Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:05, курсовая работа
Цель исследования: выявить и проанализировать факторы, влияющие на процесс социализации личности, и определить условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс социализации личности.
Предмет исследования: условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.
Гипотеза: социализация младших школьников будет наиболее успешной при следующих условиях:
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущностная характеристика понятия социализации в социально-педагогической и психологической литературе……………………………….
1.1. Понятие и содержание процесса социализации………….………………
1.2. Институты социализации личности ……………………………………..…
Глава 2. Социализация и развитие личности ребёнка младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….
2.1. Социально-психологическое развитие младших школьников……………
2.2. Условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста……………………………………………………….…………………….
Заключение………………………………………………………………..………
Список литературы…………………………………………………….…………
Параллельно
с мотивацией достижения
С поступлением
ребенка в школу происходят
и изменения в его
Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения в учебной, игровой, трудовой деятельности детей.
К
концу младшего школьного
2.2. Условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития. Процесс социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Поэтому очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему адаптироваться в современном мире.
Становление личности
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит[1,3].
Успешная социализация
Социальная
адаптация является
В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
В
сфере общения происходит
В сфере сознания – формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.
Так,
если не происходит процесс
адаптации ребенка к группе, то
у него может появиться
Если
ребенок преодолел фазу
Все
эти процессы могут
В процессе
социализации, и в частности социальной
адаптации ребенка,
В результате воспитания, самовоспитания и позитивного влияния других социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), т.е. его социализация. При этом чем значительнее и многообразнее влияние социальной среды на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок.
Однако
нередко процесс социализации
ребенка по каким-либо
Процесс
социализации таких детей
В целом усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.
Если
же степень утраты или
Таким
образом, в процессе развития
ребенка в социуме должна
Необходимым
условием социализации
Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается и обучается. Это значит, воспитание и обучение заключается в самом процессе развития ребенка, а не надстраивается над ним; личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д. не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка»[4,54]. Отсюда следует психологический тезис необходимости специальной организации учения школьника как его учебной деятельности.
Современная
школа является одним из основн
Исходя
из вышесказанного, мы сделали
вывод, что создание
Основные
направления деятельности
Таблица
Социализация младших школьников в условиях школы
Проблемы |
Тенденции |
Перспективы |
Организация совместной работы школы с родителями |
Вовлечение
родителей в воспитательный |
Создание
единого педагогического |
Организация трудового воспитания |
Определение
эффективных способов передачи
трудовых знаний и умений |
Овладение учащимися навыками и знаниями, необходимыми для жизни в обществе. |
Воспитание
чувства ответственности и |
Овладение
техникой общения, способов |
Воспитание толерантности – терпимости, доброжела-тельности – качеств, которые позволяют, сохраняя свое, принимать чужое. |
Создание
детских и молодежных |
Изучение всех явлений, происходящих в молодежной среде |
Нравственное воспитание. Повышение роли классного руководителя. Введение статуса освобожденного классного наставника |
Воспитание лидерских качеств у учащихся |
Психологическая
поддержка детей-лидеров в |
Воспитание активной жизненной позиции у учащихся |
Использование
народных традиций в |
Создание
системы работы по данной |
Подготовка
учителей, знающих и грамотно
использующих народные |
Планирование воспитательной работы, исходя из реальных проблем |
Создание
условий для удовлетворения пот |
Высокий
уровень воспитанности |
Хотелось бы отметить, что как бы мы не увеличивали роль школы в социализации, семья всё равно остаётся самой главной её социальной институцией. Именно поэтому успешная социализация учеников в школе без успешной социализации в семье просто невозможна, и тесное взаимодействие этих двух институтов в процессе социализации всегда даёт положительный эффект.
Поэтому
психолого-педагогическое
В заключение следует подчеркнуть, что роль социализации в формировании личности трудно переоценить, социализация является, по сути, единственным путем формирования и развития личности. Поэтому именно процессу социализации и формированию социальной активности школьников должно уделяться наиболее важное внимание при организации воспитательного процесса в каждом образовательном учреждении.
Итак, отметим, что социализация - это сложное и многогранное явление. Поэтому можно констатировать все имеющиеся точки зрения, но придерживаться необходимо какой-нибудь одной, а в частности, в вопросе ориентировки в существующих определениях и механизмах социализации.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
С позиций отечественной психологии, социализация характеризуется как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего, в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления личности, включая самосознание и активную жизненную позицию.
Таким образом, социализация - это процесс интеграции личности в социальной системе, связанный не только с процессом адаптации, но и самоактуализации. Это сложный многофакторный процесс, длительность которого равна человеческой жизни. По значимости для человека он стоит в одном ряду с такими процессами как воспитание и развитие. Актуальность проблемы социализации личности особенно остро встает сейчас, при смене идеологических ориентиров в обществе, когда особенно трудно найти согласие с природой, обществом, окружающим миром и самим собой, что, собственно, и предполагает процесс социализации.
Информация о работе Психологические аспекты адаптации младших школьников