Психологические аспекты адаптации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и проанализировать факторы, влияющие на процесс социализации личности, и определить условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс социализации личности.
Предмет исследования: условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.
Гипотеза: социализация младших школьников будет наиболее успешной при следующих условиях:

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущностная характеристика понятия социализации в социально-педагогической и психологической литературе……………………………….
1.1. Понятие и содержание процесса социализации………….………………
1.2. Институты социализации личности ……………………………………..…

Глава 2. Социализация и развитие личности ребёнка младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….
2.1. Социально-психологическое развитие младших школьников……………
2.2. Условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста……………………………………………………….…………………….

Заключение………………………………………………………………..………

Список литературы…………………………………………………….…………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

   Параллельно  с мотивацией достижения успеха  и под ее влиянием в младшем  школьном возрасте совершенствуется  трудолюбие и самостоятельность.  Трудолюбие возникает как следствие  неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получений ребенком поощрений за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость в достижении цели. Самостоятельность младших школьников сочетается с их зависимостью от взрослых. При этом очень важно, чтобы сочетание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

   С поступлением  ребенка в школу происходят  и изменения в его взаимоотношениях  с окружающими людьми, причем  довольно существенные. Прежде всего,  значительно увеличивается время,  отводимое на общение. Изменяются темы общения, в него не входят темы, связанные с игрой. Кроме того, у детей ІІІ-ІV классов отмечаются первые попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. В младшем школьном возрасте сильнее начинает проявляться их индивидуальность. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка; у большинства детей к ІІІ-ІV классам обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности.

    Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения в учебной, игровой, трудовой деятельности детей.

     К  концу младшего школьного возраста, к ІІІ-ІV классам школы, повышенное  значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях[17,101].

 

 

2.2. Условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста

 

      Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития. Процесс социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Поэтому очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему адаптироваться в современном мире.

      Становление личности существенно  зависит от всей совокупности  условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

      Сущность социализации состоит  в том, что в процессе ее  человек формируется как член  того общества, к которому он принадлежит[1,3].

      Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную  адаптацию человека в обществе, а с другой – способность  в определенной мере противостоять  обществу, а точнее – части  тех жизненных коллизий, которые  мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.

    Социальная  адаптация является непременным  условием и результатом успешной  социализации ребенка, которая,  как известно, происходит в трех  основных сферах: деятельности, общения  и сознания.

   В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

     В  сфере общения происходит расширение  круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка, и в обществе в целом.

    В  сфере сознания – формирование  образа «собственного Я» как  активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

   Так,  если не происходит процесс  адаптации ребенка к группе, то  у него может появиться робость,  неуверенность в себе, безынициативность,  что может привести к серьезной личностной деформации.

    Если  ребенок преодолел фазу адаптации  и начинает предъявлять окружающим  свои индивидуальные отличия,  которые они отвергают как  несоответствующие их представлениям  и потребностям, это может привести  к развитию у ребенка негативности, подозрительности, агрессивности, завышенной самооценке. Положительное вхождение ребенка в группу, его интеграция способствует формированию у него чувства товарищества.

    Все  эти процессы могут происходить  спонтанно, стихийно в ходе жизнедеятельности ребенка, а могут регулироваться, хотя бы отчасти, целенаправленным влиянием на развитие ребенка - воспитанием.

   В процессе  социализации, и в частности социальной  адаптации ребенка, проявляется  объективная потребность человека  быть «как все». Однако параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у ребенка постепенно формируется другая объективная потребность – проявить себя. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально значимые качества и свойства личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости, уникальности[13, 32-39].

    В  результате воспитания, самовоспитания  и позитивного влияния других  социальных факторов (культурно-исторических  и религиозных традиций, средств  массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), т.е. его социализация. При этом чем значительнее и многообразнее влияние социальной среды на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок.

    Однако  нередко процесс социализации  ребенка по каким-либо объективным  или субъективным причинам осложняется.  Так, вхождение ребенка в общество  может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком, искажается в результате негативного- стихийного либо преднамеренного- влияния среды, в которой он живет, и т.д. В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество.

    Процесс  социализации таких детей также  происходит прежде всего через  воспитание, посредством которого  осуществляется целенаправленное влияние, управление этим процессом. Однако при этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные.

    В  целом усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.

    Если  же степень утраты или несформированности  социально значимых качеств столь  высока, что это препятствует  успешному приспособлению ребенка  к условия социальной среды,  т.е. происходит его социальная  дезадаптация, то в этом случае  необходима социальная реабилитация ребенка, которая предусматривает применение специальной системы мер, направленных на восстановление утраченных ребенком общественных связей и отношений, восстановление его социального статуса, обеспечивающего социальную адаптацию в обществе[11,78].

   Таким  образом, в процессе развития  ребенка в социуме должна осуществляться  его социализация, которая включает  в себя социальную адаптацию.  Если же этого не происходит, наблюдается другое явление- дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка.

    Необходимым  условием социализации личности  является востребованность социумом. Особую роль здесь играет организация  воспитательного процесса.

     Как  подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «ребенок  развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается и обучается. Это значит, воспитание и обучение заключается в самом процессе развития ребенка, а не надстраивается над ним;  личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д. не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка»[4,54]. Отсюда следует психологический тезис необходимости специальной организации учения школьника как его учебной деятельности.

   Современная  школа является одним из основных агентов социализации. Она представляет собой модель нашего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе.

    Исходя  из вышесказанного, мы сделали  вывод, что создание воспитывающей  и развивающей среды в образовательном учреждении  – одно из условий успешной социализации ребёнка, в том числе и младшего школьного возраста.

   Основные  направления деятельности школы  по социализации ребёнка младшего  школьного возраста мы отразили  в нижеследующей таблице.

 

Таблица

 

Социализация  младших школьников в условиях  школы

 

Проблемы

Тенденции

Перспективы

   Организация  совместной  работы школы с  родителями 

   Вовлечение  родителей в воспитательный процесс. 

   Создание  единого педагогического пространства в воспитательной работе «Школа-семья» Построение модели взаимодействия с семьями учащихся.

   Организация  трудового воспитания 

   Определение  эффективных способов передачи  трудовых знаний и умений учащимся 

  Овладение  учащимися навыками и знаниями, необходимыми для жизни в обществе.

  Воспитание  чувства ответственности и долга 

   Овладение  техникой общения, способов воспитания  толерантности 

    Воспитание  толерантности – терпимости, доброжела-тельности – качеств, которые позволяют, сохраняя свое, принимать чужое.

  Создание  детских и молодежных организаций  в школе и вне ее, охватывающих  большее количество учащихся 

  Изучение  всех явлений, происходящих в  молодежной среде 

  Нравственное  воспитание.

  Повышение  роли классного руководителя.

   Введение статуса освобожденного классного наставника

   Воспитание  лидерских качеств у учащихся 

  Психологическая  поддержка детей-лидеров в классе  и школе 

  Воспитание  активной жизненной позиции у  учащихся

   Использование  народных традиций в воспитательной  работе 

  Создание  системы работы по данной проблеме. 

  Подготовка  учителей, знающих и грамотно  использующих народные традиции  в воспитательной работе

  Планирование  воспитательной работы, исходя из  реальных проблем 

  Создание  условий для удовлетворения потребностей общества 

  Высокий  уровень воспитанности учащихся  и их социализация.


 

     Хотелось бы отметить, что как бы мы не увеличивали роль школы в социализации, семья всё равно остаётся самой главной её социальной институцией. Именно поэтому успешная социализация учеников в школе без успешной социализации в семье просто невозможна, и тесное взаимодействие этих двух институтов в процессе социализации всегда даёт положительный эффект.

    Поэтому  психолого-педагогическое просвещение  родителей с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье является одним из главных условий успешной социализации младших школьников.

   В заключение следует подчеркнуть, что роль социализации в формировании личности трудно переоценить, социализация является, по сути, единственным путем формирования и развития личности. Поэтому именно процессу социализации и формированию социальной активности школьников должно уделяться наиболее важное внимание при организации воспитательного процесса в каждом образовательном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение

 

     Итак, отметим, что социализация - это сложное и многогранное явление. Поэтому можно констатировать все имеющиеся точки зрения, но придерживаться необходимо какой-нибудь одной, а в частности, в вопросе ориентировки в существующих определениях и механизмах социализации.

     Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

     С позиций отечественной психологии, социализация характеризуется как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего, в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления личности, включая самосознание и активную жизненную позицию.

     Таким образом, социализация - это процесс интеграции личности в социальной системе, связанный не только с процессом адаптации, но и самоактуализации. Это сложный многофакторный процесс, длительность которого равна человеческой жизни. По значимости для человека он стоит в одном ряду с такими процессами как воспитание и развитие. Актуальность проблемы социализации личности особенно остро встает сейчас, при смене идеологических ориентиров в обществе, когда особенно трудно найти согласие с природой, обществом, окружающим миром и самим собой, что, собственно, и предполагает процесс социализации.

Информация о работе Психологические аспекты адаптации младших школьников