Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть психологическую сущность, структуру и содержание возрастных кризисов.
Задачи курсовой работы:
1) изучить сущность возрастного кризиса;
2) охарактеризовать психологическое воздействие на человека в период возрастного кризиса.
Введение
В психологических теориях категория "возрастной кризис" используется в многочисленных контекстах, отличается по своему содержанию и связывается с различными характеристиками психического развития человека.
Суть возрастных кризисов
заключается в изменении
В период возрастных кризисов резко изменяется эмоциональный фон, появляются элементы депрессивной симптоматики, выраженной тревожности, напряженности, снижения работоспособности, дезадаптированнос-ти и т. д. Все это является следствием рассогласования в системе самопрогнозирования, уровня притязаний личности: человек не может обеспечивать продуктивное выполнение индивидуальных программ. Реализация этих программ начинает требовать огромных энергетических усилий.
Если рассматривать возрастные
кризисы с точки зрения перемен,
наступающих в поведении
Проблематика возрастных
кризисов в онтогенезе является актуальной,
чрезвычайно интересной и в то
же время недостаточно разработанной
в теоретическом и
Будущим специалистам в сфере
образования необходимо проанализировать
сложное и много аспектное
понятие "возрастной кризис", изучить
содержание и направления коррекционной
работы. Цель данного пособия –
формирование представлений о возрастном
кризисе как предмете психологического
исследования. Задачами являлись: раскрыть
исследования критических возрастов,
как общетеоретических, так и
описывающих конкретные возрастные
переходы; проанализировать содержание
и структуру возрастных кризисов;
изучить основные положения практической
психологии возрастных кризисов. Данными
задачами определена структура пособия.
Оно начинается с изложения общих
вопросов возрастной психологии, с
краткого обзора отечественных исследований,
посвященных возрастным кризисам (Л.С.
Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович,
К.Н. Поливанова и др.), описывается
структура возрастного кризиса,
отмечаются основные отличия процесса
психического развития в стабильные
и критические периоды. После
изложения общих вопросов следует
характеристика содержания возрастных
кризисов в онтогенезе: кризисов в
дошкольном возрасте, кризисов в школьном
возрасте и кризисов взрослости. В
конце работы раскрываются некоторые
вопросы психологического воздействия
на человека в период возрастного
кризиса, приводятся обобщенные рекомендации,
описываются особенности
Фактический и теоретический материал изложен в рамках традиций отечественной психологической школы и основан на идеях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др.
Цель курсовой работы –
рассмотреть психологическую
Задачи курсовой работы:
1) изучить сущность возрастного кризиса;
2) охарактеризовать
1. Сущность возрастного кризиса
1.1. Понятие о возрастном кризисе
Возрастные кризисы –
это особые, относительно непродолжительные
по времени (до года) возрастные периоды,
характеризующиеся резкими
В отечественной психологии
термин "возрастные кризисы" введен
Л.С. Выготским и определен как
целостное изменение личности человека,
регулярно возникающее при
По Л.С. Выготскому, возрастной
кризис обусловлен возникновением основных
новообразований
Следует отметить, что в возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, "болезненное" явление, результат неправильного воспитания. Но Л.С. Выготский подчеркивал, что никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее недиалектически настроенные авторы признают необходимость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Л.И. Божович понимала под
кризисами переходные периоды от
одного этапа детского развития к
другому. Кризисы возникают на стыке
двух возрастов и знаменуют собой
завершение предыдущего этапа развития
и начало последующего. Каждое системное
новообразование, возникая в ответ
на потребности ребенка, включает аффективный
компонент и потому несет в
себе побудительную силу. Именно поэтому
центральное для данного
Все эти особенности детей,
переживающих критический период, говорят
об их фрустрированности. Фрустрация же,
как известно, возникает в ответ
на депривацию каких-то существенных для
человека потребностей. Поэтому можно
сделать вывод, что на стыке двух
возрастов такую реакцию дают
дети, у которых не удовлетворяются
или даже активно подавляются
те новые потребности, которые появляются
в конце каждого этапа
Хронологически выделяют
следующие возрастные кризисы: кризис
новорожденности; кризис одного года;
кризис трех лет; кризис семи лет; пубертат-ный
кризис; кризис семнадцати лет; кризис
тридцати лет; кризис сорока лет; пенсионный
кризис; кризис смерти. Понятия об отдельных
критических возрастах
Еще позже был изучен кризис тринадцати лет, который описан под названием негативной фазы возраста полового созревания. Как показывает самое название, негативное содержание периода выступает на первый план и при поверхностном наблюдении кажется исчерпывающим весь смысл развития в этот период. Падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения позволяют характеризовать этот период как стадию такой дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое "Я" и мир разделены более, чем в иные периоды.
Сравнительно недавно было теоретически осознано то положение, что хорошо изученный с фактической стороны переход от младенческого возраста к раннему детству, совершающийся около одного года жизни, представляет собой в сущности тоже критический период со своими отличительными чертами, знакомыми нам по общему описанию этой своеобразной формы развития. Чтобы получить законченную цепь критических возрастов, Л.С. Выготский предложил включить в нее в качестве начального звена тот, пожалуй, самый своеобразный из всех периодов детского развития, который носит название новорожденности. Этот хорошо изученный период стоит особняком в системе других возрастов и является по своей природе, пожалуй, самым ярким и несомненным кризисом в развитии ребенка. Скачкообразная смена условий развития в акте рождения, когда новорожденный быстро попадает в совершенно новую среду, которая меняет весь строй его жизни, характеризует начальный период вне-утробного развития. Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис трех лет – переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Кризис семи лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис тринадцати лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту. Таким образом, раскрывается закономерная картина: критические периоды перемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем.
К.Н. Поливанова дала следующее
определение понятию "возрастной
кризис": это преобразование социальной
ситуации развития, при котором старая
социальная ситуация развития разрушается,
а на ее месте, вместо нее, строится
новая; психологическое содержание
возрастного кризиса состоит
в том, что происходит субъективация
новообразования
Таким образом, возрастной кризис
можно считать переходным периодом,
который неизбежно переживает человек
при смене возрастных этапов, завершении
определенных стадий развития. Возрастной
кризис обусловлен и биологическими
факторами (морфофункциональные
Особенности протекания возрастных
кризисов во многом зависят от индивидуальных
социобиологических особенностей: характера,
эмоционально-мотивационной
Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как реализация прежней ведущей деятельности в новых возрастных условиях затруднена, невозможна, возрастная детерминанта исчерпана. Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутриличностных противоречий. Человек при этом становится все более реактивным, неустойчивым, отвечает на слабые раздражители неадекватно интенсивными реакциями, что приводит к существенным изменениям в поведении, появлении трудновоспитуемости.
1.2. Отличия критических
периодов развития от
Л.С. Выготский, поясняя сущность возрастных кризисов, указывал, что возрастные изменения могут происходить резко, критически, и могут происходить постепенно, литически. В некоторых возрастах развитие характеризуется медленным, эволюционным, или ли-тическим течением. Это возрасты преимущественно плавного, часто незаметного внутреннего изменения личности ребенка, изменения, совершающегося путем незначительных "молекулярных" достижений. Здесь на протяжении более или менее длительного срока, охватывающего обычно несколько лет, не происходит каких-либо фундаментальных, резких сдвигов и перемен, перестраивающих всю личность ребенка. Более или менее заметные изменения в личности ребенка происходят только в результате длительного течения скрытого "молекулярного" процесса. Они выступают наружу и становятся доступны прямому наблюдению только как заключение продолжительных процессов латентного развития.
Информация о работе Психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов