Психологическая сущность школьной отметки и оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Оценивание в развитии образовательной системы является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи. При этом под системой оценивания понимается не только шкала, которая используется при выставлении отметок, и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу учебной деятельности ребёнка, равно как и его умения объективно определить свои успехи и неудачи. В общем, система оценивания и самооценивания – это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1.1. Понятие педагогической оценки и отметки……………………..5
1.2. Психологическая характеристика педагогической
оценки. Функции оценки………………………………………………8
1.3. Условия эффективности педагогической оценки………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….13
ВОПРОС №2. Особенности речевого развития в школьном возрасте в коррекционных группах……………………………………………………...14

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.docx

— 46.53 Кб (Скачать файл)

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 им. Н.А. НЕКРАСОВА

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

на тему:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ И ОЦЕНКИ»

 

Выполнила: студентка 4 курса

заочного отделения художественно-графического факультета

Сучкова Ольга Владимировна

 

Преподаватель: Шепелева Светлана Витальевна

 

Кострома 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВОПРОС №1. Психологическая сущность школьной отметки и   оценки………………………………………………………………………….3

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 

1.1. Понятие педагогической оценки и отметки……………………..5 

1.2. Психологическая характеристика педагогической

оценки. Функции оценки………………………………………………8

1.3. Условия эффективности педагогической оценки………………..9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….13

ВОПРОС №2. Особенности речевого развития в школьном возрасте в коррекционных группах……………………………………………………...14

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №1. Психологическая сущность школьной отметки и оценки.

 

          Введение.

Есть такие педагогические темы, вокруг которых общественный шум никогда не утихает, ничего не меняя по существу. Школьные отметки — несомненно, из их числа. Нужны ли они? Какие критерии должны стоять за школьными отметками? В каком конкретно виде оценки  и отметки должны даваться ребенку? Эти и многие другие вопросы не теряют своей актуальности многие десятилетия.

Оценивание в развитии образовательной системы является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи. При этом под системой оценивания понимается не только шкала, которая используется при выставлении отметок, и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу учебной деятельности ребёнка, равно как и его умения объективно определить свои успехи и неудачи. В общем, система оценивания и самооценивания – это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность.

Школьники уже привыкли, что за свой труд они получают не только устное поощрение или замечание. Положительная отметка в дневнике и в классном журнале – огромный стимул, побуждающий ученика стараться больше работать на последующих уроках. Отметка на уроке должна иметь эмоционально-положительное направление и стимулирующий характер, побуждая ребенка к активной деятельности.

В педагогической литературе, да и в повседневном разговоре термины «оценка» и «отметка» часто отождествляются. Хотя они взаимосвязанные, но, всё-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать.

Цель данной работы: Проанализировать психологические аспекты школьной отметки и оценки.

Задачи работы:

1. Разграничить понятия педагогической оценки и отметки. 
2. Рассмотреть недостатки существующей системы оценивания.

3. Рассмотреть функции педагогической оценки. 
4. Изучить условия эффективности педагогической оценки. 
5. Сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие педагогической оценки и отметки.

 

Оценка понимается как выражение отношения между тем, что ученик знает по данным вопросам программы, и тем, что он должен знать по этим вопросам к данному моменту обучения. Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой «обратной связью» между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:  
 1. Диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся; 
 2. Учет результативности отдельного этапа процесса обучения; 
 3. Определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Можно встретиться со следующим определением оценки: оценка успеваемости учащихся есть определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьными программами. «Отметка» трактуется как количественная характеристика оценки, которая может выражаться в баллах (5-, 50-, 12-, 100-баллов), цветом, каким-либо символом и т.п. В толковых словарях (С.И. Ожегов, Д.Н. Ушаков) «отметка» – это установленное (государством) обозначение степени знаний учащихся. 

Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.  
 В первую очередь, оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения учащегося к намеченной цели. Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки, с психологической точки зрения, будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая - наказанием.

Эльконин пишет: «Понимание ребенком отметки, поставленной учителем, требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих»1.

Отметка не отражает меру усилий ученика в учебной работе. Известно, что одному школьнику даже «тройка» достается с большим трудом, а другому и «пятерка» — без особых усилий. Из отметки эти различия не видны. Кроме того, та или иная отметка не показывает те умения, которые оценены учителем.  
         Не случайным сегодня является поиск путей совершенствования оценки результатов обучения. Подобный поиск привел к так называемому «безотметочному» обучению в начальной школе. Сошлемся на Информационное письмо Министерства образования от 03.06.2003. В нем указываются недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.

