Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 16:16, контрольная работа
Важнейшим показателем благополучия государства является уровень здоровья граждан. Особенно это касается здоровья подрастающего поколения, поскольку его состояние отражает не только социально-экономическую ситуацию, духовно-нравственный климат в обществе и его отношение к проблемам детства в настоящее время, но и определяет будущее страны. На протяжении последних лет в России здоровье детей и подростков стремительно ухудшалось и к настоящему времени.
1. Введение………………………………………………………………..
2. Характеристика синдрома гиперактивности………………………….
3. Основные критерии диагностики и симптомы проявления СДВГ….
4. Психологический портрет гиперактивного ребенка………………….
5. Теории объяснения причин возникновения СДВГ………………..….
6. СДВГ: мифы и факты………………………………………………….
7. Причины СДВГ…………………………………………………………
8. Сопутствующие заболевания………………………………………….
9. Преодоление и лечение…………………………………………………
10. Заключение………………………………………………………………
11. Литература……………………………………………………………….
-чрезмерная двигательная активность;
- импульсивность;
- отвлекаемость-
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте родители и педагоги должны обратить внимание на следующие моменты
СДВГ проявляется
Нарушение внимания проявляется
преждевременным прерыванием выполнения
заданий и начатой деятельности. Дети
легко теряют интерес к заданию, так как
их отвлекают другие раздражители.
Двигательная
гиперактивность означает не только выраженную потребность
в движениях, но и чрезмерное беспокойство,
которое особенно выражено тогда, когда
ребенку требуется вести себя относительно
спокойно. В зависимости от ситуации это
может проявляться в беганье, прыжках,
во вставании с места, а также в выраженной
болтливости и шумном поведении, раскачивании
и вертлявости. Прежде всего, это наблюдается
в структурированных ситуациях, требующих
высокой степени самоконтроля.
Импульсивность,
или склонность к слишком быстрым, необдуманным
действиям, проявляется как в повседневной
жизни, так и в ситуации обучения. В школе
и в любой учебной деятельности у таких
детей наблюдается “импульсивный тип
работы”: они с трудом ждут своей очереди,
прерывают других и выкрикивают свои ответы,
не отвечая на вопрос полностью. Часть
детей из-за своей импульсивности легко
попадает в опасные ситуации, не задумываясь
о последствиях. Эта склонность к риску
часто становится причиной травм и несчастных
случаев.
В большинстве случаев импульсивность
нельзя назвать преходящим симптомом;
она сохраняется в процессе развития и
взросления детей наиболее долго. Импульсивность,
часто сочетаясь с агрессивным и оппозиционным
поведением, приводит к трудностям в контактах
и социальной изоляции.
Трудности в контактах
и социальная изолированность являются
частыми симптомами, затрудняющими отношения
с родителями, сибсами, учителями и сверстниками.
Такие дети зачастую не чувствуют дистанцию
между собой и взрослым (педагогом, психологом),
проявляют панибратское отношение к нему.
Им трудно адекватно воспринимать и оценивать
социальные ситуации, строить свое поведение
в соответствии с ними.
Проявления СДВГ определяют не только
избыточная двигательная активность и
импульсивность поведения, но также нарушения когнитивных функций (внимания
и памяти) и двигательная
неловкость, обусловленная статико-локомоторной
недостаточностью. Эти особенности в значительной
степени связаны с недостаточностью организации,
программирования и контроля психической
деятельности и указывают на важную роль
дисфункции префронтальных отделов больших
полушарий головного мозга в генезе СДВГ.
Теория охотника и фермера — гипотеза, предложенная Томом Хартманом для объяснения причин синдрома дефицита внимания и гиперактивности и СДВ у взрослых, интерпретируя их как результат адаптивного поведения. Хартман отмечает, что большинство или всё человечество были кочевыми охотниками и собирателями в течение тысячелетий. Затем этот стандарт постепенно изменился с развитием земледелия в большинстве первобытных обществ и большинство людей на земле стали земледельцами. В течение многих лет большинство людей приспособились к выращиванию сельскохозяйственных культур, но люди с СДВГ сохранили в себе некоторые черты, которые были присущи охотникам. Ключевым компонентом теории является предложение рассмартивать сопутствующий СДВГ аспект «гиперфокусировки» («hyperfocus») как дар или преимущество. Теория также объясняет фактор затруднения концентрации внимания и невнимательности у лиц с СДВГ, а также ряд других характеристик, таких как пренебрежение социальными нормами, слабые организаторские способности и способность планирования, нарушения ощущения времени, импульсивность и нетерпеливость. Отмечается, что в культурах, которые существовали за счет охоты и собирательства и предшествовали земледельческим культурам, охотнику (чаще всего мужчине) «гиперфокусировка» нужна была гораздо больше, чем земледельцу (чаще всего женщине). Хартман утверждает, что данная половая дифференциация подтверждается тем фактом, что СДВГ встречается у мальчиков более чем в два раза чаще, чем у девочек.
Отдельные представители рассматривали так же теория нейроразнообразия и теорию социального конструкта Дж. Келли.
Миф |
Факт |
У всех детей СДВГ проходит с возрастом. |
У 60% детей с диагнозом СДВГ симптомы сохраняются и во взрослом возрасте. |
СДВГ не является заболеванием. |
Это заболевание, связанное с нарушениями нейрохимических процессов в головном мозге. Диагноз СДВГ утвержден официально Всемирной Организацией Здравоохранения. |
Плохое воспитание приводит к развитию СДВГ. |
Национальный институт психического здоровья США (NIMH) заявил, что Ученые получают все больше и больше доказательств того, что СДВГ является результатом психоневрологических нарушений, а не внутрисемейных особенностей стиля жизни и воспитания. |
Людям с СДВГ всегда сложно сосредоточивать внимание. |
Иногда люди с СДВГ могут
демонстрировать хорошую |
СДВГ чаще страдают лица мужского пола, чем женского. |
Соотношение мальчиков и
девочек с установленным |
СДВГ лечится только с
помощью лекарственных |
В исследовании разных методов лечения детей с СДВГ (NIMH Multimodal Treatment Study for Children with ADHD – MTA Study) было обследовано примерно 600 детей, обучающихся в начальной школе. По результатам этого исследования ученые пришли к выводу о том, что наиболее эффективной оказалась фармакотерапия в сочетании с психологической и психотерапевтической помощью. Обсудите с Вашим врачом наиболее подходящие для Вашего ребёнка методы лечения. |
Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:
Генетические факторы: специалистами Медико-генетического научного центра РАМН и факультета психологии МГУ установлено, что «большинство исследователей сходится во мнении, что единую причину возникновения заболевания выявить не удается и, похоже, не удастся никогда». Учёные США, Голландии, Колумбии и Германии выдвинули предположение, что на 80 % возникновение СДВГ зависит от генетических факторов. Из более чем тридцати генов-кандидатов выбрали три — ген переносчика дофамина, а также два гена дофаминовых рецепторов. Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить.
Биполя́рное аффекти́вное расстройство (сокр. БАР; ранее — маниака́льно-депресси́вный психо́з, МДП) — эндогенное психическое заболевание, которое проявляется в виде аффективных состояний — маниакальных (или гипоманиакальных) и депрессивных, а иногда и смешанных состояний, при которых у больного наблюдаются быстрая смена симптомов мании (гипомании) и депрессии, либо симптомы депрессии и мании одновременно (например, тоска со взвинченностью, беспокойством либо эйфория с заторможенностью — так называемая непродуктивная мания — или другие). Возможны многообразные варианты «смешанных» состояний.
Эти состояния, называемыемые эпизодами или фазами заболевания, периодически сменяют друг друга, непосредственно или через «светлые» промежутки психического здоровья (интермиссии, называемые ещё интерфазами), без или почти без снижения психических функций, даже при большом числе перенесённых фаз и любой продолжительности болезни. В интермиссиях психика и личностные свойства больного полностью восстанавливаются.
Дислекси́я — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.
Синдром Аспергера — одно из пяти общих (первазивных) нарушений развития, иногда называемое формой высокофункционального аутизма (то есть легкой формы аутизма, при котором способность к социализации относительно сохранена). Нередко лица с синдромом Аспергера обладают нормальным либо высоким интеллектом, но отличаются нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями; часто из-за этого их эмоциональное и социальное развитие, а также интеграция происходят позже обычного.
Термин «Синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг в публикации 1981 г. Синдром получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера, который сам использовал термин «аутистическая психопатия».
У большинства людей с аутизмом, особенно детей, отставание в развитии может быть легко обнаружено. Они производят впечатление «отсталых», хотя их уровень IQ часто намного выше среднего. Но есть люди, которые могут по схожести называться аутистами, но не производят впечатления умственно отсталых, люди, у которых высокое развитие отдельных навыков более поражает, чем дефицит в коммуникации, социальном поведении и воображении. Их вербальная коммуникация, в частности, достаточно хорошо развита — именно этот тип нарушения развития был описан Гансом Аспергером и назван в его честь синдромом Аспергера.
Синдром Туре́тта (болезнь Туретта, синдром Жиль де ла Туретта) — генетически обусловленное расстройство центральной нервной системы с манифестацией в детском возрасте, характеризующееся множественными моторными тиками и как минимум одним вокальным тиком.
Ранее синдром Туретта считался редким и странным синдромом, чаще всего ассоциируемый с выкрикиванием нецензурных слов или социально неуместных и оскорбительных высказываний (копролалия). Однако этот симптом присутствует только у меньшего числа людей с синдромом Туретта . Синдром Туретта в настоящее время не считается редкой болезнью, но он не всегда может быть диагностирован верно, потому что большинство случаев протекает в лёгкой форме. От 1 до 10 детей из 1000 имеют синдром Туретта; более, чем 10 на 1000 человек имеют тиковые расстройства. У людей с синдромом Туретта уровень интеллекта и продолжительность жизни в норме. Степень выраженности тиков уменьшается у большинства детей, когда у них завершается подростковый возраст, а тяжёлая степень синдрома Туретта в зрелом возрасте встречается редко. Известные люди с синдромом Туретта встречаются во всех сферах жизни.
Генетические и экологические факторы играют определённую роль в этиологии синдрома Туретта, но точные причины заболевания неизвестны. В большинстве случаев лечение не требуется. Не существует эффективных лекарственных средств для каждого случая тиков, но использование лекарств и методов лечения, которые облегчают состояние больного, оправдано. Обучение, разъяснение этого заболевания и психологическая поддержка больных — важная часть плана лечения.
Эпоним был предложен Жаном Мартеном Шарко в честь своего ученика, Жиля де ля Туретта, французского врача и невролога, который опубликовал отчёт о 9 больных с синдромом Туретта в 1885 году.
Нарушения развития школьных навыков. Трудности в обучении включают проблемы с чтением, счётом и письмом. Пациенты с нарушением развития школьных навыков получают более низкие оценки, которые не соответствуют их возрасту и интеллекту. Кроме того, эти пациенты имеют низкую самооценку и недостаточно развитые социальные навыки.
Оппозиционное вызывающее расстройство
(ОВР) и социализированное
Расстройства настроения и тревожные состояния. У детей с СДВГ имеется повышенный риск развития тревоги и депрессии, несмотря на то, что эти расстройства настроения могут не проявляться вплоть до подросткового или взрослого возраста. Многие специалисты полагают, что тревога, депрессия и заниженная самооценка могут развиться в следствие СДВГ. При наличии расстройств настроения и тревожных расстройств, их лечение можно проводить одновременно с терапией СДВГ.
Симптомы можно уменьшить
с помощью медикаментозного лечения,
но препаратов для лечения задержек
развития нет. Тогда ребенку может
помочь только обучение в особых условиях,
соответствующих его
Информация о работе Психологическая сущность симптома гиперактивности и перспектива его преодоления