Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить психологическую сущность внимания и его свойства.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
Дать определение понятию «внимание».
Изучить физиологические основы внимания.
Изучить основные теории внимания.
Рассмотреть свойства внимания.
Введение………………………………………………………………..3
Психологическая сущность внимания……………………………….6
Определение внимания……………………………………………….6
Физиологические основы внимания………………………………....8
Теории внимания……………………………………………………..11
Свойства внимания…………………………………………………....15
Устойчивость внимания………………………………………………15
Сосредоточенность внимания……………………………………...…18
Объем внимания……………………………………………………….18
Переключаемость внимания…………………………………………..20
Распределение внимания………………………………………………20
Интенсивность внимания……………………………………………...22
Рассеянность……………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………24
Глоссарий………………………………………………………………..26
Список использованных источников………………………………….28
Сосредоточенность внимания – свойство внимания, проявляющееся в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Чем уже круг объектов внимания, тем оно сосредоточеннее (концентрированнее).
Физиологически
Количество объектов, на которые внимание распространяется при одновременном их восприятии, составляет объем внимания.
2.3 Объем внимания
Объем внимания – свойство внимания,
которое определяется количеством
информации, одновременно способной
сохраняться в сфере
Объем внимания зависит как от особенностей воспринимаемых объектов, так и от задачи и характера деятельности воспринимающего человека.
Если, например, предъявить на короткий промежуток времени буквы, расположенные в строчку, но не составляющие слова, и предложить распознать их, то количество букв, называемых в этом случае, значительно меньше, чем тогда, когда демонстрируются буквы, составляющие одно или несколько слов. В первом случае для выполнения поставленной задачи требуется ясное восприятие каждой буквы. Во втором случае та же задача решается и при недостаточно ясном восприятии некоторых букв, образующих слово.
Существенные изменения в
Следовательно, при одной и той же задаче объем внимания оказывается неодинаковым вследствие различий в воспринимаемом материале. Однако если при предъявлении одних и тех же объектов усложняется задача восприятия, то объем внимания может существенно измениться. Так, если при показе букв, не составляющих слова, ставится задача указать некоторые неправильности, допущенные при написании букв, или назвать цвет каждой буквы в отдельности (при предъявлении разноцветных букв), то количество букв, рассмотренных в соответствии с поставленной задачей, оказывается меньшим, чем тогда, когда надо назвать их. Уменьшение объема внимания вызывается в этих случаях тем, что указанная работа требует более ясного восприятия каждой буквы в отдельности по сравнению с тем, что нужно только для опознания букв. При одном и том же материале объем внимания бывает, следовательно, неодинаковым в силу различий в задаче и характере восприятия.
Как показали многочисленные опыты, объем внимания при восприятии однородных, но никак не связанных между собой по смыслу объектов у взрослых людей колеблется в среднем от 4 до 6 объектов.
В лабораторных условиях для определения объема внимания производятся следующие опыты. Перед испытуемым ставится особый аппарат, служащий для этой цели, - тахистоскоп. В середине вертикальной полоски этого аппарата укрепляется экспозиционная карточка, на которой находится некоторое количество букв или цифр, или каких либо фигур. Перед этой плоскостью находится падающая ширма, имеющая посередине прорезь, по площади равную экспозиционной карточке. До начала опыта карточка закрыта нижней частью ширмы, поднятой вверх. При падении ширмы карточка на время открывается и затем вновь закрывается опустившейся верхней частью ширмы. Длительность экспозиции ограничивается кратким промежутком времени для того, чтобы сделать восприятие всех предметов максимально одновременным. Обычно это время не превышает 0.1 секунды, так как за такой промежуток времени глаз не успевает сделать сколько-нибудь заметных движений и восприятие объектов происходит практически одновременно. Количество объектов, воспринятых при таком кратковременном показе, и характеризует объем внимания.
2.4 Переключаемость внимания
Переключаемость внимания – свойство, проявляющееся в скорости перевода внимания с одного объекта на другой.
Во многих случаях переключение внимания осуществляется преднамеренно и вызывается тем, что мы или выполнили уже предыдущую работу, или считаем новую более важной или интересной. Если при отключении внимания выполняемая деятельность нарушается (благодаря действию посторонних раздражителей), то при переключении внимания происходит правомерная смена одной деятельности другой. И чем быстрее она осуществляется, тем, следовательно, быстрее происходит переключение внимания. Наоборот, продолжительное последействие предыдущей деятельности, ее тормозящее влияние на новую деятельность означает медленное и недостаточное переключение внимания.
Быстрота и успешность переключения внимания зависит от того, насколько интенсивно оно было привлечено к предыдущей деятельности, а так же от характера новых объектов и новых действий на которые оно переносится. Чем интенсивнее было внимание ранее и чем меньше новые объекты, или новая деятельность, отвечают условиям привлечения внимания, тем больше затрудняется его переключение.
Физиологически переключение внимания
означает возникновение торможения
в имевшемся ранее очаге
2.5 Распределение внимания
Распределение внимания – свойство внимания, проявляющееся в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Для изучения распределения внимания используются различные методики.
Для определения сравнительной меры распределения внимания испытуемому предлагается вести одновременно счет разных фигур. Приложение Б.
По мере считывания фигуры закрываются. Фиксируется время и количество ошибок по каждой строке.
В лаборатории распределение
Организация деятельности, способствующая распределению внимания, характеризуется тем, что только одно из действий осуществляется при достаточно полном и ясном отражении того, что нужно для его выполнения, все же остальные действия выполняются при ограниченном отражении того, что требуется для них.
Насколько трудно добиться такого распределения внимания при действии разнородных раздражителей, совпадающих во времени, можно судить по тому, что обычно в этих случаях замечается сначала один из раздражителей и лишь через некоторое время – второй. В этом можно убедиться при помощи так называемого компликационного аппарата, предназначенного для опытов с компликацией, т.е. сочетанием разнородных раздражителей. Прибор состоит из циферблата, имеющего 100 делений, по которому быстро вращается стрелка. При прохождении стрелки через одно из делений раздается звонок. Задача испытуемого – определить, на каком делении находилась стрелка, когда раздался звонок. Обычно испытуемый называет не то деление, на котором находилась стрелка во время звонка, а либо предшествующее ему, либо следующее за ним. Его внимание, следовательно, направляется сначала на один раздражитель (звонок или положение стрелки) и лишь затем, с некоторым запозданием – на другой.
Физиологически распределение внимания возможно потому, что при наличии в коре мозга господствующего очага возбуждения в некоторых других участках коры имеется лишь частичное торможение, вследствие чего эти участки могут управлять одновременно выполняемыми действиями.
Возможность выполнения действий при
частичной заторможенности
В опытах Добрынина (с использованием работы на суппорте) испытуемым предлагалось одновременно с работой на суппорте производить в уме вычисления. Исследование показало, что такое совмещение умственного труда со сложной работой руками возможно, если работа на суппорте выполняется более или менее автоматически.
Важно так же отношение, в котором находятся по отношению друг к другу одновременно выполняемые действия. Если они не связаны между собой, их одновременное выполнение затрудняется. Наоборот, если они в силу своего содержания или частого повторения в предыдущем опыте уже образовали некоторую систему действий, одновременное выполнение их удается легче.
2.6 Интенсивность внимания
Интенсивность внимания характеризуется
степенью направленности его на данные
объекты и одновременным
Высокая интенсивность внимания достигается
тогда, когда в наибольшей мере налицо
то, что характеризует собой
Физиологической основой интенсивности внимания является наличие резко выраженного возбуждения в одном из очагов в коре головного мозга при столь же резко выраженном торможении остальных участков коры. Действие посторонних раздражителей не вызывает в этих случаях в очаге оптимальной возбудимости торможение, возникающее при других состояниях коры.
Обе указанные особенности внимания – его сосредоточенность и интенсивность – тесно связаны между собой. Чем уже круг объектов, на которые направлено внимание, тем больше возможность усиленного внимания к ним. И наоборот, чем больше предметов охвачено вниманием, тем труднее достичь его высокого уровня. Когда требуется напряженное внимание к чему-либо, круг объектов, на который оно направлено, сужается.
2.7 Рассеянность
Противоположностью внимания является рассеянность. Это состояние, когда человек ни на чем основательно и долго не может удерживать внимание, все время отвлекается посторонним, причем ничто не привлекает к себе надолго его внимания, а сейчас же уступает свое место чему-либо другому.
Такое состояние, характеризующееся полной неорганизованностью деятельности, часто наступает в состоянии переутомления. Физиологически оно означает отсутствие сколько-нибудь сильного и стойкого очага возбуждения в коре мозга. Основой его может быть и весьма высокая подвижность нервных процессов – быстрота и легкость смены возбуждения торможением в одних и тех же участках коры мозга.
Важно заметить, что рассеянностью часто называют и совершенно противоположное только что указанному состояние, характеризующееся ни отсутствием сосредоточенности, ни малой интенсивностью, ни недостаточной устойчивостью внимания, а наоборот, его большой интенсивностью и длительным удерживанием на чем-либо одном. В силу чего человек не замечает всего остального, забывает, что ему необходимо было сделать, и т.п. Такая рассеянность во многих случаях также весьма нежелательна, но она говорит не о недостатках внимания, а об его качественном своеобразии – о максимальном подчинении его какой-либо одной задаче и полном отвлечении от всего остального.
Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Основными функциями внимания являются:
- обеспечение отбора
поступающей в организм
- обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности;
- активизация нужных
и торможение ненужных в
Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Оно не имеет специального нервного центра для своего осуществления, тогда как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а так же движения связаны с деятельностью специальных участков коры больших полушарий головного мозга.
С физиологической точки зрения, внимание есть не что иное, как нервная деятельность определенного участка коры больших полушарий мозга, в данный момент и при данных условиях обладающего оптимальной ( т.е. наилучшей при данных обстоятельствах) возбудимостью, тогда как остальные участки коры находятся в состоянии пониженной возбудимости.
Внимание человека обладает различными свойствами. Когда человек сосредотачивает его в одной точке, то говорят о высокой концентрации внимания, когда долго поддерживает его активность – об его устойчивости. Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. Избирательность внимания называют возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятии информации при наличии помех. Способность внимания быстро переключаться с объекта на объект выражает переключаемость внимания, а одновременное восприятие нескольких объектов или выполнение нескольких действий называют распределением внимания. Состояние противоположное вниманию называется рассеянностью. Характеризуется рассеянность полной неорганизованностью деятельности.
Информация о работе Психологическая сущность внимания и его свойства