  Традиционная пятибалльная система оценивания:

  1. Не дает полноценной возможности для формирования у школьника оценочной самостоятельности - «краеугольного камня» здания учебной самостоятельности. Указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования; 

  2. Затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения; 

  3. Является малоинформативной. В силу своей формализованности, скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка; 

4. Часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья2.

Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. Отметка выводится из оценки.

В отличие от других способов оценивания, отметки учащихся фиксируются в школьной документации - классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях, а также в личной документации учащихся - дневниках, свидетельствах, аттестатах, специально выдаваемых справках.

Зачастую под отметкой в российском образовании понимается оценка и наоборот. Шкала отметок и жестка и формальна. Её главная задача – установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. Она проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного процесса.

Оценка же может быть максимально разнообразной, вариативной. Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объем индивидуальных занятий, содействовать корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад. Этой задачи отметка не решает. Оценка всегда направлена «во внутрь» личности школьника, а отметка обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна, отметка – подчеркнуто формализована. 

 

1.2. Психологическая характеристика педагогической оценки.

Функции                 оценки. 
     

    Педагогическая оценка – отношение педагога к фактическому результату деятельности ученика, определяемое степенью соответствия достигнутого заданным нормам.

         Б.Г. Ананьев указывал на следующие функции оценок:   
        1. Ориентирующая функция, воздействует на умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний;  
        2. Стимулирующая функция педагогической оценки воздействует на аффективно-волевую  сферу посредством переживания успеха и неуспеха,  формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

3. Воспитывающая функция, в которой под непосредственным влиянием отметки происходит «ускорение или замедление темпов умственной  работы,  качественные сдвиги (изменение приемов работы),  изменение в структуре  апперцепции,  преобразование  интеллектуальных  механизмов»3.

Оценка воздействует на интеллектуальную и  аффективно-волевую сферы, т.е. на личность школьника в целом.

Педагогическая оценка воздействует на  изменение  отношений  и мнений, существующих в школе между классом и школьником.

Под влиянием  оценочных  воздействий у детей формируется такие важные качества личности как самооценка и уровень притязаний.   В этой связи оценка действует по принципу изменения  самооценки, т.е. изменения мнений и отношений к личности со стороны членов социальной группы, а оценочные и самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и деятельности личности.

Б.Г. Ананьев считает, что разный уровень требований педагога к учащимся с разной успеваемостью формирует у них разный уровень притязаний. Так, сильные ученики в текущей работе высоко оцениваются педагогами и поэтому образуют высокий уровень притязаний, очень часто влекущий  за собой переоценку собственных знаний и задержку в дальнейшем качественном  продвижении4.

Итак, значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление.

 

      1. Условия эффективности педагогической оценки.

 

Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.

Представления об эффективности педагогической оценки имеют индивидуальный и социально-специфический характер. Индивидуальный характер представлений и действия педагогической оценки проявляется в том, что ее эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его актуальных потребностей. Действенной будет та педагогическая оценка, которая соотносится с тем, что более всего интересует ребенка. Если, например, этот интерес состоит в получении одобрения со стороны конкретного лица, то на него в первую очередь и должна ориентироваться педагогическая оценка. Для того чтобы на практике определить индивидуальный характер оценки, необходимо хорошо знать систему интересов и потребностей ребенка, их ситуативную иерархию, динамику изменения со временем. Необходимо как можно точнее приспосабливать систему стимулов к интересам и потребностям ребенка.

Выделяют следующие способы повышения персональной значимости педагогической оценки:

  1. Систематическое изучение и учет индивидуальных интересов и потребностей ребенка.

2. Актуализация тех потребностей  и интересов, которые соответствуют  имеющимся в распоряжении педагога  стимулам.  

  3. Варьирование характера педагогических оценок с целью избежать привыкания к ним ребенка.                                           

  4. Применение педагогических оценок, которые дают ребенку значимые для него люди – те, кого он уважает и кому доверяет, в чьих руках находятся средства, способные удовлетворить наиболее важные интересы ребенка5. 

Информация о работе Психологическая сущность школьной отметки и оценки