Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 16:16, контрольная работа
Важнейшим показателем благополучия государства является уровень здоровья граждан. Особенно это касается здоровья подрастающего поколения, поскольку его состояние отражает не только социально-экономическую ситуацию, духовно-нравственный климат в обществе и его отношение к проблемам детства в настоящее время, но и определяет будущее страны. На протяжении последних лет в России здоровье детей и подростков стремительно ухудшалось и к настоящему времени.
1. Введение………………………………………………………………..
2. Характеристика синдрома гиперактивности………………………….
3. Основные критерии диагностики и симптомы проявления СДВГ….
4. Психологический портрет гиперактивного ребенка………………….
5. Теории объяснения причин возникновения СДВГ………………..….
6. СДВГ: мифы и факты………………………………………………….
7. Причины СДВГ…………………………………………………………
8. Сопутствующие заболевания………………………………………….
9. Преодоление и лечение…………………………………………………
10. Заключение………………………………………………………………
11. Литература……………………………………………………………….
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
им. В.Г. БЕЛИНСКОГО
Факультет
психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
на тему: «Психологическая сущность симптома гиперактивности и перспектива его преодоления»
Пенза, 2012 г.
ВВЕДЕНИЕ.внимание гиперактивность
Важнейшим показателем благополучия
государства является уровень здоровья
граждан. Особенно это касается здоровья
подрастающего поколения, поскольку
его состояние отражает не только
социально-экономическую
Значительную долю
в структуре патологии детей
составляют заболевания
В 70% случаев СДВГ
сочетается со специфическими
расстройствами обучения при
нормальном коэффициенте
В середине 19-го века немецкий
врач-психоневролог Генрих Хоффман
первым описал чрезмерно подвижного
ребенка и дал ему прозвище
Непоседа Фил. С 60-х годов 20-го века врачи
стали выделять такое состояние
как патологическое и назвали
его минимальные мозговые дисфункции
(минимальное расстройство функций
мозга).
С 80-х годов двадцатого века состояние
чрезмерной двигательной активности (гиперактивность)
стали выделять как самостоятельное заболевание
и занесли в Международную классификацию
болезней под названием синдром нарушения
(или дефицита) внимания с гиперактивностью
(СНВГ). Оно обусловлено нарушением функций
центральной нервной системы (ЦНС) ребенка
и проявляется в том, что ребенку трудно
концентрировать и удерживать внимание,
у него возникают проблемы с обучением
и памятью. Вызвано это в первую очередь
тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать
внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы.
Синдром гиперактивности внимания — устойчивые
проявления личности, характеризующиеся
повышенной двигательной активностью
и затрудненностью сосредоточения внимания
на объекте, задачах, требованиях окружения.
Среди его клинических проявлений называют
двигательное беспокойство, невозможность
усидеть на одном месте, легкую отвлекаемость,
импульсивность поведения и мысли, неспособность
учиться на опыте и на сделанных ошибках,
недостаток внимания, невозможность сконцентрироваться,
легкую переключаемость с одного задания
на другое без доведение начатого до конца,
болтливость, рассеянность, недостаток
чувства опасности, и т. д.
В большинстве случаев установление диагноза СДВГ возможно к 7—8 годам, однако, в некоторых случаях симптомы СДВГ формируются значительно раньше (в младенчестве) или значительно позже (в подростковом возрасте СДВГ часто сопровождается симптомами антисоциальности). Согласно данным современных исследований, частота встречаемости СДВГ в школьной популяции составляет 6—9%. С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения.
Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Долго шли споры о гиперактивности — насколько это неотъемлемый признак заболевания. СДВГ (синдром нарушения внимания) разделен на два подтипа — с гиперактивностью и без гиперактивности. Симптоматика почти всегда появляется до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу — 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.
А. Нарушения внимания включают:
1) неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении;
2) снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете;
3) частые забывания того, что нужно сделать;
4) повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость: дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое;
5) еще большее снижение
внимания в непривычных
Б. Импульсивность может проявляться: 1
) неряшливым выполнением школьных заданий, несмотря на усилия все делать правильно;
2) частыми выкриками с
места и другими шумными
3) «влезаниями» в разговор или работу других детей;
4) неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т. д.;
5) частыми драками с другими детьми (причина — не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать). С возрастом проявления импульсивности могут меняться; в начальных классах — излишняя активность в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования учителя (при том что противоречия между учеником и учителем вполне естественны), крайняя нетерпеливость; в старшем детском и подростковом возрасте — хулиганские выходки и асоциальное поведение (кражи, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Чем ребенок старше, тем импульсивность выраженнее и заметнее для окружающих.
В. Гиперактивность — необязательный признак синдрома нарушения внимания с гиперактивностью. У части детей двигательная активность, наоборот, снижена. В дошкольном и раннем школьном возрасте гиперактивные дети непрерывно или импульсивно бегают, ползают, карабкаются. В старшем детском и подростковом возрасте они неусидчивы, постоянно вскакивают и опять садятся, суетливы. Двигательная активность и качественно, и количественно отличается от возрастной нормы. С возрастом гиперактивность часто уменьшается, иногда исчезая вовсе, хотя другие симптомы могут оставаться. Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе школьных навыков
Г. Дополнительные признаки. Перечисленные ниже симптомы, по мнению многих авторов, тоже характерны для синдрома нарушения внимания с гиперактивностью.
Нарушения координации выявляют примерно в половине случаев. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно- пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом).
Эмоциональные нарушения при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью наблюдают часто. Эмоциональное развитие ребенка, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.
Отношения с окружающими.
Как правило, нарушены отношения
и со сверстниками, и со взрослыми.
В психическом развитии дети с
синдромом нарушения внимания с
гиперактивностью отстают от сверстников,
но стремятся руководить. Поэтому
у них мало друзей. Причина одиночества
в этом случае другая, чем при
тревожных расстройствах и
Парциальные задержки развития. Многие дети, страдающие синдромом нарушения внимания с гиперактивностью, плохо учатся в школе, несмотря на нормальный IQ. Возможные причины — невнимательность, отсутствие упорства, нетерпимость к неудачам. Кроме того, у детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью часто встречаются парциальные задержки развития, в том числе — школьных навыков (письма, счета, чтения). Их основной признак — несоответствие между реальной успеваемостью и той, которую можно ожидать исходя из IQ. Поскольку и успеваемость, и IQ поддаются измерению, то на их основе можно вывести численный критерий парциальной задержки развития школьных навыков. Обычно таким критерием считают отставание навыков от должных не менее чем на 2 года. Например, четвероклассник с IQ = 100 (то есть, соответствующим уровню 4 класса) читает, как второклассник. Парциальные задержки развития школьных навыков наблюдаются не только при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью, но сочетаются с ним очень часто. В тех случаях, когда при обследовании исключены расстройства восприятия, психологические и социальные преграды, низкий интеллект и плохое преподавание, причина плохой успеваемости — скорее всего, синдром нарушения внимания с гиперактивностью (возможно, в сочетании с парциальной задержкой развития школьных навыков). При обследовании неуспевающего ребенка с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью особое внимание уделяют школьным навыкам (при обычном психологическом исследовании их обычно не проверяют).
Поведенческие расстройства при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью наблюдаются часто, но не всегда; кроме того, не у всех детей с поведенческими расстройствами имеется синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
Информация о работе Психологическая сущность симптома гиперактивности и перспектива его преодоления