Психологическая структура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст в пространстве, которого она существует. Этим контекстом является проблема человека.
Личность – это не просто совокупность, или ансамбль свойств. Речь идет о таких свойствах, которые в своем взаимодействии порождают особое человеческое качество, чувство “Я”, сознание собственной индивидуальности, или, как утверждал американский психолог А. Маслоу, “переживание идентичности”. Учитывая это, личностью называют человека, имеющего свое “Я”, способного к самоопределению посредством собственной воли и к осуществлению своей воли в действиях.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1. Психологическая структура личности 5
2. Защитные механизмы личности 11
3. Результаты апробации структурного анализа личности 13
Заключение 19
Глоссарий 21
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Приложение А - Шаблон на КР.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

При здоровых отношениях между людьми трансакции являются прямыми  и откровенными и в случае необходимости  интенсивными.

Скрытые трансакции являются наиболее сложными. Они отличаются от дополнительных и пересекающихся тем, что более двух состояний «Я».

Скрытые трансакции требуют  одновременного участия более чем  двух состояний «Я». Именно эта категория  служит основой для игр.

Люди играют в психологические  игры как бридж, шашки, «монополия». Психологические игры, кроме этого, имеют еще и скрытую цель, и в них играют не для удовольствия. Берн определяет психологическую игру как часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешнее разумное обоснование, или более кратко, как серию трансакций с уловкой. Чтобы последовательность трансакций образовала пару, необходимо наличие трех аспектов:

  1. Непрерывная последовательность дополнительных трансакций, благовидных на социальном уровне;
  2. Скрытая трансакция, которая является сообщением, источником в основе игры;
  3. Ожидаемая расплата, которая завершает игру и является ее настоящей целью.

Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между игроками. Несмотря на это, люди играют в психологические игры, потому что они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других и, наконец, превращаются в их судьбу.

Следовательно, внешне игра выглядит как набор операций. Игры имеют тягу к повторению. Берн поделил игры на три степени:

 а) игры первой  степени, которые приемлемы в  обществе;

б) игры второй степени, которые  не всегда наносят непоправимый ущерб, но некоторые игроки будут, скорее всего, скрывать это от посторонних;

в) игры третьей степени, в которые играют раз и навсегда и которые заканчиваются в кабинете врача, в зале суда или в морге.

Игры индивидуально  программируются. Их используют из состояния  Я-Родителя, когда повторяют игры родителей. Их исполняют из состояния  Я-Взрослого, когда они сознательно рассчитаны. Их исполняют из состояния Я-Ребенка, ели основаны на ранних жизненных переживаниях, которые ребенок принял о себе самом и других в детстве.

Заключение

Основной проблемой  психоанализа являлась проблема мотивации. Подобно тому, как образ и действие суть реалии, выполняющие жизненные функции в системе отношений индивида и мира, а не внутри замкнутого в самом себе рефлектирующего сознания, одной из главных психологических реалий является мотив. Понятие бессознательного, изучаем из учения о вытеснении. Вытесненное рассматривается как типичный пример бессознательного. Видно, что есть два вида: латентное, но способное стать сознательным. Знакомство с психической динамикой не может оказать влияние на номенклатуру и описание. Латентное бессознательное, только в окончательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным: термин «бессознательное», «предсознательное», «сознательное» смысл которого уже только чисто описательный.

 Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.

Таким образом, в психологической  теории давно уже предпринимаются  попытки определения личности как  системы (отношений к миру, социальных ролей, диспозиций, установок и т.д. как способов включения в социум). Во второй половине ХХ века состоялось несколько масштабных дискуссией по проблеме личности, в основном концентрировавшихся вокруг проблем ее структуры. Предпринимались попытки рассмотреть личность как целое - систему, включенную в общественные отношения, общение (Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев и др.), как развивающуюся систему (Л.И.Анцыферова), в том числе в коллектив (концепция деятельностного опосредования межличностных отношений А.В.Петровского), и личностных “вкладов” в другого человека В.А.Петровского). Большой вклад в развитие структурного подхода к изучению личности внесли работы К.К. Платонова, В.С.Мерлина, Б.Г. Ананьева, Е.В. В.Н.Мясищева и др. Данные теории привлекательны тем, что в них личность рассматривается как сложная система, взаимодействующая с внешним миром и развивающаяся в результате этого взаимодействия.

Личность как  система обладает следующими свойствами:

    1. потребностью в информационном обмене с внешней социальной и предметной средой, поскольку личность представляет собой систему переработки информации; эта система имеет свои “входы и выходы” и может оказывать воздействие на другие системы посредством передачи информации; личность является не только потребителем, но и источником информации;
    2. определенной степенью открытости-закрытости, что позволяет ей сохранять свою стабильность и в то же время совершенствоваться, изменяться;
    3. уникальной способностью к взаимодействию с другими социальными системами – как индивидуальными, так и групповыми; важным механизмом этого взаимодействия служит социальная роль и ролевое поведение;
    4. наличием механизмов саморегуляции и адаптации, сохранения работоспособности при непредвиденных внутренних и внешних изменениях путем смены программ функционирования или поиска оптимальных состояний;
    5. определенным внутренним равновесием – психологическим гомеостазисом, то есть стремлением к большей внутренней упорядоченности и гармоничности;
    6. функционированием по принципу эквифинальности, согласно которому нет единственного  наилучшего способа достижения определенного конечного состояния при одном и том же исходном состоянии. Благодаря этому существует много путей достижения намеченной цели, что открывает широкие возможности творчества;
    7. тенденцией к увеличению внутреннего напряжения, необходимого для взаимодействия с внешней средой или преодоления внутренних конфликтов.

Системный подход к  личности, являясь полезным и многообещающим научным инструментом, несет вместе с тем и опасность схематизации, искусственного подгона фактических данных под заранее построенные системы. Значит не следует стремиться к исчерпывающей систематизации и недооценивать научные факты, которые не укладываются в существующие представления о личности как системе.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Личность  

Интегрированная совокупность психических  свойств, при наличии которых  человек обретает сознание и самосознание (чувство “Я”), становится субъектом деятельности и партнером социальных взаимодействий. Личность – это та сторона индивидуальной человеческой психики, которая отличается устойчивостью, определяет духовное своеобразие данного человека и обусловливает особенности его деятельности, общения и жизни в целом.

2.

Отрицание

Форма психологической защиты. Характеризуется  недостаточным осознанием определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их осознании.

3.

Подавление

В широком смысле слова — психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идеи, аффекта и т. Д

В более узком смысле слова — некоторые операции в  смысле

а) либо осознанностью  действия, в силу чего подавленное  содержание становится лишь предсознательным, а не бессознательным;

б) либо, в случае подавления аффекта, отсутствием переноса в бессознательное, но лишь его торможением, приостановкой.

4.

Рационализация

Рационализация форма психологической  защиты Характеризуется тем, что  при ее реализации происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, которые в действительности обусловлены иррациональными влечениями , которые социально или личностно неприемлемы.

5.

Проекция

(от лат. projectio бросание вперед) психологический механизм, впервые рассмотренный З.Фрейдом , работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных психодиагностических методик

6.

Интеллектуализация

Форма психологической защиты. Характеризуется  неосознанным стремлением контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.

7.

ТА

Транзактный анализ Транзактный анализ (от лат. transactio сделка и греч. analysis разложение, расчленение) психотерапевтическая методика группового и личностного роста, автор Э.Берн. Основана на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, как интериоризаций социального опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я (родитель ребенок взрослый). Родитель представляет собой авторитарные тенденции индивида, ребенок подчиненную позицию, взрослый умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства

8.

Я–концепция

Система представлений человека о  самом себе. В рамках единой Я-концепции  выделяют различные ее составляющие: 1.Я – физическое как схема  собственного тела; 2.Я – социальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой; 3.Я – экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти. Формирование Я – концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей.

9.

Интроверт

тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.

10.

Экстраверт

это тип личности (или  поведения), который ориентирован в  своих проявлениях вовне, на окружающих.


 

Список использованных источников

1.

Абрамов Г.С. «Возрастная  психология». - М.: 1997.

Абрамов Г.С. «Возрастная психология». - М.: 1997.

2.

Аверченко Л.К. «Управление общением» /уч. пос/. М. - Новосибирск, 2001.

3.

Ананьев Б.Г. Психология человека. Избранное. – С.-Пб., 1997.

4.

Божович Л.И. «Проблемы формирования личности.» - М.: 1995

5.

«Возрастная и педагогическая психология»/Под  редакцией А.В. Петровского. - 1992.

6.

В.С. Мухина «Возрастная психология» - Москва, Академия, 1999 г.

7.

И. А. Зимняя «Педагогическая психология» - Москва, «Логос» - 2003 г.

8.

Кон И. С. «Психология ранней юности». М.: Просвещение, 1989.

9.

Климов Е.А. Основы психологии. –  М., 1997.

10.

Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1997.

11.

П.Орлов А.Б. «Психология личности и сущности человека».- М., 2002.

12.

«Психология». Словарь. / Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г.-М., 1990.

13.

«Психология подростка» /уч. пос/ под. ред. Реана А.А. - М., 2000.

14.

С чего начинается личность. – М., 1983.

15.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Уч. пос. для вузов. – М., 1995.

16.

Берн Эрик  Трансакционный анализ и психотерапия. Перевод с англ.  СПб., издательство <Братство>, 1992.


Приложения

А

Б

В


1 Берн Эрик  Трансакционный анализ и психотерапия. Перевод с англ.  СПб., издательство <Братство>, 1992.




Информация о работе Психологическая структура личности