Психологическая структура личности. Образование умений и навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Само слово “психология”, возникшее в XVIII веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смысле означает “учение о душе”. Понятие “душа” в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие “психика”. Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике, а психолог – это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям.

Содержание работы

Введение
Что такое личность
Психологическая структура личности
3. Умения и навыки
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 63.60 Кб (Скачать файл)

 

Психологическая структура личности

 

"Структура – совокупность  устойчивых связей между множеством  компонент объекта, обеспечивающих  его целостность и самотождественность.  Представление о структуре предполагает  рассмотрение объекта как системы..." [13, стр. 51]

Проблема структуры личности в психологии еще более запутана, чем само понятие "личность". В  рамках данной работы невозможно охватить все теории о психологической  структуре личности. Все они основаны на тех или иных разнящихся между  собой взглядах отечественных и  зарубежных психологов. Выделить среди  них что-то общее и обобщить все  теории я не считаю возможным.

В связи со сказанным хотелось бы процитировать авторов известного во всем мире современного учебника по психологии личности Л. Хьелла и Д. Зиглера: «…чтобы не потерять своей научной  значимости, теории личности должны корректироваться по мере сбора новых эмпирических данных»

В настоящее время, с учетом современных данных психологии личности, нейропсихологии, нейрофизиологии  и психогенетики крайне актуальным является построение целостной биопсихологической, природно-культурной модели личности. В такой модели должны объединяться как функциональные, так и структурно-материальные характеристики психики и личности.

Психологическими элементами структуры личности являются ее психологические  свойства и особенности. Их очень  много. Некоторые из них можно  отобразить в подструктуре. На земле  нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет  выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

Блок психических явлений (мотивационный) — направленность (устойчивая система мотивов):

  • влечения - одна из форм направленности личности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности.
  • желания - переживание, одна из форм проявления направленности личности, характеризующаяся стремлением личности к достижению какой-то цели, но порой — недостаточной осознанностью причин такого стремления.
  • интересы - одна из форм направленности личности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к объекту. Интерес личности обычно является социально обусловленным.
  • идеалы - образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека.
  • мировоззрение - система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности.
  • убеждения - форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человека отражает его мировоззрение.
  • потребности - объективная испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являющаяся источником активности, развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой и ее субъективным отражением нередки противоречия, которые существенно влияют на развитие личности.

Опыт личности — обретение  человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для  его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

  • знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;
  • умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;
  • навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;

Блок регулирования поведения  личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности:

  • ощущения - это простейший из психических процессов, с помощью которого мы получаем информацию об окружающем мире. Они возникают в рецепторах — особо чувствительных нервных клетках человеческого тела, при этом рецепторы каждого вида отвечают за чувствительность к определенным раздражителям.
  • восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений в действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов.
  • внимание - психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже.
  • память - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.
  • наблюдательность - качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте; способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа.
  • воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Выражается: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность: 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.
  • мышление - процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют мышление теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т. д.
  • речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.
  • эмоции – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих или тормозящих деятельность.
  • чувства - особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих или тормозящих деятельность.

Биологически обусловленные  свойства и качества личности:

  • антропологические признаки — расовые, половые, возрастные и др.;
  • физические особенности — размеры тела и его структурно-механические свойства;
  • внешняя анатомия тела;
  • функционально-анатомические особенности;
  • биохимические особенности и патологии выделенных элементов;
  • свойства и типы темперамента - устойчивое соотношение особенностей человека, характеризующих различные стороны его психической деятельности. Представляет собой общую характеристику высшей нервной деятельности человека и выражает основные природные свойства нервной системы.

Производными от этих основных подструктур являются:

Характер – это совокупность наиболее ярко выраженных и относительно устойчивых черт, типичных для данного  человека и систематически проявляющихся  в его поведении. Тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывает своеобразный отпечаток  на те или иные его проявления. Но темперамент определяется врожденными  свойствами высшей нервной деятельности и практически не подвержен изменениям на протяжении всей жизни человека. Характер складывается в процессе воспитания; он отражает условия жизни человека и способен изменяться при изменении  этих условий.

Способности – психическое  свойство личности, проявляющееся в  соответствии психофизиологических, психических  особенностей человека требованиям, предъявляемым  к нему одним или несколькими  видами деятельности, что дает ему  возможность более быстро и качественно  овладевать ими.

