Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть психологическую сущность, структуру и содержание возрастных кризисов.
Задачи курсовой работы:
1) изучить сущность возрастного кризиса;
2) охарактеризовать психологическое воздействие на человека в период возрастного кризиса.
В период возрастного кризиса меняются действия всех участников взаимодействия: и взрослых, и детей. Условием для успешного разрешения кризиса является именно коррекция поведения взрослых. Взрослому необходимо иметь определенные знания об изменениях, происходящих с ребенком на данном возрастном этапе. Только на основе этих знаний можно определенным образом действовать и анализировать собственные действия.
Выбор типа коррекционной
работы зависит от возраста ребенка,
места протекания кризиса (семья, школа),
позиции взрослого (родитель, воспитатель,
учитель). Эти характеристики внутренне
зависимы: кризисы новорож-денности,
одного года, трех лет, как правило,
протекают в семье, соответственно
взрослый, к которому обращен кризис,
– родитель. Кризис семи лет, подростковый
кризис и кризис семнадцати лет проходят
и в школе, и дома, ребенок "адресуется"
и к родителям, и к учителям.
Воспитатели детского сада в наименьшей
степени встречаются с
Кризис новорожденности проходит в домашних условиях. Психологическая составляющая вплетена в существенные физиологические изменения, происходящие с ребенком. Разрешение кризиса знаменуется возникновением улыбки как первой социальной реакции. К этому приводит активное общение с ребенком с самых первых дней его жизни. Несмотря на то, что ребенок кажется совершенно безразличным к стараниям взрослых привлечь его внимание, следует при любой возможности эмоционально общаться с ним, разговаривать, улыбаться. Эти усилия вознаградятся улыбкой ребенка и, несколько позже, появлением комплекса оживления – двигательных реакций, вокализаций, эмоциональных проявлений в ответ на лицо взрослого.
При кризисе одного года рост
двигательных возможностей приводит к
расширению пространства, возникает
мотивирующее представление (образ
привлекательного предмета или ситуации,
находящихся вне поля непосредственного
восприятия). Появляется стремление к
недоступным предметам. Условием разрешения
кризиса является весьма жесткое
разделение взрослым пространства на
разрешенное и запрещаемое. При
ярких аффективных вспышках необходимо
отвлечение, переход к другим привлекательным
предметам, организация первых элементарных
занятий с ребенком. Если отвлечь
ребенка не удалось, запрет все равно
не стоит отменять, иначе могут
закрепиться разнообразные
При кризисе трех лет развитие
речи, опережающее развитие представления
о себе, приводит к экспериментированию
с собственной
твердо и спокойно настоять на запрете, не реагировать на провоцирующее поведение ребенка. Ребенок нуждается в эмоциональном принятии, ласке. Очень полезны для него совместные игры: предложите ему простейшие сюжеты, покажите, как действовать с игрушками. Можно предоставить малышу возможность играть самостоятельно (пусть поначалу 1-2 минуты).
В целом кризис трех лет
объективно завершается с возникновением
у ребенка полноценной игры. Для
этого необходим перевод
В период кризиса семи лет
поведение характеризуется
Если ребенок стремится к самостоятельным занятиям, ему нужно помочь, предоставить возможности для (новых форм деятельности. Можно предлагать ребенку новые формы занятий и предоставить возможность взять на себя какие-то новые обязанности. Если же ребенок через короткое время "забудет" о том, что взялся за самостоятельное выполнение какого-то поручения, напомните ему об этом, мягко подчеркните сложность взрослой позиции, но и выразите надежду на то, что ребенок может с этим справиться.
Таблица 3 Условия разрешения кризисов дошкольного возраста
Возрастной кризис
Условия разрешения кризиса
Кризис новорожденности
Активное эмоциональное общение с ребенком с самых первых дней его жизни, разговоры, улыбки
Кризис одного года
Жесткое разделение взрослым пространства на разрешенное и запрещаемое, отвлечение ребенка, переход к другим привлекательным предметам при аффективных вспышках
Кризис трех лет
Четкое выделение ситуации запрета, отсутствие реакции на провоцирующее поведение ребенка, эмоциональное принятие, совместные игры
Расширение сферы интересов ребенка, происходящее в этом возрасте, нуждается в поощрении. Поддерживайте интерес ребенка к широкому миру людей и вещей, давайте ему пищу для развития: водите ребенка в музеи, на экскурсии, не жалейте времени на разговоры об увиденном.
Как и в предшествующие кризисы развития, старайтесь дифференцировать свое поведение в зависимости от требований ребенка. Не отказывайте ему в помощи, эмоционально поддерживайте, но останавливайте негативные проявления, разрушающие семейный уклад. Такая дифференциация помогает ребенку построить собственное поведение, найти свое место в изменяющихся условиях жизни.
На протяжении подросткового кризиса в силу особых социальных условий его проживания может быть несколько периодов, по содержанию приближающихся к возрастному кризису. В целом их протекание разнится у разных детей, на симптоматику критического периода влияют многие обстоятельства: отношения с родителями, социальный статус в коллективе сверстников, академическая успеваемость, развитость познавательной сферы, сформированность творческих интересов и даже физиологические особенности (время начала пубертата).
Подростковый возраст (даже
его стабильная фаза) характеризуется
особым интересом взрослеющего человека
к себе, к своему внутреннему облику,
происходит интенсивное самопознание.
Современный социум не предоставляет
ребенку адекватных, социально приемлемых
"мест" взросления, что приводит,
как правило, к затяжному характеру
возрастного кризиса. Ребенок все
больше стремится выглядеть как
взрослый, его поведение на виду
у окружающих, особенно на виду у
сверстников, теряет непосредственность:
появляется нарочитая независимость,
псевдовзрослость и т. п. В общении
с родителями может еще некоторое
время сохраняться детско-
Ребенок склонен "переходить
на личности": указывать взрослому
на мелкие промахи, недочеты в работе,
частая тема – необъективность или
несправедливость. Эти особенности
не случайны, они весьма характерны
для периода особой чувствительности
ребенка к тому, как его воспринимают
окружающие. При всей критичности
в адрес учителей дети необыкновенно
тревожны и озабочены отношением
к ним окружающих, и учителей –
не в последней степени. Нарочитость
поведения свидетельствует о
стремлении привлечь к себе внимание,
узнать, что о нем думают, и
в целом – составить
Принципы ведения диалога
с подростком учителя и родителей
сходны. Абсолютно неэффективны диалоги
в тематике, предлагаемой ребенком.
Лучше, если это возможно, перевести
спор в иной контекст – более
общий, менее однозначный. Как и
при негативизме в адрес
Подростковый возраст
– время становления
строить собственное авторское
действие, т. е. осуществлять замысел
и реализацию проектов, возникают
наиболее адекватные условия для
превращения исполнительского (результативного)
действия в пробующее. Такое превращение
обеспечивает полноценное и адекватное
задачам возраста развитие в подростковом
возрасте. При подобных условиях проба
переводится из сферы социальной
коммуникации в сферу продуктивной
деятельности:, общение со взрослым
становится партнерским, позиции взрослого
и ребенка меняются. Это наиболее
прогрессивное направление
В период кризиса семнадцати
лет основная проблема заключается
в профессиональном и личностном
самоопределении. Поэтому на данном
этапе необходима скоординированная
помощь родителей, педагогов, психологов,
профконсультантов в решении
данной проблемы. Важно обеспечить
постепенное формирование общей
готовности к профессиональному
самоопределению и подготовку к
будущей трудовой жизни в широком
плане, психолого-педагогическую помощь
в конкретных профессиональных выборах.
При этом используют все методы психологического
профессионального
Кризисы взрослости существенно
отличаются от детских возрастных кризисов
тем, что они в основном протекают
во внутреннем плане личности. Взрослый
человек в период возрастного
кризиса предпринимает действия
по осознанию собственных позиций
и установок, переоценке ценностей,
поэтому в поведенческом плане
кризис проявляется весьма разнообразно,
характеризуется значительными
индивидуальными различиями. Видимых
изменений в поведении может
не происходить, но может проявляться
эмоциональная напряженность, повышенная
тревожность, самокритичность, неустойчивость
поведенческих реакций и
2.2. Стратегии психологического
консультирования в период
Подробнее остановимся на принципах и методах оказания психологической помощи взрослым людям, переживающим возрастной кризис. Как правило, возрастной кризис у взрослых людей усугубляется определенными ненормативными факторами (сильные эмоциональные переживания и крупные неудачи – потеря важных родственных связей, смерть ребенка, родственника, конец значимых любовных отношений, развод; физический фактор – болезнь, несчастный случай, операция, рождение ребенка, выкидыш, аборт, чрезвычайное физическое напряжение, длительное лишение пищи, чрезмерный сексуальный опыт и др.). На современном этапе количество людей, испытывающих те или иные кризисные состояния, неуклонно возрастает. С одной стороны, это может быть связано с резкими изменениями условий жизни (нестабильность общественных структур, болезни, изменение социального окружения), с другой – с определенным эволюционным этапом в развитии психики людей в целом.
Длительность кризисных
переживаний, возможность конструктивного
или деструктивного выхода из кризиса
в значительной мере определяются типом
совла-дания, отношения личности к
неблагоприятной жизненной
Цель психологического консультирования в условиях кризиса – приведение личности к осознанию событий, являющихся причиной состояния дисбаланса, к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения.
Перед психологом стоят следующие задачи:
- помочь клиенту пережить
конфликты и иные
- помочь клиенту активизировать
творческие, интеллектуальные, личностные,
духовные и физические ресурсы
для выхода из кризисного
Информация о работе Психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов