Психологическая сущность игры дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие психологической сущности игры дошкольника. В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. описать общую характеристику игры дошкольника;
2. определить структуру игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте;
3. охарактеризовать различные виды игр дошкольников;
4. изучить психологическое влияние игры и игрушки на общее развитие ребенка-дошкольника;
5. выявить особенности современных детей и их игровой деятельности с точки зрения психологии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………………..5
1 Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте …………………………..5
1.1 Общая характеристика игры дошкольника………………………………………..5
1.2 Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………………….6
1.3 Характеристика различных видов игр дошкольников……………………………8
2 Психологическое влияние игры на развитие дошкольника……………………….14
2.1 Роль игры в психическом развитии ребенка……………………………………..14
2.2 Влияние игрушки на психическое развитие ребенка……………………………17
2.3 Современные дети и современные игры в зеркале психологии……………...…21
Заключение……………………………………………………………………………..24
Глоссарий……………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Попова О.В., КР, Психология развития и возрастная психология.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

В игре ребенком  постигаются  специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, которые имеют мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре исполняют роль отсутствующего предмета, замещаемого ими. Разная степень приближенности предмета-знака, замещающего отсутствующий предмет, и замещаемого предмета способствует отработке знаковой функции речи: опосредствующая взаимосвязь «предмет - его знак - его наименование» обогащает смысловую сторону слова как знака.

Действия замещения, кроме  того, стимулируют развитие у ребенка  свободного обращения с предметами и использования их не только в  качестве, усвоенном в первые годы детства, но и по-иному (чистый носовой платок, например, заменяет бинт или косыночку для куклы).

Игра, являясь  ведущей  деятельностью, имеет особое значение для становления рефлексивного  мышления. Рефлексией называют способность  человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия контролирует адекватность поведения человека в мире людей.

Игра  развивает рефлексию, возникновением в ней реальной возможности контролировать  выполнение действий, входящих в процесс общения. Например: дети играют в больницу, ребенок, изображая пациента, плачет и страдает, но он получает удовольствие от хорошо исполненной роли.  Играющий занимает две позиции: исполнитель и контролёр, это и стимулирует способность соотносить свое поведение с поведением какого-либо образца. В ролевой игре появляются предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.

2.2 Влияние игрушки  на психическое развитие ребенка

Игрушка на протяжении всей истории человечества является средством  подготовки ребенка к жизни в  современных ему общественных отношениях. Игрушка - это предмет, который служит для забавы и развлечения, но одновременно он является средством  развития психики ребенка.

Игрушка стала неизменным спутником ребёнка с самого рождения. Еще в младенчестве ребенку предлагают погремушки,  определяющие содержание его поведенческой активности, его манипулирования. В раннем детстве ребенок играет с автодидактическими игрушками (матрешками, пирамидками и др.), имеющими свойства развивать ручные и зрительные соотносящиеся действия. Играя, ребенок осваивает соотношение и различие форм, размеров, цветов.

Ещё в раннем возрасте ребёнку дают множество игрушек - заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и других. Подобные игрушки направлены на освоение ребенком  функционального назначения предмета, овладение орудийными действиями.

Многие игрушки современных  детей имеют исторических прародителей, возникших на определенном этапе  человеческого развития. Уменьшенные  лук и стрелы, бумеранги, ножи и  прочее  древний народ наделял  особым назначением. Они обучали ребенка, орудийным действиям, подготавливая его к будущему. В наше время эти предметы превращены в своеобразные игрушки, как бы сохраняющие с одной стороны функцию предмета-прародителя (лук пускает стрелу; стрела летит и попадает в цель; нож режет и так далее), но, с другой стороны, уже не являющиеся настоящими орудиями (игрушечный лук не достаточно упруг, чтобы выпустить стрелу с нужной скоростью и силой удара; игрушечная стрела затуплена на конце,  воизбежании несчастных случаев; игрушечный нож не имеет острого лезвия).

На игрушки, являющиеся копиями реальных орудий, возложены  другие функции, чем на сами орудия. Они должны развивать у ребенка  не частные профессиональные качества, а некоторые общие качества, например, меткость, ловкость. Те же функции выполняются игрушками, произошедшими из ритуальных предметов (например, мяч и др.).

Игрушки - копии бытовых  предметов взрослых, призваны приобщать  ребенка к этим предметам посредством  познания ребёнком их функционального  назначения, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

Кроме игрушек, специально предназначенных для детской  игры, дети могут использовать разнообразные  бытовые предметы (пустые катушки, спичечные  коробки, карандаши, лоскутки, веревочки  и пр.) и  природный материал (шишечки, ветки, щепочки, кору, камешки  и пр.). Взрослый подаёт ребенку идею о возможном использовании подобных предметов в качестве заместителей реальных предметов.

Многие из перечисленных  предметов могут быть использованы по-разному, это зависит от игрового сюжета и ситуативной задачи; в игре эти предметы являются полифункциональными. Когда они выступают  заместителями различных предметов, то стимулируют ребенка уже трехлетнего возраста к овладению действиями замещения. Если ребенку дают в руки предмет с закрепленной за ним функцией,  он действует соответственно  этой функции и ему трудно использовать этот предмет по иному назначению, то, когда предлагают полифункциональный предмет, он легко пользуется им в качестве множества других предметов, которые он замещает.

Особое место среди  игрушек отведено куклам и мягким игрушкам, изображающим мишек, зайцев, обезьянок, собачек и др. Изначально ребенок имитирует с куклой действия, показанные ему взрослым: качает куклу, катает ее на коляске, укладывает в  кроватку. Это можно назвать подражательными действиями, а не изображением отношений взрослых. В дальнейшем  предлагается ребенку кукла или игрушечная зверюшка в качестве объекта для эмоционального общения. Ребенок покровительствует, проявляет заботу, сопереживает игрушке во всех ее кукольных невзгодах, создаваемых самим же ребёнком в его воображении на основе собственного опыта. Малыши во время игры с куклой или игрушечной зверюшкой, учатся рефлексии, эмоциональному отождествлению.

Кукла имеет особое значение при эмоциональном и нравственном развитии ребенка. Благодаря воле и воображению ребенка она «делает» только то, что важно сейчас для ее хозяина. Она умная и послушная. Она ласковая и веселая. Она строптивая и упрямая. Она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок проживает со своей куклой все случаи из собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, которые доступны его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заместитель идеального всёпонимающего и непомнящего зла друга. Поэтому  в такой игрушке нуждается каждый дошкольник — не только  девочки, но и  мальчики. Кукла для ребенка не просто дочь или сын. Кукла или мягкая игрушка является партнёром во всех проявлениях общения. Привязанность к своей кукле или зверюшке у каждого ребёнка проявляется по-своему. Ребёнок, благодаря такой игрушке, переживает множество разнообразных чувств.

Большое значение при  эмоциональном отношении к игрушке  имеет фактура материала, из которого она сделана. Дети избирательно относятся  к игрушкам, даже если они изображают одно и то же существо, но имеют разную фактуру. На мягкие, пушистые материалы ребёнок откликнется положительными эмоциями, у него возникнет желание играть. Шершавые, грубые материалы не всякий ребенок примет в качестве фактуры любимой игрушки

Правильно подобранная фактура игрушки у ребенка может вызвать по отношению к игрушечной зверюшке радость, доброжелательность, сочувствие.

При наблюдении за детьми заметно, что они очень любят  игры с мягкой игрушкой. Сажают такую  игрушку на стул рядом с собой, когда обедают,  кладут к себе в постель спать, во время просмотра фильмов держат на коленях. Играя в транспортные игры (автобус, машина), обязательно берут с собой заек, котят, медвежат, хотя в группе много и других игрушек.

Большое значение имеют  также  пропорции головы и тела игрушки, их соотношение.  Доказано, что определенные соотношения пропорций игрушки вызывают покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки и маленький нос между больших глаз  вызывают у детей  нежные чувства.

Куклам, являющимся  копией человека, отводятся  разные роли в  игре. У традиционной «прекрасной» куклы большие глаза, которые  обрамляют длинные ресницы, маленький  носик, пухлые яркие губки, непременно роскошные (любого цвета) волосы. «Прекрасная» кукла может выполнять роль дочки, принцессы, мамы. «Прекрасной» куклой играют в основном девочки.

Бывают ещё характерные  куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка), у которых выражены определенные человеческие качества - наивность, глупость, озорство и т. д. Эти куклы имеют характерологическую заданность, определяющую разыгрывание сюжета. Не все дети любят играть с такими куклами.

