Психологическая структура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст в пространстве, которого она существует. Этим контекстом является проблема человека.
Личность – это не просто совокупность, или ансамбль свойств. Речь идет о таких свойствах, которые в своем взаимодействии порождают особое человеческое качество, чувство “Я”, сознание собственной индивидуальности, или, как утверждал американский психолог А. Маслоу, “переживание идентичности”. Учитывая это, личностью называют человека, имеющего свое “Я”, способного к самоопределению посредством собственной воли и к осуществлению своей воли в действиях.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1. Психологическая структура личности 5
2. Защитные механизмы личности 11
3. Результаты апробации структурного анализа личности 13
Заключение 19
Глоссарий 21
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Приложение А - Шаблон на КР.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом,  с большим  удовольствием можно обходиться тремя терминами (сознательное, бессознательное, предсознательное), если только не станем упускать из виду, что в описательном смысле существуют два вида, бессознательного, в динамическом же только один. В некоторых случаях, когда изложение преследует особые цели, этим различием можно пренебречь, в других же случаях оно, конечно, совершенно необходимо. Ранее я уже говорилось, что действительное различие между бессознательным и предсознательным заключается в том, что первое при помощи материала остающегося неизвестным (неопознанным) в то время, как второе связывается с представлениями слов. Здесь впервые сделана попытка дать для системы такие признаки, которые существенно отличны от признака отношения их к сознанию. Ощущения и чувства также становятся однозначными лишь благодаря соприкосновению с системой, если же путь к ней прегражден, она не осуществляется в виде отношений. Но не совсем правильно мы говорим тогда о бессознательных ощущениях, придерживаясь около бессознательными представлениями, хотя эта аналогия и не достаточно оправдана. Разница между сознательным и предсознательным для ощущений не имеет смысла, так как предсознательное здесь исключается, ощущения либо сознательны, либо бессознательны. Даже в том случае, когда ощущения связываются с представлениями слов, их осознание не обусловлено последними: они становятся сознательными непосредственно. Разъяснить взаимоотношения внешних и внутренних восприятий и поверхностной системы, мы можем приступить к построению нашего представления о «Я». Здесь  видно его исходящим из системы восприятия бессознательного, или из своего центра - ядра, и в первую очередь охватывающим предсознательное, которое соприкасается со следами воспоминаний. И так «Я» тоже бывает бессознательным. Было бы очень целесообразно исследовать предложение  данного автора, который из личных соображений напрасно старается увидеть, что ничего общего с высокой наукой не имеет. Г. Гродуне, неустанно повторяет, что то, что мы называем своим «Я», в жизни проявляется преимущественно пассивно, что нас, по его выражению «изживают» неизвестные и неподвластные нам силы. Все мы испытывали такие впечатления, хотя бы они не овладевали нами настолько, чтобы исключить всё остальное, и Фрейд заявляет, что взглядам Гроддена следует отвести надлежащее место в науке.

Представленная выше структура личности предоставляет  прекрасную возможность более детального изучения поведения этой личности. Работая с любым коллективом, в том числе и с воинским,  непременно сталкиваемся с отдельными его членами, каждый из которых отдельная, непохожая на другую личность.

Таким образом, выделенные Фрейдом понятия, как сознательное и бессознательное помогают нам  воздействовать на поведение личности. При умелом использовании знаний о бессознательном можно выявить, а впоследствии и воздействовать на личность с девиантным поведением.

    1. Защитные механизмы личности

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний  человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.

  1. Отрицание. 
    Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его «Сверх-Я» угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения неприятие, отрицание, критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую роль, например, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт: Тем самым, он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку, не признавая, критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.
  2. Подавление. 
    В отличие от отрицания. которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.
  3. Рационализация. 
    Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступка находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие:
    1. оправдание своей неспособности что-либо сделать;
    2. оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами.
  4. Формирование реакции. 
    Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к военнослужащему может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция и  получила название «формирование реакции.
  5. Проекция. 
    Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.
  6. Интеллектуализация. 
    Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.
  7. Замещение. 
    Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Если эти и другие защитные механизмы не сбрасывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например, в сновидении, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений. Теория личности З.Фрейда и концепция неофрейдистов неоднократно подверглись критике и в нашей и в зарубежной литературе.
    1. Результаты апробации структурного анализа личности

  Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциями. У каждого человека есть некий набор поведенческих схем соотношения с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым бывает, связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании состояний «Я».

На языке психологии состояния Я–концепция или «Я» можно описать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром своего «Я», которого суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний разбит на следующие категории:

    1. состояния «Я», сходные с образами родителей;
    2. состояния «Я», автономно направленные на объективную оценку реальности;
    3. состояния «Я», все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаистические пережитки

Согласно доктору Берну, его теория возникла, когда он, наблюдая за изменения в поведении людей. Центром его внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест, звук.

 Эти наблюдения  привели Берна к развитию его  замечательной теории, названной трансакционным анализом, сокращенно (ТА).

ТА - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать за себя решения, и открыто выражать свои чувства. Берн говорит, что важной целью трансакционного анализа является установление «возможно более открытых и поделенных взаимодействий между эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности. Когда это происходит, личность способна использовать как свои эмоции, так и свой интеллект, а не только одно за счет другого.

Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа:

    1. Структурный анализ: - анализ отдельной личности.
    2. Анализ трансакций: - анализ того, как поступают люди и что говорят друг другу.
    3. Анализ игр: - анализ открытых трансакций, ведущих к расплате.
    4. Анализ сценария: - анализ индивидуального жизненного сценария, которому люди невольно следуют.

Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: «Кто Я?», «Почему Я поступаю именно так?», «Как Я приобрел эти качества?». Этот метод анализа мыслей, чувств и поведения человека, основанный на изучении состояния его собственного «Я». Представьте себе мать, громко ругающую своего ребенка. Ее лицо нахмурено, голос резок, а рука высоко занесена над головой. Вдруг звонит телефон и она слышит голос подруги. Поза матери, тон ее голоса и выражение лица начинают меняться. Недавно напряженная рука спокойно опускается.

Следуя теории Структурного анализа, мать ребенка, изменили состояние своего «Я».

Берн определяет состояние  «Я» как «устойчивый тип восприятия и повреждений, связанных с соответствующим устойчивым типом поведения».

1Берн пишет: «...В этом отношении мозг работает подобно магнитофону, сохраняя полноту переживаний в последовательной форме, воспринимаемой как состояния «Я». Это означает, что состояния «Я» включают в себе естественный способ переживания и записи переживаний во всей их полноте. Наряду с этим, переживания записываются в виде отдельных фрагментов...».

Каждая личность имеет  три состояния «Я», которые являются отдельными и особыми источниками поведения: состояние Я-Родителя, Я-Ребенка и Я-Взрослого. Родитель, Взрослый и Ребенок представляют реальных людей, которые существуют сейчас или некоторые существовали некогда, которые имеют законные имена и гражданскую подлинность.

Эти три состояния «Я», определяются следующим образом:

    • состояние Я-Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предупреждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего ребенка;
    • состояние Я-Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая;
    • состояние Я-Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» поведение детства.

Люди, находясь в каждом состоянии «Я», могут по-разному  чувствовать, обонять, осязать, говорить, слушать, смотреть и вести себя. Каждое состояние «Я» имеет свою собственную программу.

Трансакция  единица общения. Люди, находясь в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией.

Первоначально ТА развивался как психотерапевтический метод. ТА предпочтительно применяют в группах (как гештальттерапию). Дополнительная трансакция происходит в тех случаях, когда на сообщение, поставленное из определенного состояния «Я», личность не получает ожидаемый отклик из определенного состояния «Я» другой личности. Берн определяет дополнительную трансакцию как «соответствующую и ожидаемую, отвечающую здоровыми человеческими отношениями».

Например, два человека могут взаимодействовать как  Родитель - Родитель, когда сожалеют о своих детях покинувших родной дом; как Взрослый - Взрослый при  решении каких-либо проблем: как Ребенок - Ребенок или Ребенок - Родитель, когда веселятся вместе. Личность может взаимодействовать с любым состоянием «Я» другой личности, находясь сам в состоянии Я-Родителя или Взрослого или Ребенка. Если отклик соответствует ожидаемому, то трансакция является дополнительной. Линии коммуникаций открыты, и люди могут продолжать взаимодействовать друг с другом. Жесты, выражения лица, поза, тон голоса и т.п. все вносит свой вклад в смысл каждой трансакции.

Пересекающиеся  трансакции - это когда два человека стоят, свирепо глядя друг на друга, поворачиваются спиной друг к другу, не хотят продолжать разговор или приведены в замешательство тем, что только что испытали пересекающуюся трансакцию. Пересекающаяся трансакция возникает в тех случаях, когда на стимул дается неожиданная реакция. Активизируется неподходящее состояние «Я», и коммуникации пересекаются. С этого момента люди стремятся удалиться, отвернуться друг от друга или изменить направление разговора. Если муж не четко отвечает своей жене: «Ну как ты думаешь, я себя чувствую?», то он, вероятно, тем самым отталкивает ее от себя. Пересекающиеся трансакции - частые источники неприятностей возникающих между людьми: между родителями и детьми, между мужем и женой, между руководителями и подчиненными, между преподавателями и студентами. Человек, начинающий трансакцию и ожидающий ответ не получает его. Он чувствует, что ему перечат, и часто испытывают чувство пренебрежения и непонимания. Трансакции могут быть, прямыми и косвенными, откровенными и разбавленными, интенсивными или вялыми.

 Косвенные трансакции являются трехсторонними. Один человек говорит с другим надеясь повлиять на третьего, который их слышит. Например, мужчина может быть слишком робким чтобы, сказать прямо своему начальнику то, что он хочет и говорит это сотруднику, надеясь, что получит сообщение.

Разбавленные  трансакции часто носят полувраждебный оттенок. Сообщения скрывают в форме подшучивания. Например, один курсант может сказать другому: «Эй, гений, когда ты собираешься закончить эту книгу?» Я тоже хочу прочитать ее». Тот может бросить ему книгу со словами: «Вот она, ротозей лови ее, если можешь». 
Вялые трансакции являются поверхностными, небрежными и отличаются отсутствием глубоких чувств. Так происходит, например, когда жена говорит мужу: Хотела я бы знать, мы выберемся поужинать сегодня вечером вместе?- а он отвечает: «Мне все ровно, дорогая. Как ты скажешь, дорогая».

Информация о работе Психологическая структура личности