Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:58, контрольная работа
Человек - существо сознательное. Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое "Я" от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления и понимания. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я».
Введение 3
Психологическая сущность самосознания 5
Самосознание как исходная, генетически первичная
форма человеческого сознания. 5
Самосознание - высший вид сознания, возникший как
результат предшествующего развития последнего. 6
Самосознание как «системные чувствования». 10
Образ Я 14
Самосознание как многоуровневая система 17
Вывод 21
Список используемой литературы 23
Понять, что дает исходные импульсы индивидуальному самосознанию (нашей индивидуации) – «Я» или «самость», - весьма нелегко. С одной стороны, именно наше «Я» приписывает самость себе, а не другому «Я»; в этом смысле «Я» является исключающим принципом. С другой стороны, эта формальная функция свойственна всем «Я», и их различие определяется различием между самостями, которые, следовательно, могут определять также способы, какими единичные «Я» выполняют свою функцию.
Чрезвычайно важно понять, что различие между «Я» и самостью относительно. «Я» является наблюдающим началом, самость - наблюдаемым; «Я» современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако «Я» может наблюдать за своей склонностью наблюдать, - ив этом случае то, что сначала было «Я» становится самостью. И «Я» может также отождествиться с самостью -- то, что сначала было самостью, становится «Я».
Совершенно очевидно, что не все структуры самости равно важны для «Я», стремящегося к идентификации: влюбленность захватывает «Я» значительно сильнее, чем зубная боль. Возможна следующая классификация чувства самости: во-первых, чувства, затрагивающие отдельные части тела. Конечно, эти физические чувства на самом деле не являются физическими и не локализованы в каком-то определенном органе, даже если и создают воображаемое пространство. Неправильно было бы сказать: «моя нога испытывает боль» (возможна иллюзорная боль даже в отнятой ноге); всегда правильно сказать: «У меня болит нога». Во-вторых, существуют чувства, относящиеся к телу в целом, например, общее нарушение здоровья. В-третьих, есть чувства, захватывающие душу, например, влюбленность; даже если их последствием являются физические чувства, все же сами по себе они не являются физическими. В-четвертых, особую группу составляют интеллектуальные чувства, такие как радость познания, наслаждение свой правотой и т.п.
Если действительно видеть в генезисе самосознания прежде всего становление качественно новых человеческих возможностей, то следует выделить четыре его основных уровня: непосредственно чувственный, целостно-личностный (персонифицирующий), интеллектуально-аналитический, целенаправленно-деятельный. На первом уровне индивид отражает себя как телесно существующее, реально-жизненное начало, здесь образуется чувственная степень самосознания, то есть способность ощущать, чувствовать свой организм как единое целое, получать информацию о его процессах (физическое, телесное самосознание).
На втором - развивается механизм отражения психикой своего личностного начала, собственных эмоциональных состояний, восприятие себя как активного, внутренне единого существа («Я – переживание»). Третий уровень - интеллектуально-аналитический (рефлексивный) - характеризуется способностью к осознанию собственных когнитивных процессов, теоретических форм и способов своей деятельности. При этом субъект отражает себя, как мыслящего, познающего и даже самосознающего и тем самым оказывается способным к осознаваемой саморегуляции и сознательному самовыражению - возможностям, характеризующим четвертый уровень самосознания, где оно выступает как система осмысленной самодетерминации субъекта.
Поскольку на каждом уровне происходит становление одного из постоянных компонентов и способов функционирования самосознания, в его структуре можно выделить четыре соответствующих стороны, четыре типа специфических для него форм психической активности. Первую образуют элементы, через которые в самосознании индивида отражаются психосоматические процессы и реакции, обеспечивается постоянная чувствительность к собственной психике, к тому, как протекают в ней реакции ощущений, восприятий, переживаний, влечений. Сюда, в первую очередь, входят самоощущение, психологическое самовосприятие, первичное самопереживание и другие виды самочувствительности. С их помощью осуществляются интернализация результатов первичной активности и простейшая самоидентификация личности. Таким образом, обеспечивается поступление исходной информации о себе в форме чувственных данных о наличии, интенсивности и особенностях своих состояний и переживаний. Это необходимо прежде всего для эффективной саморегуляции всей нашей психики.
Вторая сторона структуры
Рефлексивная, интеллектуально-аналитическая
сторона самосознания - важнейший
компонент его структуры, представляет
собой совокупность психических
актов, в основе которых лежит
осознание личностью содержания
и характеристик собственных
мыслительных процессов личности. Значение
данной стороны состоит прежде всего
в том, что она служит основанием
и средством теоретической
Своеобразным синтезом трех рассмотренных выступает четвертая сторона самосознания, через которую осуществляются отражение и корректирование обратных связей психики с предметной и собственной субъективной реальностью, а рефлексивные когнитивные процессы выступают в качестве начала контролирующего и замещающего процессы эмоциональные. Здесь поведение свободно от побуждения извне и по своему происхождению является моментом внутреннего порядка.
Поэтому именно с этой стороной связаны
ведущие социальные функции самосознания
и, в первую очередь, регулятивно-поведенческая
и мотивационная. Первая из них осуществляется
через многочисленные формы самоконтроля,
самоорганизации и
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Самосознание личности. Диянова З.В., Щеголева Т.М. - Иркутск, 1998г.
2. Социально-психическая
3. Самосознание личности. Столин В.В. - М., 1983г.
4. Проблема самосознания в психологии. Чеснокова И.И. 2007г.
5. Философия. Спиркин А.Г. Москва 1998г.
6. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2. Политиздат 1989г.
7. Философская Энциклопедия ДиректМедиа Паблишинг Москва, 2006.