Психологическая сущность симптома гиперактивности и перспектива его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Важнейшим показателем благополучия государства является уровень здоровья граждан. Особенно это касается здоровья подрастающего поколения, поскольку его состояние отражает не только социально-экономическую ситуацию, духовно-нравственный климат в обществе и его отношение к проблемам детства в настоящее время, но и определяет будущее страны. На протяжении последних лет в России здоровье детей и подростков стремительно ухудшалось и к настоящему времени.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………..
2. Характеристика синдрома гиперактивности………………………….
3. Основные критерии диагностики и симптомы проявления СДВГ….
4. Психологический портрет гиперактивного ребенка………………….
5. Теории объяснения причин возникновения СДВГ………………..….
6. СДВГ: мифы и факты………………………………………………….
7. Причины СДВГ…………………………………………………………
8. Сопутствующие заболевания………………………………………….
9. Преодоление и лечение…………………………………………………
10. Заключение………………………………………………………………
11. Литература……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КР СДВГ.docx

— 49.80 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.Г. БЕЛИНСКОГО

 

             Факультет                                                                              Кафедра

            психологии                                                                    общей психологии 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

на тему: «Психологическая сущность симптома гиперактивности и перспектива его преодоления»

 

 

 

 

                                                                                Выполнил:

                                                                                       студентка з/о гр. ПС-41

                                                                                   Наренкова О. В.

                                                                               Проверил:

                                                    

 

                                              Проверил:

 

 

Пенза, 2012 г.

                                                СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………………………..
  2. Характеристика синдрома гиперактивности………………………….
  3. Основные критерии диагностики и симптомы проявления СДВГ….
  4. Психологический портрет гиперактивного ребенка………………….
  5. Теории объяснения причин возникновения СДВГ………………..….
  6. СДВГ: мифы и факты………………………………………………….
  7. Причины СДВГ…………………………………………………………
  8. Сопутствующие заболевания………………………………………….
  9. Преодоление и лечение…………………………………………………
  10. Заключение………………………………………………………………
  11. Литература……………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.внимание гиперактивность

Важнейшим показателем благополучия государства является уровень здоровья граждан. Особенно это касается здоровья подрастающего поколения, поскольку  его состояние отражает не только социально-экономическую ситуацию, духовно-нравственный климат в обществе и его отношение к проблемам  детства в настоящее время, но и определяет будущее страны. На протяжении последних лет в России здоровье детей и подростков стремительно ухудшалось и к настоящему времени.

 Значительную долю  в структуре патологии детей  составляют заболевания нервной  системы и психической сферы.  Среди учащихся общеобразовательных  школ до 80% имеют неврологические  и патохарактерологические отклонения, астено-невротические и другие  дезадаптирующие состояния. Большую  озабоченность у медицинских  работников, учителей, воспитателей, психологов  вызывает растущая распространенность  синдрома дефицита внимания с  гиперактивностью (СДВГ) у детей.

 В 70% случаев СДВГ  сочетается со специфическими  расстройствами обучения при  нормальном коэффициенте интеллекта. В дальнейшем это приводит  к возникновению различных психологических  проблем от формирования комплекса неполноценности и социальной дезадаптации до развития психопатической личности. Дети с СДВГ чаще подвергаются депрессии из-за конфликтных ситуаций в школе и дома, ощущения своего неуспеха, отвержения сверстниками. У детей отмечается повышенный уровень тревожности, они плохо адаптируются в новых условиях, более подвержены действию негативных стресс-факторов. СДВГ является одним из самых сомнительных и спорных душевных расстройств СДВГ и его лечение ставятся под сомнение по меньшей мере с 1970-х годов. В существовании СДВГ сомневаются многие врачи, учителя, высокопоставленные политики, родители и средства массовой информации. Спектр мнений о СДВГ довольно широк — от тех, кто не верит, что СДВГ существует, до тех, кто верит, что существуют генетические или физиологические предпосылки этого состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ХАРАКТЕРИСТИКА СИНДРОМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ.

В середине 19-го века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман  первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. С 60-х годов 20-го века врачи  стали выделять такое состояние  как патологическое и назвали  его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций  мозга).  
С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней под названием синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ). Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что ребенку трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы.  
Синдром гиперактивности внимания — устойчивые проявления личности, характеризующиеся повышенной двигательной активностью и затрудненностью сосредоточения внимания на объекте, задачах, требованиях окружения. Среди его клинических проявлений называют двигательное беспокойство, невозможность усидеть на одном месте, легкую отвлекаемость, импульсивность поведения и мысли, неспособность учиться на опыте и на сделанных ошибках, недостаток внимания, невозможность сконцентрироваться, легкую переключаемость с одного задания на другое без доведение начатого до конца, болтливость, рассеянность, недостаток чувства опасности, и т. д.

В большинстве случаев установление диагноза СДВГ возможно к 7—8 годам, однако, в некоторых случаях симптомы СДВГ формируются значительно раньше (в младенчестве) или значительно позже (в подростковом возрасте СДВГ часто сопровождается симптомами антисоциальности). Согласно данным современных исследований, частота встречаемости СДВГ в школьной популяции составляет 6—9%. С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ И СИМПТОМЫ СДВГ

Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Долго шли споры  о гиперактивности — насколько это неотъемлемый признак заболевания. СДВГ (синдром нарушения внимания) разделен на два подтипа — с гиперактивностью и без гиперактивности. Симптоматика почти всегда появляется до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу — 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.

А. Нарушения внимания включают:

1) неспособность сохранять  внимание: ребенок не может выполнить  задание до конца, несобран  при его выполнении;

2) снижение избирательного  внимания, неспособность надолго  сосредоточиться на предмете;

3) частые забывания того, что нужно сделать; 

4) повышенная отвлекаемость,  повышенная возбудимость: дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются  с одного занятия на другое;

5) еще большее снижение  внимания в непривычных ситуациях,  когда необходимо действовать  самостоятельно. Учителя и родители  жалуются, что ребенок нигде не  проявляет упорства — ни в учебе, ни в играх. Некоторые дети не могут досмотреть до конца любимую телепередачу, даже если она длится всего полчаса.

Б. Импульсивность может  проявляться: 1

) неряшливым выполнением  школьных заданий, несмотря на  усилия все делать правильно; 

2) частыми выкриками с  места и другими шумными выходками  во время уроков;

3) «влезаниями» в разговор  или работу других детей; 

4) неспособностью ждать  своей очереди в играх, во  время занятий и т. д.;

5) частыми драками с  другими детьми (причина — не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать). С возрастом проявления импульсивности могут меняться; в начальных классах — излишняя активность в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования учителя (при том что противоречия между учеником и учителем вполне естественны), крайняя нетерпеливость; в старшем детском и подростковом возрасте — хулиганские выходки и асоциальное поведение (кражи, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Чем ребенок старше, тем импульсивность выраженнее и заметнее для окружающих.

В. Гиперактивность — необязательный признак синдрома нарушения внимания с гиперактивностью. У части детей двигательная активность, наоборот, снижена. В дошкольном и раннем школьном возрасте гиперактивные дети непрерывно или импульсивно бегают, ползают, карабкаются. В старшем детском и подростковом возрасте они неусидчивы, постоянно вскакивают и опять садятся, суетливы. Двигательная активность и качественно, и количественно отличается от возрастной нормы. С возрастом гиперактивность часто уменьшается, иногда исчезая вовсе, хотя другие симптомы могут оставаться. Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе школьных навыков

Г. Дополнительные признаки. Перечисленные ниже симптомы, по мнению многих авторов, тоже характерны для  синдрома нарушения внимания с гиперактивностью.

Нарушения координации выявляют примерно в половине случаев. Это  могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование  ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой  доске и двухколесном велосипеде), зрительно- пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом).

Эмоциональные нарушения  при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью наблюдают часто. Эмоциональное развитие ребенка, как  правило, запаздывает, что проявляется  неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.

Отношения с окружающими. Как правило, нарушены отношения  и со сверстниками, и со взрослыми. В психическом развитии дети с  синдромом нарушения внимания с  гиперактивностью отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому  у них мало друзей. Причина одиночества  в этом случае другая, чем при  тревожных расстройствах и шизоидном  складе личности, когда дети боятся общения. Напротив, дети с синдромом  нарушения внимания с гиперактивностью — экстраверты: они ищут друзей, но быстро теряют их. Из-за неприязни со стороны сверстников, из-за стремления верховодить они вынуждены общаться с самыми «покладистыми» или с младшими детьми. Трудно складываются и отношения со взрослыми. На детей, страдающих синдромом нарушения внимания с гиперактивностью, обычные наказания и поощрения не действуют. И родители, и учителя жалуются, что, несмотря на все наказания, ребенок продолжает вести себя плохо. С другой стороны, ни ласка, ни похвала не стимулируют хорошее поведение — более того, поощрения должны быть очень весомыми, иначе ребенок будет вести себя хуже. Именно «невоспитуемость» в сочетании с импульсивностью — основной повод обращения родителей к психиатру. Вообще же синдром нарушения внимания с гиперактивностью — нередкая причина «плохого поведения». Нелеченный синдром нарушения внимания с гиперактивностью — частая причина исключения из школы.

Парциальные задержки развития. Многие дети, страдающие синдромом  нарушения внимания с гиперактивностью, плохо учатся в школе, несмотря на нормальный IQ. Возможные причины — невнимательность, отсутствие упорства, нетерпимость к неудачам. Кроме того, у детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью часто встречаются парциальные задержки развития, в том числе — школьных навыков (письма, счета, чтения). Их основной признак — несоответствие между реальной успеваемостью и той, которую можно ожидать исходя из IQ. Поскольку и успеваемость, и IQ поддаются измерению, то на их основе можно вывести численный критерий парциальной задержки развития школьных навыков. Обычно таким критерием считают отставание навыков от должных не менее чем на 2 года. Например, четвероклассник с IQ = 100 (то есть, соответствующим уровню 4 класса) читает, как второклассник. Парциальные задержки развития школьных навыков наблюдаются не только при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью, но сочетаются с ним очень часто. В тех случаях, когда при обследовании исключены расстройства восприятия, психологические и социальные преграды, низкий интеллект и плохое преподавание, причина плохой успеваемости — скорее всего, синдром нарушения внимания с гиперактивностью (возможно, в сочетании с парциальной задержкой развития школьных навыков). При обследовании неуспевающего ребенка с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью особое внимание уделяют школьным навыкам (при обычном психологическом исследовании их обычно не проверяют).

Поведенческие расстройства при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью наблюдаются  часто, но не всегда; кроме того, не у  всех детей с поведенческими расстройствами имеется синдром нарушения внимания с гиперактивностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА
  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
  1. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
  2. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  3. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
  4. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  5. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  6. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  7. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
  8. Не может играть тихо, спокойно.
  9. Болтливый.
  10. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  11. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  12. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
  13. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).  
     
    Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

Информация о работе Психологическая сущность симптома гиперактивности и перспектива его преодоления