Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:58, контрольная работа
Человек - существо сознательное. Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое "Я" от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления и понимания. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я».
Введение 3
Психологическая сущность самосознания 5
Самосознание как исходная, генетически первичная
форма человеческого сознания. 5
Самосознание - высший вид сознания, возникший как
результат предшествующего развития последнего. 6
Самосознание как «системные чувствования». 10
Образ Я 14
Самосознание как многоуровневая система 17
Вывод 21
Список используемой литературы 23
Если видеть в психике только адаптирующуюся систему, то трудно объяснить, например, источник развития некоторых специфически человеческих коммуникативных способностей, при которых замещенная знаковая реакция на сигнал далеко не однозначна.
В той мере, в какой первоначальная
деятельность младенца выходит за пределы
непосредственных контактов между
предметной действительностью и
телесной периферией, у него начинает
развиваться способность к
Следовательно, уже в начальной фазе своего генезиса человеческая психика не просто воспринимает в отдельности внешний мир или своего носителя или только саму себя. В ней - это определяющий фактор - прежде всего отражается то, как ее субъект (а тем самым и она сама) взаимодействует с предметным миром и особенно с окружающими. Это означает, что формирующееся сознание с необходимостью отражает своего носителя, субъекта и психические реакции как одну из сторон указанного взаимодействия. А аккумулирующий полюс психики и становится постепенно основой формирования индивидуального самосознания. Если исходить из последовательности становления его уровней, то в онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа. На первом образуется топогностическая схема собственного тела и формируется «чувство Я», целостная система аффективной самоидентификации, которая имеет и необходимые социальные предпосылки, так как условием ее формирования является отражение реакций окружающих.
Затем, по мере совершенствования
интеллектуальных возможностей и становления
понятийного мышления самосознание
достигает рефлексивного
Восприятие быстро усложняющихся реакций собственной психики требовало нового органа (типа «сверхкоры»), который был бы связан с психикой двусторонними связями. Но биологическая эволюция не могла успеть за духовной. Выход был найден в том, чтобы одно из полушарий, которые у животных дублируют друг друга, функционально поставить один над другим, что обеспечивает уже не только восприятие субъектом его собственных состояний и их осознание, но и рефлексивное обращение этих мыслительных (дискурсивных) актов. Аффективное самовосприятие связано с «лимбической системой» (медиобазальтовые структуры височной доли мозга), а его вербализация - с самой молодой в филогенетическом отношении системой регуляции, с мозговой корой.
Разумеется, тот факт, что аффективные
и логизированные компоненты обеспечиваются
структурами, расположенными в правом
и соответственно в левом полушарии,
не может служить основанием для
отрицания интегративного характера
самосознания. Эти элементы функционально
взаимообусловлены и
Форма временного существования самосознания двойственна (амбивалентна): в динамике сознания оно существует как сумма психических состояний, одновременно обладая преемственностью, устойчивостью и системной целостностью. Поэтому при анализе динамической структуры самосознания используются не одно, а два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». Первое обозначает конкретные фазы осознания себя в «текущем настоящем», то есть непосредственные процессы деятельности самосознания. Понятие «личностного Я» употребляется для обозначения устойчивой структурной схемы самоотношения, ядра синтеза «текущих Я», эта схема более или менее частично и проявляется в «текущем настоящем».
«Внешнее» и «внутреннее Я» взаимообусловлены и внутренне взаимосвязаны, но они не могут, конечно, считаться тождественными, так как «внешнее Я» - эмпирический наблюдаемый индивид, а «внутреннее Я» - всегда остается чисто психологическим феноменом.
Если видеть во «внутреннем Я» интегральную ось всех форм самовосприятия, личностное (персонифицирующее) единство самоотношения и самоотражения, то оно оказывается очень близким, а в некоторых отношениях тождественным самосознанию.
Уникальным свойством
Самосознание, выступая в роли субъекта
своего к себе отношения, в роли объекта
этого же отношения может
Когда мы определяем ее как самосознание, то видим в ней, прежде всего, отношение; говоря же о ней как о «внутреннем Я», подчеркиваем ее интегративные функции, выделяем элементы соматической детерминированности, статичности, определенности, законченности, наличие своей собственной информации.
