Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:05, курсовая работа
Цель исследования: выявить и проанализировать факторы, влияющие на процесс социализации личности, и определить условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс социализации личности.
Предмет исследования: условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.
Гипотеза: социализация младших школьников будет наиболее успешной при следующих условиях:
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущностная характеристика понятия социализации в социально-педагогической и психологической литературе……………………………….
1.1. Понятие и содержание процесса социализации………….………………
1.2. Институты социализации личности ……………………………………..…
Глава 2. Социализация и развитие личности ребёнка младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….
2.1. Социально-психологическое развитие младших школьников……………
2.2. Условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста……………………………………………………….…………………….
Заключение………………………………………………………………..………
Список литературы…………………………………………………….…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущностная характеристика понятия социализации в социально-педагогической и психологической литературе……………………………….
1.1. Понятие и содержание процесса социализации………….………………
1.2. Институты социализации личности ……………………………………..…
Глава 2. Социализация
и развитие личности ребёнка младшего школьного
возраста…………………………………………………………
2.1. Социально-психологическое развитие младших школьников……………
2.2. Условия успешной социализации
ребёнка младшего школьного возраста……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Происходящие
за последнее время значительны
Сегодня воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешной социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как личности и субъекта деятельности. В этой связи содержание воспитания становится обеспечением процесса социализации и саморазвитии личности на основе технологий и средств педагогической и психологической поддержки.
В
современной постоянно
Основополагающим
в решении данной проблемы, на
наш взгляд, является процесс
социализации детей младшего
школьного возраста, ибо именно
в этот период детства
Социализация становится средством встраивания растущего человека в общее для всех жизненное пространство, средством освоения детьми знаний об окружающем мире и способом его познания.[3,78-79].
Обзор и анализ литературы в области изучения процессов включения индивида в общество показывают, что исследования проблемы социализации относятся к категории сложных и многомерных явлений, находящихся на стыке различных наук: педагогических, психологических, социологических, культурологических, политологических и других, каждая из которых имеет собственные представления и подходы.
Эти подходы в определенной
степени разделяются и
воспитанием.
Огромный
вклад в исследования внесла
западная психологическая
В
отечественной педагогике и
Социализация
человека осуществляется
Проблема исследования: как повысить успешность социализации младшего школьника.
Цель исследования: выявить и проанализировать факторы, влияющие на процесс социализации личности, и определить условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс социализации личности.
Предмет исследования: условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.
Гипотеза: социализация младших школьников будет наиболее успешной при следующих условиях:
- знание особенностей социализации личности, её институтов и механизмов;
- учёт индивидуально-
- создание воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, направленной на успешную социальную адаптацию ребёнка;
- психолого-педагогическое
Задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) определить понятие, механизмы и институты социализации личности;
3) выявить психологические особенности социализации младших школьников;
4) определить условия успешной социализации детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1) изучение психолого-педагогичес
2) теоретический анализ;
3) сравнение, обобщение;
4) прогнозирование.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что в данной работе рассмотрены современные подходы к проблеме социализации личности, а также выявлены условия успешной социализации младших школьников.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.
Глава 1. Сущностная характеристика понятия социализации в социально-педагогической и психологической литературе
1.1. Понятие и содержание процесса социализации
Термин
«социализация», несмотря на его
широкую распространенность, не
имеет однозначного толкования
среди различных
Сомнение вызывает возможность точного разведения понятия социализации с другими, широко используемыми в отечественной психологической и педагогической литературе понятиями («развитие личности» и «воспитание»). Это возражение весьма существенно и заслуживает того, чтобы быть обсужденным специально. Идея развития личности - одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания - социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность.
Вместе
с тем, если понимать процесс
развития личности в ее
Несколько сложнее вопрос
о соотношении понятий «социализация»
и «воспитание». Как известно, термин «воспитание»
употребляется в нашей литературе в двух
значениях - в узком и широком смысле слова.
В узком смысле слова термин «воспитание»
означает процесс целенаправленного воздействия
на человека со стороны субъекта воспитательного
процесса с целью передачи, привития ему
определенной системы представлений,
понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится
на целенаправленность, планомерность
процесса воздействия. В качестве субъекта
воздействия понимается специальный институт,
человек, поставленный для осуществления
названной цели[2,43].В широком смысле слова
под «воспитанием» понимается воздействие
на человека всей системы общественных
связей с целью усвоения им социального
опыта и т.д. Субъектом воспитательного
процесса в этом случае может выступать
и все общество, и, как часто говорится
в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять
термин «воспитание» в узком смысле слова,
то социализация отличается по своему
значению от процесса, описываемого термином
«воспитание». Если же это понятие употреблять
в широком смысле слова, то различие ликвидируется.
Сделав это уточнение, на
наш взгляд , можно так определить сущность
социализации: социализация - это двусторонний
процесс, включающий в себя, с одной стороны,
усвоение индивидом социального опыта
путем вхождения в социальную среду, систему
социальных связей; с другой стороны (часто
недостаточно подчеркиваемой в исследованиях),
процесс активного воспроизводства индивидом
системы социальных связей за счет его
активной деятельности, активного включения
в социальную среду. Именно на эти две
стороны процесса социализации обращают
внимание многие авторы, принимающие идею
социализации в русло социальной психологии,
разрабатывающие эту проблему как полноправную
проблему социально- психологического
знания. Вопрос ставится именно так, что
человек не просто усваивает социальный
опыт, но и преобразовывает его в собственные
ценности, установки, ориентации. Этот
момент преобразования социального опыта
фиксирует не просто пассивное его принятие,
но предполагает активность индивида
в применении такого преобразованного
опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом
ее является не просто прибавка к уже существующему
социальному опыту, но его воспроизводство,
т.е. продвижение его на новую ступень.
Понимание взаимодействия человека с
обществом при этом включает в себя понимание
в качестве субъекта развития не только
человека, но и общества, объясняет существующую
преемственность в таком развитии. При
такой интерпретации понятия социализации
достигается понимание человека одновременно
как объекта, так и субъекта общественных
отношений.
Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны личности», то для социальной психологии - «со стороны взаимодействия личности и среды»[4,103].
Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.
Что касается деятельности,
то на протяжении всего
Информация о работе Психологические аспекты адаптации младших школьников