Воля и волевые качества личности - форма психического отражения  действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать  субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовать  способность к волевой регуляции, сознательное и целенаправленное регулирование  человеком своей деятельности.

Опыт, который имеет непосредственное отношение к личности, - это системы  представлений о нормах и ценностях  жизни человека: о его общей  направленности, поведении, отношениях к другим людям, к себе, к обществу в целом и т.д.. Они зафиксированы  в очень различных формах - в  философских и этических воззрениях, в произведениях литературы и  искусства, в сводах законов, в системах общественных наград, поощрений и  наказаний, в традициях, общественных мнениях.

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной  сферы общественного опыта, но процесс  совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, то есть мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть делать это, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

С мыслью о том, что личностью  человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким  законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения  касаются понимания движущих сил  развития, в частности значения общества и различных социальных групп  для развития личности, закономерностей  и этапов развития, наличия, специфики  и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения  процесса развития и других вопросов.

Если по отношению к  развитию познавательных процессов  можно было сказать, что детский  возраст является решающим в их формировании, то это тем более верно в  связи с развитием личности. Почти  все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются  с накоплением жизненного опыта  и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет  определенного возраста.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его  социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности  человека, которые генотипически  или физиологически обусловлены, никак  не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся  психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль  деятельности, за исключением тех, которые  проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые  являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

На развитие личности определенное влияние оказывает окружающая ее природа (среда обитания). Здесь можно привести не подлежащий сомнению факт, что умеренный климат для развития личности является более благоприятным, нежели суровый климат севера и жаркий климат тропиков.

Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать наряду с климатом важное значение иных метеорологических, а  равно и географических условий. Великие пустыни, малопригодные  для человеческого житья, и все  те местности, где человеку приходится затрачивать много сил и энергии  на борьбу с окружающей природой, не благоприятствуют развитию личности.

Равным образом неблагоприятные  почвенные и метеорологические  условия, характеризующиеся эндемическим Эндемический - местный, свойственный данной местности. развитием тех или иных общих болезней, не могут не отражаться пагубно на развитии личности, ухудшая физическое здоровье организма.

Первым и основным условием правильного развития личности является природа организма, наследие его  отцов или те антропологические  особенности, которые составляют почву  для развития личности.

Вряд ли кто может сомневаться  в значении расы в указанном отношении. Наилучшим примером может служить  тот факт, что из трех человеческих рас черная, несмотря на свою многочисленность, далеко не достигла той степени культурного  развития, как две другие расы.

При всей своей многочисленности представители этой расы никогда  не играли (за небольшим исключением) важной роли в истории. Этот важный факт нельзя не сопоставить с тем  антропологическим фактом, что вместимость  черепа и вес мозга этой расы меньше, чем у двух других рас, в особенности  белой. Мне кажется, что это не должно подвергаться каким-либо сомнениям.

Не меньшего внимания заслуживает  другой фактор, влияющий на развитие личности. Это - фактор биологический, связанный  с условиями зачатия и развития человеческого организма.

Здесь мы не можем не отметить важного значения в развитии личности тех элементов, которые известны под названием вырождения и которые коренятся в условиях неблагоприятного зачатия и развития плода. От каких бы причин не зависели эти условия - от неблагоприятной психо- или неврапотической наследственности, физических недостатков, болезней матери во время зачатия и беременности, последствием их, как мы знаем, являются дегенеративные особенности потомства, которые в конце концов сводятся к разложению личности и к ее упадку.

Вполне понятно, что развитие личности как высшего проявления психики находится в зависимости  от физических условий. Это положение  не может возбуждать и тени сомнения, коль скоро мы примем во внимание тесное соотношение между физическим и  психическим, между “телом и душою”, как принято выражаться.

Во всяком случае, нельзя не принять во внимание тот факт, что только гармоническое развитие тела и духа обеспечивает правильное совершенствование личности. Если физическое развитие от природы слабо, если человек  с раннего возраста подвергается физическим невзгодам и целому ряду общих инфекционных болезней, особенно с затяжным течением, если вместе с  тем у него развиваются такие  общие болезненные поражения, коренящиеся  в недостаточном и неправильном питании организма, как анемия, золотуха, рахитизм и прочие, то уже полный расцвет личности будет в той  или иной мере задержан.

Информация о работе Психологическая структура личности. Образование умений и навыков