Психологическая сущность внимания и его свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить психологическую сущность внимания и его свойства.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
Дать определение понятию «внимание».
Изучить физиологические основы внимания.
Изучить основные теории внимания.
Рассмотреть свойства внимания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Психологическая сущность внимания……………………………….6
Определение внимания……………………………………………….6
Физиологические основы внимания………………………………....8
Теории внимания……………………………………………………..11
Свойства внимания…………………………………………………....15
Устойчивость внимания………………………………………………15
Сосредоточенность внимания……………………………………...…18
Объем внимания……………………………………………………….18
Переключаемость внимания…………………………………………..20
Распределение внимания………………………………………………20
Интенсивность внимания……………………………………………...22
Рассеянность……………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………24
Глоссарий………………………………………………………………..26
Список использованных источников………………………………….28

Файлы: 1 файл

КР Общая психология Харитонова Е.Н..doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Лесосибирский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Общая психология

Тема

Психологическая сущность внимания и его свойства

Фамилия студента

Харитонова

Имя студента

Евгения

Отчество студента

Николаевна

№ контракта

18602100701013


 

Содержание

     Введение………………………………………………………………..3

  1. Психологическая сущность внимания……………………………….6
    1. Определение внимания……………………………………………….6
    2. Физиологические основы внимания………………………………....8
    3.   Теории внимания……………………………………………………..11
  2.   Свойства внимания…………………………………………………....15
    1. Устойчивость внимания………………………………………………15
    2. Сосредоточенность внимания……………………………………...…18
    3. Объем внимания……………………………………………………….18
    4. Переключаемость внимания…………………………………………..20
    5. Распределение внимания………………………………………………20
    6. Интенсивность внимания……………………………………………...22
    7. Рассеянность……………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………24

 Глоссарий………………………………………………………………..26

 Список использованных источников………………………………….28

 Приложения……………………………………………………………..29

Введение

Одной из самых характерных  особенностей нашей духовной жизни  является тот факт, что, находясь под  постоянным потоком все новых и новых впечатлений, мы  отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную часть из них. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, откладывается в памяти, становится содержанием размышлений.

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение – каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание. Каждый процесс есть единство образа и деятельности: восприятие – единство процесса восприятия -  воспринимания и восприятия как образа предмета и явления действительности; мышление – единство мышления как деятельности и мысли, как содержания – понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого содержания не имеет; оно появляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом  та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.1

Во внимании находит  себе выражение связь сознания с  предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает  объект; чем более отчетливо выступает  в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание – проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-либо деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права  на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет единого мнения, не смотря на то, что его исследования ведутся уже не одно столетие. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Действительно, в системе  психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические  процессы, выступает как их необходимый  компонент, и отделить его от них, выделить и изучать иногда представляется весьма сложным процессом.

В исследовании проблем  внимания принимали многие отечественные и зарубежные психологи такие как: А.Р. Лурия, С.Л.Рубиштейн, Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Т.Рибо и многие другие. Все они, несомненно, внесли огромный вклад в учение о внимании как о психологическом процессе.

Цель данной курсовой работы – изучить психологическую  сущность внимания и его свойства.

Данная цель достигается  посредством решения следующих  задач:

  1. Дать определение понятию «внимание».
  2. Изучить физиологические основы внимания.
  3. Изучить основные теории внимания.
  4. Рассмотреть свойства внимания.

Курсовая работа на тему « Психологическая сущность внимания и его свойства» состоит из введения, двух глав, включающих в себя: первая – два параграфа, вторая – семь параграфов, заключения, глоссария из 10 понятий, списка использованных источников, включающего в себя 11 источников и двух приложений. Общее количество страниц -29 .

 

 

Основная часть

1Психологическая сущность внимания

 

    1. Определение внимания

Важная роль внимания не означает, что оно обеспечивает ясное отражение того, что является его объектом. Прислушиваясь, хотя бы и очень внимательно, к долетающим издали звукам речи, можно не разобрать  слов, которые произносятся. Однако слышатся они и распознаются в этих случаях (при наличии внимания к ним) все же лучше, чем тогда, когда внимание к ним отсутствует, сосредоточено на чем-то другом. Внимание обеспечивает лишь относительно большую ясность отражения того, что является его объектом, но и это имеет огромное значение для успеха выполняемой деятельности.

В современной психологии используется следующее общее понятие  внимания. Внимание – процесс сознательного  или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей  через органы чувств, и игнорирование другой.

В исследованиях внимания рассматриваются четыре главных  аспекта: пропускная способность и избирательность внимания, уровень возбуждения, управление вниманием и сознание.

Многие современные  теории внимания исходят из того, что наблюдателя всегда окружает множество признаков. Возможности нашей нервной системы слишком ограничены, чтобы ощущать все это огромное количество внешних стимулов, но если бы все они нами обнаруживались, мозг не смог бы их обработать, так как наша пропускная способность обработки информации тоже ограничена. Наши органы чувств, подобно другим средствам связи, работают вполне хорошо, если количество обрабатываемой информации находится в пределах их возможностей; при перегрузке происходит сбой.

В зарубежной психологии активно проблемы внимания начали разрабатываться в 1958 году, когда Д.Бродбент в своей книге «Восприятие и коммуникация», что восприятие есть результат работы системы, которая обрабатывает информацию с ограниченной пропускной способностью. В теории Бродбента существенным было представление, что мир содержит в себе возможность получения гораздо большего количества ощущений, чем позволяют охватить перцептивные и когнитивные способности человека. Поэтому, чтобы справиться с потоком поступающей информации, человек избирательно направляет внимание только на некоторые признаки и абстрагируется от остальных.

Долгое время считалось, что можно уделять внимание одному признаку только за счет другого. Если мы попытаемся понять несколько сообщений  одновременно, особенно однотипных, нам придется пожертвовать точностью. Наш повседневный опыт говорит нам, что мы больше уделяем внимания одним признакам окружения, чем другим, и что те признаки, на которые мы обращаем внимание, как правило, поступают в дальнейшую обработку, а те, которые не удостаиваются этого, могут не подвергаться дальнейшей обработке. Каким признакам мы уделяем внимание, а каким нет – это зависит от определенного контроля над ситуацией с нашей стороны и от нашего долговременного опыта. Во всех случаях механизм внимания переключается на одни стимулы, предпочитая их другим, хотя из последних не все обязательно исключаются из внимания - они могут отслеживаться и отфильтровываться.

Тот факт, что наше внимание действует избирательно, имеет несколько  объяснений. Во-первых, наша способность к обработке информации ограничена «пропускной способностью канала». Во-вторых, мы можем в какой-то степени управлять тем, на что обратить наше внимание. Если два человека говорят одновременно, мы можем выбирать к кому из них прислушиваться. В-третьих, восприятие событий связано с нашим «уровнем возбуждения», который, в свою очередь, связан с нашим интересом. Наконец, то, на что вы обращаете внимание, есть часть вашего сознательного опыта. Эти четыре темы являются ядром исследований внимания.

 

 

1.2 Физиологические основы внимания

 

Внимание, как и всякий психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями.

Для понимания физиологических  основ внимания большое значение имеют работы выдающихся русских физиологов И.П.Павлова и А.А.Ухтомского.

И.П.Павлов установил, что открытый ранее физиологами закон индукции нервных процессов имеет отношение  и к вниманию человека. В силу этого закона, считал Павлов, в коре больших полушарий головного  мозга вокруг очага возбуждения образуются зоны торможения.  При этом, чем сильнее зона возбуждения, тем интенсивнее торможение в других участках коры.

Уже в выдвинутом И.П.Павловым представлении  об особых реакциях нервной системы  – ориентировочных рефлексах (рефлекс «что такое?», как его назвал Павлов) содержалось предположение о рефлекторной природе непроизвольного внимания. По современным данным ориентировочные реакции очень сложны. Они связаны с активностью значительной части организма. В ориентировочный комплекс входят как внешние движения (например, поворот глаз и головы в сторону раздражителя), так и изменения чувствительности определенных анализаторов; изменяется характер обмена веществ; изменяются дыхание, сердечно-сосудистые и кожно-гальванические реакции, т.е. происходят вегетативные изменения; одновременно возникают и изменения электрической активности мозга.

Положение И.П.Павлова о движении очагов возбуждения по коре головного  мозга подтверждается современными экспериментальными исследованиями. Особое значение для понимания физиологических механизмов внимания имеет положение А.А.Ухтомского. Согласно принципу доминанты, выдвинутому А.А.Ухтомским, в головном мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания.

Следует отметить, что основой возникновения  господствующего очага возбуждения является не только сила воздействующего на человека раздражителя, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными нервными связями. Однако ни один закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не раскрывают до конца механизмов внимания, особенно произвольного. В отличие от животных люди осознанно управляют своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает и поддерживает внимание.

В последние годы все большую роль начинают играть представления о ведущей роли коры больших полушарий в системе нейрофизиологических механизмов внимания. На уровне коры больших полушарий с процессами внимания связывают наличие особого типа нейронов (нейроны внимания – детекторы новизны и клетки – установки – клетки ожидания).

Так, выявлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания (например, при решении сложных интеллектуальных или двигательных задач) возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях мозга. У больных с поражением некоторых отделов лобных долей мозга фактически невозможно с помощью речевой инструкции возбудить устойчивое произвольное внимание. Одновременно со слабостью произвольного внимания при поражении лобных долей мозга отмечается патологическое усиление непроизвольных форм внимания.

Таким образом, внимание связано с  деятельностью ряда мозговых структур, но их роль в регуляции различных  форм и видов внимания различна.

В целом физиологическую основу выделения некоторых раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных процессов и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активацию мозга. Активация мозга осуществляется, прежде всего, ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает порог чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

Среди пусковых механизмов ретикулярной формации следует отметить ориентировочный  рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение  окружающей среды у людей и  животных.

Однако внимание не может быть объяснено  лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны. Например, необходимы определенные механизмы, способные  выделить какой-либо новый раздражитель из других постоянно действующих  в данный момент. В психологической литературе обычно рассматривают две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражителей: периферические и центральные.

Информация о работе Психологическая сущность внимания и его свойства