Психологическая структура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст в пространстве, которого она существует. Этим контекстом является проблема человека.
Личность – это не просто совокупность, или ансамбль свойств. Речь идет о таких свойствах, которые в своем взаимодействии порождают особое человеческое качество, чувство “Я”, сознание собственной индивидуальности, или, как утверждал американский психолог А. Маслоу, “переживание идентичности”. Учитывая это, личностью называют человека, имеющего свое “Я”, способного к самоопределению посредством собственной воли и к осуществлению своей воли в действиях.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1. Психологическая структура личности 5
2. Защитные механизмы личности 11
3. Результаты апробации структурного анализа личности 13
Заключение 19
Глоссарий 21
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Приложение А - Шаблон на КР.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

 

Название дисциплины

 

Тема

 

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

Для правильного понимания  личности человека необходимо рассмотреть  более широкий контекст в пространстве, которого она существует. Этим контекстом является проблема человека.

Личность – это не просто совокупность, или ансамбль свойств. Речь идет о таких свойствах, которые в своем взаимодействии порождают особое человеческое качество, чувство “Я”, сознание собственной индивидуальности, или, как утверждал американский психолог А. Маслоу, “переживание идентичности”. Учитывая это, личностью называют человека, имеющего свое “Я”, способного к самоопределению посредством собственной воли и к осуществлению своей воли в действиях.

В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности, поэтому в последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Родители посещают курсы по воспитанию детей, руководители изучают, как работать с подчиненными,   преподаватели изучают, как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам. Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, характер и темперамент, склонности и способности, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности. В данной работе рассматривается своеобразие трех подходов к изучению теории личности и межличностных взаимоотношений. Это - теория З.Фрейда, К.Юнга и теория Э.Берна. Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности,   популярна в странах Запада, ее можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности, внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы.

Аналитическая психология Юнга помогает нам лучше понять социальную сторону  его поведения  личности во взаимоотношении  с окружающими. Следующий подход, помогающий лучше понять людей - это трансакционный анализ, развитый Э.Берном. Тема моей данной курсовой работы – «Психологическая структура личности».

Актуальна она в силу того, что, во-первых, обладая многообразием  свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое, во-вторых, именно изучение личности человека в психологии имеет первостепенную задачу, в-третьих, главными факторами развития индивидуальности личности считается, с одной стороны, природа, с другой стороны – социальная среда, в которой человек растет, воспитывается.

Целью данной работы является описать  сущность психической структуры  личности.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные  задачи:

    1. показывается психологическая структура личности;
    2. описываются защитные механизмы личности;
    3. рассматриваются результаты апробации структурного анализа личности.

 

Основная часть

    1. Психологическая структура личности

Личность – это интегрированная совокупность психических свойств, при наличии которых человек обретает сознание и самосознание (чувство “Я”), становится субъектом деятельности и партнером социальных взаимодействий. Личность – это та сторона индивидуальной человеческой психики, которая отличается устойчивостью, определяет духовное своеобразие данного человека и обусловливает особенности его деятельности, общения и жизни в целом.

Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась  не столько в угрозе перенаселения  или атомной катастрофе, сколько  в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для Юнга этот «решающий фактор» сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; «мир висит на тонкой нити и эта нить психика человека».

Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией «психологических типов». Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего, следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт

Экстраверт характеризуется  врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом что называется «в своей тарелке», - когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.

 Интроверт же характеризуется  тенденцией своего либидо устремляться  вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт свою собственную компанию, свой «тесный мирок» и немедленно замыкается в больших группах. Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится недооценить другого.

 Экстраверту интроверт  кажется самоцентричным, так сказать,  «зацикленным на себе». 

Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем  или лицемером. Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют закону противоположностей.

