Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть психологическую сущность, структуру и содержание возрастных кризисов.
Задачи курсовой работы:
1) изучить сущность возрастного кризиса;
2) охарактеризовать психологическое воздействие на человека в период возрастного кризиса.
- способствовать укреплению самоуважения клиента и его уверенности в себе;
- содействовать расширению
у клиента диапазона социально
и личностно приемлемых
- смягчить воздействия
стрессового события путем
Психологическое консультирование
клиентов, находящихся в состоянии
психодуховного кризиса, должно строиться
на принципах экзистенциально-
- консультирование лиц,
находящихся в кризисе, должно
строиться на моделях,
- учет интегративных
- готовность психолога
столкнуться в ходе работы
с кризисной личностью с
Заключение
Возрастные кризисы –
это особые, относительно непродолжительные
по времени (до года), возрастные периоды,
характеризующиеся резкими
Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет; пубертатный кризис; кризис семнадцати лет; кризис тридцати лет; кризис сорока лет; пенсионный кризис; кризис смерти. Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Анализ кризисных периодов позволит вскрыть психологическую сущность процесса онтогенетического развития личности. Основные отличия критических периодов развития от стабильных периодов заключаются в длительности протекания, в характеристиках динамики психических изменений, в характере возникающих новообразований. Возрастной кризис проходит ряд фаз и этапов: предкритическая фаза – открытие идеальной формы следующего возраста; собственно критическая фаза – мифологизация новой идеальной формы, конфликт между желаемым и возможным, рефлексия внутренних ограничителей искомой взрослости; посткритическая фаза – дифференциация отношения к себе, формирование мотивации дальнейшего возрастного развития. Возрастной кризис может сопровождаться особым синдромом – трудновоспитуемостью.
Суть коррекционной работы
в период возрастного кризиса
заключается не в преодолении
симптомов кризиса, а в амплификации
его положительного эффекта, использовании
периода кризиса для решения
задачи развития. В период возрастного
кризиса меняются действия всех участников
взаимодействия: действия и взрослых,
и детей. Условием для успешного
разрешения кризиса является именно
коррекция поведения взрослых. Выбор
типа коррекционной работы зависит
от возраста ребенка, места протекания
кризиса (семья, школа), позиции взрослого
(родитель, воспитатель, учитель). Эти
характеристики внутренне зависимы:
кризисы новорожденности, одного года,
трех лет, как правило, протекают
в семье, соответственно, взрослый,
к которому обращен кризис, –
родитель. Кризис семи лет, подростковый
кризис и кризис семнадцати лет проходят
и в школе, и дома, ребенок "адресуется"
и к родителям, и к учителям.
Воспитатели детского сада в наименьшей
степени встречаются с
Цель психологического консультирования
в условиях кризиса – приведение
личности к осознанию событий, являющихся
причинами состояния
Психотерапия кризисных
личностей подразумевает
Список литературы
1. Божович Л.И. Избарнные
психологические труды:
2. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987. – 311с.
3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Гамезо и др. – М., 1984.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т. 4.
5. Дармодехин С. В. Современный
подросток: проблемы
6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т./ Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986. – 372 с.
7. Косякова О.О. Возрастные кризисы. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
8. Новое педагогическое мышление. Под ред. Петровского А. В. – М., 1989. – 310с.
9. Пахальян В. Э.
10. Поливанов К.Н. Психология возрастных кризисов // Вопросы психологии, № 4, 2000.
11. Психологическая и
12. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна М., 1997..
13. Пэррет Л. Подросток и его проблемы. – СПб, 2002.
14. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
15. Роуз М. Трудности с подростками. Руководство по воспитанию подростков. – М., 1994, с. 46.
16. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. М., 2001.
17. Формирование личности
в переходный период от
18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Информация о работе Психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов