Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 14:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие психологической сущности игры дошкольника. В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. описать общую характеристику игры дошкольника;
2. определить структуру игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте;
3. охарактеризовать различные виды игр дошкольников;
4. изучить психологическое влияние игры и игрушки на общее развитие ребенка-дошкольника;
5. выявить особенности современных детей и их игровой деятельности с точки зрения психологии.
Введение………………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………………..5
1 Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте …………………………..5
1.1 Общая характеристика игры дошкольника………………………………………..5
1.2 Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………………….6
1.3 Характеристика различных видов игр дошкольников……………………………8
2 Психологическое влияние игры на развитие дошкольника……………………….14
2.1 Роль игры в психическом развитии ребенка……………………………………..14
2.2 Влияние игрушки на психическое развитие ребенка……………………………17
2.3 Современные дети и современные игры в зеркале психологии……………...…21
Заключение……………………………………………………………………………..24
Глоссарий……………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………………28
Сюжетно-ролевая игра объясняет ребёнку мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывая ее общественный смысл. Если поначалу выбор роли обуславливается её внешней привлекательностью: фуражка, белый халат, фартук продавца, то в процессе игры ребёнок познаёт её социальную пользу. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.
В игре ребенок впервые открывает отношения, которые существуют между взрослыми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности. Обязанности по отношению к окружающим - это то, что ребенок чувствует необходимым исполнять, исходя из роли, которую он взял на себя. Исполняя роль покупателя, например, ребенок понимает, что он не может уйти, не заплатив за покупку. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых исполняют другие участники игры. Так, покупатель имеет право на то, чтобы ему отпускали любые имеющиеся на игрушечном прилавке товары, чтобы с ним обращались так же, как с остальными покупателями.
Исполнение роли в сюжетной игре как раз и заключается в исполнении обязанностей, налагаемых ролью, и осуществлении права по отношению ко всем партнёрам по игре.
Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает глубину он освоения отражаемой в игре сферы социальной реальности. Восприятие ребенком правил изменяется в течение всего дошкольного детства. Сначала маленький ребёнок легко пренебрегает правилами и не следит за их исполнением другими участниками, так как не осознает смысла правил. Затем он начинает замечать нарушение правил партнёрами по игре и противится этому. Он, объясняя необходимость следования правилам, опирается на логику житейских связей: так не бывает. Но чуть позже ребёнок начинает осознавать правила. Он, исполняя свою роль в игре, сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так дошкольник учится управлять своим поведением. «Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии», - писал Д.Б. Эльконин.
В игре ребенок пользуется разнообразными игровыми предметами: игрушками, атрибутами, предметами-заместителями. Наибольший интерес представляет собой последняя группа. Замещением дети пользуются при возникновении проблемной ситуации: что делать, когда куколка хочет кушать, а ложки нет? При помощи взрослого ребенок получает подходящий предмет - палочка будет ложкой. Истинное замещение происходит при условии называния ребенком предмета-заместителя в соответствии с его новой функцией, сознательно наделяя новым значением. Главным условием является, что с предметом-заместителем можно было бы делать тоже самое, что и с замещаемым. То есть ложкой может стать палочка, карандаш, даже градусник. А вот мячом нельзя пользоваться как ложкой, так как им не зачерпнёшь пищу. За счёт предметов-заместителей обогащается детская игра, расширяются возможности моделирования действительности, они развивают знаково-символическую функцию сознания.
Старший ребенок более самостоятельно выбирает и использует предмет-заместитель, внешнее сходство для него имеет наименьшее значение, а большее - сходство функциональное.
Большое значение в развитии игры имеет атрибутика. Они позволяют дошкольнику брать на себя роль, планировать и разворачивать сюжет, создавать игровую ситуацию. Они отвечают за внешние условия для реализации роли, облегчают ребёнку ролевое поведение. Малыш лучше исполняет роль врача, одеваясь в белый халат и колпак. Старший дошкольник почти не пользуется внешними атрибутами, потому что такой опорой являются знания о функции взрослых.
Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, состоящей из сюжета и содержания. Сюжет - сфера действительности, моделируемая ребёнком в процессе игры. А, следовательно, выбор сюжета всегда подкреплён определенными знаниями. Именно поэтому в дошкольном возрасте игры в «семью» любимы детьми, потому что они сами ежедневно находятся в подобных отношениях и имеют о них наиболее чёткое представление.
Постепенно дошкольники вводят в свою игровую деятельность сюжеты любимых сказок и мультфильмов. В играх сочетаются реальность и сказка, при этом сфера реальности, которую воссоздают дети, продолжает расширяться по мере вхождения ребенка в многослойные общественные отношения. К бытовым сюжетам присоединяют профессиональные, а затем и социальные. Богатство и разнообразие сюжетов зависит от богатства воображения детей. А само создание игровых сюжетов развивает детскую фантазию, творческую деятельность.
Самые маленькие дети сюжет берут с игрушки или атрибута, попавшего в их поле зрения, привлекшего внимание. Игра малышей непродолжительна, сюжеты неустойчивые, однообразные. Очень редко они состоят даже из пары сюжетных линий, чаще из одной. Например, дочка помогает маме убрать в доме или помыть тарелки.
Дети среднего дошкольного возраста заранее, до начала игры, планируют её сюжет в соответствии со своими интересами. Игра включает несколько сюжетных линий: мама не только ухаживает за дочкой, но и водит ее в театр, детский сад, шьет ей платье. Дети объединяют игры с разными сюжетами, например мастерская игрушек, магазин и детский сад.
При развитии игровых умений и усложнении игровых замыслов дети вступают в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Стремление к воспроизведению ребёнком в игре взаимоотношений взрослых ведёт к необходимости партнёра, который играл бы вместе с ним. Здесь возникает необходимость договариваться с другими детьми, вместе организовывать игру, включающую несколько ролей.
В совместной игре дети учатся общаться, понимать и помогать друг другу, учатся согласованию своих действий с действиями товарища.
Когда дети объединяются в совместную игру, происходит обогащение и усложнение содержания игры. Опыт каждого ребенка ограничен. Ему знаком сравнительно узкий круг действий, которые выполняют взрослые. В игре дети обмениваются опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий.
Игровая деятельность детей не ограничивается лишь сюжетно-ролевой игрой, хотя она наиболее характерна для дошкольника. К разновидности сюжетно-ролевых игр относятся строительные игры и игры-драматизации. Эта группа игр называется творческой. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводя с помощью ролей и игровых действий.
Другая группа игр - это игры с правилами, которые специально создают взрослые в воспитательных целях. Это дидактические и подвижные игры. Основой этих игр является четко определенное программное содержание, дидактические задачи. Изначально дети учатся этим играм у взрослых, и лишь затем играют самостоятельно. Приведу краткую характеристику строительных, дидактических и подвижных игр.
Строительные игры развивают у ребёнка понимание мира сооружений и механизмов, создаваемых руками человека. Любая строительная игра включает в себя интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок должен решить при помощи разнообразных материалов и действий. Испытывая трудности на пути к желаемому результату, дошкольник понимает, что не владеет необходимыми умениями. Тогда возникает стремление научиться строить, приобретать новые умения.
Строительная игра имеет реальный результат - постройку. При расширении представлений детей об окружающем рукотворном мире, приобретении коммуникативных умений и технических, «строительных» навыков появляются коллективные строительные игры.
Подвижная игра состоит из игровых действий, правил и материала, а также нередко роли и сюжета. Правила в этих играх определены до начала игры, открыты и понятны для ребенка. Подвижные игры имеют прямое направление на развитие основных движений и формирование двигательных качеств, и при этом они влияют на многие стороны психического развития ребенка. Прежде всего, на нравственно-волевую сферу личности. В коллективных подвижных играх происходит становление и развитие организаторских и коммуникативных умений ребенка. Игры-соревнования, игры-эстафеты учат старшего дошкольника удерживанию цели деятельности, действиям по инструкции взрослого, контролированию своего поведения и действий. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом (когда, например, прибежал первым) и в то же время радуется удаче товарища, сопереживает трудностям, проявляет взаимопомощь.
Особый вид игровой деятельности - дидактическая игра. Её создают взрослые специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре, кроме обучения, происходит обобщение и закрепление полученных ранее навыков. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, усваиваются общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому основной компонент в ней - дидактическая задача, скрытая от малыша за игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.
2.1 Роль игры в психическом развитии ребенка
В дошкольном возрасте игра может стать причиной качественных изменений в психике малыша.
Игровая деятельность формирует
психические качества и личностные
особенности дошкольника. В процессе
игры возникают другие виды деятельности,
приобретающие позже
Игровая деятельность формирует произвольные психические процессы. В игре у дошкольников развиваются произвольные внимание и память. В процессе игры дети могут лучше сосредоточиться лучше и запомнить больше, чем на занятиях. Осознание цели (сосредоточить внимание, запомнить) ребенком раньше и легче всего происходит в игровой деятельности. Ребёнок, благодаря условиям игры сосредотачивается на предметах, которые включены в игровую ситуацию, на содержании игровых действий и сюжета. Дошкольник вынужден целенаправленно сосредотачиваться и запоминать, нуждаясь в общении, эмоциональном поощрении.
Игровая ситуация и действия в ней имеют свойства развивать умственную деятельность ребенка. Игра учит ребёнка действиям с заместителем предмета - ребёнок обозначает заместитель новым игровым названием и на основе этого соответственно моделирует свои действия. Предмет-заместитель - опора для мышления дошкольника. Действия с предметами-заместителями развивают мышления ребёнка о реальных предметах. Постепенно происходит сокращение игровых действий с предметами, ребенок при этом начинает мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Этим игра способствует постепенному переходу к мышлению в плане представлений.
В ходе ролевой игры развивается воображение дошкольника. Игровая деятельность учит ребёнка замещению одних предметов другими, входить в разнообразные роли и образы. Эта способность становится основой для развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста предметы-заместители не являются главными атрибутами. Дети этого возраста отождествляют предметы и действия с ними, создают новые ситуации с помощью воображения.
Игра развивает личность ребёнка. Через неё он узнаёт о поведении и взаимоотношениях взрослых, являющихся образцом для его собственного поведения, и в ней возникают основные навыки общения. Игра развивает чувства и волевую регуляцию поведения, предполагая подчинение его правилам, содержащихся в роли, исполняемой ребёнком.
На протяжении всего дошкольного детства постепенно с игрой сливаются продуктивные виды деятельности ребёнка. В процессе рисования дошкольником разыгрываются всевозможные сюжеты. В процесс игры могут войти и стройки из кубиков . Ребенок берёт на себя роль шофёра и везёт кубики на стройку, потом становится грузчиком, выгружая эти кубики, наконец, рабочим-строителем, строящим гараж. В совместной игре эти функции выполняют несколько детей. К среднему и старшему дошкольному возрасту у ребёнка игровой интерес сменяется интересом к результату продуктивной деятельности (например, к рисунку), и игра перестаёт оказывать на неё своё влияние.
В процессе игровой деятельности зарождается учебная. Позже она становится ведущей. Обучение внедряет взрослый, оно не может возникнуть непосредственно из игры. При выполнении правил в обучающих играх, ребенок может незаметно для себя овладеть элементами учебной деятельности. У него формируются желания и первоначальные навыки обучения.
В игре развивается речь дошкольника. Игровая ситуация предполагает определённый уровень развития речевого общения у каждого ребёнка, который принимает участие в ней. Если он неспособен чётко высказать своё пожелание о ходе игры, не понимает партнёра, он будет в тягость всем участникам. Это способствует развитию связной речи у ребёнка.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие знаковой функции речи. Знаковая функция прослеживается во всех проявлениях психики человека. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. Развитие знаковой функции в игре происходит при замещении одних предметов другими. Предметы-заместители выполняют роль знаков отсутствующих предметов. Знаком могут являться любые элементы действительности (предмет человеческой культуры, который имеет фиксированное функциональное назначение; игрушка, которая выступает условной копией реального предмета; полифункциональный предмет из природных материалов или созданный человеком и др.), выступающие в качестве заместителя другого элемента действительности. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя требует концентрации внимания от дошкольника на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через замещения. Тем самым ребёнок открывает для себя еще один путь познания. Кроме того, предмет-заместитель (знак отсутствующего) опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.
Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника