Психологическая структура личности. Образование умений и навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Само слово “психология”, возникшее в XVIII веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смысле означает “учение о душе”. Понятие “душа” в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие “психика”. Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике, а психолог – это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям.

Содержание работы

Введение
Что такое личность
Психологическая структура личности
3. Умения и навыки
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 63.60 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических  дисциплин

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по психологии

на тему:

«Психологическая структура личности. Образование умений и навыков»

 

Выполнила: студентка 1 курса

заочной формы обучения по специальности  БУ

Кузнецова Э. С.

Научный руководитель: доц.   Осипова А. А.

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013 г.

 

Содержание

 

Введение

  1. Что такое личность
  2. Психологическая структура личности

3.   Умения и навыки

Заключение

Список использованной  литературы

 

                                                                      Введение

В нашей обыденной жизни  мы достаточно широко используем слова  “психология”, “психолог”, “психологический”  и им родственные, не всегда задумываясь  над их содержанием. Не всякий задумывается об этом, и с этим трудно не согласиться. А между тем, можно значительно  «облегчить» жизнь себе и другим окружающим людям, поняв и усвоив некоторые теоретические давно  установленные истины психологии, которые  помогут разобраться в причинах того или иного своего состояния.

Само слово “психология”, возникшее в XVIII веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель  М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном  смысле означает “учение о душе”. Понятие “душа” в науке теперь используется сравнительно редко; более  научным считается понятие “психика”. Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как  наука о психике, а психолог –  это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и  практическом плане, в том числе  используя ее достижения, осуществляя  разнообразную помощь людям.

Несколько слов об особенностях психологии как науки. Это наука  о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это  “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная  материя” нужно прибавить слово  “самая”: ведь мозг человека – это  самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Истории исследования в области  психологии личности уже более ста  лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение  человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую  ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом  связано с необходимостью решения  практических задач.

Психология без практики лишена своего главного смысла и цели – познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической  теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для  успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а  теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне  неверно. Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые  относятся к общим проблемам  психологии личности. В частности, дискуссионным  остается вопрос о ведущем начале в развитии личности: рассматривать  ли его, как предлагают многие представители  гуманистического направления в  психологии, как постепенное разворачивание заложенного в человеке потенциала, который толкает человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборов самого человек

                             Что такое личность

Для более глубокого понимания  сути рассматриваемой в контрольной  работе темы выясним, что же такое  «личность». Рассмотрим некоторые определения  понятия «личности»:

“Личность - это человек, взятый в системе таких его  психологических характеристик, которые  социально обусловлены, проявляются  в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих” [6, стр.70]

“Личность - многомерная  и многоуровневая система психологических  характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную  и ситуативную устойчивость поведения  человека” [3, стр. 263]

“Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом  в предметной деятельности и общении  и характеризующее уровень и  качество представленности общественных отношений в индивиде”[8, стр. 148]

“Личность - это такая  система психических регуляторов, которая обеспечивает ориентировку и поведение человека в надситуативных целостностях социальной среды (таких, как идеалы, мораль, истина и подобные всечеловеческие ценности)” [5, стр. 59]

“Под личностью психология понимает конкретного человека с  его неповторимыми морфофизиологическими  качествами (рост, телосложение и т.д.), наделённого своей психической  организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью” [2, стр. 94]

"Личность - это человек,  взятый в системе таких его  психологических характеристик,  которые социально обусловлены,  проявляются в общественных по  природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют  нравственные поступки человека, имеющие существенное значение  для него самого и окружающих” [8, стр. 104]

Сложно выбрать однозначно верное во всех отношениях определение  такого сложного и многогранного  понятия, как «личность». Но всё же однозначно можно утверждать, что  все из всех определений теоретиков психологии можно выделить нечто  общее и свести к одному определению:

Чаще всего под «личностью»  понимают человека в совокупности его  социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального  развития - под личностью психология понимает конкретного человека с  его неповторимыми морфофизиологическими  качествами (рост, телосложение и т.д.), наделенного своей психической  организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью.

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует  к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных  элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему  желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые  различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное “измерение”  личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных  общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное “Я”, то есть созданное под влиянием воздействия  других представление о собственной  особе, и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений о себе, созданных  из представлений других людей о  нас самих.

Таким образом, понятие «личность» характеризует особенности развития человека как социального существа.

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Критерии сформировавшейся личности таковы:

 
1) наличие в мотивах иерархии  в определенном смысле - как способности  преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом" однако действовать вполне нравственно);

 
2) способность к сознательному  руководству собственным поведением; это руководство ведется на  основе осознанных мотивов-целей  и принципов (в отличие от  первого критерия, здесь предполагается  именно сознательное соподчинение  мотивов - сознательное опосредование  поведения, что предполагает наличие  самосознания как особой инстанции  личности). В дидактическом плане  все свойства, отношения и действия  личности можно условно объединить  в четыре тесно связанные функциональные  подструктуры, каждая из коих - сложное  образование, выполняющее определенную  роль в жизнедеятельности:

 

  • система регуляции; 
  • система стимуляции; 
  • система стабилизации;  

4) система индикации. В  ходе общественного развития  человека системы регуляции и  стимуляции постоянно взаимодействуют,  и на их основе возникают  все более сложные психические  свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение  жизненных задач. Единство личности  на всем жизненном пути обеспечивается  памятью-преемственностью целей,  поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная  психология рассматривает личность  как "целиком психическое существо". В психологии хормической и  в психоанализе личность трактовалась  как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и прочего успехи западной эмпирической психологии весьма заметны. В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя - индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности "аде системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность характеризуется: 
 
1) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;

 
2) направленностью - устойчивой доминирующей  системой мотивов - интересов,  убеждений, идеалов, вкусов и  прочего, в чем проявляют себя потребности человека;

 
3) глубинными смысловыми структурами, обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов;

 
4) степенью осознанности своих  отношений к действительности: отношения,  установки, диспозиции и пр. Развитая  личность обладает развитым самосознанием,  что не исключает неосознаваемой  психической регуляции неких важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.

Личность как субъект  отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

 
1) личность как относительно устойчивая  совокупность ее интраиндивидных  качеств: симптомокомплексы психических  свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура  характера личности, особенности темперамента, способности;

 
2) личность как включенность индивида  в пространство межиндивидных  связей, где взаимоотношения и  взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители  личностей их участников; так  преодолевается, например, ложная альтернатива  в понимании взаимоотношений  межличностных либо как феноменов  группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое - как личностное;

 
3) личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности  других людей, в том числе  за пределами их наличного  взаимодействия; как результат активно  реализуемых человеком смысловых  преобразований сфер интеллектуальной  и аффективно-потребностной других  личностей. Индивид в своем  развитии испытывает социально  детерминированную потребность  быть личностью - полагать себя  в жизнедеятельности других людей,  продолжая свое существование  в них, и обнаруживает способность  быть личностью, реализуемую в  социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности  быть личностью могут выявляться  с помощью метода субъективности  отраженной. Развитие личности происходит  в условиях социализации индивида  и его воспитания.

Информация о работе Психологическая структура личности. Образование умений и навыков