Следующей разновидностью являются куклы - герои народных и  авторских сказок, мультфильмов и  т. д. Они также характерны по своей внешности (Буратино, Чебурашка, Белоснежка и др.), но у них есть заданный образ поведения, стабильная нравственная характеристика, несмотря на изменение сюжетных линий в процессе игры. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного поведения. Например, Буратино, Карлсон, Чебурашка всегда должны быть хорошими, добрыми, справедливыми и честными, а Карабас Барабас, Бармалей - плохими, злыми, несправедливыми и лживыми. Интересно, дети приписывают этим героям множества положительных или отрицательных черт, не имеющихся у них в самих сказках. Благодаря тому, что в  куклах — героях сказок заложена эталонность нравственного облика, на них сосредоточивается  весь  моральный опыт ребёнка и проигрываются сюжеты, включающие  проблемные ситуации межличностных отношений. Характерные куклы, куклы - герои мультиков нравятся не только девочкам, но и мальчикам. Любимая игрушка стимулирует у ребенка доброту, способность идентифицировать себя с куклой, с окружающим миром, с социумом.

2.3 Современные дети  и современные игры в зеркале психологии

Сохранила игра своё значение ведущей деятельности у современных  детей дошкольного возраста? Как  и во что играют сегодняшние дети?

Самым значимым изменением,  отмечаемым не только психологами, но и опытными дошкольными педагогами,  является сокращение (по количеству и  продолжительности) сюжетно-ролевой игры. Дошкольники практически не используют традиционные детские игры. Главной причиной считается  недостаточное количество времени, отведённого  игре. Действительно, большинство детских садов перегружают режим дня разнообразными занятиями, поэтому  свободной игре  уделяется не более часа.

Однако и за этот час  дети, по наблюдениям педагогов, не могут организовать сюжет игры - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому  воспитатели  заполняют свободное время детей обучающими играми или прибегают к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют неумение и нежелание дошкольников играть.

Старшие дошкольники  основывают свои игры  на сюжетах  из масс-медиа: мультфильмах, мыльных  операх, видеоклипах, телевизионных игр типа «Самый умный», «Поле чудес» и т. д. Ничего этого в детстве родителей и тем более прародителей современных детей не было. Они охотно берут на себя роль Человека-паука, роботов, Черепашек-ниндзя, собаки Рекса и др. Список этих героев меняется в зависимости от просмотренного детьми по телевизору. 

Все эти персонажи, изображаемые детьми, объеденены схожими чертами  характера. Многие родители и педагоги уверенны, что эти герои отличаются жестокостью и агрессивностью. Такие  герои стремятся стать первыми победителями или достать огромное количество денег. Эти герои  хорошо дерутся, убивают, добиваются своей цели, не замечая окружающих. Подобные герои очень примитивные и бесчеловечные. Человеческое начало в них находится на втором плане, они не совсем люди. При всём выше сказанном они являются положительными героями. И современные дети стараются быть на них похожими (хотя бы в игре). Всего одно десятилетие назад главными качествами детских положительных героев были щедрость, доброта, способность жалеть и помогать, наивность и тому подобное. Хотя в играх детей всегда были отрицательные персонажи (враги, злодеи и «кощеи»), было чётко различимо, «кто хороший, а кто плохой». Сейчас эта грань почти стёрта.

Итак, современные дети строят сюжет своей игры не на основе  профессиональных ролях взрослых, а на ролях телевизионных или сказочных персонажей. Сюжеты телевизионных сериалов  прочно закрепились в  играх наших детей, включая все  интимные подробности. В результате современные дети лучше больше осведомлены о жизни и отношениях героев фильмов, чем  жизни своих родителей. Отдаленность сюжетов ролевых игр от жизни близких является свидетельством того, что профессиональная и личная жизнь родителей перестает интересовать детей (не только в игре, но и в жизни), как это было у предыдущих поколений.

Дети окружены  взрослыми, не умеющими и не желающими играть. Они не считают, что это важно. Если взрослый и занимается с ребёнком, то только с целью обучения. Вследствие чего происходит вытеснение игры  из жизни дошкольника, а вместе с ней и самого детства.

Характерно чертой изменения  игровой деятельности, возникшего в  последнее время, является снижение уровня развития ролевой игры. Многие дошкольники  не достигают  развитой формы игры и остаются на самом низком, примитивном уровне. При этом  игра  развивает личность ребёнка и становится  ведущей деятельностью при условии  её полноценного развития. Примитивная игра детей 4-6 лет, не может оказывать существенное воздействие на личностное развитие ребёнка. Только у детей, умеющих «хорошо» играть, эта деятельность является катализатором личностного развитии, способствует становлению самосознания, устойчивых мотивов, инициативности и ответственности, творческого воображения, воли и произвольности.

Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника