Психологическая сущность игры дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие психологической сущности игры дошкольника. В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. описать общую характеристику игры дошкольника;
2. определить структуру игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте;
3. охарактеризовать различные виды игр дошкольников;
4. изучить психологическое влияние игры и игрушки на общее развитие ребенка-дошкольника;
5. выявить особенности современных детей и их игровой деятельности с точки зрения психологии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………………..5
1 Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте …………………………..5
1.1 Общая характеристика игры дошкольника………………………………………..5
1.2 Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………………….6
1.3 Характеристика различных видов игр дошкольников……………………………8
2 Психологическое влияние игры на развитие дошкольника……………………….14
2.1 Роль игры в психическом развитии ребенка……………………………………..14
2.2 Влияние игрушки на психическое развитие ребенка……………………………17
2.3 Современные дети и современные игры в зеркале психологии……………...…21
Заключение……………………………………………………………………………..24
Глоссарий……………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Попова О.В., КР, Психология развития и возрастная психология.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Тульский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Психология развития и возрастная психология

Тема

Психологическая сущность игры дошкольника

Фамилия студента

Попова

Имя студента

Олеся

Отчество студента

Валерьевна

№ контракта

03203090701002


 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Основная часть…………………………………………………………………………..5

1 Игра как ведущая деятельность  в дошкольном возрасте …………………………..5

1.1 Общая характеристика игры дошкольника………………………………………..5

1.2 Структура игровой деятельности  и этапы развития игры в  дошкольном возрасте…………………………………………………………………………………….6

1.3 Характеристика различных видов игр дошкольников……………………………8

2 Психологическое влияние игры  на развитие дошкольника……………………….14

2.1 Роль игры в психическом развитии ребенка……………………………………..14

2.2 Влияние игрушки на психическое  развитие ребенка……………………………17

2.3 Современные дети и современные  игры в зеркале психологии……………...…21

Заключение……………………………………………………………………………..24

Глоссарий……………………………………………………………………………….26

Список использованных источников…………………………………………………28

Приложение…………………………………………………………………………….30

Введение

Игра - это  особая  деятельность маленького  человека, возникающая при общественной  потребности в подготовке нового поколения к жизни.

Вся жизнь ребёнка  заключается в игре. В игре, как  и в жизни,  ребёнок встречается  с временными трудностями, промахами  и неудачами, именно они являются основной ценностью игры. Преодолевая  трудности, у ребёнка формируется  характер, складывается личность, возникает потребность в помощи и желание помочь другим. По этой причине вмешивание в игру взрослого, с целью сразу же разрешить игровые конфликты, выручить, избавить, утешить, нежелательно.

Заботливых родителей  беспокоит вопрос: как  развивать ребенка? Они выстраивают всевозможные методы раннего обучения, загружают малыша различной деятельностью, с раннего возраста начинают учить читать, забывая о том, что маленькому ребёнку нужна игра. Только игра является непременным условием развития детей. Сюжетно-ролевая игра возникает при переходе от раннего детства к дошкольному, и достигает пика в четыре - пять лет. Помимо этого вида игры, ребёнок знакомится с играми, включающими  правила (дидактические и подвижные). Они способствуют развитию интеллекта ребенка,  совершенствуют основные движения и двигательные качества.

Сюжетно-ролевая игра включает в себя воспроизведение  дошкольниками взаимодействий взрослых, отношений между ними. То есть в  игре ребенок имитирует сферы деятельности взрослых.

Влияние игры на  психическое  развитие ребёнка неоднократно отмечали и педагоги, и психологи. А. С. Макаренко  писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в  игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Внутри игры также  начинает складываться и учебная  деятельность, к которой ребёнок  в дошкольный период относится как  к своеобразной игре с определенными  ролями и правилами.

Часто функцией игры ребёнка  является исследование. В  игре  изучаются  свойства и особенности предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга.

Все это подчеркивает актуальность и важность выбранной  для курсовой работы темы.

Целью курсовой работы является раскрытие психологической сущности игры дошкольника. В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:

1. описать общую характеристику игры дошкольника;

2. определить структуру игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте;

3. охарактеризовать различные виды игр дошкольников;

4. изучить психологическое влияние игры и игрушки на общее развитие ребенка-дошкольника;

5. выявить особенности современных детей и их игровой деятельности с точки зрения психологии.

При написании работы были изучены учебники и учебные пособия по детской и дошкольной психологии следующих авторов:  Е. О. Смирнова, Г.А. Широкова, Г. А. Урунтаева, В. В. Зеньковский. Психологическая сущность игры и ее влияние на дошкольника также рассматриваются в учебниках по возрастной психологии В. С. Мухиной и Л. Ф. Обуховой, учебном пособии по психологии развития человека Е. Е. Сапоговой и других изданиях.

 

 

Основная часть

  1. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

1.1 Общая характеристика  игры дошкольника 

При отделение ребенка от взрослого в конце раннего возраста, создаются предпосылки для новой социальной ситуации развития.

Впервые ребенку приходится выходить из своего семейного мира и устанавливать отношения с  миром взрослых людей. Идеальной  формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений.

Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит  в том, что ребенок  член общества, вне общества он не может существовать, основной его потребностью является жить общей жизнью со взрослыми. Но осуществление этого в современных исторических условиях невозможно, ребёнок живёт в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Эта связь осуществляется игровой деятельностью ребенка. Возникновение игры происходит при  появлении нереализуемых непосредственно тенденций ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленному осуществлению желаний. Сущность игры, по Л. С. Выготскому, заключается в исполнении обобщенных желаний ребенка, содержащих в основном систему отношений со взрослыми. 

Элементарная игровая  деятельность впервые появляется в  младенческом возрасте, а в дошкольном развиваются высшие её формы, например сюжетно-ролевая игра.

Характерной чертой игры является возможность ребенка в игре выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в процессе деятельности.

Игровые действия - это  действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

Суть игры  -  в  действиях ребёнка со значениями, которые оторваны от вещей, но при  этом опирается на реальные действия. Противоречие в процессе игровой  деятельности заключается в возникновении движения в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии: в игре все внутренние процессы представлены во внешнем действии.

1.2 Структура игровой  деятельности и этапы развития  игры в дошкольном возрасте

Структура игры включает следующие  элементы.

1. Любая игра подчинена  тематике, то есть действительности, воспроизводимой ребёнком в игре; дети играют в «семью», «больницу", «магазин», «Бабу Ягу и Ивашечку»,  «Белоснежку и семь гномов»  и т.д.; чаще всего тема выбирается из окружающей действительности, но дети «заимствуют» и сказочные, книжные темы.

2. В соответствии с  темой строится сюжет, сценарий  игры; сюжетом называют определенную  последовательность событий, обыгрываемых  детьми. Сюжет может быть  индустриальным, сельскохозяйственным,  ремесленным,  строительным, бытовым (семейный быт,  детский сад, школа) и общественно-политическим (демонстрация, митинг), военным, драматизацией (кино, театр, постановки сказок и рассказов) и т.д. Некоторые игры (особенно с бытовыми сюжетами)  дети разыгрывают с разным содержанием сюжета всё дошкольное детство. Игры одной тематики могут быть представлены разными сюжетами: так, например, игра в «семью», в «дочки-матери» может быть построена на сюжете прогулки, похода в магазин, приема гостей, укладывания ребенка спать, его болезни и т.д.

3. Третьим элементом в структуре игры является роль как точный список действий и правил их реализации, как имитация реальных отношений, которые существуют между людьми, но не всегда доступны ребенку в практическом плане; дети выполняют роли посредством игровых действий: «врач» ставит укол «больному», «продавец» отпускает «покупателю» «хлеб», «учитель» учит

«учеников» «читать» и т.д.

4. Содержание игры выделяется ребёнком в качестве основного момента деятельности или отношений взрослых. В разном возрасте при игре с одним и тем же сюжетом дети привносят в нее разное содержание:  младшие дошкольники многократно повторяют какое-либо действие с предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать куколку» при игре «в дочки - матери», «лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); средние моделируют деятельность взрослых и эмоционально значимые ситуаций, выполняют роли; старшие дети строго соблюдают правила игры.

5. Игровой материал  и игровое пространство — игрушки  и разнообразные другие предметы, помогающие  детям разыгрывать  сюжет и роли. Особенностью игрового  материала является то, что в  игре предмет дети используют  не в своем прямом значении (песок, палочки, колечки, шарики и т.п.), а в качестве заместителей других, недоступных ребенку практически, предметов (сахар, ложки, таблетки, яблоки и т.п.). Игровое пространство имеет границы, которые территориально ограничивают игру. Его может символизировать определенный предмет (например, сумочка с красным крестом, лежащая на стуле, означает «больница») или даже обозначаться (например, дети мелом рисуют кухню и спальню, дом и улицу, тыл и фронт).

6. Ролевые и реальные  отношения - первые отражают отношение  к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.).

Игра, являясь ведущей  деятельностью на протяжении всего  дошкольного детства, она разнообразна на всем своем протяжении. Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к  совместным: с возрастом увеличивается  число участников игры и длительность существования игрового процесса. Младшие дошкольники чаще играют в одиночку, но уже  3-летние дети объединяются в  группы по 2-3 человека. Продолжительность такого объединения коротка (всего 3—5 минут), после чего дети одной группы могут присоединиться к другим группам.

К 4-5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжительность  совместной игры здесь доходит до 40-50 минут (чаще около 15 минут). Обычно игра начинается одним ребенком, а затем  к нему присоединяются другие; предложение  одного ребенка находит отклик у других детей, что является основой для возникновения сюжетной игры. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности.

1.3 Характеристика различных  видов игр дошкольников

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, вызывая качественные изменения в психике ребенка. Ребёнок подражает во всём взрослым, из-за возрастающего стремления к самостоятельности и потребности поступать, как взрослый. Совершение даже только бытовых действий приносит ему удовольствия. . Ребёнок желает ездить на машине, лечить людей, продавать одежду. Воплотить это в реальность невозможно. Возникший между желаемым и возможным конфликт ведёт  к образованию сюжетно-ролевой игры, в которой ребенок берет на себя роль взрослого, выполняет его обязанности понарошку.

Выдающийся психолог А.Н.Леонтьев писал: «...Овладение ребенком более широким, непосредственно  недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре». Ребёнок, который моделирует деятельность взрослых в игре, расширяет сферу своей деятельности. А.В.Запорожец подчёркивал: «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д. Таким образом складываются благоприятные условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей».

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на обогащающихся знаниях ребенка  о жизни взрослых. Новой сферой действительности, осваиваемой дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение дошкольника в игре регулируется образом другого человека. Дошкольник постигает точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, которые отражают реальные взаимоотношения взрослых.

Д. Б. Эльконин, который  рассматривал структуру сюжетно-ролевой  игры, доказал, что главным компонентом  ее выступает роль - соответствующая  общественным нормам, правилам способов поведения людей в каждой конкретной ситуации.

Выполняя роль, ребёнок сталкивается  с необходимостью действовать не по своему желанию, а так, как это предписывает роль, подчиняясь установленным нормам и правилам поведения. Каждый ребёнок встает на место другого человека. Таким образом,  ребёнок открывает для себя не только правила поведения, но и их влияние на установление и поддержание положительного взаимоотношения с другим человеком. Он  осознаёт необходимость соблюдения правил, т.е. у него возникает сознательное подчинение им.

Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника