Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 14:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие психологической сущности игры дошкольника. В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. описать общую характеристику игры дошкольника;
2. определить структуру игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте;
3. охарактеризовать различные виды игр дошкольников;
4. изучить психологическое влияние игры и игрушки на общее развитие ребенка-дошкольника;
5. выявить особенности современных детей и их игровой деятельности с точки зрения психологии.
Введение………………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………………..5
1 Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте …………………………..5
1.1 Общая характеристика игры дошкольника………………………………………..5
1.2 Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………………….6
1.3 Характеристика различных видов игр дошкольников……………………………8
2 Психологическое влияние игры на развитие дошкольника……………………….14
2.1 Роль игры в психическом развитии ребенка……………………………………..14
2.2 Влияние игрушки на психическое развитие ребенка……………………………17
2.3 Современные дети и современные игры в зеркале психологии……………...…21
Заключение……………………………………………………………………………..24
Глоссарий……………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………………28
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Тульский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Психология развития и возрастная психология |
Тема |
Психологическая сущность игры дошкольника |
Фамилия студента |
Попова |
Имя студента |
Олеся |
Отчество студента |
Валерьевна |
№ контракта |
03203090701002 |
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
1 Игра как ведущая деятельность
в дошкольном возрасте ……………………
1.1 Общая характеристика игры дошкольника………………………………………..5
1.2 Структура игровой
1.3 Характеристика различных видов игр дошкольников……………………………8
2 Психологическое влияние игры
на развитие дошкольника…………………
2.1 Роль игры в психическом развитии ребенка……………………………………..14
2.2 Влияние игрушки на
2.3 Современные дети и
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Игра - это особая деятельность маленького человека, возникающая при общественной потребности в подготовке нового поколения к жизни.
Вся жизнь ребёнка заключается в игре. В игре, как и в жизни, ребёнок встречается с временными трудностями, промахами и неудачами, именно они являются основной ценностью игры. Преодолевая трудности, у ребёнка формируется характер, складывается личность, возникает потребность в помощи и желание помочь другим. По этой причине вмешивание в игру взрослого, с целью сразу же разрешить игровые конфликты, выручить, избавить, утешить, нежелательно.
Заботливых родителей беспокоит вопрос: как развивать ребенка? Они выстраивают всевозможные методы раннего обучения, загружают малыша различной деятельностью, с раннего возраста начинают учить читать, забывая о том, что маленькому ребёнку нужна игра. Только игра является непременным условием развития детей. Сюжетно-ролевая игра возникает при переходе от раннего детства к дошкольному, и достигает пика в четыре - пять лет. Помимо этого вида игры, ребёнок знакомится с играми, включающими правила (дидактические и подвижные). Они способствуют развитию интеллекта ребенка, совершенствуют основные движения и двигательные качества.
Сюжетно-ролевая игра включает в себя воспроизведение дошкольниками взаимодействий взрослых, отношений между ними. То есть в игре ребенок имитирует сферы деятельности взрослых.
Влияние игры на психическое
развитие ребёнка неоднократно отмечали
и педагоги, и психологи. А. С. Макаренко
писал: «Игра имеет важное значение
в жизни ребенка, имеет то же значение,
как у взрослого имеет
Внутри игры также начинает складываться и учебная деятельность, к которой ребёнок в дошкольный период относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами.
Часто функцией игры ребёнка является исследование. В игре изучаются свойства и особенности предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга.
Все это подчеркивает актуальность и важность выбранной для курсовой работы темы.
Целью курсовой работы является раскрытие психологической сущности игры дошкольника. В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. описать общую характеристику игры дошкольника;
2. определить структуру игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте;
3. охарактеризовать различные виды игр дошкольников;
4. изучить психологическое влияние игры и игрушки на общее развитие ребенка-дошкольника;
5. выявить особенности современных детей и их игровой деятельности с точки зрения психологии.
При написании работы были изучены учебники и учебные пособия по детской и дошкольной психологии следующих авторов: Е. О. Смирнова, Г.А. Широкова, Г. А. Урунтаева, В. В. Зеньковский. Психологическая сущность игры и ее влияние на дошкольника также рассматриваются в учебниках по возрастной психологии В. С. Мухиной и Л. Ф. Обуховой, учебном пособии по психологии развития человека Е. Е. Сапоговой и других изданиях.
1.1 Общая характеристика игры дошкольника
При отделение ребенка от взрослого в конце раннего возраста, создаются предпосылки для новой социальной ситуации развития.
Впервые ребенку приходится выходить из своего семейного мира и устанавливать отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений.
Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит в том, что ребенок член общества, вне общества он не может существовать, основной его потребностью является жить общей жизнью со взрослыми. Но осуществление этого в современных исторических условиях невозможно, ребёнок живёт в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Эта связь осуществляется игровой деятельностью ребенка. Возникновение игры происходит при появлении нереализуемых непосредственно тенденций ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленному осуществлению желаний. Сущность игры, по Л. С. Выготскому, заключается в исполнении обобщенных желаний ребенка, содержащих в основном систему отношений со взрослыми.
Элементарная игровая деятельность впервые появляется в младенческом возрасте, а в дошкольном развиваются высшие её формы, например сюжетно-ролевая игра.
Характерной чертой игры является возможность ребенка в игре выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в процессе деятельности.
Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.
Суть игры - в действиях ребёнка со значениями, которые оторваны от вещей, но при этом опирается на реальные действия. Противоречие в процессе игровой деятельности заключается в возникновении движения в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии: в игре все внутренние процессы представлены во внешнем действии.
1.2 Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте
Структура игры включает следующие элементы.
1. Любая игра подчинена
тематике, то есть действительности,
воспроизводимой ребёнком в
2. В соответствии с
темой строится сюжет,
3. Третьим элементом в структуре игры является роль как точный список действий и правил их реализации, как имитация реальных отношений, которые существуют между людьми, но не всегда доступны ребенку в практическом плане; дети выполняют роли посредством игровых действий: «врач» ставит укол «больному», «продавец» отпускает «покупателю» «хлеб», «учитель» учит
«учеников» «читать» и т.д.
4. Содержание игры выделяется ребёнком в качестве основного момента деятельности или отношений взрослых. В разном возрасте при игре с одним и тем же сюжетом дети привносят в нее разное содержание: младшие дошкольники многократно повторяют какое-либо действие с предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать куколку» при игре «в дочки - матери», «лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); средние моделируют деятельность взрослых и эмоционально значимые ситуаций, выполняют роли; старшие дети строго соблюдают правила игры.
5. Игровой материал
и игровое пространство —
6. Ролевые и реальные отношения - первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.).
Игра, являясь ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного детства, она разнообразна на всем своем протяжении. Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным: с возрастом увеличивается число участников игры и длительность существования игрового процесса. Младшие дошкольники чаще играют в одиночку, но уже 3-летние дети объединяются в группы по 2-3 человека. Продолжительность такого объединения коротка (всего 3—5 минут), после чего дети одной группы могут присоединиться к другим группам.
К 4-5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжительность совместной игры здесь доходит до 40-50 минут (чаще около 15 минут). Обычно игра начинается одним ребенком, а затем к нему присоединяются другие; предложение одного ребенка находит отклик у других детей, что является основой для возникновения сюжетной игры. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности.
1.3 Характеристика различных видов игр дошкольников
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, вызывая качественные изменения в психике ребенка. Ребёнок подражает во всём взрослым, из-за возрастающего стремления к самостоятельности и потребности поступать, как взрослый. Совершение даже только бытовых действий приносит ему удовольствия. . Ребёнок желает ездить на машине, лечить людей, продавать одежду. Воплотить это в реальность невозможно. Возникший между желаемым и возможным конфликт ведёт к образованию сюжетно-ролевой игры, в которой ребенок берет на себя роль взрослого, выполняет его обязанности понарошку.
Выдающийся психолог А.Н.Леонтьев писал: «...Овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре». Ребёнок, который моделирует деятельность взрослых в игре, расширяет сферу своей деятельности. А.В.Запорожец подчёркивал: «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д. Таким образом складываются благоприятные условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей».
Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на обогащающихся знаниях ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, осваиваемой дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение дошкольника в игре регулируется образом другого человека. Дошкольник постигает точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, которые отражают реальные взаимоотношения взрослых.
Д. Б. Эльконин, который рассматривал структуру сюжетно-ролевой игры, доказал, что главным компонентом ее выступает роль - соответствующая общественным нормам, правилам способов поведения людей в каждой конкретной ситуации.
Выполняя роль, ребёнок сталкивается с необходимостью действовать не по своему желанию, а так, как это предписывает роль, подчиняясь установленным нормам и правилам поведения. Каждый ребёнок встает на место другого человека. Таким образом, ребёнок открывает для себя не только правила поведения, но и их влияние на установление и поддержание положительного взаимоотношения с другим человеком. Он осознаёт необходимость соблюдения правил, т.е. у него возникает сознательное подчинение им.
Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника