Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:16, реферат
В современной психологии существует множество актуальных проблем, среди которых супружеская совместимость. В работе определены основные показатели, типы совместимости. Выделены наиболее распространенные теории и концепции. Наиболее важной частью работы является определение совместимости у партнеров и построение прогноза развития отношений в паре.
Введение……………………………………………………….………………...3
Глава 1. Проблема психологической совместимости партнёров
Определение психологической совместимости……………………….5
Основные подходы к изучению психологической совместимости партнёров……………………………………………………………….…8
Основные факторы психологической совместимости………………..13
Глава 2. Обзор диагностического инструментария для определения психологической совместимости пары……………………………..…………17
Заключение………………………….………………………………...………...22
Список использованной литературы…………………………………….…….24
Приложения……………………………………………………………………...26
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас, или на которых ваше поведение распространяется
(1) Большинству людей |
(4) Нескольким людям |
(2) Многим |
(5) Одному двум людям |
(3) Некоторым людям |
(6) Никому |
28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь. | |
29. Мне нравится, когда
остальные люди относятся ко
мне непосредственно и | |
30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других. | |
31. Мне нравится, когда
другие приглашают меня | |
32. Мне нравится, когда
другие относятся ко мне | |
33. В обществе других
стремлюсь руководить ходом | |
34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности. | |
35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно. | |
36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу. | |
37. Мне нравится, когда
другие приглашают меня | |
38. Я люблю, когда другие
относятся ко мне по- | |
39. Мне нравится, когда
другие приглашают меня | |
40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно. |
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов.
(1) Обычно |
(4) Случайно |
(2) Часто |
(5) Редко |
(3) Иногда |
(6) Никогда |
41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль. | |
42. Мне нравится, когда
другие приглашают меня | |
43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно. | |
44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу. | |
45. Мне нравится, когда
другие приглашают меня | |
46. Мне нравится, когда
другие относятся ко мне | |
47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других. | |
48. Мне нравится, когда
другие подключают меня к | |
49. Мне нравится, когда
остальные люди относятся ко
мне непосредственно и | |
50. В обществе стараюсь руководить ходом событий. | |
51. Мне нравится, когда
другие приглашают принять | |
52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно. | |
53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу. | |
54. В обществе руковожу ходом событий. |
Слева приводятся пункты шкал, справа – номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом – он оценивается в один балл, при несовпадении – 0 баллов.
Iw |
Cw |
Aw |
1. 1,2,3,4 |
2. 1,2,3,4,5 |
4. 1, 2 |
3. 1, 2, 3, 4, 5 |
6.1,2,3 |
8. 1, 2 |
5. 1, 2, 3, 4, 5 |
10. 1, 2, 3, |
12. 1 |
7. 1,2,3 |
14. 1,2,3 |
17. 1,2,3 |
9.1,2,3 |
18.1,2,3,4 |
19. 3,4,5,6 |
11. 1, 2 |
20. 1, 2, 3, 4 |
21. 1 |
13.1 |
22. 1, 2, 3, 4 |
23. 1 |
15. 1 |
24. 2 |
25. 3, 4, 5, 6 |
16.1 |
26. 2 |
27. 1 |
Iw |
Cw |
Aw |
28. 2 |
30. 2,3,4 |
29. 1 |
31. 2 |
33. 2,3,4,5 |
32. 1,2 |
34. 2 |
36. 2,3 |
35. 5,6 |
37.1 |
41. 2,3,4,5 |
38. 1,2,3 |
39.1 |
44. 2,3,4 |
40. 5, 6 |
42. 2,3 |
47. 2345 |
43. 1 |
45. 2,3 |
50. 2 |
46. 4, 5, 6 |
48. 2,3,4 |
53. 1, 2, 3, 4 |
49. 1 |
51. 1,2,3 |
54. 1, 2, 3 |
52. 5,6. |
Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем большее применение имеет следующее общее описание поведения:
а) включением
Ie – низкое – означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать;
Ie – высокое – предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;
Iw – низкое – предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей;
Iw – высокое – предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним;
б) контроль.
Се – низкое – означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;
Се – высокое – означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;
Cw – низкое – предполагает,
что индивид не принимает
Cw – высокое – отражает
потребность в зависимости и
колебания при принятии
в) аффект.
Ае – низкое – означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;
Ае – высокое – предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;
Aw – низкое – означает,
что индивид очень осторожен
при выборе лиц, с которыми
создает более глубокие эмоцион
Aw – высокое – типично
для лиц, которые требуют, чтобы
остальные без разбора
От величины баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний: 0-1 и 8-9 экстремально низкие и экстремально высокие баллы, и поведение будет иметь компульсивный характер. 2-3 и 6-7 – низкие и высокие баллы, и поведение лиц будет описываться в соответствующем направлении. 4-5 – пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого сырого счета. Эти оценки удобно интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений соответствующей популяции.
Приложение №6
Инструкция:
Поставьте знак "+" против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте).
Текст:
1. Другие думают о нем благосклонно
2. Производит впечатление на окружающих
I. 3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем
5. Обладает чувством
6. Независимый
II. 7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявить безразличие
9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
III. 11. Может быть искренним
12. Критичен к другим
13. Любит поплакаться
14. Часто печален
IV. 15. Способен проявить недоверие
16. Часто разочаровывается
17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
V. 19. Охотно подчиняется
20. Уступчивый
21. Благородный
22. Восхищающийся и склонный к подражанию
VI. 23. Уважительный
24. Ищущий одобрения
25. Способен к сотрудничеству
26. Стремится ужиться с другими
VII. 27. Дружелюбный, доброжелательный
28. Внимательный и ласковый
29. Деликатный
30. Одобряющий
VIII. 31. Отзывчивый к призывам о помощи
32. Бескорыстный
33. Способен вызвать восхищение
34. Пользуется уважением у других
I. 35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность
37. Уверен в себе
38. Самоуверен и напорист
II. 39. Деловит и практичен
40. Любит соревноваться
41. Строгий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный.
III. 43. Раздражительный
44. Открытый и прямолинейный
45. Не терпит, чтобы им командовали
46. Скептичен
IV. 47. На него трудно произвести впечатление
48. Обидчивый, щепетильный
49. Легко смущается
50. Не уверен в себе
V. 51. Уступчивый
52. Скромный
53. Часто прибегает к помощи других
54. Очень почитает авторитеты
VI. 55. Охотно принимает советы
56. Доверчив и стремится радовать других
57. Всегда любезен в обхождении
58. Дорожит мнением окружающих
VII. 59. Общительный и уживчивый
60. Добросердечный
61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный и мягкосердечный
VIII. 63. Любит заботиться о других
64. Бескорыстный, щедрый
65. Любит давать советы
66. Производит впечатление значимости
I. 67. Начальственно-повелительный
68. Властный
69. Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
II. 71. Думает только о себе
72. Хитрый и расчетливый
73. Нетерпим к ошибкам других
74. Своекорыстный
III. 75. Откровенный
76. Часто недружелюбен
77. Озлобленный
78. Жалобщик
IV. 79. Ревнивый
80. Долго помнит обиды
81. Склонный к самобичеванию
82. Застенчивый
V. 83. Безынициативный
84. Кроткий
85. Зависимый, несамостоятельный
86. Любит подчиняться
VI. 87. Предоставляет другим принимать решения
88. Легко попадает впросак
89. Легко попадает под влияние друзей
90. Готов довериться любому
VII. 91. Благорасположен ко всем без разбору
92. Всем симпатизирует
93. Прощает все
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
VIII. 95. Великодушен и терпим к недостаткам
96. Стремится покровительствовать
97. Стремится к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
I. 99. Распоряжается другими
100. Деспотичный
101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)
102. Тщеславный
II. 103. Эгоистичный
104. Холодный, черствый
105. Язвительный, насмешливый
106. Злобный, жестокий
III. 107. Часто гневливый
108. Бесчувственный, равнодушный
109.Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
IV. 111. Упрямый
112. Недоверчивый и подозрительный
113. Робкий
114. Стыдливый
V. 115. Отличается чрезмерной готовностью
116. Мягкотелый
117. Почти никогда и никому не возражает
118. Ненавязчивый
VI. 119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив
121. Стремится снискать расположение каждого
122. Со всеми соглашается
VII. 123. Всегда дружелюбен
124. Всех любит
125. Слишком снисходителен к окружающим
126. Старается утешить каждого
VIII. 127. Заботится о других в ущерб себе
128. Портит людей чрезмерной добротой
Интерпретация:
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.
Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.
Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла – низкая |
адаптивное поведение |
5-8 баллов – умеренная | |
9-12 баллов – высокая |
экстремальное до патологии поведение |
13-16 баллов - экстремальная |
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.