Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа
Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст в пространстве, которого она существует. Этим контекстом является проблема человека.
Личность – это не просто совокупность, или ансамбль свойств. Речь идет о таких свойствах, которые в своем взаимодействии порождают особое человеческое качество, чувство “Я”, сознание собственной индивидуальности, или, как утверждал американский психолог А. Маслоу, “переживание идентичности”. Учитывая это, личностью называют человека, имеющего свое “Я”, способного к самоопределению посредством собственной воли и к осуществлению своей воли в действиях.
Введение 3
Основная часть 5
1. Психологическая структура личности 5
2. Защитные механизмы личности 11
3. Результаты апробации структурного анализа личности 13
Заключение 19
Глоссарий 21
Список использованных источников 27
При здоровых отношениях между людьми трансакции являются прямыми и откровенными и в случае необходимости интенсивными.
Скрытые трансакции являются наиболее сложными. Они отличаются от дополнительных и пересекающихся тем, что более двух состояний «Я».
Скрытые трансакции требуют одновременного участия более чем двух состояний «Я». Именно эта категория служит основой для игр.
Люди играют в психологические игры как бридж, шашки, «монополия». Психологические игры, кроме этого, имеют еще и скрытую цель, и в них играют не для удовольствия. Берн определяет психологическую игру как часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешнее разумное обоснование, или более кратко, как серию трансакций с уловкой. Чтобы последовательность трансакций образовала пару, необходимо наличие трех аспектов:
Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между игроками. Несмотря на это, люди играют в психологические игры, потому что они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других и, наконец, превращаются в их судьбу.
Следовательно, внешне игра выглядит как набор операций. Игры имеют тягу к повторению. Берн поделил игры на три степени:
а) игры первой степени, которые приемлемы в обществе;
б) игры второй степени, которые не всегда наносят непоправимый ущерб, но некоторые игроки будут, скорее всего, скрывать это от посторонних;
в) игры третьей степени, в которые играют раз и навсегда и которые заканчиваются в кабинете врача, в зале суда или в морге.
Игры индивидуально программируются. Их используют из состояния Я-Родителя, когда повторяют игры родителей. Их исполняют из состояния Я-Взрослого, когда они сознательно рассчитаны. Их исполняют из состояния Я-Ребенка, ели основаны на ранних жизненных переживаниях, которые ребенок принял о себе самом и других в детстве.
Основной проблемой психоанализа являлась проблема мотивации. Подобно тому, как образ и действие суть реалии, выполняющие жизненные функции в системе отношений индивида и мира, а не внутри замкнутого в самом себе рефлектирующего сознания, одной из главных психологических реалий является мотив. Понятие бессознательного, изучаем из учения о вытеснении. Вытесненное рассматривается как типичный пример бессознательного. Видно, что есть два вида: латентное, но способное стать сознательным. Знакомство с психической динамикой не может оказать влияние на номенклатуру и описание. Латентное бессознательное, только в окончательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным: термин «бессознательное», «предсознательное», «сознательное» смысл которого уже только чисто описательный.
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.
Таким образом, в психологической теории давно уже предпринимаются попытки определения личности как системы (отношений к миру, социальных ролей, диспозиций, установок и т.д. как способов включения в социум). Во второй половине ХХ века состоялось несколько масштабных дискуссией по проблеме личности, в основном концентрировавшихся вокруг проблем ее структуры. Предпринимались попытки рассмотреть личность как целое - систему, включенную в общественные отношения, общение (Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев и др.), как развивающуюся систему (Л.И.Анцыферова), в том числе в коллектив (концепция деятельностного опосредования межличностных отношений А.В.Петровского), и личностных “вкладов” в другого человека В.А.Петровского). Большой вклад в развитие структурного подхода к изучению личности внесли работы К.К. Платонова, В.С.Мерлина, Б.Г. Ананьева, Е.В. В.Н.Мясищева и др. Данные теории привлекательны тем, что в них личность рассматривается как сложная система, взаимодействующая с внешним миром и развивающаяся в результате этого взаимодействия.
Личность как система обладает следующими свойствами:
Системный подход к личности, являясь полезным и многообещающим научным инструментом, несет вместе с тем и опасность схематизации, искусственного подгона фактических данных под заранее построенные системы. Значит не следует стремиться к исчерпывающей систематизации и недооценивать научные факты, которые не укладываются в существующие представления о личности как системе.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1. |
Личность |
Интегрированная совокупность психических свойств, при наличии которых человек обретает сознание и самосознание (чувство “Я”), становится субъектом деятельности и партнером социальных взаимодействий. Личность – это та сторона индивидуальной человеческой психики, которая отличается устойчивостью, определяет духовное своеобразие данного человека и обусловливает особенности его деятельности, общения и жизни в целом. |
2. |
Отрицание |
Форма психологической защиты. Характеризуется недостаточным осознанием определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их осознании. |
3. |
Подавление |
В широком смысле слова — психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идеи, аффекта и т. Д В более узком смысле слова — некоторые операции в смысле а) либо осознанностью действия, в силу чего подавленное содержание становится лишь предсознательным, а не бессознательным; б) либо, в случае подавления аффекта, отсутствием переноса в бессознательное, но лишь его торможением, приостановкой. |
4. |
Рационализация |
Рационализация форма |
5. |
Проекция |
(от лат. projectio бросание вперед) психологический механизм, впервые рассмотренный З.Фрейдом , работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных психодиагностических методик |
6. |
Интеллектуализация |
Форма психологической защиты. Характеризуется неосознанным стремлением контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации. |
7. |
ТА |
Транзактный анализ Транзактный анализ (от лат. transactio сделка и греч. analysis разложение, расчленение) психотерапевтическая методика группового и личностного роста, автор Э.Берн. Основана на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, как интериоризаций социального опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я (родитель ребенок взрослый). Родитель представляет собой авторитарные тенденции индивида, ребенок подчиненную позицию, взрослый умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства |
8. |
Я–концепция |
Система представлений человека о самом себе. В рамках единой Я-концепции выделяют различные ее составляющие: 1.Я – физическое как схема собственного тела; 2.Я – социальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой; 3.Я – экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти. Формирование Я – концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. |
9. |
Интроверт |
тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя. |
10. |
Экстраверт |
это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих. |
1. |
Абрамов Г.С. «Возрастная психология». - М.: 1997. Абрамов Г.С. «Возрастная психология». - М.: 1997. |
2. |
Аверченко Л.К. «Управление общением» /уч. пос/. М. - Новосибирск, 2001. |
3. |
Ананьев Б.Г. Психология человека. Избранное. – С.-Пб., 1997. |
4. |
Божович Л.И. «Проблемы формирования личности.» - М.: 1995 |
5. |
«Возрастная и педагогическая психология»/Под редакцией А.В. Петровского. - 1992. |
6. |
В.С. Мухина «Возрастная психология» - Москва, Академия, 1999 г. |
7. |
И. А. Зимняя «Педагогическая психология» - Москва, «Логос» - 2003 г. |
8. |
Кон И. С. «Психология ранней юности». М.: Просвещение, 1989. |
9. |
Климов Е.А. Основы психологии. – М., 1997. |
10. |
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1997. |
11. |
П.Орлов А.Б. «Психология личности и сущности человека».- М., 2002. |
12. |
«Психология». Словарь. / Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г.-М., 1990. |
13. |
«Психология подростка» /уч. пос/ под. ред. Реана А.А. - М., 2000. |
14. |
С чего начинается личность. – М., 1983. |
15. |
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Уч. пос. для вузов. – М., 1995. |
16. |
Берн Эрик Трансакционный анализ и психотерапия. Перевод с англ. СПб., издательство <Братство>, 1992. |
А |
|
Б |
|
В |
|
1 Берн Эрик Трансакционный анализ и психотерапия. Перевод с англ. СПб., издательство <Братство>, 1992.