 То есть чрезмерное  проявление одной установки неизбежно  ведет к возникновению другой, ей противоположной. Но противоположная в силу ее недифференцированности, более слабого проявления, будет осуществляться в неадаптированной - грубой, не зрелой, негативной форме. Так, например, выраженный экстраверт может стать жертвой подчиненной сосредоточенности на самом себе, проявляющейся в негативной форме, в виде депрессий. Крайний интроверт иногда переживает эпизоды вынужденной экстравертности, то есть сосредоточенности на других. Но эта сосредоточенность будет выглядеть грубой, неэффективной и неприспособленной к внешней реальности. Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним

 Юнг выделял четыре  функциональных типа, четыре основные  психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция. Мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие. Чувство функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Мышление и чувство функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения «истина ложь», а чувство «приемлемо неприемлемо». Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то тогда ему недостает чувственности. Каждый член пары стремится замаскировать другого и затормозить. Скажем, вы желаете размышлять бесстрастным образом - научно или философски – что ж, необходимо отбросить все чувства. Объект, рассмотренный с чувственной позиции, будет отличаться в целостном отношении от рассмотрения под углом зрения мыслительной установки. Вечная тема борьбы между чувством и разумом в истории человеческой культуры – очевидное тому подтверждение.

Ощущение функция, которая  говорит человеку, что нечто есть, она не говорит, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует. В  ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности. Интуиция определяется как восприятие через бессознательное, то есть понижение картин и сюжетов действительности, происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо. Функции ощущения и интуиции являются иррациональными – внешним и внутренним восприятием, независимым от каких-либо оценок.

В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют  взаимоисключающим образом. Все  четыре функции представлены двумя  парами противоположностей: мышление чувство, ощущение интуиция.

Мыслительный тип в  большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы. В той степени, в какой этот тип идентифицирует себя с – процессами и не осознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их, его мышление носит автократический характер, интеллектуальные же формулы оказываются своего рода прокрустовым ложем, постоянно сковывающим целостное проявление жизни. Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством данного типа. Самое большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных дел других. О таких людях часто говорят: «Вечно он суется не в свои дела»

Сенсорный (ощущающий) типе характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, к «здесь и сейчас». Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах, без каких-либо тонкостей, сложного размышления или туманного воображения.

Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и  настоящим в смысле готовности «жить» в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Глубинное  зрение и воображение, способное приглушать это заземленное состояние, продукты интуиции, выступающей в нашем случае как функция подчиненная. Ощущающий тип фактически подавляет все интуитивные проявления как нереалистические фантазии и таким образом избавляется от обременительных дрожжей внутренней неуклюжести, инертности. Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа.

Понятие “личность” пришло в психологию по крайней мере из четырех источников. Первый — христианство, которое закрепило представление о вечной и божественной душе человека. Второй — философия. Когда в середине прошлого века психология отделилась от философии, встал вопрос об особом - философском (непсихологическом) - видении человека. На этой почве в Германии родилась “философская антропология” — попытка соединить естественнонаучное и философское знание о человеке, найти “базисную структуру” человеческого бытия и специфических черт человека.

Третий источник — психиатрические феномены “раздвоения личности”, или “множественной личности”. Были описаны случаи, когда человек внезапно становился кем-то другим. У него менялись биография, образ мышления, эмоциональный мир, круг интересов. На вопрос: “что при этом происходит с человеком?” – был найден удобный ответ: меняется личность. Этот источник тщательно проанализировал классик мировой психологии В.Джеймс (1842–1910).

Четвертый источник — потребности самой психологии в преодолении чувства тупика. Психологи, которые в стремлении к объективности, сосредотачивалась на познании механизмов, процессов психики, чувствовали, что теряют самое существенное в человеке. “Изучались отдельные функции, а человек  как комплекс, как сложная система мотивационных сил не рассматривался”. Психоаналитики утверждают, что существенно стимулировал появление теории личности З.Фрейд. “Его выводы и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях”.

Зигмунд Фрейд выступал против традиционной психологии с ее интроспективным анализом сознания. Основной проблемой психоанализа являлась проблема мотивации. Подобно тому, как  образ и действие суть реалии, выполняющие жизненные функции в системе отношений индивида и мира, а не внутри замкнутого в самом себе рефлектирующего сознания, одной из главных психологических реалий является мотив.

Первоначально Фрейд  представил психическую жизнь, состоящую из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению (как в его моторных, так и в мыслительных формах) является бессознательное. «Оно» насыщено сексуальной энергией (Фрейд обозначил ее термином «либидо»). Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.

В 20-х годах в психологических  воззрениях Фрейда произошли некоторые  изменения на структуру человеческой личности. Это показано в его работах «По ту сторону удовольствия» (1920 г.) и «Я и Оно» (1923 г.) он предлагает иную модель оказавшую существенное влияние на психологические учения о личности.

Информация о работе Психологическая структура личности