Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:58, контрольная работа
Человек - существо сознательное. Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое "Я" от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления и понимания. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я».
Введение 3
Психологическая сущность самосознания 5
Самосознание как исходная, генетически первичная
форма человеческого сознания. 5
Самосознание - высший вид сознания, возникший как
результат предшествующего развития последнего. 6
Самосознание как «системные чувствования». 10
Образ Я 14
Самосознание как многоуровневая система 17
Вывод 21
Список используемой литературы 23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
форма человеческого сознания. 5
результат предшествующего развития последнего. 6
Вывод 21
Список используемой литературы 23
ВВЕДЕНИЕ
Человек - существо сознательное. Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое "Я" от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления и понимания.
Совокупность психических
Самосознание человека, отражая реальное
бытие личности, делает это не зеркально.
Представление человека о самом себе далеко
не всегда адекватно. Мотивы, которые человек
выдвигает, обосновывая перед другими
людьми и перед самим собой свое поведение,
даже и тогда, когда он стремится правильно
осознать свои побуждения и субъективно
достаточно искренен, далеко не всегда
отражают его побуждения, реально определяющие
его действия. Самопознание не дано непосредственно
в переживаниях, оно является результатом
познания, для которого требуется осознание
реальной обусловленности своих переживаний.
Самосознание не изначальная данность,
присущая человеку, а продукт развития.
По мере того как человек приобретает
жизненный опыт, перед ним не только открываются
все новые стороны бытия, но происходит
более или менее глубокое переосмысление
жизни. Этот процесс ее переосмысления,
проходящий через всю жизнь человека,
образует самое сокровенное и основное
содержание его внутреннего существа,
определяющее мотивы его деятельности
и внутренний смысл тех задач, которые
он разрешает в жизни. Способность осмыслить
и распознать то, что в жизни подлинно
значимо, умение не только изыскать средства
для решения случайно всплывших задач,
но и определить самые задачи и цель жизни
так, чтобы по-настоящему знать, куда в
жизни идти и зачем, это нечто бесконечно
превосходящее всякую ученость, хотя бы
и располагающую большим запасом специальных
знаний. Это драгоценное и редкое свойство-мудрость.
Обобщение практического знания человека
о других людях является главным источником
образования отношений к себе как личности.
Ребенок начинает отделять в своем сознании
людей от окружающего внешнего мира довольно
рано. Образное знание ребенком людей
играет огромную роль в общем развитии
его сознания. Именно на этой основе, через
осознание правил взаимоотношений, ребенок
овладевает собственными движениями и
действиями, осознает их с помощью оценок
взрослых. Однако требуется несколько
лет жизни, чтобы у ребенка образовалось
обобщенное отношение к себе, которое
предполагает не только накопление знаний,
но и развитие частичных форм самооценки,
которые возникают раньше, чем представления
о «Я», и заключаются в представлениях
о себе в разных ситуациях, в отношении
к разным вещам. Лишь в процессе обобщения
этих воззрений формируется самосознание
в собственном смысле этого слова, т. е.
как обобщенное знание своей личности.
Всякое изменение жизненного положения
человека в общественной, трудовой, личной
жизни не только изменяет деятельность
человека, но изменяет отношение человека
к себе как к деятелю, как к субъекту этого
положения.
В современной науке существуют три взаимоисключающие точки зрения на генезис самосознания, принципиальные различия между которыми вызваны не столько наличием противоречивых данных, сколько несовпадающими определениями самого предмета изучения.
Традиционным для большинства направлений психологических исследований является понимание самосознания как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания.
Сторонники этой концепции ссылаются прежде всего на первоначальную, на уровне чувствительности, самоданность младенца, то есть на психологический уровень его самоощущения. На основе первичной самочувствительности и должен, по их мнению, происходить в дальнейшем синтез двух различных систем представлений: о себе как «Я», и о всем остальном, «не-Я». Затем начинает складываться целостное представление о своем теле, еще позже развивается предметное сознание, включающее не только пространственные, но и временные координаты и, наконец, завершающая ступень характеризуется наличием способности к целенаправленному самопознанию.
Действительно, психологический механизм
индивидуального самосознания включает
в себя основные формы первичного
самоотражения психических
Структурное единство простейших форм самовосприятия, так называемое «чувство Я», благодаря которому человеку задается его психосоматическая целостность - неотъемлемая часть самосознания, его базис. Но признание этого факта еще не дает оснований для утверждения, что «чувство Я» развивается органично, само по себе, независимо от внешних раздражителей и поэтому должно считаться исходной формой человеческой психики в целом. Конкретный анализ того, как именно образуются у детей представления о собственном физическом облике, позволяет выделить два следующих основных канала их формирования: первый - самоощущение, самочувствительность, тесно связанные с жизнедеятельностью организма; второй - информация о собственных телесных признаках, поступающая в результате коммуникативных взаимодействий с окружающими.
Возникновение в сознании ребенка топогностической схемы собственного тела становится возможным только в результате влияния этих двух информационных потоков. Следовательно, нет достаточных оснований, чтобы рассматривать «чувство Я» как нечто совершенно автономное от процессов восприятия психикой внешних (для нее) факторов.
Исходя из концепции «первичности» нелегко объяснить единство высших и низших форм (высшие как бы привносятся на определенном этапе извне) и опредмеченный характер самосознания. Способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает, определяет механизм функционирования и едва ли не детерминирует остальные, дискурсивно-организованные формы психического самоконтроля.
Существует и диаметрально противоположная точка зрения (Л.Л. Рубинштейн), согласно которой самосознание - высший вид сознания, возникший как результат предшествующего развития последнего.
«Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, но мере того, как она становится самостоятельным субъектом».
В конечном счете эта концепция построена на предположении об исключительно внешней (экстроспективной) направленности нашей психики на самом первом этапе ее развития, только в какой-то момент вдруг обнаруживающей способность к самовосприятию. Но экстроспективная гипотеза никогда и никем не была убедительно доказана и она мало помогает удовлетворительному объяснению многих накопленных в психиатрии фактов, например, случаев интравертивного поведения детей в младенческом возрасте.
Те, кто отрицает активность интроспективного
полюса психики в начальный период
ее развития, вынуждены относить к
более позднему сроку и образование
личностного начала нашей психики.
Но тогда встает далеко не легкий вопрос
о том, на какой структурно-
Действительно, анализирующее самообращение на уровне понятийного мышления немыслимо без достижения определенной достаточно высокой степени социализации индивида. Но все дело в том, что для дискурсивного определения, например, ощущений как «своих», кроме всего прочего, обязательно еще и функционирование (следовательно, предварительное наличие) устойчивой интегративной системы аффективного самовосприятия.
Отражение внешнего мира - универсальный
канал социализации, определяющая сторона
сознания. Но из этого еще не следует,
что эта доминирующая сторона
обладает первичностью и вне рамок
динамического и
Элементы первичного различения себя и окружающего мира существуют уже у многих животных («...все функции человека имеют свои зачатки в животном мире»), базируясь на характерных для живого организма «обладании самостоятельной силой реагирования» и наличии центрирующей основы восприятия. Это делает правомерным вопрос о системных предпосылках (таких, в частности, как единство нервной системы и синестезия) нашего самосознания.
В современной психологии эта проблема
традиционно разрабатывается
В основе поведения человека, по мнению Фрейда, лежат сексуальные влечения. Эти явления - важнейший элемент человеческой «природы». «Нужно быть упорным лицемером, - писал едва ли не самый правоверный фрейдист Виттельс, - чтобы не замечать, что пьяница гладит свою бутылку с теми же нежными чувствами, с какими влюбленный свою возлюбленную. Ростовщик перебирает свое золото, как какой-нибудь Ромео волосы своей возлюбленной. Словом, самое важное единственно серьезное дело на белом свете - это любовь. Мы прекрасно знаем это. Все остальное, чтобы мы не предпринимали, доставляет нам радость, если мы его сексуализируем...» (Ф. Виттельс. Его личность, учения и школа. - С. 138, 139). «Собственность, - восклицает Виттельс, - насквозь пропитана сексуальностью».
Современные последователи З. Фрейда высказываются на этот счет несколько осторожнее, но, по сути, остаются на близких позициях. Например, X. Гартман (известный немецкий психолог) считает, что специфику элементов первоначальной активности, образующих первичную «сферу Я», составляет их способность находить удовлетворения в самих себе. А один из самых знаменитых американских психоаналитиков Д. Нейджер обусловливает формирование человеческого «Я» развитием аутоэротизма. По его мнению, на первой ступени развития организм ребенка постигает, что можно уклониться только от внешних воздействий (стимулов), а сделать это по отношению к своим внутренним импульсам невозможно. Так начинает формироваться способность отличать (выделять) именно себя. Возможность аутоэротики на следующем этапе, считает Д. Нейджер, закрепляет и углубляет способность к такому различению, так как в ее ходе вся собственная активная деятельность ребенка ориентирована лишь на себя, на свое собственное тело.
Проявления и реализация содержания
первичных психических реакций (когда
практически отсутствует
В отличие от первых двух, третье направление
современной психологической
Эти «чувствования» носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов человека. «Первая половина чувствования, - отмечал И.М. Сеченов, - имеет, как говорится, объективный характер, а вторая субъективный. Первой соответствуют предметы внешнего мира, второй - чувственные состояния собственного тела – самоощущения».
По мере объединения «предметных» ощущений складывается наше представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений - о самих себе. Взаимодействие этих двух центров координации и следует считать решающей исходной предпосылкой способности человека осознавать себя, то есть специфически человеческим образом дифференцировать свое бытие.
На начальном этапе своего становления личность воспринимает конкретное условие своего бытия в формах "исходной", своего рода «прединтеллектуальной», психической активности, которая пробуждается еще до раздельности внешнего опыта и знаний о себе самом и не имеет субъектно-объектной формы. Функционально это выражается в недифференцированности между адаптацией к внешнему миру и аккумуляцией информации о себе, о своем состоянии. Но очень быстро начинают формироваться два противоположных полюса этой активности. Один из них направлен на внешние зоны реальности и связан с развитием аппарата гомеостазиса, второй полюс аккумулирует данные самочувствительности, то есть базируется на способности организма к локализации своих интероцептивных ощущений. Эти полюса неразделимы и взаимообусловлены. Одним из важнейших стимулов адаптации к тем или иным условиям является, в конечном счете, актуализированная в соответствующем полюсе информация о предшествующих, специфичных для подобных условий состояний организма. Например, нарушение интеграции представлений ребенка о собственном теле может послужить, согласно современным представлениям, причиной раннего детского аутизма, характеризующегося, прежде всего, стремлением активно уйти от внешних контактов, целиком погрузиться в сферу собственных переживаний.