Психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть психологическую сущность, структуру и содержание возрастных кризисов.

Задачи курсовой работы:

1) изучить сущность возрастного кризиса;

2) охарактеризовать психологическое воздействие на человека в период возрастного кризиса.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 52.46 Кб (Скачать файл)

 

В период возрастного кризиса  меняются действия всех участников взаимодействия: и взрослых, и детей. Условием для  успешного разрешения кризиса является именно коррекция поведения взрослых. Взрослому необходимо иметь определенные знания об изменениях, происходящих с  ребенком на данном возрастном этапе. Только на основе этих знаний можно  определенным образом действовать  и анализировать собственные  действия.

 

Выбор типа коррекционной  работы зависит от возраста ребенка, места протекания кризиса (семья, школа), позиции взрослого (родитель, воспитатель, учитель). Эти характеристики внутренне  зависимы: кризисы новорож-денности, одного года, трех лет, как правило, протекают в семье, соответственно взрослый, к которому обращен кризис, – родитель. Кризис семи лет, подростковый кризис и кризис семнадцати лет проходят и в школе, и дома, ребенок "адресуется" и к родителям, и к учителям. Воспитатели детского сада в наименьшей степени встречаются с трудновоспитуемостью детей вследствие критического синдрома, но им часто приходится согласовывать  свои действия с родителями, поскольку  ребенок много времени проводит вне дома. Поэтому тип коррекционной  работы выбирается в целом в зависимости  от возраста ребенка, но место и позиция  взрослого определяют особенности  коррекции. При этом необходимо учитывать  индивидуальные особенности личности ребенка, особенности стиля семейного  воспитания. Для их изучения можно  использовать методы наблюдения, беседы, метод экспертных оценок, психологические  тесты и опросники. В приложениях 1-9 данного пособия приведены  варианты психологических тестов и  опросников, которые могут применяться  для изучения индивидуальных личностных особенностей у испытуемых в кризисные  периоды на различных этапах онтогенеза.

 

Кризис новорожденности  проходит в домашних условиях. Психологическая  составляющая вплетена в существенные физиологические изменения, происходящие с ребенком. Разрешение кризиса знаменуется  возникновением улыбки как первой социальной реакции. К этому приводит активное общение с ребенком с самых  первых дней его жизни. Несмотря на то, что ребенок кажется совершенно безразличным к стараниям взрослых привлечь его внимание, следует при  любой возможности эмоционально общаться с ним, разговаривать, улыбаться. Эти усилия вознаградятся улыбкой ребенка и, несколько позже, появлением комплекса оживления – двигательных реакций, вокализаций, эмоциональных проявлений в ответ на лицо взрослого.

 

При кризисе одного года рост двигательных возможностей приводит к  расширению пространства, возникает  мотивирующее представление (образ  привлекательного предмета или ситуации, находящихся вне поля непосредственного  восприятия). Появляется стремление к  недоступным предметам. Условием разрешения кризиса является весьма жесткое  разделение взрослым пространства на разрешенное и запрещаемое. При  ярких аффективных вспышках необходимо отвлечение, переход к другим привлекательным  предметам, организация первых элементарных занятий с ребенком. Если отвлечь  ребенка не удалось, запрет все равно  не стоит отменять, иначе могут  закрепиться разнообразные поведенческие  формы (плач, крик, агрессия и т. д.), провоцирующие  родителей предоставить требуемое.

 

При кризисе трех лет развитие речи, опережающее развитие представления  о себе, приводит к экспериментированию  с собственной самостоятельностью, появляется "Я сам!", личное действие, гордость за достижение. Негативизм в  поведении связан с внешне немотивированными  требованиями самостоятельности. Часто  проявляется в отказе от действия, даже начатого по собственному желанию. Поведение характеризуется действием  по собственному произволу (в противоположность  произвольному действию). Родители (а в редких случаях аналогичного поведения в детском саду –  воспитатели) четко выделяют ситуации, в которых необходимо

 

твердо и спокойно настоять на запрете, не реагировать на провоцирующее  поведение ребенка. Ребенок нуждается  в эмоциональном принятии, ласке. Очень полезны для него совместные игры: предложите ему простейшие сюжеты, покажите, как действовать с игрушками. Можно предоставить малышу возможность  играть самостоятельно (пусть поначалу 1-2 минуты).

 

В целом кризис трех лет  объективно завершается с возникновением у ребенка полноценной игры. Для  этого необходим перевод личного  действия в игровой план. В течение  кризиса выделяются две линии: линия  становления личного действия и  линия возникновения игры. Первая линия оформляется в столкновении намерения ребенка и запрета, вторая возникает в совместных со взрослым игровых действиях. Соответственно строится и поведение взрослого. Как правило, протестное поведение  адресовано близкому взрослому (родителю), а с началом игровой деятельности может возникать и с родителями, и в детском саду.

 

В период кризиса семи лет  поведение характеризуется различными формами негативизма, возникновением самостоятельных занятий и расширением  сферы интересов. Трудности в  поведении (негативизм) касаются домашней ситуации. Кризис семи лет первый из критических возрастов, когда возможны вербальные формы помощи ребенку  в проживании трудного периода. При  негативизме следует спокойно и  твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему в семье  возникли такие правила и уклад (табл. 3).

 

Если ребенок стремится  к самостоятельным занятиям, ему  нужно помочь, предоставить возможности  для (новых форм деятельности. Можно  предлагать ребенку новые формы  занятий и предоставить возможность  взять на себя какие-то новые обязанности. Если же ребенок через короткое время "забудет" о том, что взялся за самостоятельное выполнение какого-то поручения, напомните ему об этом, мягко подчеркните сложность  взрослой позиции, но и выразите надежду  на то, что ребенок может с этим справиться.

 

Таблица 3 Условия разрешения кризисов дошкольного возраста

Возрастной кризис 

Условия разрешения кризиса

 

Кризис новорожденности 

Активное эмоциональное  общение с ребенком с самых  первых дней его жизни, разговоры, улыбки

 

Кризис одного года 

Жесткое разделение взрослым пространства на разрешенное и запрещаемое, отвлечение ребенка, переход к другим привлекательным предметам при  аффективных вспышках

 

Кризис трех лет 

Четкое выделение ситуации запрета, отсутствие реакции на провоцирующее  поведение ребенка, эмоциональное  принятие, совместные игры

 

 

Расширение сферы интересов  ребенка, происходящее в этом возрасте, нуждается в поощрении. Поддерживайте  интерес ребенка к широкому миру людей и вещей, давайте ему  пищу для развития: водите ребенка  в музеи, на экскурсии, не жалейте  времени на разговоры об увиденном.

 

Как и в предшествующие кризисы развития, старайтесь дифференцировать свое поведение в зависимости  от требований ребенка. Не отказывайте  ему в помощи, эмоционально поддерживайте, но останавливайте негативные проявления, разрушающие семейный уклад. Такая  дифференциация помогает ребенку построить  собственное поведение, найти свое место в изменяющихся условиях жизни.

 

На протяжении подросткового  кризиса в силу особых социальных условий его проживания может  быть несколько периодов, по содержанию приближающихся к возрастному кризису. В целом их протекание разнится у  разных детей, на симптоматику критического периода влияют многие обстоятельства: отношения с родителями, социальный статус в коллективе сверстников, академическая  успеваемость, развитость познавательной сферы, сформированность творческих интересов  и даже физиологические особенности (время начала пубертата).

 

Подростковый возраст (даже его стабильная фаза) характеризуется  особым интересом взрослеющего человека к себе, к своему внутреннему облику, происходит интенсивное самопознание. Современный социум не предоставляет  ребенку адекватных, социально приемлемых "мест" взросления, что приводит, как правило, к затяжному характеру  возрастного кризиса. Ребенок все  больше стремится выглядеть как  взрослый, его поведение на виду у окружающих, особенно на виду у  сверстников, теряет непосредственность: появляется нарочитая независимость, псевдовзрослость и т. п. В общении  с родителями может еще некоторое  время сохраняться детско-взрослый тип отношений, но вскоре и в этой сфере происходят нарушения. Ребенок  настаивает на новых правах, с разной степенью требовательности адресуясь  к разным членам семьи.

 

Ребенок склонен "переходить на личности": указывать взрослому  на мелкие промахи, недочеты в работе, частая тема – необъективность или  несправедливость. Эти особенности  не случайны, они весьма характерны для периода особой чувствительности ребенка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критичности  в адрес учителей дети необыкновенно  тревожны и озабочены отношением к ним окружающих, и учителей –  не в последней степени. Нарочитость  поведения свидетельствует о  стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и  в целом – составить представление  о себе через взгляд окружающих.

 

Принципы ведения диалога  с подростком учителя и родителей  сходны. Абсолютно неэффективны диалоги  в тематике, предлагаемой ребенком. Лучше, если это возможно, перевести  спор в иной контекст – более  общий, менее однозначный. Как и  при негативизме в адрес родителей, разумнее обсудить взаимные права и  обязанности, содержание требований и  т. д. В отдельных случаях показана жесткая формализация отношений: четкая регламентация требований и соответствующих  оценок.

 

Подростковый возраст  – время становления ответственного действия. Поэтому подростковая школа  должна быть организована таким образом, чтобы ответственное действие имело  место в школьной жизни. Это обеспечивается особой, проектной формой деятельности подростков. Такие разработки существуют уже в практике образования. Их суть сводится к созданию условий для  свободного авторского действия на учебном, но привлекательном для подростка  материале. При возможности

 

строить собственное авторское  действие, т. е. осуществлять замысел  и реализацию проектов, возникают  наиболее адекватные условия для  превращения исполнительского (результативного) действия в пробующее. Такое превращение  обеспечивает полноценное и адекватное задачам возраста развитие в подростковом возрасте. При подобных условиях проба  переводится из сферы социальной коммуникации в сферу продуктивной деятельности:, общение со взрослым становится партнерским, позиции взрослого  и ребенка меняются. Это наиболее прогрессивное направление коррекции  трудновоспитуемости подростков, но неприменимое в индивидуальной коррекции.

 

В период кризиса семнадцати лет основная проблема заключается  в профессиональном и личностном самоопределении. Поэтому на данном этапе необходима скоординированная  помощь родителей, педагогов, психологов, профконсультантов в решении  данной проблемы. Важно обеспечить постепенное формирование общей  готовности к профессиональному  самоопределению и подготовку к  будущей трудовой жизни в широком  плане, психолого-педагогическую помощь в конкретных профессиональных выборах. При этом используют все методы психологического профессионального консультирования: информационно-справочные и просветительские (профессиограммы, справочная литература, профессиональная реклама, экскурсии  и др.); диагностические (наблюдение, беседы, опросники, тесты и др.); методы морально-эмоциональной поддержки (группы общения, тренинги, групповая  и индивидуальная психотерапия, профориентационные игры и др.); методы принятия решения  и построения перспектив профессионального  развития и личностного роста (построение различных вариантов действий, схемы  альтернативного выбора, анализ ситуаций личностного и профессионального  самоопределения и др.).

 

Кризисы взрослости существенно  отличаются от детских возрастных кризисов тем, что они в основном протекают  во внутреннем плане личности. Взрослый человек в период возрастного  кризиса предпринимает действия по осознанию собственных позиций  и установок, переоценке ценностей, поэтому в поведенческом плане  кризис проявляется весьма разнообразно, характеризуется значительными  индивидуальными различиями. Видимых  изменений в поведении может  не происходить, но может проявляться  эмоциональная напряженность, повышенная тревожность, самокритичность, неустойчивость поведенческих реакций и настроения, симптомы депрессии и т. д. В этих случаях показаны различные формы  психотерапевтической помощи, психологическое  консультирование.

2.2. Стратегии психологического  консультирования в период возрастных  кризисов

 

Подробнее остановимся на принципах и методах оказания психологической помощи взрослым людям, переживающим возрастной кризис. Как  правило, возрастной кризис у взрослых людей усугубляется определенными  ненормативными факторами (сильные  эмоциональные переживания и  крупные неудачи – потеря важных родственных связей, смерть ребенка, родственника, конец значимых любовных отношений, развод; физический фактор – болезнь, несчастный случай, операция, рождение ребенка, выкидыш, аборт, чрезвычайное физическое напряжение, длительное лишение пищи, чрезмерный сексуальный опыт и др.). На современном этапе количество людей, испытывающих те или иные кризисные состояния, неуклонно возрастает. С одной стороны, это может быть связано с резкими изменениями условий жизни (нестабильность общественных структур, болезни, изменение социального окружения), с другой – с определенным эволюционным этапом в развитии психики людей в целом.

 

Длительность кризисных  переживаний, возможность конструктивного  или деструктивного выхода из кризиса  в значительной мере определяются типом  совла-дания, отношения личности к  неблагоприятной жизненной ситуации. Наиболее типичные варианты отношений  личности к кризисам: игнорирующее; преувеличивающее; демонстративное; волюнтаристское; продуктивное.

 

Цель психологического консультирования в условиях кризиса – приведение личности к осознанию событий, являющихся причиной состояния дисбаланса, к  большей целостности, к меньшей  конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения.

 

Перед психологом стоят следующие  задачи:

 

- помочь клиенту пережить  конфликты и иные психотравмирующие  ситуации;

 

- помочь клиенту активизировать  творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физические ресурсы  для выхода из кризисного состояния;

Информация о работе Психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов