включает в себя соотношение у членов группы мотивации, характера, интеллекта и других личностных свойств.

   Проведенное Н.Н. Обозовым исследование дружеских и взаимоотвергающих пар показало, что совместимые пары  отличаются определенным соотношением показателей нейротизма и экстраверсии. Более высокая совместимость возникает в парах, члены которой характеризуются как: "интроверт - интроверт" (38%) и "интроверт - экстраверт" (43%). Наименьшее количество совместимых пар (19%) соответствует сочетанию "экстраверт - экстраверт". Для несовместимых же пар характерно сочетание: "экстраверт - экстраверт" (48%). Наиболее редко в таких парах встречается сочетание: "интроверт - интроверт" [7]. Полученные данные свидетельствуют о том, что совместимость зависит не только от подобия-контраста данных характеристик партнеров, но и от степени их выраженности.

   В отечественной психологии много исследований проводилось по выявлению связи между социально-психологическими характеристиками личности и групповой совместимостью. К социально-психологическим характеристикам относят интересы, межличностные статусы, ценностные ориентации и т.п.

   Н.Н. Обозовым изучалось соотношение интересов в дружеских и взаимоотвергающих парах. У друзей обнаружено сходство как центральных, так и второстепенных интересов, а у недругов - сходство только по периферическим интересам. В соотношении интересов в парах важен не только признак сходства, но и признак уровня (одинаково высокий или одинаково низкий). По мере углубления групповых отношений сходство по существенным интересам и ценностным ориентациям среди совместимых партнеров усиливается [7].

   Также изучалось соотношение адекватности взаимопонимания в паре и взаимных оценок партнеров с их совместимостью. Для проведения исследования использовалась модифицированная методика Р. Кеттелла. Установлено, что в совместимых парах выше и адекватность взаимопонимания, и адекватность взаимных оценок. В несовместимых же парах выявлено частое занижение интеллектуальных показателей и искажение оценок личностных свойств партнера [7].

   Р. Винч, исследуя супружеские пары с помощью проективной методики ТАТ и специального потребностного интервью, обнаружил связь между совместимостью и взаимодополнительностью потребностей в парах, тем самым подтвердив разработанную Шутцем концепцию.

   А. Керкхоф и К. Дэвис, проводившие свои исследования на студенческих группах, получили, что сходство ценностей определяет совместимость и наличие более тесных отношений между молодыми людьми, имеющими непродолжительные контакты. Взаимодополнительность ценностей определяет совместимость тех людей, которые устанавливают длительные связи между собой.

   Результаты исследований Е. Келли, изучавшего помолвленные пары, и Т. Рейли, объектом исследования у которого выступали студенческие дружеские пары, не подтвердили предполагаемую связь между совместимостью в диаде и значимым подобием ценностных ориентации, интересов и установок ее членов.

   И. Хлавса и И. Подрабски изучали особенности решения творческих задач парами с разным уровнем доминантности (доминантность измерялась при помощи шкалы "Е" опросника Р. Кеттелла). Диады были группированы следующим образом: одни из них были гомогенны по доминантности, а другие - гетерогенны. В результате анализа полученных данных было выявлено, что формальная совместимость, измерявшаяся как успешность выполнения задания, связана с гомогенностью по параметру доминирования.

   Что касается направления исследований Я-концепции, то Р. Хилл выявил, что схожесть воспринимаемого человека с самим собой может определять положительную его оценку уже с первого взгляда.

   П. Броксон, также изучавший межличностную привлекательность среди студентов, живущих в одной комнате, выявил, что субъективная удовлетворенность партнеров выше в том случае, если представления о самом себе ("я - концепция") и восприятие данного лица другим совпадают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Обзор диагностического инструментария для выявления психологической совместимости партнёров

 

Краткий обзор основного методического инструментария:

  1. Тест «Подходите ли вы друг другу?». Тест предназначен для диагностики психологической совместимости путём сравнения полученных диагностических показателей обоих супругов. Партнёры считаются наиболее подходящими друг для друга при выявлении полной удовлетворённости взаимных потребностей и убеждений (минимальная психологическая дистанция). Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002.- 544 с.- («Мастера психологии»). (См. прил. №1)
  2. Тест «Совпадает ли ваше отношение к любви?». Диагностцируется позиция обоих партнёров по отношению друг к другу и их позиция о том, каким должен быть партнёр. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002.- 544 с.- («Мастера психологии»). (См. прил. №2)
  3. Методика «ПЭА». Опросник ПЭА сконструирован А.Н.Волковой для диагностики трех феноменов отношений: понимание партнера, эмоциональной привлекательности, уважения к партнеру. Каждая шкала содержит 15 вопросов. Шкала понимания позволяет судить о наличии у клиента образа партнера, который позволяет ему адекватно вести себя по отношению к нему. Эмоциональная привлекательность измеряется рядом проективных вопросов, позволяющих судить о притяжении к партнеру, приятии его личностных появлений. Шкала уважения позволяет судить о мере авторитетности, значимости, референтности супруга в глазах другого. (Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность). Зинкевич - Куземкина Т.А. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2005.- 360 с.
  4. Методика «РОП». Сконструирована А.Н. Волковой для диагностики трех феноменов отношений: понимания партнера, эмоциональной привлекательности партнера, уважения к партнеру. Каждая из шкал содержит 15 вопросов. Шкала понимания позволяет судить о наличии у клиента образа партнера, который позволяет ему адекватно вести себя по отношению к нему. Эмоциональная привлекательность измеряется рядом проективных вопросов, позволяющих судить о притяжении к партнеру, приятии его личностных проявлений. Шкала уважения позволяет судить о мере авторитетности, значимости, референтности супруга в глазах другого. (Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре). Волкова А.Н., Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 1985. - №5. (См. прил. №3)
  5. «Методика оценки старшеклассником себя как будущего семьянина». Методика разработана С.В. Ковалевским, позволяет определить, как подросток представляет себе роль будущего семьянина и в какой последовательности выделенные им качества выражены у него самого в настоящее время. Затем путём сопоставления результатов обоих респондентов делается заключение о их совместимости.  Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. – М.: Просвещение. 1991. -216 с.
  6. «Тест на превентивную удовлетворенность браком». Методика разработана С.В. Ковалевским, показывает насколько юноши и девушки в перспективе будут удовлетворены своим браком. Позволяет определить  жизненную позицию каждого опрашиваемого на перспективу создания семьи. После соотнесения результатов обоих респондентов делается заключение о совместимости пары. Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. – М.: Просвещение. 1991. -216 с.
  7. «Тест-карта оценки готовности к семейной жизни» И.Ф. Юнда. Методика помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д. Кроме этого с помощью данной методики можно определить уровень психологической совместимости пары и наметить перспективы благополучия семейных отношений. Юнда И.Ф., Юнда Л. И. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни. - Киев, 1990.- 318 с. (См. прил. №4)
  8. Методика «определения психологической совместимости в браке». Авторы:  Ю.А. Решетняк и Г. С. Васильченко. Методика является модификацией теста Тимоти Лири. С помощью этой методики практический психолог прогнозирует степень совместимости будущей супружеской пары на психологическом уровне. Методика может быть использована также в целях оптимального подбора пар для знакомства и потенциального супружества. Прогноз совместимости будущей супружеской пары строится и на основании результатов опросников, диагностирующих динамические особенности личности. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии \ Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - СПб.: Питер, 2000.- 418 с.
  9. «Шкалы любви и симпатии»  3. Рубина. Методику можно использовать как при индивидуальном, так и при групповом проведении. Ее преимущество - в простой обработке и легкости заполнения. Используя эту методику, психолог может выявить особенности эмоционального отношения респондента к любимому человеку и использовать полученные данные в уточнении уровня психологической совместимости. Гозман Л.Я. , Алешина Ю.Е. Шкалы любви и симпатии // Методические программы и методики исследования брака и семьи. М., 1986.- 356 с.
  10. Опросник «Измерение установок в семейной паре». Авторы: Ю.Е.Алешина и Л.Я.Гозман. Дает возможность выявить взгляды человека по десяти сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии: 1) отношение к людям; 2) альтернатива между чувством долга и удовольствием; 3) отношение к детям; 4) ориентация на преимущественно совместную или преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или зависимость супругов друг от друга; 5) отношение к разводу; 6) отношение к любви романтического типа; 7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни; 8) отношение к «запретности секса»; 9) отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи; 10) отношение к деньгам. Результаты могут быть использованы для подтверждения уровня психологической совместимости полученного  на основании другой методики. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М., 1987.- 512 с.
  11. «Опросник межличностных отношений» Шутца (FIRO-B). Методика позволяет получить количественное выражение межличностной совместимости в трех областях интерперсональных потребностей в зависимости от вида совместимости (взаимообменной, инициаторной, реципрокной). Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений (ОМО) .- М.: Когито-Центр, 2006.- 74 с. (См. прил. №5)
  12. «Тест интерперсональной диагностики» Т. Лири. Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Методику также применяют в исследовании психологической совместимости людей. Методы исследования межличностного восприятия: спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, В. С. Агеева. М.: Изд-во МГУ, 1984.-104 с. (См. прил. №6)
  13. Опросник «EPQ» Айзенка. Предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма. Разработан на основе типологической теории личности о совместимости темпераментов. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии \ Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - СПб.: Питер, 2000.- 418 с. (См. прил. №7)
  14. Тест «Кеттела» (Форма С). Предназначен для определения психологической совместимости двух людей и выявления личностных свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Выявляются эмоциональные, коммуникативные, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. Ред. С.Т. Посоховой.- М.:АСТ, 2005.- 671 с. (См. прил. №8)
  15. «Многофакторный опросник MMPI». MMPI позволяет психологу получить полный спектр структурных компонентов личности: мотивационную направленность, самооценку, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, ведущие потребности, фон настроения, сексуальную ориентацию, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму.

 

 

Заключение

 

   На сегодняшний день существует несколько подходов к пониманию психологической совместимости. Из-за неоформленности общей теории совместимости многие исследователи придерживались собственных концепций психологической совместимости, например, такие как Шутц, Кеттел, Айзенк, Лири, это позволило другим психологам, опираясь  на их теоретические положения создать очень удачные методики исследующие феномен психологической совместимости, такие как «Шкалы любви и симпатии»  3. Рубина. И , Методика «ПЭА» и «РОП» Волковой. Интерес к феномену вызвал появление разносторонних подходов к его пониманию.

   Так Н.Н. Обозов предложил рассматривать совместимость, используя три подхода: структурный, функциональный, адаптивный. В свою очередь, С.Е. Поддубный стал анализировать феномен психологической совместимости с позиции 3-х других подходов: парциального, факторного и типологического (изучение совместимости идет от частного к общему). В западной психологии наиболее распространенным является подход М. Шоу, который выделил два основных аспекта изучения совместимости: исследование потребностной и поведенческой совместимости. В рамках исследования потребностной совместимости наиболее известна концепция В. Шутца, который выделил взаимообменную, инициаторную, реципрокную совместимость. Кроме того, на методы диагностики психологической совместимости большое влияние оказали теории Айзенка о совместимости темпераментов и теория Кеттела о совместимости различных черт личности. Стало очевидным, что различия взглядов обусловливались неоднородностью самих исследуемых групп по социальным характеристикам, содержанию групповой деятельности, степени взаимосвязанности, автономности или изолированности ее участников, особенностям группового функционирования и другим характеристикам.

   Были предложены некоторые классификации совместимости по разным основаниям: по социальным объектам, включению в анализ различных индивидуально-психологических свойств личности, а также степени выраженности совместимости. Основными характеристиками психологической совместимости являются уровень выраженности показателей, подобие-различие и комплементарность-конгруэнтность.

   В данной работе был проведён краткий обзор имеющегося диагностического инструментария, направленного на изучение психологической совместимости. Помимо узко специализированных методик в диагностике широко применяются и «утоняющие» методы. Из-за сложности диагностики феномена психологической совместимости рекомендуется применять не один тест, а целую батарею методик.

Информация о работе Психологическая совместимость партнеров