Нельзя, конечно, понимать внутреннее,
субъектно-объектное отношение
Самоотображение свойственно всем уровням человеческой психики: ощущению соответствует самоощущение, восприятию самовосприятие и т.д. Причем, первичные формы самоотображения психики вместе с централизованной системой самоданности человеческого организма, синестезией, генетически образуют комплекс органических предпосылок самосознания и функционально остаются его постоянными компонентами.
Это и позволяет рассматривать индивидуальное самосознание как целостную, действительную на всех уровнях психики структуру, включающую в себя множество элементов: от чувственной конкретности самоощущения до отвлеченной дискурсивности саморефлексии. В психике максимум всегда развивает то, что было в какой-то степени заложено в минимуме.
Из системного единства нашего самосознания
вытекает и внутренняя двойственность
каждого его акта, всегда одновременно,
но в разной мере включающего в
себя элементы самопознания и самопереживания.
И хотя удельный вес последнего может
снижаться по мере становления высших
функций самосознания, полностью
непосредственно-чувственные
С помощью нашего "внутреннего Я" и осуществляются тематическая изоляция и последующая актуализация содержания процессов нашей психики, благодаря чему мы оказываемся способными знать о себе, анализировать и переживать себя как живое неповторимое целое. Определенная целостность органического и социального бытия индивида выступает в рамках субъективности как ее относительно устойчивый внутренний полюс, через который отражаются вторично и тем осознаются как свои все стороны, уровни и элементы мира психики. Подобная широта диапазона самосознания вытекает из интегративной природы его механизма, то есть из вовлеченности и в каждый его акт не только отдельных психических процессов или их комбинаций, но и всей личности, всей системы ее психологических свойств, особенностей мотивации, различных типов опыта и эмоциональных состояний.
Поскольку самоотражаются все процессы
сознания, в том числе имеющие
рефлексивную направленность, становится
понятным, почему человек может не
только осознавать, оценивать и регулировать
собственную психическую
Таким образом, мы приходим к пониманию
сущности психологического механизма
индивидуального самосознания как
интегрированной в целостный
персонифицирующий центр
При анализе самосознания первым встает вопрос об осознании как многоуровневой системе, имеющей свою собственную содержательную и функциональную структуру. Если видеть в самосознании высший тип сознания - выделение отдельных уровней первого превращается, по сути дела, в содержательную классификацию перерабатываемой информации. Такого типа классификации, конечно, полезны при изучении самосознания социально-политическими науками, но они мало помогают определению его внутренней структуры.
Если же самосознание - универсальный фактор человеческой психики, то тогда каждый ее уровень (от чувственной ступени до теоретического мышления) должен предполагать и включать соответствующий уровень самоданности. Несмотря на очевидную логичность, данный вывод еще практически игнорируется очень многими, особенно когда дело доходит до конкретного выделения основных составных частей в структуре самосознания. Традиция рассматривать самосознание как нечто «высшее» приводит к тому, что в его структуру включают преимущественно соответствующие «высшие» элементы сознания, пренебрегая всеми остальными, особенно теми, которые характерны для «низших» уровней психики.
Наиболее известная в
Похожей схемой при определении
внутренней структуры субъективности
пользуются и гуманистические психологи
(А. Маслоу, Ш. Бюлер, Р. Мей и другие),
влиятельное направление
Самосознание в обоих случаях
оказывается внутренне
Самые верные проявления рефлексивных способностей нашего «Я» связаны с отрицательным отношением человека к самому себе, когда, например, он может сказать: «Я ненавижу себя». Ведь ненависть является отношением противостояния, а между тем ненавидящее и ненавидимое «Я» совпадают в одном и том же человеке. Вероятно, именно поэтому ненависть столь неумолима и непреклонна. Несмотря на идентичность «Я» - субъекта и «Я» - объекта, все же необходимо их различать. Как мы уже указали, принято называть первую сторону личности «Я», а вторую – «самостью».