Психологическая сущность самосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:58, контрольная работа

Описание работы

Человек - существо сознательное. Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое "Я" от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления и понимания. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

Содержание работы

Введение 3
Психологическая сущность самосознания 5
Самосознание как исходная, генетически первичная
форма человеческого сознания. 5
Самосознание - высший вид сознания, возникший как
результат предшествующего развития последнего. 6
Самосознание как «системные чувствования». 10
Образ Я 14
Самосознание как многоуровневая система 17
Вывод 21
Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

для сайта психология.docx

— 45.89 Кб (Скачать файл)

Понять, что дает исходные импульсы индивидуальному самосознанию (нашей  индивидуации) – «Я» или «самость», - весьма нелегко. С одной стороны, именно наше «Я» приписывает самость себе, а не другому «Я»; в этом смысле «Я» является исключающим принципом. С другой стороны, эта формальная функция свойственна всем «Я», и их различие определяется различием между самостями, которые, следовательно, могут определять также способы, какими единичные «Я» выполняют свою функцию.

Чрезвычайно важно понять, что различие между «Я» и самостью относительно. «Я» является наблюдающим началом, самость - наблюдаемым; «Я» современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако «Я» может наблюдать за своей склонностью наблюдать, - ив этом случае то, что сначала было «Я» становится самостью. И «Я» может также отождествиться с самостью -- то, что сначала было самостью, становится «Я».

Совершенно очевидно, что не все  структуры самости равно важны  для «Я», стремящегося к идентификации: влюбленность захватывает «Я» значительно сильнее, чем зубная боль. Возможна следующая классификация чувства самости: во-первых, чувства, затрагивающие отдельные части тела. Конечно, эти физические чувства на самом деле не являются физическими и не локализованы в каком-то определенном органе, даже если и создают воображаемое пространство. Неправильно было бы сказать: «моя нога испытывает боль» (возможна иллюзорная боль даже в отнятой ноге); всегда правильно сказать: «У меня болит нога». Во-вторых, существуют чувства, относящиеся к телу в целом, например, общее нарушение здоровья. В-третьих, есть чувства, захватывающие душу, например, влюбленность; даже если их последствием являются физические чувства, все же сами по себе они не являются физическими. В-четвертых, особую группу составляют интеллектуальные чувства, такие как радость познания, наслаждение свой правотой и т.п.

Если действительно видеть в  генезисе самосознания прежде всего  становление качественно новых  человеческих возможностей, то следует  выделить четыре его основных уровня: непосредственно чувственный, целостно-личностный (персонифицирующий), интеллектуально-аналитический, целенаправленно-деятельный. На первом уровне индивид отражает себя как  телесно существующее, реально-жизненное  начало, здесь образуется чувственная  степень самосознания, то есть способность  ощущать, чувствовать свой организм как единое целое, получать информацию о его процессах (физическое, телесное самосознание).

На втором - развивается механизм отражения психикой своего личностного  начала, собственных эмоциональных  состояний, восприятие себя как активного, внутренне единого существа («Я – переживание»). Третий уровень - интеллектуально-аналитический (рефлексивный) - характеризуется способностью к осознанию собственных когнитивных процессов, теоретических форм и способов своей деятельности. При этом субъект отражает себя, как мыслящего, познающего и даже самосознающего и тем самым оказывается способным к осознаваемой саморегуляции и сознательному самовыражению - возможностям, характеризующим четвертый уровень самосознания, где оно выступает как система осмысленной самодетерминации субъекта.

 

ВЫВОД

Поскольку на каждом уровне происходит становление одного из постоянных компонентов  и способов функционирования самосознания, в его структуре можно выделить четыре соответствующих стороны, четыре типа специфических для него форм психической активности. Первую образуют элементы, через которые в самосознании индивида отражаются психосоматические процессы и реакции, обеспечивается постоянная чувствительность к собственной психике, к тому, как протекают в ней реакции ощущений, восприятий, переживаний, влечений. Сюда, в первую очередь, входят самоощущение, психологическое самовосприятие, первичное самопереживание и другие виды самочувствительности. С их помощью осуществляются интернализация результатов первичной активности и простейшая самоидентификация личности. Таким образом, обеспечивается поступление исходной информации о себе в форме чувственных данных о наличии, интенсивности и особенностях своих состояний и переживаний. Это необходимо прежде всего для эффективной саморегуляции всей нашей психики.

Вторая сторона структуры самосознания, целостно-образная, связана с перцептивными  механизмами личностных центров, то есть с восприятием, переживанием и  осознанием себя как деятельного  начала, как некоего «Я», противостоящего и взаимодействующего с «не-Я». Для подобных психических процессов характерна система не столько чувственной, сколько деятельностной самоданности, которая и делает возможным самоотносимость психических процессов и реализацию эмоциональных форм самоотображения «Я» субъекта. К тем функциям самосознания, в которых прежде всего проявляется данная сторона его структуры, относятся самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я».

Рефлексивная, интеллектуально-аналитическая  сторона самосознания - важнейший  компонент его структуры, представляет собой совокупность психических  актов, в основе которых лежит  осознание личностью содержания и характеристик собственных  мыслительных процессов личности. Значение данной стороны состоит прежде всего  в том, что она служит основанием и средством теоретической ступени  самопознавательной деятельности. К  рефлексивной стороне можно отнести  самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексию и т.д.

Своеобразным синтезом трех рассмотренных  выступает четвертая сторона  самосознания, через которую осуществляются отражение и корректирование  обратных связей психики с предметной и собственной субъективной реальностью, а рефлексивные когнитивные процессы выступают в качестве начала контролирующего  и замещающего процессы эмоциональные. Здесь поведение свободно от побуждения извне и по своему происхождению является моментом внутреннего порядка.

Поэтому именно с этой стороной связаны  ведущие социальные функции самосознания и, в первую очередь, регулятивно-поведенческая  и мотивационная. Первая из них осуществляется через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации и саморегламентации  личности, чем предопределяются содержание и направление ее тенденций к  самоизменению (обычно путем самовоспитания и самоусовершенствования). Причем строятся соответствующие интеллектуальные операции на основе предварительных  актов самооценки и самокритики, тем самым они и внутренне  оказываются неотделимыми от аксиологических  элементов структуры самосознания. На более высоком уровне, когда  углубляется степень постижения индивидом собственных импульсов, желаний, эмоциональных состояний  и определяются подлинные потребности  и реальные возможности, целенаправленно-деятельная сторона самосознания становится инструментом, с помощью которого личность программирует  свои стремления к самоосуществлению, постоянному самовыражению и  самоутверждению.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Самосознание личности. Диянова  З.В., Щеголева Т.М.  - Иркутск, 1998г.

2. Социально-психическая адаптация.  Началджян А.А. - Ереван, 2001г.

3. Самосознание личности.  Столин В.В. - М., 1983г.

4. Проблема самосознания в психологии. Чеснокова И.И. 2007г.

5. Философия. Спиркин А.Г. Москва 1998г.

6. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2. Политиздат 1989г.

7. Философская Энциклопедия ДиректМедиа Паблишинг Москва, 2006.


Информация о работе Психологическая сущность самосознания