Психологическая сущность внимания и его свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить психологическую сущность внимания и его свойства.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
Дать определение понятию «внимание».
Изучить физиологические основы внимания.
Изучить основные теории внимания.
Рассмотреть свойства внимания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Психологическая сущность внимания……………………………….6
Определение внимания……………………………………………….6
Физиологические основы внимания………………………………....8
Теории внимания……………………………………………………..11
Свойства внимания…………………………………………………....15
Устойчивость внимания………………………………………………15
Сосредоточенность внимания……………………………………...…18
Объем внимания……………………………………………………….18
Переключаемость внимания…………………………………………..20
Распределение внимания………………………………………………20
Интенсивность внимания……………………………………………...22
Рассеянность……………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………24
Глоссарий………………………………………………………………..26
Список использованных источников………………………………….28

Файлы: 1 файл

КР Общая психология Харитонова Е.Н..doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука, и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствует обострению слуха.

По мнению Д.Е.Бродбента, внимание – это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. Он установил, что если человеку подавали разную информацию сразу на оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо информация полностью игнорировалась. В дальнейшем было установлено, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У.Нейсер назвал эти механизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано с силой вызванного ими нервного возбуждения. В свою очередь, сила нервного возбуждения зависит от силы внешнего раздражения. Более сильное возбуждение подавляет возникающее одновременно с ним слабое возбуждение и определяет течение психической деятельности в соответствующем направлении. Однако возможно слияние двух или нескольких одновременно воздействующих раздражителей, усиливающих друг друга. Этот вид взаимодействия раздражителей также является одной из основ выделения внешних воздействий и течения процессов в определенном направлении.

Говоря о физиологических основах  внимания, нельзя не сказать еще  о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч.Шеррингтоном и широко использованный И.П.Павловым, в определенной степени объясняет динамику физиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, характеризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.2

Весьма сложная структура физиологических  механизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу привели  к появлению целого ряда психологических  теорий внимания.

1.3Теории внимания

Н.Н.Ланге, анализируя наиболее известные  подходы к пониманию природы  внимания, объединил  существующие теории и концепции внимания в  несколько групп.

1.Внимание как результат двигательного  приспособления.

Приверженцы этого направления  исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2.Внимание как результат ограниченности объема сознания.

Не объясняя, что понимается под  объемом сознания, И.Герберт и  У.Гамильтон считают, что более  интенсивные представления в  состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

3.Внимание как результат эмоции.

Эта теория получила наибольшее признание  в английской ассоциационной психологии. Она основывается на утверждении  о зависимости внимания от эмоциональной  окраски представления. Например, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя данной точки зрения Д.Миля «иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и то же».

4.Внимание как результат апперцепции,  т.е. как результат жизненного  опыта индивида.

5.внимание как особая активная  способность духа.

Сторонники данной идеи принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6.Внимание  как усиление нервной раздражительности.

Согласно  данной гипотезе, внимание обусловлено  увеличением местной раздражительности  центральной нервной системы.

7.Теория  нервного подавления.

Она пытается объяснить основной факт внимания – преобладание одного представления над другими – тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Среди теорий внимания широкую известность  также приобрела теория Т.Рибо. Он считал, что внимание всегда связано  с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между  эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Это связано с тем, что с точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. При этом особую роль в объяснении природы внимания Рибо отводил движениям. Он считал, что состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела – лица, туловища, конечностей, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на данном уровне. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Так, для органов зрения и слуха внимание означает сосредоточение и задержку движений. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В тоже время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной усталостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания.

Кроме теории Т.Рибо существуют и другие не менее известные подходы к исследованию природы внимания. Например, Д.Н.Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания, а сам процесс был назван объективацией.

Не  менее интересную концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. Его концепция  состоит из следующих основных положений:

1.Внимание является одним из моментов ориентировочно – исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.

2.Главная функция внимания – контроль над содержанием действия, психического образа и др. в каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.

3.В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.

4.Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5.Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания – и произвольного и непроизвольного – являются результатом формирования новых умственных действий.

6.Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.

В заключение следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания.

 

 

 

2 Свойства внимания

Характеризуя внимание, различают  степень его концентрированности (сосредоточенность), которая определяет такую величину, как объем внимания, его интенсивность (или напряженность), распределение внимания, его устойчивость или отвлекаемость, переключение внимания. Противоположностью внимания является рассеянность. Свойства  внимания представлены в Приложении А.

2.1 Устойчивость внимания

Устойчивость  внимания – свойство внимания, проявляющееся  в способности в течение длительного  времени сохранять состояние  внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Это характеристика его во времени. Устойчивость внимания не означает направленности его все время на один и тот же объект. Объекты действий и сами действия могут меняться, но постоянным должно оставаться общее направление деятельности. Однако общее направление деятельности, определяющееся задачей, которая должна быть выполнена, продолжает оставаться все время одним и тем же. Об устойчивости внимания говорят, следовательно, тогда, когда человек долгое время поглощен каким-либо делом.

Физиологически устойчивость внимания означает, что очагами оптимальной возбудимости последовательно являются те участки коры головного мозга, которыми регулируются действия, являющиеся звеньями одной деятельности.

Одно из важных условий устойчивости внимания – разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Все однообразное быстро снижает внимание. При длительном воздействии одного и того же раздражителя возбуждение в силу отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, а это и служит физиологической основой снижения внимания. Трудно удерживать внимание на протяжении длительного времени на чем-то одном. Если же происходит смена объектов или выполняемых действий, внимание долго сохраняется на высоком уровне. Чтобы удерживать внимание на чем-то одном, нужно все время раскрывать в одном и том же все новые и новые грани, ставить по отношению к нему разные вопросы, выполнять разные действия, подчиненные той общей цели, которая преследуется.

Чтобы быть внимательным, особенно важно  выполнять какие-либо действия с предметом. Это поддерживает деятельное состояние коры головного мозга, необходимое для сохранения оптимальной возбудимости отдельных ее участков, что характерно для внимания.

Большое значение имеют внешне выраженные практические действия с предметами, оперирование ими. Это способствует разнообразию получаемых впечатлений, более полному, разностороннему ознакомлению с предметом, лучшему его восприятию.

Велико значение и внутренней, мыслительной деятельности, которая должна быть направлена на решение таких задач, содержание которых требует наилучшего отражения объекта внимания. Постановка внутри одной и той же главной задачи все новых и новых частных задач и активные попытки решать их – одно из важнейших условий устойчивости внимания.

Даже при выполнении простых и многократно повторяющихся действий внимание может длительно сохраняться, если оно все время поддерживается такими раздражителями, которые каждый раз требуют выполнения определенного действия.

Состоянием противоположным устойчивости внимания, является его отвлекаемость. Ее физиологическая основа – или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или внутреннее торможение как результат однообразия деятельности или продолжительного действия одних и тех же раздражителей.

Отвлекающее действие посторонних раздражителей зависит от характера этих раздражителей и их отношения к тому, на что направлено внимание. Однородные раздражители, т.е. сходные с теми, на которых сосредоточено внимание, оказывают более отвлекающее действие, чем разнородные раздражители. Зрительные раздражители, например, в случае необходимости реагировать на какое-либо зрительное впечатление оказывают более тормозящее действие, чем в том случае, когда во время действия посторонних зрительных раздражителей надо реагировать на слуховые раздражители.

 Существенное значение имеет характер деятельности, требующий к себе внимания. Восприятие, например, меньше страдает от действия посторонних раздражителей, чем мыслительная деятельность, не опирающаяся в данный момент на восприятие окружающих предметов. Из процессов восприятия менее страдают от посторонних раздражителей зрительные восприятия.

Периодическое отвлечение или ослабление внимания, перемежающееся с возвращением к тому же объекту или с усилением  направленности на него, называется колебанием внимания.

Колебания внимания происходят даже при очень сосредоточенной работе, что объясняется постоянной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Небольшие колебания внимания происходят очень часто. В ряде опытов по исследованию скорости реакции, в которых в ответ на действие какого-либо раздражителя (звук, свет), требуется как можно скорее сделать заранее обусловленное движение (например, нажать рукой на электрический ключ), было установлено, что если подаче раздражителя предшествует предупредительный сигнал «Внимание!», то наилучший результат получается тогда, когда этот сигнал подается примерно за 2 секунды до воздействия раздражителя. При более длительном интервале времени уже наступает колебание внимания. Такие небольшие колебания, естественно, оказываются вредными только тогда, когда от человека требуется очень быстрая реакция на какой-либо кратковременный раздражитель. В условиях же более длительной и разнообразной работы их влияние может быть ничтожно.

Не всякое побочное раздражение  вызывает отвлечение внимания. При  полном отсутствии, каких бы то ни было, внешних раздражителей удерживание внимания опять-таки бывает затруднительным. Слабые побочные раздражители не уменьшают, а усиливают возбуждение в очаге повышенной возбудимости. Доминанта, по данным Ухтомского, не ослабляется, а поддерживается возбуждениями, вызываемыми действием побочных раздражителей (если они, конечно, в силу присущих им способностей не являются такими, которые сами в состоянии вызвать новую, соответствующую им доминанту).

2.2 Сосредоточенность  внимания

Информация о работе Психологическая сущность внимания и его свойства