Психологические аспекты адаптации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и проанализировать факторы, влияющие на процесс социализации личности, и определить условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс социализации личности.
Предмет исследования: условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.
Гипотеза: социализация младших школьников будет наиболее успешной при следующих условиях:

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущностная характеристика понятия социализации в социально-педагогической и психологической литературе……………………………….
1.1. Понятие и содержание процесса социализации………….………………
1.2. Институты социализации личности ……………………………………..…

Глава 2. Социализация и развитие личности ребёнка младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….
2.1. Социально-психологическое развитие младших школьников……………
2.2. Условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста……………………………………………………….…………………….

Заключение………………………………………………………………..………

Список литературы…………………………………………………….…………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Сущностная характеристика понятия социализации в социально-педагогической и психологической литературе……………………………….

1.1.  Понятие и содержание процесса социализации………….………………

1.2. Институты социализации личности ……………………………………..…

 

Глава 2. Социализация и развитие личности ребёнка младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….

2.1. Социально-психологическое развитие младших школьников……………

2.2. Условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста……………………………………………………….…………………….

 

Заключение………………………………………………………………..………

 

Список литературы…………………………………………………….…………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение

 

     Происходящие  за последнее время значительные изменения в социальной ситуации российского общества явились предпосылкой для реформирования процесса образования, основу которого составляет его гуманистическая направленность, включающая задачи индивидуализации и социализации личности ребенка.

    Сегодня воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешной социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как личности и субъекта деятельности. В этой связи содержание воспитания становится обеспечением процесса социализации и саморазвитии личности на основе технологий и средств педагогической  и психологической поддержки.

     В  современной постоянно усложняющейся  общественно - политической, экономической  жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества, получило в последнее время название "социализация".

    Основополагающим  в решении данной проблемы, на  наш взгляд, является процесс  социализации детей младшего  школьного возраста, ибо именно  в этот период детства выкристаллизовывается  структура личности. С поступлением  в школу, для них как бы открывается новая эпоха жизни. Как предупреждал американский психолог Р. Берне "попадая в школьное детство, ребенок попадает в более требовательный и жестокий мир. Ребенку уже самому нужно разбираться в своих отношениях с учителями и сверстниками. Ему нужно в одиночку встречаться с требованиями к себе, к тому, что он делает"[11,57]. Начало школьной жизни расширяет восприятие окружающего мира, увеличивает опыт, приобретенный ребенком вне дома, обогащает и интенсифицирует сферу его общения.

     Социализация становится средством встраивания растущего человека в общее для всех жизненное пространство, средством освоения детьми знаний об окружающем мире и способом его познания.[3,78-79].

    Обзор  и анализ литературы в области  изучения процессов включения  индивида в общество показывают, что исследования проблемы социализации относятся к категории сложных и многомерных явлений, находящихся на стыке различных наук: педагогических, психологических, социологических, культурологических, политологических и других, каждая из которых имеет собственные представления и подходы.

       Эти подходы в определенной  степени разделяются и исследователями  различных отраслей социологического  и психолого-педагогического знания, при этом социализация рассматривается  в тесной взаимосвязи с развитием и

воспитанием.

     Огромный  вклад в исследования внесла  западная психологическая школа,  начиная с 3. Фрейда, Ж. Пиаже,  Э. Фромма, К. Юнга, К, Хорни и  других. Изучению социализации посвящены  многочисленные работы отечественной  педагогической школы, связанные с именами Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, СТ. Шацкого, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Базовыми в понимании процесса социализации в нашем исследовании явились подходы Г.М. Андреевой, Р. Бернса, В.Г. Бочаровой, О.С. Газмана, Н.Ф. Головановой, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, Н.И. Шевандрина и других.

    В  отечественной педагогике и психологии  установлены отношения между социализацией и образованием. При этом социализация понимается широко - как процесс и результат включения растущего человека в общество благодаря усвоению и активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры. Указанной позиции придерживались В. Вагнер, В.М. Бехтерев, Н. Ланге, П. Лесгафт, А. Лазурский, П. Каптерев, А. Красновский и др.

    Социализация  человека осуществляется широким  набором средств, специфических  для каждого общества, социального  слоя и возраста социализируемого.       

     Проблема исследования: как повысить успешность социализации младшего школьника.

     Цель исследования: выявить и проанализировать факторы, влияющие на процесс социализации личности, и определить условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.

     Объект исследования: процесс социализации личности.

     Предмет исследования: условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.

     Гипотеза: социализация младших школьников будет наиболее успешной при следующих условиях:

-  знание особенностей социализации личности, её институтов и механизмов;

- учёт индивидуально-психологических  особенностей личности при взаимодействии с ребёнком младшего школьного возраста;

- создание воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, направленной на успешную социальную адаптацию ребёнка;

- психолого-педагогическое просвещение  родителей с целью создания  оптимальных условий для взаимопонимания  в семье.

Задачи исследования:

1) провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) определить понятие, механизмы и институты социализации личности;

3) выявить психологические особенности социализации младших школьников;

4) определить условия успешной  социализации детей младшего  школьного возраста.

Методы исследования:

1) изучение психолого-педагогической литературы;

2) теоретический анализ;

3) сравнение, обобщение;

4) прогнозирование.

     Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что в данной работе рассмотрены современные подходы к проблеме социализации личности, а также выявлены условия успешной социализации младших школьников.

   Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Сущностная характеристика понятия социализации в социально-педагогической и психологической литературе

 

1.1. Понятие и содержание процесса социализации

 

      Термин  «социализация», несмотря на его  широкую распространенность, не  имеет однозначного толкования  среди различных представителей  психологической науки. В системе  отечественной психологии употребляются  еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, можно сказать, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. « Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества»- писал Бронфенбреннер [1,31].

      Сомнение  вызывает возможность точного разведения понятия социализации с другими, широко используемыми в отечественной психологической и педагогической литературе понятиями («развитие личности» и «воспитание»). Это возражение весьма существенно и заслуживает того, чтобы быть обсужденным специально. Идея развития личности - одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания - социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность.

     Вместе  с тем, если понимать процесс  развития личности в ее активном  взаимодействии с социальной  средой, то каждый из элементов  этого взаимодействия имеет право  на рассмотрение без опасения, что преимущественное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться ее абсолютизацией, недооценкой другого компонента. Подлинно научное рассмотрение вопроса о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект. 
      Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях - в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели[2,43].В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется. 
     Сделав это уточнение, на наш взгляд , можно так определить сущность социализации: социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально- психологического знания. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

     Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны личности», то для социальной психологии - «со стороны взаимодействия личности и среды»[4,103].

     Если исходить  из тезиса, принимаемого в общей  психологии, что личностью не  родятся, личностью становятся, то  ясно, что социализация по своему  содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

 

      Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса  социализации индивид имеет дело  с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс - центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс - это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности. Эта общая теоретическая канва позволяет подойти к экспериментальному исследованию проблемы. Экспериментальные исследования носят, как правило, пограничный характер между социальной и возрастной психологией, в них для разных возрастных групп изучается вопрос о том, каков механизм ориентации личности в системе деятельностей, чем мотивирован выбор, который служит основанием для центрирования деятельности. Особенно важным в таких исследованиях является рассмотрение процессов целеобразования. К сожалению, эта проблематика, традиционно закрепленная за общей психологией, не находит пока особой разработки в ее социально-психологических аспектах, хотя ориентировка личности не только в системе данных ей непосредственно связей, но и в системе личностных смыслов, по-видимому, не может быть описана вне контекста тех социальных «единиц», в которых организована человеческая деятельность, т.е. социальных групп.[20,36-39].

Информация о работе Психологические аспекты адаптации младших школьников