Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:37, контрольная работа
Само слово “психология”, возникшее в XVIII веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смысле означает “учение о душе”. Понятие “душа” в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие “психика”. Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике, а психолог – это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям.
Введение
Что такое личность
Психологическая структура личности
3. Умения и навыки
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по психологии
на тему:
«Психологическая структура личности. Образование умений и навыков»
Выполнила: студентка 1 курса
заочной формы обучения по специальности БУ
Кузнецова Э. С.
Научный руководитель: доц. Осипова А. А.
Ростов-на-Дону
2013 г.
Содержание
Введение
3. Умения и навыки
Заключение
Список использованной литературы
В нашей обыденной жизни мы достаточно широко используем слова “психология”, “психолог”, “психологический” и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием. Не всякий задумывается об этом, и с этим трудно не согласиться. А между тем, можно значительно «облегчить» жизнь себе и другим окружающим людям, поняв и усвоив некоторые теоретические давно установленные истины психологии, которые помогут разобраться в причинах того или иного своего состояния.
Само слово “психология”,
возникшее в XVIII веке (его создателем
был знаменитый немецкий ученый, учитель
М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном
смысле означает “учение о душе”.
Понятие “душа” в науке теперь
используется сравнительно редко; более
научным считается понятие “
Несколько слов об особенностях психологии как науки. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Истории исследования в области психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения практических задач.
Психология без практики
лишена своего главного смысла и цели
– познания и служения человеку.
Практическая ориентация, однако, не только
не уменьшает значимость развития психологической
теории, но, напротив, усиливает ее:
представление о том, что для
успешной практической работы необходимо,
прежде всего, овладение рядом практических
навыков и накопление опыта, а
теоретическое образование
Что такое личность
Для более глубокого понимания сути рассматриваемой в контрольной работе темы выясним, что же такое «личность». Рассмотрим некоторые определения понятия «личности»:
“Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих” [6, стр.70]
“Личность - многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека” [3, стр. 263]
“Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде”[8, стр. 148]
“Личность - это такая
система психических
“Под личностью психология
понимает конкретного человека с
его неповторимыми
"Личность - это человек,
взятый в системе таких его
психологических характеристик,
Сложно выбрать однозначно верное во всех отношениях определение такого сложного и многогранного понятия, как «личность». Но всё же однозначно можно утверждать, что все из всех определений теоретиков психологии можно выделить нечто общее и свести к одному определению:
Чаще всего под «личностью»
понимают человека в совокупности его
социальных и жизненно важных качеств,
приобретенных им в процессе социального
развития - под личностью психология
понимает конкретного человека с
его неповторимыми
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.
Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное “Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
Таким образом, понятие «личность»
характеризует особенности
Согласно А.Н. Леонтьеву, личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Критерии сформировавшейся личности таковы:
1) наличие в мотивах иерархии
в определенном смысле - как способности
преодолевать собственные непосредственные
побуждения ради чего-то другого - способности
к поведению опосредованному. При этом
предполагается, что мотивы, благодаря
коим преодолеваются непосредственные
побуждения, социальны по происхождению
и смыслу (просто опосредованное поведение
может иметь в основе и стихийно сложившуюся
иерархию мотивов, и даже "стихийную
нравственность": субъект может не отдавать
себе отчета в том, что именно заставляет
его поступать определенным образом"
однако действовать вполне нравственно);
2) способность к сознательному
руководству собственным
4) система индикации. В
ходе общественного развития
человека системы регуляции и
стимуляции постоянно
1) активностью - стремлением субъекта
выйти за собственные пределы, расширить
сферу деятельности, действовать за границами
требований ситуации и ролевых предписаний;
2) направленностью - устойчивой доминирующей
системой мотивов - интересов,
убеждений, идеалов, вкусов и
прочего, в чем проявляют себя
потребности человека;
3) глубинными смысловыми структурами,
обусловливающими ее сознание и поведение;
они относительно устойчивы к вербальным
воздействиям и преобразуются в деятельности
совместной групп и коллективов;
4) степенью осознанности своих
отношений к действительности: отношения,
установки, диспозиции и пр. Развитая
личность обладает развитым
Личность как субъект
отношений межличностных
1) личность как относительно
2) личность как включенность
3) личность как "идеальная
Информация о работе Психологическая структура личности. Образование умений и навыков